ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2966/2023 от 30.06.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-2966/2023

66MS0046-01-2022-002858-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 30 июня 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего Делягиной С.В.,

при секретаре судебного заседания Пановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г.Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее – УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга) обратилось с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование исковых требований указано, что на основании заявлений ФИО1 от 16.07.2019, 29.01.2020, 30.07.2021, 03.02.2022, а также в беззаявительном порядке в связи с пандемией COVID-19, приняты решения < № > от 29.07.2019, < № > от 10.02.2020, < № > от 30.07.2020, < № > от 03.02.2021, < № > от 12.08.2021, < № > от 16.02.2022 о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; впоследствии в связи с изменением стандарта стоимости ЖКУ, прогнозной суммы расходов, прожиточного минимума, уточнением сроков отопительного периода, учетом фактических расходов были приняты решения о перерасчетах сумм субсидий в сторону их увеличения. В ходе проверки предоставленных ФИО1 сведений о доходах были получены сведения о том, что за 2020 г. ФИО1 был получен доход, о котором она не сообщила. Кроме того, муж ФИО2 имел дополнительные доходы в 2019, 2020, 2021 гг., о которых ФИО1 также уполномоченному органу указано не было. По причине изменения сведений о доходах семьи был произведен перерасчет субсидии, при этом сумма субсидии за период с августа 2019 г. по июль 2022 г. составила 0,00 руб. УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, ссылаясь на то, что ФИО1 были представлены недостоверные сведения, на основании которых определен размер субсидии, просит взыскать с ответчика сумму необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с августа 2019 г. по июль 2022 г. в сумме 32797,63 руб.

Изначально указанное исковое заявление принято к производству мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района г.Екатеринбурга, решение которого от 07.10.2022 вместе с апелляционным определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 30.01.2023 были отменены определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2023 с указанием на направление дела на новое рассмотрение по правилам суда первой инстанции с соблюдением правил подсудности в Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

При рассмотрении дела по существу в судебном заседании представитель УЖКХ Администрации г.Екатеринбурга – ФИО3 на исковых требованиях настаивал. Указал, что правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761. На размер субсидии влияет размер доходов семьи, при этом его совокупный размер рассчитывается исходя из доходов всех совместно проживающих членов семьи. На основании пункта 33 Правил предоставления субсидий, вне зависимости от совместного или раздельного проживания, учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к получателю субсидий – членом его семьи (супругой-супругом, родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, в том числе усыновленным). Факт того, что ответчик состоит в зарегистрированном браке с ФИО2, не оспаривается, подтверждается документально. Поскольку как сама заявитель, так и ее супруг являются пенсионерами по старости, сумма субсидии изначально была рассчитана исходя из размера их пенсии. Направление уточняющих запросов в различные государственные органы является правом уполномоченного органа, а не обязанностью. Впервые запросы в отношении ФИО1 были направлены в МИФНС 26.02.2022 и 30.03.2022. До 2022 г. все запросы делались в бумажном виде, электронный межведомственный документооборот был внедрен лишь в конце 2021 г. Поскольку заявителей на получение субсидий много, на бумажном носителе запросы делались только выборочно; начиная с конца 2021 г., они стали делаться по всем заявителям. Установив на основе полученных ответов на запросы из МИНФС, что заявитель и ее супруг имели дополнительные доходы, уполномоченным органом произведен перерасчет суммы субсидии, в результате чего по 6 заявлениям ФИО1 было начислено субсидии на сумму 0,00руб. О порядке предоставления субсидий, о том какие обстоятельства влекут лишение права на получение субсидий и об обязанности сообщать уполномоченному органу об изменении совокупного размера доходов, заявителям разъясняется устно. Своей подписью в заявлениях ФИО1 подтвердила достоверность предоставленных ею сведений, а также обязалась сообщать о наступлении событий, касающиеся условий получения субсидий, о чем имеется отметка в разработанном уполномоченным органом бланке заявления. До 2019 г. истец также являлась получателем субсидии, вместе с тем обращение за взысканием денежных средств в виде необоснованно полученных сумм заявляется лишь с 2019 г., то есть в течение срока исковой давности. Недобросовестность ответчика в данном случае выражается в непредоставлении достоверных сведений о своем дополнительном доходе и доходах супруга, указанного в качестве члена семьи заявителя, факт раздельного проживания с которым значения не имеет. Ранее проверка в отношении ФИО1 не проводилась, поскольку сомнений не возникало.

Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО4 (одновременно являющийся представителем третьего лица) против удовлетворения иска возражали. Указали, что недобросовестность ответчика не доказана; ею предоставлялись лишь те документы, которые с нее просили в МФЦ. Не отрицали факт получения дополнительного дохода в ООО «Герболайф ФИО5», который представлял собой единоразовую премию за то, что ФИО1 привлекла в указанную организацию свою подругу. Пояснили, что супруги ФИО6 совместное хозяйство не ведут, проживают раздельно; фактически, брат между ними расторгнут, но юридически сохраняет силу. В квартире ответчик зарегистрирована одна и проживает там совместно с внучкой, которая находится на ее иждивении. Ранее в письменном отзыве заявляла о применении срока исковой давности.

Третье лицо ФИО2 указал, что с истцом он не проживает совместно с 2005 г., общее хозяйство они не ведут, совместного бюджета у них нет; сам он проживает по другому адресу в муниципальной квартире отдельно от ответчика.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга ссылается на нормы гражданского законодательства, регулирующие основания взыскания неосновательного обогащения, установленные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 N 56-КГ21-4-К9).

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ? это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С учетом положений названной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).

В соответствии с пунктами 7, 8, 14 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменения места постоянного жительства получателя субсидии; изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии)), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, обращаясь с настоящим иском о взыскании с ответчика ФИО1 суммы необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с августа 2019 г. по июль 2022 г., по сути, ссылается на отсутствие у ФИО1 в указанный период времени права на предоставление меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ввиду наличия у нее и членов ее семьи такого совокупного дохода, при котором основания для выплаты субсидии отсутствуют (размер субсидии после произведенного перерасчета составил 0 руб.).

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений ФИО1 относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: была ли ФИО1 в полном объеме и надлежащим образом проинформирована уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности ФИО1 сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств, о сроках исполнения такой обязанности; имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность при получении ею в период с августа 2019 г. по июль 2022 г. субсидии.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя меры социальной поддержки) по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО1 при получении ею в период с августа 2019г. по июль 2022 г. сумм субсидии, возложено на истца как лицо, требующее возврата излишне выплаченных сумм (л.д. 6 т.2).

Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 11 Обзора судебной практики № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, а также нашедшей свое отражение по аналогичному спору в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 56-КГ21-4-К9.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из неоспоренных объяснений ответчика, подтвержденных представленной суду распиской от 27.12.2013, ФИО1, длительное время является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

16.07.2019 ответчиком в очередной раз подано заявление о предоставлении субсидии < № > (л.д. 8 т.1).

Как следует из названного заявления, ФИО1 в качестве члена своей семьи, зарегистрированного по месту жительства отдельно в другом жилом помещении, был указан ее супруг – ФИО2, < дд.мм.гггг > г.р.

Подписывая заявление, ответчик подтвердила, что в соответствии с действующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», она и члены ее семьи обязуются сообщать в уполномоченную организацию в течение одного месяца о наступлении каких-либо событий, касающихся условий предоставления субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства).

Указанный перечень событий, о наступлении которых заявитель обязался уведомлять уполномоченный орган, включен в типовой бланк заявления, и, как следует из его буквального толкования, является исчерпывающим, носит ограничительный характер и не подлежит расширительному толкованию (указания на «и т.д.», «и т.п.», «проч.» не содержит).

Аналогичная форма бланка заявления была заполнена ответчиком 29.01.2020 (л.д. 9 т.1), 30.07.2021 (л.д. 10 т.1), 03.02.2022 (л.д. 11 т.1).

В период с августа 2020 г. по январь 2021 г., с января по июль 2021 г. решение о предоставлении субсидии ФИО1, согласно исковому заявлению, принималось в беззаявительном порядке в связи с пандемией COVID-19.

По результатам рассмотрения заявлений, а также в беззаявительном порядке, уполномоченным органом были приняты решения < № > от 29.07.2019, < № > от 10.02.2020, < № > от 30.07.2020, < № > от 03.02.2021, < № > от 12.08.2021, < № > от 16.02.2022 о предоставлении ответчику субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; впоследствии в связи с изменением стандарта стоимости ЖКУ, прогнозной суммы расходов, прожиточного минимума, уточнением сроков отопительного периода, учетом фактических расходов были приняты решения о перерасчетах сумм субсидий в сторону их увеличения.

