РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2021г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Шатских М.В.,
при секретаре Новичихиной А.А.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО1, действующей на основании ордера адвоката Рамазян Л.А., представителя ответчика областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», действующей на основании доверенности ФИО2, представителя третьего лица Департамента экономического развития Воронежской области, действующей на основании доверенности ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» с требованиями о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО1 и областным казенным учреждением «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец была принята на должность начальника секретариата. ДД.ММ.ГГГГ. на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. истец был переведен на должность заместителя начальника управления в управление организационной и кадровой работы.
В нарушение условий трудового договора ответчиком не был выплачен персональный повышающий коэффициент, в связи с чем образовалась задолженность в размере 103 215,69 руб.
Урегулировать спор во внесудебном порядке не представилось возможным, что и послужило причиной обращения в суд с иском к областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» в котором истец просит: привести трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствие с законодательством путем заключения к нему дополнительного соглашения об увеличении персонального повышающего коэффициента на основании распоряжения Правительства Воронежской области от 13.09.2019г. № 809-р «О повышении оплаты труда» и приказа № «Об изменении окладов», в соответствии с чем произвести индексацию персонального повышающего коэффициента на 4,3 % до суммы 26 597,00 руб.; признать незаконным приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении надбавок к должностному окладу», приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене приказов ОКУ «АИР»»; признать действия ответчика по снижению и отмене персонального повышающего коэффициента к должностному окладу незаконными; взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченный персональный коэффициент к должностному окладу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 103 215,69 руб.; неустойку за задержку выплаты персонального повышающего коэффициента в размере 4 130,81 руб., невыплаченную ежеквартальную премию за два квартала в размере 162 000,00 руб., неустойку за задержку выплаты ежеквартальной премии в размере 5 100,30 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000,00 руб., почтовые расходы в размере 313,00 руб.
В судебном заседании, имевшем место, истцом ФИО1 к производству суда было принято уточненное исковое заявление, согласно которому истец ФИО1 просила взыскать с ответчика областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» невыплаченный персональный коэффициент к должностному окладу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 172 599,09 руб.; неустойку за задержку выплаты персонального повышающего коэффициента в размере 7 816,85 руб.,
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель истца ФИО1, действующая на основании ордера адвокат Рамазян Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Пояснила, что по условиям трудового договора ежемесячная оплата труда состояла из должностного оклада в размере 40 053,00 руб. (п. 3.1.1 дополнительного соглашения к трудовому договору), надбавки за выслугу лет (п. 3.1.2), компенсационных и стимулирующих выплат (п. 3.1.3), иных выплат, установленных Положением об оплате труда. Персональный повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 25 500,00 руб. установлен п. 3.1.5 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. №. Обязанность работодателя знакомить работника под подпись с принимаемыми локальными актами непосредственно связанных с их трудовой деятельностью закреплена в п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, где сказано, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Данные изменения должны оформляться соглашением об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме, согласно указанной норме трудового законодательства. Те же предписания содержатся в п.п. 7.1 трудового договора истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., где сказано, что каждая сторон настоящего договора вправе ставить перед другой стороной вопрос о его дополнении или ином изменении договора, которое по соглашению сторон оформляется дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью договора. Изменения и дополнения могут быть внесены только по соглашению сторон в следующих случаях: при изменении законодательства РФ в части, затрагивающей права и обязанности, интересы сторон, а также при изменении локальных нормативных актов работодателя, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ. Согласно п. 7.3 «при изменении работодателем условий настоящего договора за исключением трудовой функции, по причинам связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить об этом работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их изменения». Работодателем с работником в установленном законом порядке не были согласованы новые условия оплаты труда, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, как того требует ст.ст. 8, 72, ч. 8 ст. 74, ч. 5 ст. 135 ТК РФ.
Ссылка ответчика на п. 2.4 Положения об оплате труда неуместна и умышленно трактуется ответчиком в свою пользу неверно. В Положении об оплате труда блочно разграничены персональный повышающий коэффициент к должностному окладу, который закреплен в п. 2.4, при том, что в п. 2.5 того же положения обозначены выплаты компенсационного характера, а п. 2.6 содержится: «работникам производится выплата стимулирующего характера, предусмотренная разделом 5 настоящего положения». В данном случае ссылка на п. 2.4 данного положения ответчиком некорректна и в подтверждение своих доводов о том, что персональный повышающий коэффициент относится к выплатам стимулирующего характера, является подменой понятий для того, чтобы уклониться от обязанности выплатить персональный повышающий коэффициент к должностному окладу. Также нарушается п. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которому работодатель обязан знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Кроме того, пояснила, что с приказами № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., которыми изменились условия оплаты труда, истца не ознакомили под подпись, как того требует законодательство. В нарушение вышеперечисленных требований ТК РФ и условий трудового договора, работодатель в одностороннем порядке изменил условия трудового договора. Изменение заработной платы является существенным изменением существенных условий договора, что свидетельствует о нарушении прав истца как работника. В соответствии с ч. 5 ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда определенные трудовым договором не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Представитель ответчика областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», действующая на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д. 94 - 103) и дополнениям к возражениям (л.д. 108 - 110).
