ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-438/18 от 23.10.2018 Камышловского городского суда (Свердловская область)

Копия

УИД 66RS0029-01-2017-001248-71

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2018 года

Дело № 2-438/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.

при секретаре Куракиной Н.Ю.

с участием помощников прокурора Абдуллаевой Л.А., ФИО1, ФИО3, представителя истца ФИО8, представителя третьего лица Администрации Камышловского округа ФИО9, представителя третьего лица ООО «СтройРеставрация» ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах Камышловского городского округа к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного преступлением,

УСТАНОВИЛ:

Приговором Камышловского районного суда Свердловской области от 13.12.2017 г. ФИО2 осужден по части 2 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде штрафа в размере 280 000 руб. с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно - распорядительных, административно - хозяйственных функций в государственных органах и органах местного самоуправления сроком на три года. Этим же приговором постановлено признать за гражданским истцом Камышловским межрайонным прокурором право на удовлетворение гражданского иска в интересах Камышловского городского округа с передачей вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Приговор обжалован, определением Свердловского областного суда от 15.03.2018 г. изменен: установлено, что ФИО2 причинен ущерб Муниципальному образованию Камышловский городской округ в виде оплаты невыполненных работ в сумме 14 647 609 руб. 95 коп., снижен размер штрафа, назначенного ФИО2 в качестве основного наказания до 250 000 руб.. В остальной части приговор оставлен без изменения, вступил в законную силу 15.03.2018 г..

Определением Камышловского районного суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из уголовного дела в отношении ФИО2 выделено исковое заявление с копиями документов, относящихся к гражданскому иску для передачи на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Определением Камышловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено гражданское дело по исковому заявлению Камышловского межрайонного прокурора в интересах администрации Камышловского городского округа к ФИО2 о возмещении ущерба.

Согласно искового заявления Камышловского межрайонного прокурора от 08.06.2016 г., являясь главой и главным распорядителем бюджетных средств Камышловского городского округа, обладая в соответствии с действующим законодательством и Уставом Камышловского городского округа полномочиями представлять муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени муниципального образования, обеспечивать осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, заключать договоры и соглашения от имени городского округа, ФИО2 19.12.2013 г., 18.02.2014 г., 02.04.2014 г. умышленно подписал заведомо не соответствующие действительности документы, свидетельствующие о выполнении ООО «СтройРеставрация» работ, предусмотренных муниципальным контрактом №21-АОЭФ-13, по строительству «под ключ» малоэтажных жилых домов в г. Камышлове Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (двух жилых домов в г. Камышлове Свердловской области по ул. <адрес> и их стоимости: акт формы №КС-2 №3 от 16.12.2013 г., на сумму 3 777 475 рублей, справку формы №КС-3 №2 от 16.12.2013 г., на сумму 3 777 475 рублей; акт формы №КС-2 №5 от 13.02.2014 г., на сумму 1 936 532,90 рублей, справку формы №КС-3 № 4 от 13.02.2014 г. на сумму 1 936 532,90 рублей; акты формы №КС-2: №6 от 27.02.2014 г., на сумму 1 976 675,82 рублей от 27.02.2014 г., на сумму 930 410,25 рублей, справку формы №КС-3 №5 от 27.02.2014 г., на сумму 2 907 086,07 рублей; акт формы №КС-2 №8 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей, и справку формы №КС-3 №6 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей. При этом ФИО2 достоверно знал от сотрудников администрации Камышловского городского округа и ФИО7, что фактически работы, связанные в вышеуказанных актах формы №КС-2 и справках формы №КС-3 по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены, у ООО «СтройРеставрация» отсутствуют возможности для их выполнения, однако действовал из корыстной и иной личной заинтересованности. Вышеуказанные не соответствующие действительности документы явились основанием для перечисления ООО «СтройРеставрация» финансовым управлением администрации Камышловского городского округа денежных средств на общую сумму 11 627 089,01 рублей. В результате указанных преступных действий ФИО2 были причинены тяжкие последствия в виде материального ущерба Камышловскому городскому округу в сумме 11 627 089,01 рублей, за счет необоснованного финансирования коммерческой организации, значительная часть которых не была направлена на строительство вышеуказанных домов, что в свою очередь повлекло необходимость заключения муниципальных контрактов от 14.04.2015 г. №26-04-15 с ООО «ДОМ» и от 23.06.2015 г. №47-06-15 с ООО «Эстра», на общую сумму 9 629 921,66 руб. на выполнение работ по достройке жилых домов по адресу: <адрес>. Просили взыскать с ФИО2 в пользу Камышловского городского округа в счет возмещения прямого материального ущерба 11 627 089,01 рублей.

С учетом уточненных и увеличенных исковых требований истец, действующий в интересах Муниципального образования Камышловский городской округ в судебном заседании просил взыскать с ФИО2 в пользу Камышловского городского округа в счет возмещения прямого материального ущерба сумму 14 647 609,95 руб. Данный ущерб складывается из подписанных ФИО2 актов формы КС-2 № 3 от 16.12.2013 г., № 5 от 13.02.2014 г. № 6 от 27.02.2014 г., № 7 от 27.02.2014 г., № 8 от 17.03.2014 г., № 41 от 26.12.2014 г., и справки формы КС-3 № 2 от 16.12.2013 г., № 3 от 25.12.2013 г., № 4 от 13.02.2014 г., № 5 от 27.02.2014 г., № 6 от 17.03.2014 г., № 20 от 26.12.2014 г., на основании которых ООО «СтройРеставрация» перечислены суммы платежными поручениями:

