ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-405/2021 от 25.01.2022 Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия)

дело № 2-6/2022

УИД 10RS0008-01-2021-001141-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугельского Н.Ю. к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об изменении категории земельного участка, установлении границ земельного участка, обязании совершить действия, направленные на государственную регистрацию договора аренды земельного участка,

установил:

Бугельский Н.Ю. обратился с иском к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» по тем основаниям, что постановлением Главы местного самоуправления Медвежьегорского района от 24.04.2003 истцу для дачного строительства был предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок с к.н. <данные изъяты> площадью 1501 кв.м, расположенный в <адрес> Медвежьегорского района Республики Карелия. 29.04.2003 между Медвежьегорской районной администрацией и Бугельским Н.Ю. был заключен договор аренды указанного земельного участка, до настоящего времени государственная регистрация договора не осуществлена. С 2013 года Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» перестала принимать от истца арендную плату, мотивируя необходимостью заключения нового договора аренды. Заключению нового договора аренды по мнению истца препятствует отнесение арендованного истцом земельного участка к категории земель запаса района. 27.03.2017 истец обратился в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» с заявлением о переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель населенных пунктов. В связи с тем, что координаты характерных точек границ земельного участка определены в старой системе координат, Администрация не смогла сделать однозначный вывод о том, включен ли земельный участок в границы населенного пункта <адрес>, изменения в Генеральный план Великогубского сельского поселения в связи с обращением истца не внесены в связи с отсутствием средств бюджета. Уведомлением Управления Росреестра по РК от 15.04.2021 государственная регистрация договора аренды от 29.04.2003 была приостановлена, поскольку категория земельного участка не изменена, не представлен второй экземпляр договора аренды. 01.12.2021 истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о переводе арендуемого земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения, получил отказ, поскольку в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ земельного участка в МСК-10, что не позволяет определить территорию, перевод которой в земли сельскохозяйственного назначения предполагается осуществить. Поскольку договор аренды был заключен до введения в действие Земельного кодекса РФ, арендодателем по нему является Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район», в целях зашиты права аренды земельного участка и права на использование участка по целевому назначению, истец Бугельский Н.Ю. в окончательной редакции исковых требований с учетом заключения судебной землеустроительной экспертизы просит суд установить границы земельного участка с к.н. <данные изъяты> площадью 1501 кв.м:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

СКО (м)

Х

Y

н20

н19

н6

н7

н8

н9

н10

н11

н12

н13

н14

н15

н5

н20

; обязать Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить перевод земельного участка с к.н. <данные изъяты> из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения»; обязать Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» совершить действия, направленные на регистрацию договора аренды земельного участка от 29.04.2003, предоставив второй подлинник договора, а также документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор.

Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве ответчика - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Управление Росреестра по РК, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, Администрация Великогубского сельского поселения, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Александров, кадастровый инженер Падорина И.Н., «Кареллеспроект», ФГУП «Рослесинфорг».

В судебное заседание истец Бугельский Н.Ю. не явился, неоднократно извещался судом по месту жительства, судебные извещения возвращены по истечении срока хранения. Суд признает истца извещенным о проведении судебного заседания, поскольку в силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Представитель истца по доверенности Домрачев А.А. не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» не явился, извещен, в представленном письменном отзыве просит в удовлетворении иска отказать, поскольку по требованию о переводе спорного земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения является ненадлежащим ответчиком, по требованию о совершении действий по государственной регистрации договора аренды земельного участка полномочиями по распоряжению земельными участками, не находящимися в муниципальной собственности, не обладает. Полагает, что для государственной регистрации договора аренды второй подлинник договора аренды не требуется, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего договор аренды от имени Администрации, был направлен 25.05.2021 в адрес истца и в Управление Росреестра по Республике Карелия.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указывает, что формирование земельного участка с к.н. <данные изъяты> и постановка его 15.09.2003 на кадастровый учет происходили до вступления в силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия". Каких-либо решений, направленных на формирование земельного участка, Министерство не принимало. Земельный участок отнесен к категории земель запаса, имеет вид разрешенного использования – для дачного строительства, границы участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, в связи с чем не представляется возможным определить, попадает ли спорный земельный участок в границы населенного пункта. Каких-либо прав истца Бугельского Н.Ю. Министерство не нарушало, в настоящем деле является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Администрации Великогубского сельского поселения не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия, разрешение требований оставил на усмотрение суда.

