Дело № 2-№/2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2017 года г. Славск
Судья Славского районного суда Калининградской области Радченко И.И., при секретаре Груздовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Славский городской округ» к ФИО21 ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Славский городской округ» обратилась в Славский районный суд с иском, основания которого уточняла, к ФИО21 ФИО2. о взыскании в пользу муниципального образования «Славский городской округ» неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб., которые ФИО21 ФИО3., занимавшая с ДД.ММ.ГГГГ года должность заместителя председателя сельского Совета депутатов муниципального образования, получила в качестве выходного пособия в размере трех средних месячных заработков, предусмотренного на основании решения сельского Совета депутатов от 24 сентября 2015 года № 25, при ликвидации органа местного самоуправления. Данным решением сельского Совета депутатов от 24 сентября 2015 года № т25, внесены изменения в Положение о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Большаковское сельское поселение», утвержденное решением сельского Совета депутатов № 25 от 05 июля 2012 года, и установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией органов местного самоуправления Большаковского сельского поселения, муниципальным служащим, выборным должностным лицам местного самоуправления, выплачивается выходное пособие в размере трех средних месячных заработков. Абзацем 2 части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусмотрена возможность установления дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) выборного должностного лица местного самоуправления. Однако, согласно положениям указанного абзаца, это должно быть предусмотрено в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а в случае установления гарантий, предусматривающих расходование средств местных бюджетов, такое возможно только при наличии определенных условий, а именно: достижения пенсионного возраста или потери трудоспособности. Вместе с тем, как следует из иска, указанных обстоятельств применительно к ФИО21 ФИО4 не имелось. Данные гарантии ни упомянутым выше Законом Калининградской области, ни Уставом муниципального образования «Большаковское сельское поселение» не предусмотрены. Истец считает, что предусмотренные ч.2 ст.23 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» гарантии, связанные с ликвидацией органов местного самоуправления, на ФИО21 ФИО5., как заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Большаковское сельское поселение»- не распространялись, в связи с чем отсутствовали основания для выплаты ответчику указанного выше выходного пособия, и такие денежные средства подлежат взысканию в качестве неосновательного обогащения.
В судебном заседании представитель истца ФИО22 ФИО6., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Ответчик ФИО21 ФИО7. в судебном заседании с иском не согласилась, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что на основании закона Калининградской области от 11.06.2015 №423 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Славский муниципальный район», с 01.01.2016 года были ликвидированы органы местного самоуправления МО «Большаковское сельское поселение» и сокращен весь штат сотрудников администрации, досрочно прекращены полномочия выборных лиц поселения. В связи с ликвидацией и в качестве меры социальной защиты на основании действующего законодательства, в том числе нормативно-правовых актов представительного органа местного самоуправления МО «Большаковское сельское поселение», а именно: решения сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» №25 от 05.07.2012 г. «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение», решения сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» № 36 от 24 декабря 2014 года «Об утверждении бюджета муниципального образования «Большаковское сельское поселение» на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред.реш.№36 от 28.12.20.1,5 г.), указанным работникам поселения было выплачено выходное пособие.. В соответствии с пунктом 12 Положения о денежном содержании муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение», утвержденного Решением №25 при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией органов местного самоуправления МО «Большаковское сельское поселение» муниципальным служащим, выборным должностным лицам местного самоуправления выплачивается выходное пособие в размере трёх средних месячных заработков».. Согласно Решению №36 выплата выходного пособия была произведена в пределах бюджетных ассигнований поселения на 2015 год. Указанные нормативно-правовые акты приняты коллегиальным представительным органом МО «Большаковское сельское поселение», являются действующими, и никем, в том числе истцом, не оспорены и не отменены в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.24 Устава МО «Большаковское сельское поселение» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Частью 4 ст.36 Бюджетного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.
Как следует из положений ч.3 ст. 11 закона Калининградской области №301 от 05.12.2008 года «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих; размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами представительного органа.
Кроме того, в соответствии со ст.2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 ТК РФ). Требование к трудовым договорам, которые также осуществляют регулирование трудовых отношений, те же самые - не снижать уровень прав и гарантий работника, который установлен трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (статья 9 ТК РФ).