№ 1980 от 19.12.2013 г. на сумму 2 007 350,22 руб.,

№ 1891 от 19.12.2013 г. на сумму 1 090 179,28 руб.,

№ 1892 от 19.12.2013 г. на сумму 679 945,50 руб.,

№ 1973 от 27.12.2013 г. на сумму 1 170 865,23 руб.,

№ 1974 от 27.12.2013 г. на сумму 635 889,54 руб.,

№ 1975 от 27.12.2013 г. на сумму 396 604,71 руб.,

№ 188 от 19.02.2014 г. на сумму 1 029 089,53 руб.,

№ 189 от 19.02.2014 г. на сумму 907 473,37 руб.,

№ 262 от 03.03.2014 г. на сумму 1 544 825,54 руб,

№ 263 от 03.03.2014 г. на сумму 490 403,72 руб.,

№ 264 от 03.03.2014 г. на сумму 871 856,81 руб.,

№ 409 от 02.04.2014 г. на сумму 1 597 369,82 руб.,

№ 410 от 02.04.2014 г. на сумму 867 521,51 руб.,

№ 411 от 02.04.2014 г. на сумму 541 073,71 руб.,

№ 1784 от 26.12.2014 г. на сумму 547 080,85 руб.,

№ 1785 от 26.12.2014 г. на сумму 1 984 473,99 руб.,

№ 1 786 от 26.12.2014 г. на сумму 71 606,62 руб.

Ответчик ФИО2, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании пояснил, что Камышловским межрайонным прокурором заявлен гражданский иск к ФИО2 о возмещения ущерба причиненного преступлением. Подобный гражданский иск уже рассматривался Камышловским районным судом Свердловской области при рассмотрении уголовного дела в отношении ФИО2 и оставлен без рассмотрения в связи с необходимостью проведения дополнительных расчетов с признанием за истцом права за гражданским истцом на удовлетворении от ответчика причиненного вреда. Как следует из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ от 1442-0, при данных обстоятельствах подлежит установление размер причиненного вреда. Камышловский межрайонный прокурор в настоящем гражданском деле, не освобождается от обязанности доказывания размера взыскиваемых с ответчики сумм, что прямо предусмотрено принципом состязательности, закрепленном в гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Ссылка Камышловского межрайонного прокурора в тексте иска на статью 44 Уголовно-процессуального кодекса, как правовое основание для иска, на действующем законодательстве не основана. В соответствии со подпунктом 6 пункта 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Камышловский межрайонный прокурор обязан был представить суду и другой стороне для подготовки соответствующих возражений, расчет взыскиваемых сумм, о чем еще раз указал прокурору Камышловский районный суд в определении о подготовке к делу. Это требование прокуратурой до настоящего времени не выполнено, что не только свидетельствует о несоблюдении гражданским истцом требований закона, но и препятствует другой стороне по делу реализовать свои процессуальные права, поскольку до настоящего времени до ответчика не доведено, из каких сумм складывается заявленные прокурором требования. Указанное нарушение имеет существенное значение для дела, поскольку еще при рассмотрении уголовного дела в отношении ФИО2 Камышловский районный суд оставил гражданский иск без рассмотрения по мотивам, указанным в пункте 2 статьи 309 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации - «... необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском.. . ». Заявленная сумма в иске неоднократно менялась в ходе процесса, в том числе в сторону уменьшения, что само по себе требует оформления от прокурора отказа в иске в части. И это до сих пор гражданским истцом не сделано. Помимо сумм по «затроенным» и «задвоенным» актам выполненных работ
пропущенных сотрудниками Муниципального бюджетного учреждения
«Камышловское бюджетное учреждение» (МБУ «КБО») как достоверные для
подписания платежных поручений главой г. Камышлова ФИО2, подрядным организациям оплачены объемы дополнительных работ (в размере для 18-ти квартирного дома в размере 2 302 515 рублей, для 32-ти квартирного дома в размере 4 242 532 рублей) изначально не предусмотренных сметой на строительство домов. Необходимость таких работ для сдачи домов подтверждена сметно-строительной экспертизой, проведения в рамках рассмотрения гражданского дела № А60-35640/2015 рассмотренного арбитражным судом Свердловской области задолго до рассмотрения уголовного дела в отношении ФИО2 Данные выводы находятся на странице № 4 судебного решения. Таким образом, из заявленной прокурором суммы ущерба - денежных средств полученных ООО «СтройРеставрация» и ООО «Дом» по актам выполненных работ КС-2, КС-3 (ФИО2 осужден за то, что подписал платежные поручения на эти перечисления, доверившись сотрудникам МБУ «КБО», что работы подрядчиками фактически выполнены) сумма необоснованной переплаты в размере 13 149 599,0 рублей уже взыскана с одной из подрядной организации - ООО «СтройРеставрация» в установленном законом порядке (судебном), а остальная сумма оплачена муниципальным образованием «город Камышлов» под руководством ФИО2 подрядным организациям правомерно за дополнительные объемы работ, ранее не учтенных в смете на строительство домов, что тоже нашло свое подтверждение на листе 4 гражданского дела № А60-35640/2015. Факт взыскания переплаченных сумм в размере 13 149 599 рублей установлен решением Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-59627/2015 года. Повторное же предъявление прокурором этих же сумм ко взысканию с ФИО2 в интересах муниципального образования «город Камышлов» противоречит закону поскольку означает попытку взыскания двойного размера причиненного ущерба и попытку необоснованного обогащения. Решение арбитражного суда Свердловской области по делу А60-59627/2015 года так же полностью опровергает приведенный в иске Камышловского межрайонного прокурора довод для обращения в судебные органы для защиты материальных интересов муниципального образования «город Камышлов». Указанные выше обстоятельства позволяют стороны заявить о том, что хотявиновность ответчика признана уголовном деле, заявленный прокурором в интересах Муниципального образования «город Камышлов» иск удовлетворению не подлежит, что совпадает с правовой позицией самого муниципального образования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца администрации Камышловского городского округа ФИО9 в судебном заседании пояснил, что администрация Камышловского городского округа не может поддержать исковое заявление Камышловского межрайонного прокурора в части по следующим причинам:

Исходя из содержания искового заявления, ФИО2 своими действиями причинил ущерб администрации Камышловского городского округа в размере 18 376 933 руб. 75 коп. Из них:

17 556 703 руб. 52 коп. - материальный ущерб в виде оплаты невыполненных работ,

109 104 руб. 30 коп. - стоимость ввода объектов (многоквартирных домов по <адрес>) в эксплуатацию,

711 125 руб. 93 коп. - оплата стоимости осуществления строительного контроля за строительствомдомов по указанному адресу.

