дело № 2-381/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 02 июня 2014г.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе - председательствующего судьи Костиной Е.В.
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к отделу образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по <адрес>, Министерству финансов <адрес>, ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточная железная дорога, НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД»» о признании права на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного образовательного дошкольного учреждения, об обязании отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить в числе педагогических работников, имеющих право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, о взыскании с Министерства финансов РФ убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
Г.обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения, и о возложении обязанности на отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить в числе педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки и взыскании убытков, понесенных ею по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по май 2013г. включительно в сумме --- рублей, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что она работает педагогическим работником в дошкольном учреждении и проживает в поселке городского типа. Данное дошкольное учреждение было государственным, а после приватизации БАМ ЖД и образования ОАО «РЖД» учреждение было оставлено в ведомстве железных дорог и приобрело статус Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ОАО «РЖД». В соответствии с правом, предоставленным законодательством РФ педагогические работники, работающие и вышедшие на пенсию, пользовались государственными льготами на пользование коммунальными услугами бесплатно. Порядок реализации данной льготы происходил через отдел образования посредством заключенных договоров с работниками и с руководителем дошкольного учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ в реализации льготы по компенсации за оплаченные истицей коммунальные услуги и электрическую энергию отделом образования отказано по причине того, что она работает в негосударственном образовательном учреждении. Считает, что лишение её права на получение государственной льготы как, педагогического работника, нарушено ответчиком незаконно.
Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 22.04.2014 года к участию в деле привлечены соответчики Министерство финансов Хабаровского края, ОАО «Российские железные дороги», НДОУ «Детский сад № №».
Истец в судебное заседание не прибыла, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыл, предоставил отзыв, согласно которому с заявленными требованиями не согласен по следующим основаниям: истец работает воспитателем в негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № ОАО РЖД». В связи с принятием Закона Хабаровского края от 19.03.2012г № 177 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края» и Постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 21.08.2012г № 844 «Об утверждении порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Верхнебуреинского муниципального района» изменился механизм предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, с отоплением и освещением. Выплаты компенсации по возмещению расходов за коммунальные услуги предоставляются только педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений. Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, согласно письма № 410 от 16.04.2012 «Об изменении механизма предоставления мер социальной поддержки» уведомил данное учреждение о прекращении договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам с 01.04.2012г. Просит суд в удовлетворении требований истца о взыскании расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, отказать в связи с необоснованностью.
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, предоставил отзыв, согласно которому они не согласны с предъявленными требованиями, так как согласно материалам дела Г. работала до ДД.ММ.ГГГГ педагогическим работником в Негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № ОАО «РЖД» (далее - Детский сад № 259). Изначально данное учреждение было государственным, а после приватизации БАМ ЖД и образовании ОАС «РЖД» оно передано в ведение ОАО «РЖД» и приобрело статус негосударственного дошкольного образовательного учреждения. 31.05.2013 Гончарова Л.В. уволена в связи с выходом на пенсию. В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (далее - Закон об образовании), который утратил силу с 01.09.2013, но действовал в спорный период, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Согласно Закону об образовании, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам определяются в следующем порядке: педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, - устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, - педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, указанная норма определила круг граждан, на которых распространяются вышеуказанные меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, -педагогические работники федеральных государственных образовательных учреждений, образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений. Финансирование за счет средств федерального бюджета возможно только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Финансирование каких- либо обязательств не может быть возложено на Российскую Федерацию, если это прямо не установлено законодательством. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», до 2011 года субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот из федерального бюджета выделялись для компенсации фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг только тем гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. ОАО «РЖД» является юридическим лицом, коммерческой организацией. Собственник, создавая некоммерческое образовательное учреждение, принимает на себя все обязательства имущественного характера. Исходя из вышеизложенного, ОАО «РЖД» совместно с Детским са<адрес> должны самостоятельно определить меры социальной поддержки педагогическим работникам подведомственного учреждения за счет собственных средств и компенсировать понесенные педагогическими работниками данного учреждения расходы по оплате жилья, отопления и электроэнергии с момента передачи детского сада в ведение ОАО «РЖД» и приобретения статуса негосударственного дошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем, Хабаровский край до апреля 2012 года самостоятельно брал на себя финансирование льгот для граждан, работающих в негосударственном образовательном учреждении. Закон Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (в редакции до 19.03.2012) определял размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края. Однако из федерального бюджета субъекту компенсировались расходы только тем гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, остальные расходы Хабаровский край нес самостоятельно. Законом Хабаровского края от 19.03.2012 № 177 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края» были внесены изменения в Закон Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в соответствии с которыми меры социальной поддержки стали предоставляться педагогическим работникам и руководителям, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом, включая вышедших на пенсию (далее - педагогические работники), краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края. Возмещение расходов органам местного самоуправления муниципальных образований края, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, производится на основании Закона Хабаровского края от 14 ноября 2007 года № 153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». Таким образом, льгота истице предоставлялась за счет средств Хабаровского края и была отменена Законом Хабаровского края в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, а именно: Согласно пунктов "б", "е", "ж" ч. 1 статьи 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В силу ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации и определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или' иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации пс предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает меры социальной поддержки различных категорий граждан и финансирует их за счет собственных средств. Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В пункте 1 статьи 160 ЖК РФ указано о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 24.09.2012 г. № 1590-О указано, что разрешение вопросов по предоставлению мер социальной защиты относится к компетенции федерального и регионального законодателей, которые с учетом финансовых возможностей и бюджетных средств определяют социально значимые условия для предоставления мер социальной защиты населения. Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Таким образом, Хабаровский край самостоятельно установил Законом Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 меры социальной поддержки для педагогических работников на территории края, а затем Законом Хабаровского края от 19.03.2012 № 177 ограничил предоставление льгот вышеуказанной категории работников подведомственностью учреждений, в которых они работают. При данных обстоятельствах заявленные истицей требования к Министерству финансов Российской Федерации считаем необоснованными. В части, касающейся заявленных истицей требований, обращаем внимание суда на некорректно указанный в исковом заявлении период, за который истица просит взыскать убытки: в иске указан период с апреля 2012 года по март 2014 года включительно, а расчет представлен с апреля 2012 года по май 2013 года. Исходя из этого, считаем, что Гончаровой Л.В. исковые требования необходимо уточнить. Просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, понесенных по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, Гончаровой Л.В. отказать.
Представители ответчиков НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД»», ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточная железная дорога, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания в суд не прибыли, причин неявки не сообщили.
Представитель ответчика Министерство финансов Хабаровского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, предоставили отзыв согласно которому они не согласны с предъявленными требованиями, так как считают, что федеральный законодатель разграничил обязанности по нормативному регулированию и финансированию предоставляемых льгот педагогическим работникам в зависимости от категории образовательного учреждения – федеральное, муниципальное или образовательное учреждение субъекта РФ. В спорный период времени с 01.04.2012г. по 28.11.2013 действовала редакция от 19.03.2012года Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Таким образом, краевым законом определен круг лиц, на которых распространяются его нормы. Истец является работником негосударственного ведомственного учреждения образования, следовательно, на нее не распространяются указанные нормы. То, что федеральный законодатель не определил порядок предоставления льгот по оплате жилищно – коммунальных услуг, не может являться основанием для возложения ответственности на органы государственной власти Хабаровского края. В соответствии со сложившейся практикой по данной категории дел надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ, убытки взыскиваются за счет казны РФ, просили отказать в исковых требованиях к Министерству Финансов края, рассматривать дело в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела в установленном законом порядке.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Частью 5 статьи 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (подлежащей применению к правоотношениям, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ года) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Кем устанавливается размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в негосударственных образовательных учреждениях, и за счет какого бюджета они обеспечиваются, законом не определено.
Пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подлежащего применению к правоотношениям, возникшим или продолжающимся с ДД.ММ.ГГГГ года) установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Кем устанавливается размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в негосударственных образовательных учреждениях, и за счет какого бюджета они обеспечиваются, законом не определено.