В соответствии со статьей 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В статье 178 ТК РФ прямо предусмотрено сочетание государственного и договорного регулирования при выплате выходного пособия. Последний абзац статьи предусматривает договорное регулирование выплаты выходных пособий, в соответствии с которым трудовым договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
ФИО21 ФИО19. считает, что трудовым законодательством прямо предусмотрена возможность установления в трудовом договоре, положении по оплате труда работников условий, в том числе по выплате выходного пособия, улучшающих положение работника по сравнению с установленными ТК РФ.
Трудовыми договорами муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение» предусмотрено, что порядок оплаты труда муниципальному служащему устанавливается Положением о денежном содержании муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение».
В соответствии с решением сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» №39.от 23.12.2014 г. «О внесении изменений и дополнений в решение сельского совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» №25 от 05.07.2012 года» действие Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Большаковское сельское поселение» (утв. Реш. сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» №25 от 05.07.2012 года) распространяется и на выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Ст.5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской федерации», ст.7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержат норму, согласно которой взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Так, ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что в случае расторжения служебного контракта в связи с упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Поэтому ФИО21 ФИО8 полагает, что предусмотренная нормативно-правовыми актами представительного органа МО «Большаковское сельское поселение» выплата выходного пособия сокращаемым работникам в размере трёх средних месячных заработков не противоречит нормам действующего законодательства.
Выплата выходного пособия не может быть отнесена к неосновательному обогащению, так как является гарантией и мерой социальной поддержки в связи с досрочным прекращением полномочий ответчика.
В соответствии с ч.4 ст. 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки, вины работника в невыполнении норм труда или простое, если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
В силу п.3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Как следует из приведенных норм законодательства, взыскать неосновательное обогащение с работника может только работодатель, с которым работник состоял в трудовых отношениях.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием- квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно Уставу и решению сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» от 01 октября 2013 года № 31 «Об избрании заместителя председателя Совета депутатов муниципального образования «Большаковское сельское поселение» ФИО21 ФИО20. была избрана заместителем председателя сельского Совета депутатов муниципального образования на пять лет. Оплата труда и выходного пособия ответчика производилась за счет средств бюджета МО «Большаковское сельское поселение».
Статьёй 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты, (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 52 Федерального законом от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Согласно п.4 ст.22 Устава МО «Большаковское сельское поселение» финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления сельского поселения осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджета сельского поселения.
ФИО21 ФИО9 считает, что истцом не представлено доказательств, что ответчик состоял с истцом в трудовых отношениях, и истец производил ему выплату заработной платы за счет средств бюджета МО «Славский городской округ». Действующим законодательством не предусмотрена уступка права на взыскание заработной платы или иными гражданско-правовыми способами, поскольку это противоречит существу трудовых отношений. Кроме того, правопреемство органов местного самоуправления относится к области публично правовых отношений, а не трудовых.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
По мнению ответчика ФИО21 ФИО10., нормы указанного закона не могут быть распространены на выборных лиц органов местного самоуправления. Таким образом, администрация муниципального образования «Славский городской округ является ненадлежащим истцом; со стороны ответчика при получении выходного пособия отсутствует недобросовестность; выходное пособие является мерой социальной поддержки, установленной законом. Следовательно, требования истца удовлетворению не подлежат.
Выслушав мнение представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, доказательства в совокупности и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 01 октября 2013 года решением сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселении» № 31 утверждены результаты голосования по выборам заместителя председателя сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение», большинством голосов заместителем председателя сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» избрана ФИО21 ФИО11., депутат по избирательному округу № 2. (л.д.8)
В соответствии с законом Калининградской области № 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», определяются виды и содержание гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Калининградской области (далее -выборные лица). Согласно ст.2 закона гарантии осуществления полномочий выборных лиц устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и настоящим законом.
Согласно ст.22 Устава МО «Большаковское сельское поселение» структуру органов местного самоуправления МО «Большаковское сельское поселение» образуют: представительный орган МО «Большаковское сельское поселение, Совет депутатов МО «Большаковское сельское поселение» (далее по тексту -сельский Совет депутатов), глава МО «Большаковское сельское поселение» (далее по тексту -глава сельского поселения), исполнительно-распорядительный орган МО «Большаковское сельское поселение» - Администрация МО «Большаковское сельское поселение» (далее по тексту -Администрация сельского поселения). Организацию деятельности сельского Совета депутатов осуществляет глава сельского поселения. Сельский Совет депутатов избирает заместителя председателя сельского Совета депутатов из своего состава в порядке, установленном Уставом.(п.8,9 ст.23 Устава).