Действительно, 12.11.2013 г. между администрацией Камышловского городского круга и ООО «СтройРеставрация» заключен муниципальный контракт № 21-ОАЭФ-13 на строительство двух (18 и 32 квартирных) малоэтажных жилых домов «под ключ» вг. Камышлове по <адрес> «А». Цена контракта согласно п. 3.1 контракта 56 968 900 руб.

В ходе исполнения муниципального контракта, подрядчик уведомил администрацию Камышловского городского округа о заключении 21.05.2014 г. между ООО «СтройРеставрация» и ООО «ДОМ» (субподрядчик) договора уступки права требования (цессии) на сумму 39 136 011,87 руб. по муниципальному контракту от 12.11.2013 г. №21-ОАЭФ-13 (уведомление от 21.05.2014г. № 86).

Работы по строительству объектов предъявлены подрядчиком по актам ф. №КС-2, приняты и оплачены Администрацией в 2013-2014 годах на общую сумму 59 968 900 руб., из них перечислено: ООО «СтройРеставрация» - 17 832 888,13 руб., ООО «ДОМ» (по договору уступки права требования (цессии) от 21.05.2014 г.) - 39 136 011,87 руб.. Таким образом, администрация Камышловского городского округа выполнила свои обязательства по договору в полном объеме.

24.12.2014 г. комиссией по приемке законченного строительством объекта, утверждённой постановлением главы Камышловского городского округа от 19.12.2014 г. №2163 произведена приемка объектов, составлены и подписаны два акта о приемке законченного строительством объекта приёмочной комиссией формы №КС-14 (далее - акты ф.№КС-14 от 24.12.2014 г.) с недостатками.

Пунктом 11 актов ф. № КС-14 от 24.12.2014 г. установлены сроки по завершению работ: по благоустройству территории - 15 августа 2015 года, общестроительных работ выше нуля - 23 февраля 2015 года. Акты подписаны обеими сторонами, кроме того в письме №214 от 26.12.2014 г. ООО «СтройРеставрация» гарантирует выполнение работ, не выполненных на 25.12.2014г., указывает сроки выполнения работ.

Несмотря на это, ООО «СтройРеставрация» отказалась от выполнения взятых на себя обязанностей по завершению работ (письмо от 21.02.2015 г.). ссылаясь на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-16068/2014-ГК от 16.01.2015 г., согласно которому муниципальный контракт 21-ОАЭФ-13 от 12.11.2013 г. признан недействительным.

Исходя из мотивировочной части вышеуказанного решения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, ООО «СтройРеставрация» в целях сохранения муниципального контракта было предписано устранить обстоятельства, которые могут послужить основанием для признания контракта недействительным, то есть подрядчику было предложено представить надлежащим образом оформленную банковскую гарантию на обеспечение оспариваемого прокурором муниципального контракта. Однако подрядчик не посчитал необходимым представить соответствующие документы. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, администрация Камышловского городского округа считает, что ООО «СтройРеставрация» намеренно допустило признание договора недействительным в целях уклонения от исполнения договора в полном объеме. В решении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда указание на последствия недействительности контракта отсутствует.

В результате проверки актов приемки выполненных работ (ф. КС-2), предъявленных подрядчиком ООО «СтройРеставрация» по муниципальному контракту от 12.11.2013 года № 21-ОАЭФ-13, принятых и оплаченных администрацией Камышловского городского округа установлены завышенные объёмы строительных работ.

В ходе судебного заседания по иску администрации Камышловского городского округа к ООО «СтройРеставрация» (дело № А60-59627/2015) судом установлено, что общая сумма излишне перечисленных истцом денежных средств при выполнении работ по строительству домов по адресу Строителей 11 «А» составила 13 149 599 руб. 55 коп. В связи с чем, Арбитражным судом 12.04.2016 г. вынесено решение по делу №А60-59627/2015 о взыскании с ООО «СтройРеставрация» в пользу администрации Камышловского городского округа указанной суммы.

Данное решение Арбитражного суда подтверждает как факт причинения ущерба администрации Камышловского городского округа при строительстве домой по указанному адресу, так и виновность в причинении ущерба ООО «СтройРеставрация».

Как уже указано выше, 12.11.2013 г. между администрацией Камышловского городского округа и ООО «СтройРеставрация» заключен муниципальный контракт № 21-ОАЭФ-13.

В соответствии со ст. 3.1 Положения об организации строительства объектов «под ключ» утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 г. N 147 Генподрядчик обеспечивает ввод в действие объекта в соответствии с утвержденным проектом и требованиями, обусловленными заказчиком в договоре подряда, в сроки, определенные нормами продолжительности строительства и договорными обязательствами.

Согласно п.п. 4.2.16; 4.2.22; 4.2.23; 4.2.24 указанного муниципального контракта ООО «СтойРеставрация» взяло на себя следующие дополнительные обязательства:

- Собственными силами и с привлечением специалистов отдела инженерной геодезии производить закрепление вновь построенных объектов на местности.

- Обеспечить разработку технического паспорта объекта в БТИ.