К образовательным учреждениям относятся дошкольные и общеобразовательные учреждения. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или субъектов Федерации), муниципальными, негосударственными. Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами). Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Система образования включает в себя: федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности (статьи 8, 9, 11, 11.1, 12, 33.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании».
Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что педагогические работники имеют право на получение установленных федеральным законом мер социальной поддержки в случае, если они работают в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и проводят обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, независимо от организационно-правовой формы учреждения и уровня его финансирования.
В уставе НДОУ «Детский сад № <адрес> ОАО «РЖД» указано, что целями деятельности учреждения является всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, физического и психического развития, а также подготовка детей к переходу на следующую ступень образования. (л.д.61)
Согласно лицензии серии № 130, выданной 26.10.2009г. Министерством образования Хабаровского края сроком действия до 25.10.2015, НДОУ «Детский сад № № имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программа: общеобразовательные программы дошкольного образования; коррекционно-развивающие программы дошкольного образования; образовательные программы дополнительного образования детей социально-педагогической направленности, художественно-эстетической направленности и физкультурно-спортивной направленности.(л.д.63)
Таким образом, Г., являясь в период с ДД.ММ.ГГГГ --- образовательного учреждения, входящего в систему образования, и проживающая и работающая в поселке городского типа, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных федеральным законом, в том числе и на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. (л.д.12-17)
До 01.04.2012 года истцу предоставлялась социальная поддержка по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, проживающему в поселка городского типа, в полном объеме, данные обстоятельства подтверждаются договором о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений от 30.12.2011г., заключенному между отделом образования администрации Верхнебуреинского муниципального района и НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД» (л.д.64-66).
В связи со вступлением в силу Закона Хабаровского края № 177 от 19.03.2012года «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края», принятых на основании внесенных изменений в Федеральный закон «Об образовании», отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района уведомил НДОУ «Детский сад № 259» ОАО РЖД о прекращении с 01.04.2012года действия договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений от 30.11.2011 года, в связи с этим с 01.04.2012 года ответчиком не предоставляется истцу вышеуказанная мера социальной поддержки, данные обстоятельства подтверждаются уведомлением от 16.04.2012г. (л.д.62).
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования устанавливались Законом РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании». Указаний на обязанность устанавливать меры социальной поддержки педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, средств учредителей негосударственных образовательных учреждений федеральный закон не содержит. Также законом не определен порядок предоставления мер социальной поддержки и их финансирование указанной категории педагогических работников.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 20.11.2006 года № 90 (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 года) педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возмещались независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения, в котором они работали, возмещались в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Закон Хабаровского края от 20.11.2006 года № 90 внесены изменения, действующие с 01.09.2013 года, в соответствии с которыми расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения возмещаются педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В ходе реформирования системы межбюджетных отношений и уточнения разграничения полномочий между органами публичной власти в качестве одного из элементов принципа самостоятельности бюджетов была закреплена недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Тем самым предполагалось прекращение финансирования любых обязательств за счет консолидированного бюджета Российской Федерации.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в свою очередь, как правило, исходят из того, что решение вопросов о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением в денежной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и что, соответственно, бюджет субъекта Российской Федерации не может быть источником финансирования указанной компенсации.
Неопределенность законодательной регламентации источников финансирования предоставления в денежной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не согласуется с общеправовым принципом юридического равенства и, не обеспечивая реализацию предоставленного им в рамках социальной защиты права на такую компенсацию, приводит к нарушению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, пункт 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ - по смыслу, придаваемому его положениям правоприменительной практикой, - четко не определяя источник финансирования компенсации педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, лишает их, возможности реализовать право на данную меру социальной гарантии, предоставленную на равных основаниях всем относящимся к указанной категории гражданам, нарушает их права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, что свидетельствует о несоблюдении государством возложенной на него обязанности обеспечивать осуществление этих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 года №947-О-П, установление правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Поэтому отсутствие в Законе РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающих в негосударственных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер.
