ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/19 от 15.01.2019 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу № 2-333/19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 января 2019 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

судьи Бойковой А.И.

при секретаре Рыжковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения неправомерным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения неправомерным.

В обоснование административного иска указано, что Управлением архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск ему выдано разрешение на строительство распределительного газопровода низкого давления по <адрес>.

После завершения строительства, Департаментом по надзору в строительной сфере <адрес> составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что на момент проверки при производстве работ отступление от проекта, нарушений строительных норм и правил (технических регламентов) не выявлено.

Приказом заместителя руководителя Департамента по надзору в строительной сфере <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

После чего между ним и АО «Газпром газораспределение Краснодар» заключён договор от ДД.ММ.ГГГГ по техническому обслуживанию сети газораспределения, принадлежащего заказчику ФИО1 на законном основании.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4 подготовлен технический план сооружения, который впоследствии сдан в Управление Росреестра для постановки сооружения на кадастровый учет и регистрации права собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес>ФИО1 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Сообщением об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком отказано в государственной регистрации права по тем основаниям, что в представленном техническом плане сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами - . При этом с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости обратился ФИО1, которому на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами - , однако разрешение на использование остальных земельных участков не представлено.

Административный истец считает, что Управление Росреестра неправомерно требует заявления о постановке на государственный кадастровый учет от других собственников земельных участков, на которых расположен подземный газопровод, хотя в разрешении на строительство указаны данные участки и газопровод введён в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Кроме того, в обжалуемом отказе указано, что в пункте 4 разрешения на ввод в эксплуатацию - линейный объект надземный газопровод, тогда как кадастровый инженер описывает от точки 1-5 подземные газопроводы. Также указано, что земельный участок с кадастровым номером , описанный в Техническом плане и в разрешении на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, не указан в представленном разрешении на строительство.

Считает, что данные утверждения не обоснованы, так как в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию в пункте 4 описывается как надземный газопровод, так и подземный газопровод, что соответствует выданному разрешению на строительство. Ссылка в обжалуемом отказе на отсутствие в разрешении на строительство земельного участка с кадастровым номером также необоснованно и носит формальный характер, поскольку данный земельный участок на праве собственности принадлежит административному истцу, о чём прямо указано в обжалуемом отказе и данный земельный участок указан в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.

Просит признать неправомерным Сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ распределительного газопровода низкого давления по <адрес> в <адрес> края протяжённостью 1 431 м. и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав гражданина, путем постановки на государственный кадастровый учет распределительного газопровода низкого давления по <адрес> в <адрес> края протяжённостью 1 431 м. в соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4, и государственной регистрации права на указанный распределительный газопровод за ФИО1.

В последствии административный истец ФИО1 уточнил административные исковые требования и просил суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения прав гражданина, путем постановки на государственный кадастровый учет распределительного газопровода низкого давления (как сооружение) по <адрес> в <адрес> края протяжённостью 1 260 м. в соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4, и произвести государственную регистрацию права собственности на указанный распределительный газопровод, как сооружение, протяжённостью 1 260 м. за истцом ФИО1.

В судебное заседание стороны и заинтересованное лицо администрация МО <адрес> не явились, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили и в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон и заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ распределительного газопровода низкого давления по <адрес>.

После завершения строительства, Департаментом по надзору в строительной сфере <адрес> составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на момент проверки при производстве работ отступление от проекта, нарушение строительных норм и правил (технических регламентов) не выявлено.

Приказом заместителя руководителя Департамента по надзору в строительной сфере <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ОБ утверждено положительное заключение ДД.ММ.ГГГГ о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

После чего, между административным истцом ФИО1 и АО «Газпром газораспределение Краснодар» заключён договор от ДД.ММ.ГГГГ по техническому обслуживанию сети газораспределения принадлежащих заказчику (ФИО1) на законном основании.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4 был подготовлен технический план сооружения, который впоследствии был сдан в Управление Росреестра для постановки сооружения на кадастровый учет и регистрации права собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию .

Сообщением об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком отказано в государственной регистрации права, по тем основаниям, что в представленном техническом плане сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами - , при этом с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости обратился ФИО1, которому на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами - вместе с тем разрешение на использование остальных земельных участков не представлено.

Проанализировав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит, что указанное утверждение в сообщении об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, не основано на законе.

Согласно пункту 3.9 "СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 780) (ред. от 10.12.2012 г.), подземный газопровод - наружный газопровод, проложенный ниже уровня поверхности земли или по поверхности земли в обваловании.

В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. N 878 (далее - Правила), "распределительные газопроводы" - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов - вводов или организаций - потребителей газа.

Согласно п. 47 Правил, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

Согласно п. 48 Правил, установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Исходя из смысла ст. 51 ГрК РФ при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.

Между тем, в соответствии с положениями ст. ст. 23, 78, 89, 90 ЗК РФ нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.

В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Данная позиция также отражена в Письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 6013-ПК/<адрес> "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения" где сообщается, что образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными.

Как следует из представленных материалов, в письме АО «Газпром газораспределение Краснодар» филиал от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта не требуется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Управление Росреестра неправомерно требует заявления о постановке на государственный кадастровый учет от других собственников земельных участков на которых расположен подземный газопровод. При этом в разрешении на строительство указаны эти участки и газопровод введён в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Вместе с тем, суду предоставлен перечень собственников земельных участков вовлекаемых в границы охранной зоны газопровода, «Газопровод низкого давления» <адрес>, Краснодарская и переулок Тупиковый, в котором собственники земельных участков с кадастровыми номерами , дают согласование, что не возражают относительно прохождении газопровода низкого давления в близи принадлежащих им земельных участков и дают свое согласие для улучшения инфраструктуры данного массива.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения публичных слушаний вынесено постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект планировки территории (проект планировки и проект межевания) в связи со строительством и реконструкцией объекта: «Подключение газопровода низкого давления по <адрес>, расположенного в границах муниципального образования <адрес>».

Акционерным обществом «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» выданы технические условия от ДД.ММ.ГГГГ на пересечение проектируемых газопроводом подъездной автодороги на Морской терминал в районе Южная Озереевка.

Также, в обжалуем отказе указано, что в пункте 4 разрешения на ввод в эксплуатацию указано - линейный объект надземный газопровод, тогда как кадастровый инженер описывает от точки 1-5 подземные газопроводы. Также указано, что земельный участок с кадастровым номером описанный в Техническом плане и в разрешении на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не указан в представленном разрешении на строительство.

Однако данные утверждения не обоснованы, так как в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию в пункте 4 описывается как надземный газопровод так и подземный газопровод, что соответствует выданному разрешению на строительство.

Ссылка в обжалуемом отказе на отсутствие в разрешении на строительство земельного участка с кадастровым номером также необоснованна и носит формальный характер, поскольку данный земельный участок на праве собственности принадлежит административному истцу ФИО1, о чём прямо указано в обжалуемом отказе и данный земельный участок указан в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы. Указанные органы обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения неправомерным.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненные административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав гражданина, путем постановки на государственный кадастровый учет сооружения - распределительный газопровод низкого давления, расположенного по <адрес> в <адрес> края протяжённостью 1 260 м. на основании разрешения на строительство распределительного газопровода низкого давления от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО4 и произвести государственную регистрацию права собственности на указанное сооружение - распределительный газопровод низкого давления протяжённостью 1 260 м. за ФИО1, без истребования дополнительных документов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятии в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

Судья Октябрьского

районного суда г. Новороссийска А.И. Бойкова

Мотивированное решение изготовлено 19 января 2019 г.