- Заказать в Роспотребнадзоре программу замеров и исследований, и провести, в соответствии с программой, необходимые мероприятия.

- Выполнить все виды дополнительных экспертиз.

Несмотря на взятые на себя обязательства по муниципальному контракту №21-ОАЭФ-13 от 12.11.2013 г., ООО «СтройРеставрация» отказалось от осуществления работ по вводу объектов в эксплуатацию: инвентаризационно - технические работы, кадастровые работы.

Ввиду отказа Генподрядчика от проведения вышеуказанных работ, администрация Камышловского городского округа с целью ввода объекта в эксплуатацию была вынуждена произвести данные работы за свой счет, заключив ряд договоров с СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиал «Камышловское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости»:

  1. Договор № 83 на выполнение инвентаризационно - технических работ от 05.12.2014 г. Стоимость работ 31 520 руб.
  2. Договор № 271 к на выполнение кадастровых работ по многоквартирному дому от 05.12.2014 г. Стоимость работ 36 550 руб.
  3. Договор № 272к на выполнение кадастровых работ по многоквартирному дому от 05.12.2014 г. Стоимость работ 48 780 руб.
  4. Договор № 273к на выполнение кадастровых работ по многоквартирному дому от 08.12.2014 г. Стоимость работ 48 780 руб.

Данные обстоятельства в своем решении по делу №А60-30131/2016 от 22.08.2016 г. также установил Арбитражный суд. Также согласно указанному решению суда с ООО «СтройРеставрация» в пользу администрации Камышловского городского округа взысканы денежные средства в размере 165 630 руб., затраченные на мероприятия по вводу объекта в эксплуатацию.

Заключение администрацией Камышловского городского округа договоров на строительный контроль, а также оплата соответствующих работ не противоречит законодательству Российской Федерации. Ненадлежащее исполнение подобных договоров является гражданско - правовыми отношениями. В свою очередь лицо ненадлежащим образом исполняющее соответствующий договор несет гражданско правовую ответственность перед заказчиком.

Таким образом, ущерб, причиненный администрации Камышловского городского округа в размере 13 315 299 рублей 55 коп. уже нашел подтверждение в решениях арбитражного суда Свердловской области, соответствующие действия по возмещению причиненного ущерба предприняты, что также отражено в вышеуказанных решениях арбитражных судов.

На основании изложенного администрация Камышловского городского округа не может поддержать гражданский иск Камышловского межрайонного прокурора в интересах администрации Камышловского городского округа к ФИО2 в части взыскания с последнего ущерба в размере 13 315 299 рублей 55 коп., а также стоимости договора на осуществление строительного контроля в сумме 711 125 рублей 93 коп.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «СтройРеставрация» ФИО10 в судебное заседание, назначенное на 18.10.2018 г. не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, не просила об отложении судебного разбирательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «ДОМ» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчик, третьи лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, суд не признавал обязательной их явку в судебное заседание, ответчик просил о рассмотрении дела в его отсутствие, мнение по иску ответчиком изложено представителем в письменном отзыве, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд, с учетом мнения представителя истца, определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, и материалы уголовного дела № 1- 158/2017, суд приходит к следующему:

Согласно статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом к числу обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения спора, относятся: противоправность поведения причинителя; наличие вреда; причинная связь между противоправным поведением причинителя и наступившими отрицательными последствиями.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним (муниципальным образованиям) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 44 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции; гражданский иск в защиту интересов муниципальных образований может быть предъявлен прокурором.

Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что приговором Камышловского районного суда Свердловской области от 13.12.2017 г. ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказанию в виде штрафа в размере 280 000 руб. с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно - распорядительных, административно - хозяйственных функций в государственных органах и органах местного самоуправления, сроком на три года.

За гражданским истцом Камышловским межрайонным прокурором - признано право на удовлетворение гражданского иска в интересах Камышловского городского округа, вопрос о размере возмещения гражданского иска переда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно обстоятельствам, установленным в приговоре, ФИО2 совершил, как глава органа местного самоуправления, превышение должностных полномочий, выразившихся в приемке и оплате фактически невыполненных работ по муниципальному контракту по строительству домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и последующей приемке этих жилых домов с фактически невыполненными работами, причинившее материальный ущерб муниципальному образованию Камышловский городской округ на общую сумму 18 376 933,75 рублей, нарушение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, охраняемых законом интересов общества и государства.

ФИО2, решением Камышловской городской территориальной избирательной комиссии «О результатах выборов главы Камышловского городского округа» от 15.10.2012 г. № 32/207 и постановлением главы Камышловского городского округа от 18.10.2012 г. № 1499 «О вступлении в должность главы Камышловского городского округа» избран главой Камышловского городского округа Свердловской области на период с 18.10.2012 г. по сентябрь 2017 года и в соответствии с ч. 1 ст. 4, ч.1, 2 ст. 34, ч.1, п.п. 1, 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) является главойоргана местного самоуправления, наделенным полномочиями представлять муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени муниципального образования; обеспечивать осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, а также в соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава Камышловского городского округа, утвержденного Решением Думы Камышловского городского округа от 26.05.2005 г. № 257 (далее Устав) обязанным руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, действовать в интересах населения.

Кроме того, ФИО2, как глава муниципального образования, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), является главным распорядителем бюджетных средств, имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, и в соответствии со ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ обеспечивает эффективность, результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

В соответствии с ч. 1, п.п. 1, 3 ч. 5, п.п. 1, 2, 5, 7, 14, 24, 25, 28, 29, 30, 31 ч. 6 ст. 27 Устава, ФИО2 является высшим должностным лицом городского округа, наделенным полномочиями представлять городской округ в отношениях с органами местного самоуправления, другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени городского округа; издавать в пределах своих полномочий правовые акты; заключать договоры и соглашения от имени городского округа; принимать меры по обеспечению и защите интересов городского округа в суде, арбитражном суде, а также иных государственных органах; организовывать выполнение нормативных правовых актов Думы городского округа в пределах своей компетенции; распоряжаться сметой доходов и расходов администрации городского округа; формирует администрацию городского округа; устанавливать порядок ведения реестра расходных обязательств городского округа; принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений; организовывать и руководить деятельностью администрации городского округа на принципах единоначалия; в пределах своей компетенции контролировать деятельность должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения; назначать на должности и освобождать от должности руководителей структурных подразделений администрации городского округа, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений; применять меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам и работникам администрации городского округа, то есть должностным лицом органа местного самоуправления, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Согласно ч. 1 ст. 29 Устава, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава.

Согласно п.п. 10, 52 ч. 1, ст. 30 Устава, к полномочиям администрации городского округа относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа; осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к полномочиям администрации городского округа.

Согласно ч. 2 ст. 62 Устава, администрация городского округа выступает заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Согласно ч. 3 ст. 62 Устава, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

Согласно п. 1.8. строительных норм и правил СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 г. № 84 (далее СНиП 3.01.04-87), законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок.

Согласно п.п. «а» п. 4.19. СНиП 3.01.04-87, государственные приемочные комиссии обязаны: проверить устранение недоделок, выявленных рабочими комиссиями, и готовность объекта к приемке в эксплуатацию.

Согласно п. 4.21. СНиП 3.01.04-87, государственная приемочная комиссия при выявлении непригодности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, и копии направляет заказчику (застройщику) и генеральному подрядчику.

Согласно п. 7.2. СНиП 3.01.04-87, председателем приемочной комиссии назначается представитель заказчика (застройщика), а его заместителем - архитектор - автор проекта. Приемка объектов приемочными комиссиями производится при их полной готовности в соответствии с утвержденными проектами.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 г. № 727-ПП «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах» (далее Программа), на 1 этапе реализации программы для переселения 109 граждан из 8 аварийных домов, предусматривались расходы Камышловского городского округа до 31.12.2014 г. в сумме 56 968 900 рублей, в том числе, средства Камышловского городского округа (далее местного бюджета) в сумме 22 105 386,4 рублей, средства государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд) и бюджета Свердловской области в качестве субсидий в сумме 34 863 513,6 рублей, которые перечислены Камышловскому городскому округу 22.08.2013 г. и 25.12.2013 г..

Согласно п. 2.2.7 соглашения № 2013/11-4 «О предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета бюджету Камышловского городского округа» от 19.08.2013 г. между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее Министерство) и администрацией Камышловского городского округа, администрация Камышловского городского округа ежемесячно и по итогам года предоставляет в Министерство отчет о расходовании средств, предоставленных в форме субсидий для финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

12.11.2013 г. по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме администрацией Камышловского городского округа, в лице главы городского округа ФИО2, с ООО «СтройРеставрация», в лице директора ФИО7, заключен муниципальный контракт №21-АОЭФ-13 на выполнение работ по строительству «под ключ» малоэтажных жилых домов в <адрес> для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - муниципальный контракт).

Согласно п.п. 1.1, 2.1 муниципального контракта, ООО «СтройРеставрация» обязано выполнить работы по строительству малоэтажных жилых домов «под ключ» в <адрес>. Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью контракта, передать администрации Камышловского городского округа завершенный объект с общей площадью жилых помещений 1646,5 кв.м. с выполнением работ до 18.10.2014 г..

Согласно п. 1.2, п. 3.1 муниципального контракта, оплата за выполненные работы производится за счет средств Фонда, областного и местного бюджетов в общей сумме 56 968 900 рублей.

Согласно п. 3.5 муниципального контракта, цена контракта является твердой на весь период строительства.

Согласно п. 2.3 муниципального контракта, работы считаются завершенными с момента подписания акта приемки (формы КС-11, КС-14) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 3.11, 4.3.3, 4.3.4 муниципального контракта, оплата работ производится с разбивкой по срокам, в соответствии с Графиком выполнения работ. ООО «СтройРеставрация» ежемесячно или ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет администрации Камышловского городского округа акт приемки выполненных работ формы № КС-2 (далее - акт формы № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 (далее - справка формы КС-3). Администрация Камышловского городского округа в течение пяти дней с момента получения от ООО «СтройРеставрация» актов формы № КС-2 и справок формы № КС-3 рассматривает и подписывает их либо направляет ООО «СтройРеставрация» мотивированный отказ в их подписании. Подписание акта формы № КС-2 и справки формы № КС-3 администрацией Камышловского городского округа является основанием для подготовки платежей ООО «СтройРеставрация». Оплата производится в течение 10 банковских дней со дня представления ООО «СтройРеставрация» счет-фактуры на оплату выполненных работ, которая составляется в течения 5 дней со дня подписания администрацией Камышловского городского округа акта формы № КС-2 и справки формы № КС-3. Окончательный расчет по введенному в эксплуатацию объекту производиться не позднее 30 календарных дней после приемки объекта.

Согласно п. 4.1.8 муниципального контракта, администрация Камышловского городского округа имеет право отказаться от приемки результатов выполненных работ в случае обнаружения существенных недостатков, дефектов и нарушений, до момента их устранения.