Сумма фактически выплаченных ФИО1 денежных средств в счет субсидии составила 37767,63 руб.

Как указал, представитель истца в судебном заседании, о порядке предоставления субсидий, о том какие обстоятельства влекут лишение права на получение субсидий, заявителям по общему правилу разъясняется устно сотрудниками уполномоченного органа. Поскольку ответчик на протяжении многих лет являлась получателем субсидий, представитель предположил, что ей, вероятно, уже никто разъяснять права и обязанности не стал. Подтвердить то, что ФИО1 разъяснялись все обязанности получателя субсидии, в частности обязанность сообщать уполномоченному органу о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение субсидии, представитель не смог, указав, что какая-либо отдельная расписка/уведомление на этот счет не заполняется.

Таким образом, доказательств надлежащего исполнения обязанности по информированию заявителя о порядке предоставления субсидии, о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств, сроках исполнения такой обязанности, стороной истца представлено не было.

В соответствие с пунктом 42 (1) (в редакции Правил от 26.07.2018) уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.

Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.

Как следует из материалов дела и подтверждается объяснениями стороны истца, впервые в отношении ФИО1 и членов ее семьи проверка предоставленных сведений о доходах была проведена в феврале 2022 г. (л.д. 26-30 т.1), в то время как ответчик являлась получателем субсидии ориентировочно с 2014 г. (с учетом предоставленной и неоспоренной стороной истца расписки в приеме документов на субсидию от 27.12.2013). Ранее проверки в отношении ФИО1 не проводились, необоснованность полученных сумм субсидии не устанавливалась, требований в порядке пункта 61 Правил не направлялось (доказательств обратного не представлено и сторона истца на наличие таковых не ссылалась).

Поскольку согласно сведениям, представленным МИФНС № 32 по Свердловской области 20.06.2023, в период 2018-2019 гг. супруг ответчика – ФИО2 также имел систематический доход в виде ежемесячных поступлений от АО Уральское производственное предприятие «Вектор», суд приходит к выводу, что у ФИО1 отсутствовали причины сомневаться в обоснованности начисляемых ей сумм, и, напротив, имелись основания полагаться на действительность юридически значимых действий по предоставлению ей субсидий в течение длительного периода времени (пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы стороны истца о том, что направление уточняющих запросов в различные государственные органы о достоверности предоставляемых сведений является правом уполномоченного органа, а не обязанностью, судом отклоняются, так как по смыслу пунктов 11, 42.1 Правил в их системном толковании проверка достоверности сведений о доходах, представленных заявителем, является не только правом, но и обязанностью уполномоченного органа.

Вопреки доводам представителя истца положения пункта 11 Правил (в редакции от 26.07.2018 и позднее) в данном случае распространяется на проверку подлинности представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них иных сведений, не связанных с доходами, поскольку в отношении последних есть специальная уточняющая норма, имеющая в данном случае приоритетное значение.

То обстоятельство, что до 2022 г. все запросы делались в бумажном виде, а электронный межведомственный документооборот, упрощающий продеру проверки предоставляемых сведений, был внедрен лишь в конце 2021 г., в данном случае основанием для освобождения уполномоченного органа, ? являющего более сильной стороной в рассматриваемых правоотношениях и имеющей соответствующие ресурсы, ? от несения рисков неисполнения прямо возложенных на него обязанностей, являться не может.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что совокупность юридически значимых обстоятельств, способных повлечь вынесение решения суда об удовлетворении заявленных требований о взыскании денежных средств, не установлена, недобросовестность ответчика при получении субсидии стороной истца не доказана.

Сами по себе доводы о том, что совокупный размер доходов семьи, который непосредственно влияет на размер субсидии, рассчитывается исходя из доходов всех членов семьи, в том числе супруга заявителя, вне зависимости от их совместного или раздельного проживания, в данном случае основанием для иных выводов суда не являются.

Действительно, в соответствии с пунктом 33 Правил предоставления субсидий, при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Вместе с тем факт необходимости учета доходов супруга имеет значение при решении вопроса о предоставлении субсидии, и не может быть положен в основу решения о возврате сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, в частности пособий и т.п., то есть сумм, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации к возврату в качестве неосновательного обогащения не подлежат заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизнью и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г.Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.

Председательствующий: С.В. Делягина

Решение суда в мотивированном виде изготовлено 07.07.2023.

Председательствующий: С.В. Делягина