Согласно ст. 26 Устава, заместитель председателя сельского Совета депутатов осуществляет свои полномочия на освобожденной (постоянной) основе. Заместитель председателя сельского Совета депутатов исполняет обязанности и осуществляет полномочия главы сельского поселения в случаях его отсутствия. На заместителя председателя сельского Совета депутатов распространяются гарантии муниципальных служащих, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Согласно п.1 ст.35 Устава муниципальная служба -профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Поступление на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (п.1 ст.37 Устава)
Согласно п.6 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления не могут занимать должности муниципальной службы.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица (далее –лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими. Следовательно, Положение о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Большаковское сельское поселение», утвержденное решением сельского Совета депутатов № 25 от 05.07.2012г., на заместителя председателя сельского Совета депутатов ФИО21 ФИО12. не распространяются.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 7-П от 02.04.2002г. указал, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, в связи с чем полномочия выборного должностного лица местного самоуправления исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в главах 15 и 16 ТК РФ, а непрерывно.
Поскольку ФИО21 ФИО13. была избрана на должность заместителя председателя сельского Совета депутатов, а также исполняла обязанности и полномочия главы сельского поселения в случаях его отсутствия, на основании закона и Устава, контракт (трудовой договор) с ней не заключался и не мог быть заключен. Деятельность заместителя председателя сельского Совета депутатов, как выборного должностного лица местного самоуправления регламентируется Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а не трудовым законодательством. Как указано выше, в п.4 ст. 26 Устава МО «Большаковское сельское поселение» на заместителя председателя сельского Совета депутатов распространяются гарантии муниципальных служащих, предусмотренные действующим законодательством.
Возможность наличия в уставе муниципального образования определенного перечня гарантий для заместителя председателя сельского Совета депутатов данного муниципального образования, в том числе и в случае ликвидации органов местного самоуправления этого муниципального образования, производна от предусмотренных соответствующим законом субъекта Российской Федерации таких гарантий.
В силу п.5.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Однако Устав МО «Большаковское сельское поселение» не содержит перечня гарантий для заместителя председателя сельского Совета депутатов, в том числе и в случае ликвидации органов местного самоуправления этого муниципального образования. Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.
Исходя из положения ч.2 ст.1 Федерального закона № 25-ФЗ, предусматривающего, что не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, в случаях, когда должность руководителя администрации замещает глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, последний не является муниципальным служащим, а является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с ч.4 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка формирования могут быть прекращены досрочно в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом.
Согласно ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществляющих полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
Следовательно, поскольку выплата выходного пособия предусматривает расходование средств местного бюджета, такие гарантии могли устанавливаться только в отношении заместителя председателя сельского Совета депутатов на постоянной основе и в этот период достигшего пенсионного возраста или потерявшего трудоспособность. Между тем указанных обстоятельств, применительно к ФИО21 ФИО14., не имелось.
Федеральный законодатель применительно к дополнительным социальным и иным гарантиям, о которых идет речь в абзаце втором части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ (связанным с фактом прекращения полномочий) ограничил круг лиц, имеющих право на такие гарантии.
Каждый конкретный субъект Российской Федерации и орган местного самоуправления может устанавливать гарантии самостоятельно с учетом возможностей своих бюджетов, социальных и иных факторов, влияющих на принятие решения. Однако, в любом случае их установление не должно противоречить федеральному законодательству.