Согласно п. 11.3 муниципального контракта, при исполнении контракта стороны руководствуются нормативными актами законодательства Российской Федерации, соответственно, п. 1 ст. 711, п. 1 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы; заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

19.12.2013, ФИО2, в рабочее время, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, достоверно зная от сотрудников муниципального бюджетного учреждения «Камышловская бюджетная организация» (далее МБУ «КБО») и ФИО7, что фактически работы, указанные в акте формы № КС-2 № 3 от 16.12.2013 г., за период с 11.12.2013 г. по 15.12.2013 г., на сумму 3 777 475 рублей, и в справке формы № КС-3 № 2 от 16.12.2013 г., на сумму 3 777 475 рублей, по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены, а у ООО «СтройРеставрация» отсутствуют возможности для их выполнения, действуя с целью скрыть факт неисполнения данной организацией обязательств по контракту, создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, а также преследуя цель обеспечить производство оплаты по данному контракту ООО «СтройРеставрация», для авансирования работ этой коммерческой организации, полагая, что на полученные денежные средства будут выполняться строительные работы, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для производства оплаты, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ч.ч. 5, 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 11.3 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, умышленно подписал заведомо несоответствующие действительности документы: акт формы № КС-2 № 3 от 16.12.2013 г., на сумму 3 777 475 и справку формы № КС-3 № 2 от 16.12.2013 г. на сумму 3 777 475 рублей.

После этого, 19.12.2013 г. и 20.12.2013 г. финансовым управлением администрации Камышловского городского округа, на основании подписанных главой Камышловского городского округа ФИО2 платежных поручений: № 1890 на сумму 2 007 350,22 рублей; №1891, на сумму 1 090 179,28 рублей; № 1892 на сумму 679 945,50 рублей и несоответствующих действительности документов: акта формы № КС-2 № 3 от 16.12.2013 г. и справки формы № КС-3 № 2 от 16.12.2013 г., произведено перечисление ООО «СтройРеставрация» денежных средств в сумме 3 777 475 рублей.

27.12.2013 г., ФИО2, в рабочее время, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, достоверно зная от сотрудников МБУ «КБО» и ФИО7, что фактически строительные работы, указанные в акте формы № КС-2 № 4 от 25.12.2013 г., за период с 16.12.2013 г. по 24.12.2013 г., на сумму 342 950,48 рублей, и в справке формы № КС-3 № 3 от 25.12.2013 г., на сумму 2 203 359,48 рублей по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены, у ООО «СтройРеставрация» отсутствуют возможности для их выполнения, действуя с целью скрыть факт неисполнения данной организацией обязательств по контракту, создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, а также преследуя цель обеспечить производство оплаты по данному контракту ООО «СтройРеставрация», для авансирования работ этой коммерческой организации, полагая, что на полученные денежные средства будут выполняться строительные работы, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для производства оплаты, общественную опасность своих действий, которые могут повлечь материальный ущерб для Камышловского городского округа, так как ранее оплаченные им ООО «СтройРеставрация» работы по контракту не выполнены, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ч.ч. 5, 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 11.3 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, умышленно подписал платежные поручения: № 1973, на сумму 1 170 865,23 рублей; № 1974, на сумму 635 889,54 рублей; № 1975 на сумму 396 604,71 рублей.

После этого, 27.12.2013 г. финансовым управлением администрации Камышловского городского округа, на основании подписанных главой Камышловского городского округа ФИО2 платежных поручений: № 1973 на сумму 1 170 865,23 рублей; № 1974, на сумму 635 889,54 рублей; на сумму 396 604,71 рубля, произведено перечисление ООО «СтройРеставрация» денежных средств в сумме 2 203 359,48 рублей.

18.02.2014 г., ФИО2, в рабочее время, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, достоверно зная от сотрудников МБУ «КБО» и ФИО7, что фактически работы, указанные в акте формы № КС-2 № 5 от 13.02.2014 г., за период с 26.12.2013 г. по 13.02.2014 г., на сумму 1 936 562,9 рублей, и в справке формы № КС-3 № 4 от 13.02.2014 г., на сумму 1 936 562,9 рублей, по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены и у ООО «СтройРеставрация» отсутствуют возможности для их выполнения, действуя с целью скрыть факт неисполнения данной организацией обязательств по контракту, создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, а также преследуя цель обеспечить производство оплаты по данному контракту ООО «СтройРеставрация», для авансирования работ этой коммерческой организации, полагая, что на полученные денежные средства будут выполняться строительные работы, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для производства оплаты, общественную опасность своих действий, которые могут повлечь материальный ущерб для Камышловского городского округа, так как ранее оплаченные им ООО «СтройРеставрация» работы по контракту не выполнены, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 11.3 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, умышленно подписал заведомо несоответствующие действительности документы: акт формы № КС-2 № 5 от 13.02.2014 г., на сумму 1 936 562,9 рублей, и справку формы № КС-3 № 4 от 13.02.2014 г., на сумму 1 936 562,9 рублей.

После этого, 20.02.2014 г. финансовым управлением администрации Камышловского городского округа, на основании подписанных главой Камышловского городского округа ФИО2 платежных поручений: № 188, на сумму 1 029 089,53 рублей; №189, на сумму 907 473,37 рублей и несоответствующих действительности документов: акта формы № КС-2 № 5 от 13.02.2014 г., на сумму 1 936 562,9 рублей и справки формы № КС-3 № 4 от 13.02.2014 г., на сумму 1 936 562,9 рублей произведено перечисление ООО «СтройРеставрация» денежных средств в сумме 1 936 562,9 рублей.