Третье лицо Падорина И.Н. не явилась, извещена. В письменном отзыве указала, что, являясь кадастровым инженером Карельского филиала ФГБУ «Рослесинефорг», проводила кадастровые работы в отношении земельного (лесного) участка с к.н. <данные изъяты>. В процессе выполнения кадастровых работ по установлению границ Медвежьегорского лесничества выявлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного (лесного) участка с к.н. <данные изъяты>, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес> по лесоустройству, кв. 104. В рамках исполнения гарантийных обязательств по государственному контракту от 30.10.2015 № Р-9К-15/1 ведутся работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с к.н. <данные изъяты>, подготовлен межевой план, который отправлен на согласование в ГКУ РК «Медвежьегорское лесничество». В случае исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с к.н. <данные изъяты> будут изменены границы лесного участка, и наложение на земельный участок с к.н. <данные изъяты> будет исключено.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по РК, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, «Кареллеспроект», ФГУП «Рослесинфорг» не явились, извещены, ходатайств, возражений не представили.

Третье лицо Александров не явился, извещался, судебное извещение возвращено по истечении срока хранения.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - осуществляется органами местного самоуправления.

В силу подп. 7 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли запаса отнесены к отдельной категории земель.

Согласно ст. 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 данного Кодекса.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категории земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством о градостроительной деятельности.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.

Исходя из п. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются, соответственно, представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Судом установлено, подтверждается письменными материалами дела, что постановлением Главы местного самоуправления Медвежьегорского района от 24.04.2003 № 255 Бугельскому Н.Ю. из земель запаса района предоставлен в аренду сроком на 25 лет для дачного строительства земельный участок общей площадью 1500 кв.м, расположенный в районе <адрес> Республики Карелия.

29.04.2003 между Медвежьегорской районной администрацией и Бугельским Н.Ю. заключен договор аренды № 474 в отношении земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес> Участок предоставлен истцу в аренду для дачного строительства на срок с 24.04.2003 по 24.04.2028. Участок передан истцу по акту приема-передачи

Согласно сведениям ЕГРН, предоставленный истцу в аренду земельный участок является ранее учтенным, имеет площадь 1501,02 кв.м, 15.09.2003 участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты>Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 290 метрах по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: 186318, Республика Карелия, <адрес> в соответствии с действующим законодательством не установлены. Участок относится к категории земель - земли запаса, имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства. Сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют.

Уведомлением Росреестра по Республике Карелия от 21.01.2019 Бугельскому Н.Ю. отказано в государственной регистрации договора аренды по причине отнесения земельного участка к категории земель запаса, непредставления в орган регистрации 2-х подлинных экземпляров договора аренды и доверенности лица, подписавшего договор аренды от имени арендодателя.

По ходатайству истца судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ИП Трусову А.А.

Согласно заключению эксперта, в 2002 году были выполнены работы по установлению границ земельного участка с к.н. <данные изъяты> в условной системе координат, которые позволяют однозначно определить конфигурацию и площадь земельного участка, но не позволяют точно определить местоположение границ земельного участка на местности. В результате перерасчета координат характерных точек границ земельного участка из условной системы в систему МСК-10 с учетом средне квадтратичной ошибки (СКО) экспертом установлено, что земельный участок с к.н. <данные изъяты> накладывается на земельные участки с к.н. <данные изъяты> и <данные изъяты>. Земельный участок с к.н. <данные изъяты> отнесен к категории земель запаса, разрешенное использование – автомобильный транспорт, сформирован для эксплуатации дороги с к.н. <данные изъяты>, которая фактически представляет собой наезженную колею, местоположение которой со временем может меняться, на момент исследования колея совпадает с центром земельного участка с к.н. <данные изъяты>. Земельный участок с к.н. <данные изъяты> отнесен к категории земель лесного фонда, разрешенное использование – для размещения лесной растительности, межевой план подготовлен в 2016 году кадастровым инженером Падориной И.Н., конфигурация земельного участка не соответствует конфигурации выдела 14 квартала 104 Медвежьегорского лесничества, Великогубского участкового лесничества («Кижи» по лесоустройству). При выполнении кадастровых работ кадастровый инженер Падорина И.Н. не выявила смежный земельный участок с к.н. <данные изъяты>, что привело к наложению земельных участков с к.н. <данные изъяты> и к.н. <данные изъяты> и возникновению реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с к.н. <данные изъяты>. Внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка с к.н. <данные изъяты> после их пересчета в систему координат МСК-10 соответствуют фактическому местоположению земельного участка на местности. В связи с наложением земельного участка с к.н. <данные изъяты> на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> экспертом предложен вариант установления границ земельных участков с к.н. <данные изъяты> и к.н. <данные изъяты>, исключающих наложение земельных участков. Экспертом также установлено, что предоставленный Бугельскому Н.Ю. в аренду земельный участок с к.н. <данные изъяты> не входит в границы населенных пунктов. Для регистрации договора аренды необходимо изменить категорию земельного участка - земли запаса на иную категорию земель. Поскольку ранее земли имели категорию земель сельскохозяйственного назначения, целесообразно установить для спорного земельного участка категорию – земли сельскохозяйственного назначения, а также целесообразно изменить разрешенное использование земельного участка – на ведение садоводства.