Решением сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» № 25 от 05.07.2012г. было утверждено Положение о денежном содержании муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение» (л.д.12)
Вышеуказанное Положение разработано в целях повышения эффективности управления муниципальным образованием путем применения мер по повышению эффективности труда, качества и результативности работы именно муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение». Положение определяет размеры денежного вознаграждения, виды, порядок, условия начисления и выплаты к должностному окладу дополнительных выплат. (п.1 Положения, л.д.13-18)
24 сентября 2015г. сельским Советом депутатов МО «Большаковское сельское поселение» № 25 внесены изменения в Положение о денежном содержании муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение», утвержденное решением сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» № 25 от 05.07.2012г. Положение дополнено частью 12 «Выходное пособие» в следующей редакции: «При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией органов местного самоуправления МО «Большаковское сельское поселение» муниципальным служащим, выборным должностным лицам местного самоуправления выплачивается выходное пособие в размере трех средних месячных заработков". (л.д.10-11)
Данное выходное пособие в размере трех средних месячных заработков было выплачено ответчику в размере <данные изъяты> руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10 мая 2017 года установлено, что решение от 24 сентября 2015г. сельского Совета депутатов МО «Большаковское сельское поселение» № 25 противоречит закону и применению не подлежит, поскольку в Положение, распространяющееся только на муниципальных служащих МО «Большаковское сельское поселение» были внесены изменения в части выплаты выходного пособия не только муниципальным служащим, но и выборным должностным лицам местного самоуправления, что противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 настоящего кодекса.
По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества.
С учетом изложенного суд считает, что выплаченное ФИО21 ФИО15. выходное пособие не является заработной платой или выплатой, возмещающей ее утрату (то есть оплатой за труд) и соответственно единственным источником доходов ответчика, а потому не относится к перечисленным в ч.4 ст.137 Трудового кодекса РФ и п.3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ выплатам, в отношении которых установлено ограничение обратного взыскания. А поскольку спорная выплата получена ответчиком неправомерно, в отсутствие законных оснований, то удержание этих денежных средств представляет собой реализацию интереса истца, который подлежит правовой защите. Поэтому сумма выходного пособия, выплаченная ФИО21 ФИО16. из бюджета муниципального образования «Большаковское сельское поселение» является неосновательным обогащением и в силу ст.1102 ГК РФ подлежит возврату. Размер выплаченного выходного пособия ответчиком не оспаривается.
Согласно ст.1 закона Калининградской области № 423 от 11.06.2015г. «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Славский муниципальный район» и организации местного самоуправления на объединенной территории», объединены территории МО «Славское городское поселение», МО «Ясновское сельское поселение», МО «Большаковское сельское поселение», МО «Тимирязевское сельское поселение» без изменения границ общей территории МО «Славский муниципальный район».
В результате объединения поселений с 1 января 2016 года прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории МО «Славский муниципальный район» входят один город и территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории МО «Славский муниципальный район» наделено статусом городского округа (Славский городской округ). Вопросы перехода права собственности на имущество МО «Славское городское поселение», МО «Ясновское сельское поселение», МО «Большаковское сельское поселение», МО «Тимирязевское сельское поселение» к муниципальному образованию «Славский городской округ» регулируются в соответствии с федеральным законодательством (ст.4 закона № 423).
Согласно ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 решения районного Совета депутатов Славского муниципального района от 26 ноября 2015 года № 78 права и обязанности органов местного самоуправления муниципальных образований, входивших в состав муниципального образования «Славский муниципальный район» по решению вопросов местного значения, возникшие с органами местного самоуправления, физическими лицами, с 01 января 2016 года перешли к органам местного самоуправления муниципального образования «Славский городской округ», постольку указанные выше денежные средства должны быть взысканы с ФИО21 ФИО17. в пользу бюджета муниципального образования «Славский городской округ».
Доводы ответчика о том, что муниципальное образование «Большаковское сельское поселение» формировало свой бюджет самостоятельно, а у муниципального образования «Славский городской округ» бюджет новый, сформированный другим представительным органом и потому отсутствуют основания для взыскания спорных денежных средств в бюджет МО «Славский городской округ», суд полагает несостоятельными, поскольку в случае не использования денежных средств на выплату выходного пособия данные денежные средства поступили бы в бюджет муниципального образования «Славский городской округ» и могли быть использованы для погашения обязательств МО «Большаковское сельское поселение», исполнение которых с 01.01.2016г. возложено на МО «Славский городской округ».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО21 ФИО18 в бюджет муниципального образования «Славский городской округ» денежные средства в сумме <данные изъяты> коп.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июня 2017 года.
Судья - /И.И.Радченко