28.02.2014 г., ФИО2, в рабочее время, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, достоверно зная от сотрудников МБУ «КБО» и ФИО7, что фактически работы, указанные в актах формы № КС-2: № 6 от 27.02.2014 г., за период с 14.02.2014 г. по 27.02.2014 г., на сумму 1 976 675,82 рублей; №7 от 27.02.2014 г., за период с 14.02.2014 г. по 27.02.2014 г., на сумму 930 410,25 рублей, и в справке формы № КС-3 № 5 от 27.02.2014 г., на сумму 2 907 086,07 рублей, по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены и у ООО «СтройРеставрация» отсутствуют возможности для их выполнения, действуя с целью скрыть факт неисполнения данной организацией обязательств по контракту и создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, а также преследуя цель обеспечить производство оплаты по данному контракту ООО «СтройРеставрация», для авансирования работ этой коммерческой организации, полагая, что на полученные денежные средства будут выполняться строительные работы, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для производства оплаты, общественную опасность своих действий, которые могут повлечь материальный ущерб для Камышловского городского округа, так как ранее оплаченные им ООО «СтройРеставрация» работы по контракту не выполнены, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 11.3 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, умышленно подписал заведомо несоответствующие действительности документы: акты формы № КС-2: № 6 от 27.02.2014 г., на сумму 1 976 675,82 рублей; №7 от 27.02.2014 г., на сумму 930 410,25 рублей, и справку формы № КС-3 № 5 от 27.02.2014 г., на сумму 2 907 086,07 рублей.

После этого, 04.03.2014 г. и 05.03.2014 г. финансовым управлением администрации Камышловского городского округа, на основании подписанных главой Камышловского городского округа ФИО2 платежных поручений: № 262 от 03.03.2014 г., на сумму 1 544 825,54 рублей; № 263 от 03.03.2014 г., на сумму 490 403,72 рубля; № 264 от 03.03.2014 г., на сумму 871 856,81 рублей и несоответствующих действительности документов актов формы № КС-2: № 6 от 27.02.2014 г., на сумму 1 976 675,82 рублей; №7 от 27.02.2014 г., на сумму 930 410,25 рублей, и справки формы № КС-3 № 5 от 27.02.2014 г., на сумму 2 907 086,07 рублей произведено перечисление ООО »СтройРеставрация» денежных средств в сумме 2 907 086,07 рублей.

02.04.2014 г., ФИО2, в рабочее время, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, достоверно зная от сотрудников МБУ «КБО» и ФИО7, что фактически работы, указанные в акте формы № КС-2 № 8 от 17.03.2014 г., за период с 28.02.2014 г. по 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей, и в справке формы № КС-3 № 6 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены, у ООО «СтройРеставрация» отсутствуют возможности для их выполнения, действуя с целью скрыть факт неисполнения данной организацией обязательств по контракту, создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, а также преследуя цель обеспечить производство оплаты по данному контракту ООО «СтройРеставрация», для авансирования работ этой коммерческой организации, полагая, что на полученные денежные средства будут выполняться строительные работы, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для производства оплаты, общественную опасность своих действий, которые могут повлечь материальный ущерб для Камышловского городского округа, так как ранее оплаченные им ООО «СтройРеставрация» работы по контракту не выполнены, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 11.3 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, умышленно подписал заведомо несоответствующие действительности документы: акт формы № КС-2 № 8 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей, и справку формы № КС-3 № 6 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей.

После этого, 02.04.2014 г. финансовым управлением администрации Камышловского городского округа, на основании подписанных главой Камышловского городского округа ФИО2 платежных поручений: № 409 на сумму 1 597 369,82 рублей; № 410 на сумму 867 521,51 рублей; № 411 на сумму 541 073,71 рублей и несоответствующих действительности документов: акта формы № КС-2 № 8 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей и справки формы № КС-3 № 6 от 17.03.2014 г., на сумму 3 005 965,04 рублей, произведено перечисление ООО «СтройРеставрация» денежных средств в сумме 3 005 965,04 рублей.

В период с июня 2014 года по 30.12.2014 г. на основании договора цессии от 21.05.2014 г. между ООО «СтройРеставрация» и ООО «Дом» производство работ на объекте осуществляло ООО «Дом», на счет которого перечислялись на основании представленных актов формы № КС-2 и справок формы № КС-3, денежные средства в общей сумме 39 136 011,87 рублей.

В период с 24.12.2014 г. до 25.12.2014 г., в рабочее время, ФИО2, являясь председателем комиссии по приемке законченного строительством объекта в соответствии с постановлением главы Камышловского городского округа от 19.12.2014 г. № 2163 «Об утверждении состава комиссии по приемке законченного строительством объекта «Строительство малоэтажных жилых домов «под ключ» в городе <адрес>», находясь в составе комиссии на строительной площадке по адресу: <адрес>, обнаружил невыполнение генеральным подрядчиком ООО «СтройРеставрация» и подрядчиком ООО «Дом» в 18-ти и 32-х квартирных домах работ: по устройству полов с покрытием; окраске стен и потолков; устройству лестницы в двухуровневой квартире; устройству ограждения лестничных маршей и пандусов; устройству зонтиков над вентиляционными каналами; устройству утепления чердачного перекрытия в соответствии с проектом; устройству выхода на чердак (противопожарный люк и лестница); устройству слуховых окон и противопожарной обработке стропильных конструкций, усилению стропильных конструкций скобами; отделке фасада здания; устройству внутренних сетей канализации и оборудования; устройству поквартирных и общедомовых приборов учета холодной и горячей воды; устройству индивидуального пункта с теплообменником; устройству внутренних сетей связи; устройству заземления и молнезащиты; устройству силового электрооборудования, поэтажных щитков и оборудования в квартирах; устройству наружных сетей связи; благоустройства и озеленения.

