ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3822/19 от 12.09.2019 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-3822/2019

64RS0045-01-2019-004620-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,

при секретаре Ли А.Р.,

с участием представителя истца ФИО4,

ответчика ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к ФИО1, третье лицо общество с ограниченной ответственностью «РЕГТАЙМ» об обязании передать права пользования доменным именем, запрете использования домена, а также товарного знака, взысккании компенсации,

установил:

истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что ИП ФИО2 является правообладателем товарного знака «YORDESIGNS» по 24,26,35 классу МКТУ, рег. . В сети интернет зарегестрированно доменное имя yorkdesigns.su полностью воспроизводящее указанный товарный знак и фирменное наименование истца, регистратором данного доменного имения является ООО «Регтайм». С ДД.ММ.ГГГГ при загрузке сайта http:// yorkdesigns.su осуществляется переадресация на http:// yorkmoscow. ru. ИП ФИО2 разрешений на использование своего товарного знака в данном доменном имени никому не предоставлял, исходя из общедоступных сведений, словесное обозначение yorkdesigns или схожие обозначения в качестве товарных знаком иными лицами в Российской Федерации не зарегистрированы.

На основании вышеизложенного истец обратился в суд и просит запретить ответчику использование домена yorkdesigns.su, а также использования товарного знака «YORDESIGNS» в целях устранения и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации по реализации прав на товарные знаки. Обязать ответчика и ООО «РЕГТАЙМ» передать права пользования доменным именем yorkdesigns.su ИП ФИО2, обязать ответчика осуществить выплату компенсации в размере 250000 рублей.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание не явились: истец ИП ФИО2, представитель третьего лица - ООО «Регтайм», извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет"; доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".

Согласно подпункта 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ для лица, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателя) предусмотрено исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

В силу пункта 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Из пункта 1 ст. 1477 ГК РФ следует, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно ст. 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Таким образом, товарный знак служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Доменное имя призвано индивидуализировать не товар, а информационный ресурс, доменное имя может принадлежать не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

Товарный знак служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

В силу ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак (п. 1).

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. п. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.

В судебном заседании установлено, что ИП ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.7-8)

Согласно свидетельству на товарный знак yorkdesigns, ИП ФИО2 является правообладателем данного товарного знака. (л.д.11)

Согласно пункту 3 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 1484, пункта 3 статьи 1515 Гражданского кодекса РФ нарушением исключительного права владельца товарного знака признается не сама по себе торговля товарами, аналогичными до степени смешения с товарами истца, как указали суды, а использование (размещение на товаре или упаковке) тождественного товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

При выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг. Вместе с тем использование исключительно неохраняемых элементов товарного знака не может быть признано нарушением.

При решении вопросов о тождестве и сходстве товарных знаков, возникающих в ходе рассмотрения судами дел, связанных с нарушением исключительного права на товарный знак, могут применяться Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденные Приказом Роспатента от дата за N 197.

Как разъясняется в пункте 3 Методических рекомендаций N 197, оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе, с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе, доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др. Исходя из разновидности обозначения (словесное, изобразительное, звуковое и т.д.) и/или способа его использования, общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.

Согласно положениям пунктов 5 и 6 указанных Методических рекомендаций N 197 при определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при их сравнении. Именно оно наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, которые уже приобретали такой товар. Поэтому, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением.

Аналогичная правовая позиция закреплена в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, в котором отмечено, что при выявлении сходства до степени смешения используемого обозначения с товарным знаком учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского Кодекса Российской Федерации наряду с иными способами защиты исключительного права использования товарного знака предусмотрено право правообладателя требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до сумма прописью, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, исследовал сравниваемые обозначения, суд приходит к выводу о том, что использованное ответчиком доменного имени yorkdesigns.su сходно до степени смешения с Товарным знаком истца «yorkdesigns».

Достаточных, достоверных и допустимых доказательств в подтверждение обратного, ответчиком не представлено.

Таким образом, ответчиком нарушено исключительное право наименование истца на использование принадлежащего ему Товарного знака «yorkdesigns».

При этом суд учитывает, что домен yorkdesigns.su был зарегистрироват ответчиком 18ю06.2016 года (л.д.39), на момент подачи заявки истцом на товарный знак yorkdesigns ДД.ММ.ГГГГФИО1 уже продолжительное время осуществляла администрирование указанного домена. Указанные обстоятельства установленные судом свидетельствуют о том, что ответчик при использовании домена не могла знать о наличии прав истца на товарный знак.

Доказательств того, что доменное имя yorkdesigns.su использовалось ФИО1 в отношении каких-либо товаров, работ, услуг суду не представлено.

Как разъяснено в пункте 43.3 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ", рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до сумма прописью, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ.

Истцом заявлены, требования о взыскании компенсации в размере 250000 рублей, с учетом изложенного суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации на основании пп. 1 п.4 ст.1515ГК РФ.

Требования истца о запрете ответчику любого использование обозначения yorkdesigns.su, а также использовании товарного знака «yorkdesigns» сходного до степени смешения Товарным знаком истца подлежат удовлетворению, также как и подлежат удовлетворению требования истца об обязании ответчика и ООО «РЕГТАЙМ» передать права пользования доменным именем yorkdesigns.su ИП ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО2 к ФИО1 об обязании передать права пользования доменным именем, запрете использования домена, а также товарного знака, взыскании компенсации – удовлетворить частично.

Запретить ФИО1 использовать домен yordesigns.su, а также использование товарного знака «YORKDESIGNS»

Обязать ФИО1 и общество с ограниченной ответственностью «РЕГТАЙМ» передать права пользования доменным именем yordesigns.su индивидуальному предпринимателю ФИО2.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований индивидуальному предпринимателю ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: