ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3779/15 от 28.10.2015 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-3779/15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 октября 2015 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Нафиковой К.К.,

с участием административного истца ФИО1 ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации г. Челябинска об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратилась в районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании отказа Администрации г. Челябинска в установлении публичного сервитута на часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером и часть земельного участка, с кадастровым номером , ориентировочной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Кроме того, просит обязать Администрацию г. Челябинска провести общественные слушания по вопросу установки постоянного публичного сервитута в виде проезда по дороге шириной не менее <данные изъяты> метра на часть вышеуказанных земельных участков, ориентировочной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административного иска указала, что ей принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>. В рядом стоящих домах по <адрес>, также проживают люди. Единственным возможным проездом к вышеуказанным домам является грунтовая дорога, отсыпанная щебнем с выездом на <адрес>, напротив домов и . <адрес>ов к домам по землям общего пользования не существует, так как дома окружены проходящей рядом железной дорогой, а со стороны действующей <адрес>, проезд не возможен из-за болота. В конце ДД.ММ.ГГГГ, собственник <адрес> установил ограждение, тем самым перекрыл единственный проезд. Земельный участок с кадастровым номером по <адрес>А, с расположенной на ней дорогой был сдан в аренду на <данные изъяты> лет ГМГ Второй земельный участок, с кадастровым номером , ориентировочной площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Д, также частично расположенный на отсыпной щебнем дороге, в настоящее время никому не принадлежит. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением установить публичный сервитут на вышеуказанные земельные участки, к которому приложила все необходимые документы, однако получила отказ, с которым не согласна. Просит признать отказ Администрации <адрес> незаконным и обязать Администрацию <адрес> провести общественные слушания по вопросу установки постоянного публичного сервитута.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала требования в полном объеме, просила признать незаконным отказ Администрации <адрес> в установлении публичного сервитута на часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером и часть земельного участка, с кадастровым номером , ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязать административного ответчика провести общественные слушания по вопросу установки постоянного публичного сервитута на вышеуказанной территории.

Административные ответчики представители Администрации г. Челябинска, Главного управления архитектуры г. Челябинска, Комитета по управлению имущества и земельными отношениями г. Челябинска в судебном заседании не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что административному истцу ФИО1 принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>, на основании, свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением об установлении публичного сервитута на часть земельного участка, отображенный на кадастровом плане с кадастровым номером ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и на часть земельного участка, с кадастровым номером , ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес>ФИО1 отказано, в с вязи с тем, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес> предоставлен ГМГ на основании договора долгосрочной аренды для строительства индивидуального жилого дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Статьей 23 ЗК РФ установлено, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (часть 2).

Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка. Перечень публичных сервитутов установлен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч. 9 ст. 23 ЗК РФ).

Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.

Земельный кодекс закрепляет возможность согласования интересов собственника земельного участка и будущих пользователей этим участком на стадии общественных слушаний.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Из материалов административного дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером на части которого ФИО1 просит установить публичный сервитут предоставлен ГМГ по договору долгосрочной аренды на срок по ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома.

Кроме того, из материалов представленных Главным Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> следует, что проезд от дома административного истца проходит лишь по участку, расположенному по адресу: <адрес> с кадастровым номером , предоставленному ГМГ, по договору долгосрочной аренды, не затрагивая территорию участка, расположенного по адресу: <адрес>Д с кадастровым номером

Таким образом, публичный сервитут в пользу частных лиц не устанавливается, а доказательств наличия необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения истцом суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что не установление публичного сервитута для прохода и проезда личного автотранспорта, а также спецавтотранспорта лишает ее как собственника жилого дома и жителей других домов права в полной мере и безопасно использовать жилые помещения и земельные участки, не состоятельны, поскольку оснований для установления публичного сервитута на земельные участки, находящиеся в пользовании граждан, не имеется, при этом, не лишает права административного истца ФИО1 заключить частный сервитут с лицом, в чьем пользовании находится земельный участок.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решением Администрации <адрес> об отказе в установлении публичного сервитута земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, права административного истца не нарушены, в связи с чем, требования ФИО1 подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований административного истца ФИО1 о признании отказа Администрации <адрес> в установлении публичного сервитута на часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером и часть земельного участка, с кадастровым номером , ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> незаконным и обязании Администрации г. Челябинска провести общественные слушания по вопросу установки постоянного публичного сервитута на указанных участках – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Андреев