Поскольку право на получение педагогическим работниками негосударственных образовательных учреждений мер социальной поддержки было установлено федеральным законом, и положения Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» предусматривали возможность компенсировать расходы, понесенные в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, путем предоставления бюджетных ассигнований, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета.
С учетом изложенного суд находит требования истца о признании за ней права на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину, в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской федерацией, соответствующим субъектом РФ, муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» № 52-ФЗ от 06.05.2003 предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003г. №-377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №-23 « О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ» разъяснено, что положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанностей по их финансированию на субъекты Российской Федерации за счет собственных средств последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п.4. ст. 130, ст. 133 и 136 Бюджетного кодекса должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы Федеральным законом или принятым в его исполнении иным нормативно правовым актом обязанность по возмещению платы возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Пунктом 19 указанного Постановления предусмотрено, что при решении вопроса об определении публично- правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно товаров (работ, услуг) судам необходимо иметь ввиду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. «-184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения и устанавливает принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Так как право педагогических работников на возмещения расходов в денежной форме, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнений) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает, что понесенные истцом убытки, подлежат взысканию с Министерства финансов РФ, впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений, компенсация расходов педагогическим работникам негосударственных дошкольных общеобразовательных учреждений связанных с их правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освящением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель не определил порядок предоставления данной льготы.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ни один из указанных выше законов не отменил право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки, как и государство не отменяло и не приостанавливало действия Закона «Об образовании», в связи с чем расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, должны быть возложены на Российскую Федерацию в лице соответствующего финансового органа Министерство Финансов Российской Федерации.
Указанным выше федеральный закон «Об образовании», действовавшим на период спорных правоотношений, определен порядок установления размера и возмещения расходов, связанных с предоставлением этой меры социальной поддержки, определены источники финансирования, и не указаны негосударственные дошкольные образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежи возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган или гражданина.
Требования истца о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ее убыток, понесенных по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по май 2013г. включительно в сумме 74 497,08 рублей, суд находит подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 2 Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" (действующим на период спорных отношений) размер компенсации педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) края, определяется, исходя из: 1) фактических расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и фактических расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией; 2) розничных цен, действующих в данном сельском населенном пункте или рабочем поселке (поселке городского типа), на топливо, используемое для получения тепловой энергии на нужды отопления, и транспортные услуги по доставке топлива к месту жительства педагогических работников, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления (ч.1). Компенсация педагогическим работникам производится в размере стоимости оплаты занимаемого педагогическим работником жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией (ч.2). Размер компенсации педагогическому работнику не может превышать фактически произведенных им расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и расходов на отопление жилого помещениям обеспечение его электрической энергией (ч.4).
В обоснование своих требований истцом представлен расчет понесенных ею убытков, согласно которому за период с апреля 2012 года по мая 2013 года ей начислено и оплачено ею за отопление – --- (л.д.7)
Однако представленный истцом расчет подлежащих ей возмещению убытков, не может быть принят судом полностью, как достоверный, поскольку произведен не верно.
Согласно предоставленным квитанциям для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, счетов по оплате за электроэнергию, справкам – расчетам (л.д. 47-52), истцу было начислено: за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг: за период с апреля 2012 года по май 2013года начислено за отопление ---, указанная сумма была оплачена истцом.
за электроэнергию: начислено и оплачено истцом за период с апреля 2012г. по май 2013 года с учетом ОДН – --- руб.
Требования истца о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг по март 2014 года не подтверждены какими-либо доказательствами наличия у истца данных расходов, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Таким образом, требования истца о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации подлежат удовлетворению частично.
В пользу истца с Министерства финансов РФ за счет казны РФ подлежат взысканию убытки, понесенные истцом по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по май 2013г. в размере ---.)
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Г. удовлетворить частично.
Признать за Г. право на получение компенсации в размере расходов на оплату занимаемого ею, как педагогическим работником, жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечения его электроэнергией.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г. убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по май 2013г. (включительно) в сумме ---
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья Е.В.Костина