Наложение границ земельного участка с к.н. <данные изъяты> на земельный участок с к.н. <данные изъяты>, как и наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с к.н. <данные изъяты> помимо заключения судебной землеустроительной экспертизы подтверждаются вышеуказанными письменными объяснениями кадастрового инженера Падориной И.Н.

Выводы эксперта мотивированы, основаны на осмотре объектов исследования, выполненной при исследовании плановой топографической съемке, полевых измерениях, камеральном исследовании. Эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно ч. 4 указанной статьи в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Суд рассматривает дело в пределах заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

С учетом заключения судебной землеустроительной экспертизы, того обстоятельства, что границы предоставленного истцу в аренду земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, а реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с к.н<данные изъяты> до настоящего времени не устранена, требование истца об установлении границ земельного участка с к.н. <данные изъяты> суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Бугельского Н.Ю. об обязании Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» осуществить перевод спорного земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения и совершить действия, направленные на регистрацию договора аренды.

В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П, указанное Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Как отмечено выше, согласно ст. 13 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Органы местного самоуправления не уполномочены принимать решения о переводе земель, не находящихся в муниципальной собственности, в земли сельскохозяйственного назначения, что следует из положений ст. 8 Земельного кодекса РФ.

Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 07.12.2021 на обращение Бугельского Н.Ю. о переводе спорного земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения следует, что основанием к оставлению данного обращения без удовлетворения послужило отсутствие в ЕГРН сведений об установлении границ спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, что не позволило определить территорию, перевод которой из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения предполагается осуществить.

Поскольку Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район» не обладает полномочиями в отношении спорного земельного участка, как не обладает полномочиями по изменению категории земель запаса на категорию сельскохозяйственного назначения, соответственно, не является надлежащим ответчиком по требованиям истца.

На момент обращения истца в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в ЕГРН отсутствовали сведения о местоположении границ спорного земельного участка в МСК-10, сведения об указанных границах до настоящего времени в ЕГРН не внесены. Соответственно, не имеется оснований полагать, что своим решением, выраженным в письме от 07.12.2021, указанное Министерство нарушило права истца.

С учетом фактических обстоятельств данного дела, суд полагает, что истец не лишен права повторно обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с ходатайством об изменении категории арендуемого земельного участка после внесения в ЕГРН сведений о местоположении его границ в МСК-10.

Право аренды земельного участка как и договор аренды никем не оспариваются, договор аренды является действующим. Исходя из содержания уведомления Управления Росреестра по Республике Карелия от 15.04.2021, после решения вопроса о переводе земельного участка из категории земель запаса в иную категорию, истец вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации договора аренды. В случае, если Управлением Росреестра по Республике Карелия будет отказано в государственной регистрации договора аренды, Бугельский Н.Ю. не лищен возможности избрать надлежащий способ защиты своих прав.

Полномочиями по распоряжению спорным земельным участком обладает Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. С учетом установленных фактических обстоятельств данного дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Бугельского Н.Ю. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия в части установления границ арендуемого земельного участка. Оснований для удовлетворения оставшейся части исковых требований не имеется. В иске к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» следует отказать в полном объеме, как к ненадлежащему ответчику.

С учетом оснований и предмета иска, установленных фактических обстоятельств данного дела, частичного удовлетворения требований, суд полагает на основании ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, с учетом разъяснений в п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 1 от 21.01.2016, возложить расходы по проведению ИП Трусовым А.А. судебной землеустроительной экспертизы на истца Бугельского Н.Ю., освободив Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия от несения указанных расходов, поскольку нарушение прав истца по неустановлению границ земельного участка в соответствии с действующим законодательством носило формальный характер.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Бугельского Н.Ю. удовлетворить частично.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1501,02 кв.м по следующим координатам характерных точек в МСК-10:

Обозначение характерных точек границ

Координаты, м

СКО (м)

Х

Y

н20

н19

н6

н7

н8

н9

н10

н11

н12

н13

н14

н15

н5

н20

В оставшейся части исковых требований и в исковых требованиях к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» отказать.

Взыскать с Бугельского Н.Ю. в пользу индивидуального предпринимателя Трусова А.А. расходы по проведению судебной землеустроительной экспертизы в размере 55000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Л.А. Ерохова

Решение в окончательной форме составлено 01.02.2022.