Представитель третьего лица Департамента экономического развития Воронежской области, действующая на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании полагала исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 203 - 207).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, анализируя их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований или возражений.
Согласно ст. 195 ч. 2 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ между областным казенным учреждением «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» и ФИО1 был заключен трудовой договор № (л.д. 13 - 17), приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была принята на должность начальника секретариата областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» (л.д. 18).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 20), в трудовой договор был внесен п. 3.1.5 следующего содержания: «3.1.5 Работнику с ДД.ММ.ГГГГ. устанавливается персональный повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 25 500,80 руб. ежемесячно».
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 19), ФИО1 была переведена на должность заместителя начальника управления.
В нарушение условий трудового договора ответчиком не был выплачен персональный повышающий коэффициент и премия, в связи с чем образовалась задолженность.
ФИО1 обратилась в областное казенное учреждение «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» с досудебной претензией (л.д. 39 - 41).
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ. № областное казенное учреждение «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» досудебная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. была уволена с должности заместителя начальника управления областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» по собственному желанию, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д. 239).
Из статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) следует, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как следует из положений статьи 5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты права установлены статьей 12 Гражданского кодекса РФ либо иным федеральным законом.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что предметом судебной защиты могут являться нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов.
Принцип состязательности, являясь одним из основных принципов гражданского судопроизводства, предполагает, в частности, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно это правило распределения бремени доказывания закреплено в части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) оценка доказательств осуществляется судом, который оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статья 67 ГПК РФ). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статья 67 ГПК РФ).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).
Из статьи 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 ГК РФ).
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается свобода труда.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Из содержания статьи 15 ТК РФ следует, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом (абзац 3 часть 2 статья 57 Трудового кодекса РФ).
Трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен названным Кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статья 58 Трудового кодекса РФ).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 12 Постановления от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если трудовым законодательством или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (части первая, третья статьи 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая статьи 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (часть вторая статьи 68 ТК РФ).
Истец указывает на то обстоятельство, что на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. № ей был установлен персональный повышающий коэффициент к должностному окладу, который выплачивался на протяжении всего периода трудовой деятельности, и размер которого изменялся ответчиком, но на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. выплаты с учетом персонального повышающего коэффициента были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом ссылается, что вынесение приказов об изменении персонального повышающего коэффициента, об отмене персонального повышающего коэффициента является незаконным, поскольку согласно п. 1.4 Положения об оплате труда работников ОКУ «АИР» условия оплаты труда, включая в том числе, персональные повышающие коэффициенты к окладам являются обязательными для включения в трудовой договор.
Также, нарушена процедура уведомления, поскольку приказы об изменении персонального повышающего коэффициента, об отмене персонального повышающего коэффициента приняты работодателем в одностороннем порядке.
Однако, с указанными доводами, суд не может согласиться ввиду следующего.
Исходя из ст. 21 ТК РФ работник имеет право в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Пунктом 1 ст. 129 ТК РФ закреплено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из положений ст. 191 ТК РФ следует, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из п. 1.3 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 44 - 57), заработная плата работника включает в себя оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.
Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, персональные повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор (п. 1.4 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№).
На основании п. 2.4 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, работникам учреждения могут быть установлены персональные повышающие коэффициенты к окладам.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
С учетом условий труда работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 Положения (п. 2.5 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №).
Работникам производятся выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом 5 настоящего положения (п. 2.6 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. №, в трудовой договор был внесен п. 3.1.5 следующего содержания: «3.1.5 Работнику с ДД.ММ.ГГГГ. устанавливается персональный повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 25 500,80 руб. ежемесячно».
На основании Распоряжения Правительства Воронежской области от 13.09.2019г. № 809-р «О повышении оплаты труда» (л.д. 21 - 22), приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» (л.д. 65), размер персонального повышающего коэффициента истца ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. составил 26 597,00 руб.
Действие приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № – к отменено.
По факту изменения персонального повышающего коэффициента, изменения в трудовой договор не вносились. Дополнительного соглашения не заключалось.
