Дело № 2-379/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края к ЧМВ о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец в лице начальника Шилкинского отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края ШТВ, действующей на основании доверенности, обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующее. На основании Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ЧМВ получила субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рублей за период с августа 2018 года по июнь 2020 года. Данную субсидию ответчик получила по адресу: <адрес>. Заявка на субсидию по ЖКУ была прекращена в июле 2020 года по причине предоставления заявителем заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения ее размера. При предоставлении документов для назначения субсидии ответчика скрыла факт доходов своего супруга ВСВ, предоставив объяснительную о потере его трудовой книжки. Факт работы ВСВ был выявлен в июле 2020 года. Оказалось, что ВСВ работает в ООО «МК-154» с апреля 2019 года и, соответственно, получает ежемесячный доход. ЧМВ предоставила заявление от ВСВ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он трудовой книжки не имеет и нигде не работает. ДД.ММ.ГГГГЧМВ написала заявление о добровольном возмещении ежемесячно суммы переплаты. За период с сентября 2020 года по февраль 2021 года она возвратила <данные изъяты> рублей. В марте 2021 года по звонку специалиста отдела о напоминании возврата переплаты, ответчик заявила об отказе возвращать денежные средства. Таким образом, ответчик умышленно скрывала доход супруга в течение 3 лет, не предоставив сведения о его доходах для определения субсидии, хотя от подаче заявления на предоставление мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ она была ознакомлена под роспись, что несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о достоверности сообщаемых ею сведений и продолжала незаконно получать социальные выплаты в период с августа 2018 года по июнь 2020 года. С учетом уточненных исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ просит взыскать с ответчика в пользу истца <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца ЗСВ, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ЧМВ исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пп. "д" п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В силу п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п. 60 "в" Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761).
В соответствии с п. 61 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 при наличии условий, указанных в пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГЧМВ обратилась в Шилкинский отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края с заявлениями о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав членов своей семьи, в том числе супруга ВСВ в качестве не работающего, предоставив необходимые документы.
Распоряжениями Шилкинского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края ЧМВ была назначена субсидия на ЖКУ на период: ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно распоряжению Шилкинского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края на период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ сумма субсидии <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ прекратить выплату субсидии, связи с выявлением в документах недостоверных сведений.
ДД.ММ.ГГГГВСВ предоставил в адрес Шилкинского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края заявление о том, что трудовой книжки он не имеет, нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и так далее.
ДД.ММ.ГГГГВСВ подал в Шилкинский отдел заявление о том, что трудовую книжку он потерял, восстановить возможности не имеет.
Из полученных истцом сведений от налоговой службы следует, что ВСВ с марта 2020 года трудоустроен в ООО «МК-154» и имеет ежемесячный доход.
ДД.ММ.ГГГГ Шилкинский отдел обратился к ответчику с письменной просьбой вернуть переплату субсидии на ЖКУ за период с августа 2018 года по июнь 2020 года в размере <данные изъяты> рублей в добровольном порядке.
Из материалов дела следует, что ответчик добровольно вернула истцу <данные изъяты> рублей, что подтверждается приходными кассовыми ордерами.
Из представленного представителем истца расчеты суммы излишне выплаченной ЧМВ субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная сумма составляет <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании уточненные исковые требования ответчик признала в полном объеме.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца. С ответчика подлежит взысканию неосновательно полученная сумма в виде разницы между суммой, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода семьи и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края к ЧМВ о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии удовлетворить.
Взыскать с ЧМВ в пользу Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края денежные средства в размере <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 25 июня 2021 года.
Копия верна, судья Терновая Ю.В.