Как усматривается из материалов гражданского дела и не оспорено сторонами по делу, истец ФИО1 приняла назначение персонального повышающего коэффициента в большем размере.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» (л.д. 66), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. персональный повышающий коэффициент установлен в размере 19 730,60 руб., то есть менее, чем было установлено приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №
Действие приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № – отменено.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» (л.д. 63) «Об отмене приказов ОКУ «АИР»» отменены с ДД.ММ.ГГГГ. приказы ОКУ «АИР»: от ДД.ММ.ГГГГ. № – к «Об установлении надбавок к должностному окладу»; от ДД.ММ.ГГГГ. № – к «Об установлении надбавок к должностному окладу»; от ДД.ММ.ГГГГ№ – к «Об установлении надбавок к должностному окладу»; от ДД.ММ.ГГГГ. №– к «Об установлении надбавок к должностному окладу».
Право работодателя принимать локальные нормативные акты, закреплено статьей 8 ТК РФ.
Учитывая вышеизложенное, на сегодняшний день действующим актом, регулирующим порядок оплаты труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», является Положение об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №
Из пунктов 2.4, 2.5, 2.6 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что персональный повышающий коэффициент к окладу является стимулирующей выплатой, вводится на определенный период времени в зависимости не только от уровня профессиональной подготовки и других качеств работника и исполнения им поставленных задач, но и от финансового обеспечения учреждения, решение об его установлении принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника, размер повышающего коэффициента до 3,0 должностных окладов.
Соответственно доводы стороны истца о том, что персональный повышающий коэффициент (персональная надбавка) носит постоянный характер, его изменение влекло обязанность работодателя уведомить работника об изменении существенных условий труда, условие о прекращении выплаты надбавки с ДД.ММ.ГГГГ. являлось не согласованным сторонами, судом отклоняются.
С условием о прекращении выплаты персонального повышающего коэффициента (персональной надбавки) ФИО1 была ознакомлена, что сторонами не оспорено и подтверждается и подтверждается листом ознакомления к приказу ОКУ «АИР» от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отмене приказом ОКУ «АИР» (л.д. 123).
Размер заработной платы истца также являлся предметом исследования, при этом судом установлено, что заработная плата истца состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Объяснения стороны истца о том, что надбавка назначена ему на постоянной основе, что размер персональной надбавки подлежит обязательной индексации вместе с должностным окладом, относимыми и допустимыми доказательствами не были подтверждены, оспаривались ответчиком, в связи с чем отклоняются судом, то есть являются недостаточными для признания их доказанными.
По мнению суда, стимулирующие выплаты в силу норм трудового законодательства не являются гарантированной частью заработной платы, в связи с чем вынесение ответчиком приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №, которым истцу отменен персональный повышающий коэффициент не может быть расценен как изменение условий трудового договора со стороны ответчика в одностороннем порядке и не требует применения процедуры уведомления работников, предусмотренной ст. 74 ТК РФ.
Доводы истца о том, что с ним заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее установление персонального повышающего коэффициента к должностному окладу не опровергает выводов суда о том, что персональный повышающий коэффициент к окладу устанавливается руководителем учреждения, является правом, а не обязанностью работодателя, и не входит в число обязательных выплат, следовательно.
Таким образом, суд исходит из того обстоятельства, что выплата персонального повышающего коэффициента и определение его размера для каждого из работников является исключительной прерогативой работодателя, данная надбавка не является гарантированной систематической выплатой, не входит в число обязательных выплат и ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании невыплаченного персонального повышающего коэффициента к должностному окладу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 172 599,09 руб.
Учитывая, что исковое требование о взыскании невыплаченного персонального повышающего коэффициента к должностному окладу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 172 599,09 руб., являющееся основным, оставлено судом без удовлетворения, следовательно, правовые основания для удовлетворения производных от него исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы на основании положений ст. 236 ТК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 7 816,85 руб., также отсутствуют.
Кроме того, анализ вышеизложенного, позволяет суду придти к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части приведения трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствие с законодательством путем заключения к нему дополнительного соглашения об увеличении персонального повышающего коэффициента на основании распоряжения Правительства Воронежской области от 13.09.2019г. № 809-р «О повышении оплаты труда» и приказа № «Об изменении окладов», производства индексации персонального повышающего коэффициента на 4,3 % до суммы 26 597,00 руб., признания незаконным приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении надбавок к должностному окладу», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене приказов ОКУ «АИР»» и признании действий ответчика по снижению и отмене персонального повышающего коэффициента к должностному окладу незаконными.
Также, истцом заявлены исковые требования о взыскании невыплаченной ежеквартальной премии за два квартала в размере 162 000,00 руб. и неустойки за задержку выплаты ежеквартальной премии в размере 5 100,30 руб.
Согласно п. 5.6 Положения об оплате труда работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом департамента экономического развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, премия по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда по итогам работы за установленный период.
Как следует из п. 1.1 положения о премировании работников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», утвержденного приказом ОКУ «АИР» от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 127 - 129), в целях усиления материальной заинтересованности работников в результатах их труда, повышения качества работы, своевременном и добросовестном исполнении поручений может выплачиваться ежеквартальная премия.
Таким образом, выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя, данная премия не является гарантированной систематической выплатой, не входит в число обязательных выплат.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании невыплаченной ежеквартальной премии за два квартала в размере 162 000,00 руб. не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что судом отказано во взыскании невыплаченной ежеквартальной премии за два квартала в размере 162 000,00 руб., следовательно, отсутствуют правовые основания для взыскания неустойки за задержку выплаты ежеквартальной премии в размере 5 100,30 руб.
Истом, так же заявлены исковые требования о компенсации морального вреда в размере 30 000,00 руб.
Статьей 237 ТК РФ, предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
По мнению суда, в ходе судебного разбирательства, не установлено наличие неправомерных действий или бездействий работодателя, в связи с чем исковые требования ФИО1 к областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» о компенсации морального вреда в размере 30 000,00 руб. не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования ФИО1 о взыскании почтовых расходов в размере 313,00 руб., суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 94 ГПК РФ, требование о взыскании расходов по оплате почтовых услуг относятся к судебным расходам.
Учитывая, что исковые требования истца оставлены судом без удовлетворения, следовательно, правовые основания для удовлетворения производных от него требований о взыскании судебных расходов в виде оплаты почтовых услуг в размере 313,00 руб., в силу ст. 98 ГПК РФ, также отсутствуют.
Довод истца относительно не ознакомления ее под роспись с приказами № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. судом не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец замещал должность начальника секретариата областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов».
В силу п. 3.1.12 инструкции по делопроизводству в областном казенном учреждении «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», подлинники приказов хранятся в секретариате, копии приказов рассылаются работником секретариата в соответствии с листом рассылки по электронной почте (л.д. 134 - 182).
Следовательно, истец в силу исполняемых им должностных обязанностей, на момент принятия приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении надбавок к должностному окладу» имел возможность ознакомления с указанным приказом и был обязан разослать указанный приказ сотрудникам областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов».
В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец занимал должность заместителя начальника управления организационной и кадровой работы.
Согласно п. 2.6 должностной инструкции заместителя начальника управления организационной и кадровой работы, утвержденной директором областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» ДД.ММ.ГГГГ., заместитель начальника управления организационной и кадровой работы ведет учет приказов, распоряжений, доверенностей и других документов, а также поручений, требующих контроля за их исполнением.
Разрабатывает мероприятия по совершенствованию форм и методов работы с документами, по повышению исполнительской дисциплины (п. 2.11 должностной инструкции заместителя начальника управления организационной и кадровой работы, утвержденной директором областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» ДД.ММ.ГГГГ.).
Таким образом, суд полагает, что содержание приказов № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении надбавок к должностному окладу», № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене приказов ОКУ «АИР»», принятых в период замещения истцом вышеуказанной должности истцу было известно. Более того, истец, в силу своих должностных обязанностей должен был ознакомить с указанными приказами сотрудников областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» о приведении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствие с законодательством путем заключения к нему дополнительного соглашения об увеличении персонального повышающего коэффициента на основании распоряжения Правительства Воронежской области от 13.09.2019г. № 809-р «О повышении оплаты труда» и приказа № «Об изменении окладов», о производстве индексации персонального повышающего коэффициента на 4,3 % до суммы 26 597,00 руб.; о признании незаконными: приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении надбавок к должностному окладу», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене приказов ОКУ «АИР»»; о признании действий по снижению и отмене персонального повышающего коэффициента к должностному окладу незаконными; о взыскании невыплаченного персонального коэффициента к должностному окладу за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 172 599,09 руб., компенсации за задержку выплаты персонального повышающего коэффициента в размере 7 816,85 руб., невыплаченной ежеквартальной премии за два квартала в размере 162 000,00 руб., компенсации за задержку выплаты ежеквартальной премии в размере 5 100,30 руб., компенсации морального вреда в размере 30 000,00 руб., почтовых расходов в размере 313,00 руб. отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Шатских
Мотивированное решение
составлено 30.03.2021г.
1версия для печатиДело № 2-350/2021 (2-4969/2020;) ~ М-4708/2020 (Решение)