Согласно заключению комиссии экспертов № 1-02/06-16 от 02.06.2016 г., в 18-ти квартирном доме не выполнено: общестроительных работ ниже нуля на сумму 93 133,02 рубля; общестроительных работ выше нуля на сумму 2 348 981,42 рубля; работ по устройству внутренних сетей водоснабжения и канализации на сумму 1 087 283,09 рубля; работ по устройству отопления и вентиляции на сумму 1 003 040,26 рублей; работ по устройству внутренних сетей связи и сигнализации на сумму 350 354,81 рубля; работ по установке силового электрооборудования и электрического освещения на сумму 623 938,95 рублей; работ по устройству наружных сетей связи на сумму 16 220,14 рублей; работ по устройству наружных сетей водоснабжения и канализации на сумму 7 109,42 рублей; работ по благоустройству на сумму 1 575 316,65 рублей, всего на общую сумму 7 105 377,76 рублей, в 32-х квартирном доме не выполнено: общестроительных работ ниже нуля на сумму 55 543,62 рубля; общестроительных работы выше нуля на сумму 3 996 716,49 рублей; работ по устройству внутренних сетей водоснабжения и канализации на сумму 1 823 895,22 рублей; работ по устройству отопления и вентиляции на сумму 730 471,32 рубля; работ по устройству внутренних сетей связи и сигнализации на сумму 215 285,35 рублей; работ по устройству силового электрооборудования и электрического освещения на сумму 1 105 673,72 рубля; работ по устройству наружных сетей связи на сумму 954 822,98 рубля; работ по благоустройству на сумму 1 568 917,06 рублей, всего на общую сумму 10 451 325,76 рублей, а всего на общую сумму 17 566 703,52 рубля.

В период с 24.12.2014 г. до 25.12.2014 г., ФИО2, в рабочее время, находясь в здании администрации Камышловского городского округа по адресу: <адрес>, действуя с целью скрыть факт неисполнения обязательств по контракту ООО «СтройРеставрация», создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для приемки законченного строительством объекта, общественную опасность своих действий, которые повлекут материальный ущерб для Камышловского городского округа, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п. 1.1 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, п. 1.8, п.п. «а» п. 4.19, п.п. 4.21, 7.2 СНиП 3.01.04-87 умышленно подписал заведомо несоответствующие действительности акты приемки законченного строительством объекта формы № КС-11 (далее акты формы КС-11) на 18-ти и 32-х квартирные дома от 24.12.2014 г. и акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии (далее акты формы № КС-14) от 24.12.2014 г., о приемке указанных домов и убедил подписать их, находящихся в его подчинении членов приемочной комиссии заместителя директора МБУ «КБО» ФИО11, начальника отдела капитального строительства МБУ «КБО» ФИО12, заведующую отделом архитектуры и градостроительства ФИО13, заведующую отделом жилищно-коммунального и городского хозяйства ФИО14, председателя комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами ФИО15, представителей МУП «Камышловское теплоснабжающее предприятие» ФИО16, МУП «Водоканал «Камышлов» ФИО17, ОАО «Ростелеком» ФИО18, сообщив им недостоверные сведения о получении права собственности на эти жилые дома ООО «СтройРеставрация», в случае их не приемки в качестве законченного строительством объекта.

26.12.2014 г., ФИО2, в рабочее время, находясь в своем служебном кабинете по адресу: <адрес>, достоверно зная, что фактически работы по муниципальному контракту № 21-ОАЭФ-13 от 12.11.2013 г. на общую сумму 17 556 703,52 рублей по строительству двух жилых домов в <адрес>, не выполнены, а срок выполнения указанных работ истек, действуя с целью скрыть факт неисполнения обязательств по контракту ООО «СтройРеставрация» и, создавая видимость успешного исполнения администрацией Камышловского городского округа Программы, желая обеспечить производство оплаты по данному контракту в полном объёме, имея умысел на превышение должностных полномочий, то есть, на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, осознавая явное отсутствие фактических оснований для производства оплаты, общественную опасность своих действий, которые повлекут материальный ущерб для Камышловского городского округа, так как ранее оплаченные работы по контракту не выполнены, действуя вопреки интересам службы, в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 1 Устава, ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ, п.п. 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 11.3 муниципального контракта, п. 1 ст. 711, п. 1 ст.720 ГК РФ, умышленно подписал заведомо несоответствующие действительности документы: акт формы № КС-2 № 41 от 26.12.2014 г., за период с 12.12.2014 г. по 25.12.2014 г., на сумму 817 161,46 рубля, и справку формы № КС-3 № 20 от 26.12.2014 г., на сумму 817 161,46 рубля.

После этого, 29.12.2014 г. финансовым управлением администрации Камышловского городского округа, на основании подписанных главой Камышловского городского округа ФИО2 платежных поручений: № 1784 от 26.12.2014 г., на сумму 547 080,85 рублей; № 1785 от 26.12.2014 г., на сумму 198 473,99 рубля; № 1786 от 26.12.2014 г., на сумму 71 606,62 рублей и несоответствующих действительности документов: акта формы № КС-2 № 41 от 26.12.2014 г., на сумму 817 161,46 рубля и справки формы № КС-3 № 20 от 26.12.2014 г., на сумму 817 161,46 рубля произведено перечисление ООО «Дом» денежных средств в сумме 817 161,46 рубля.

Таким образом, с учетом оплаты по контракту, произведенной 16.12.2013 г. в сумме 4 002 439,64 рублей и 30.12.2014 г. - в сумме 211 915,11 рублей, администрацией Камышловского городского округа произведена полная оплата муниципального контракта в сумме 56 968 960 рублей.

В результате указанных преступных действий ФИО2 муниципальному образованию Камышловский городской округ причинен материальный ущерб в виде оплаты невыполненных работ на сумму 17 556 703,52 рублей, а также стоимости за ввод объекта в эксплуатацию в сумме 109 104,3 рублей, и за осуществление строительного контроля в сумме 711 125,93 рублей, всего на общую сумму 18 376 933,75 рублей. Данные денежные средства не были направлены на строительство домов по адресу: <адрес>, что в дальнейшем повлекло необходимость заключения муниципальных контрактов по их достройке от 14.04.2015 № 26-04-15 с ООО «Дом» и от 23.06.2015 № 47-06-15 с ООО «Эстра» и оплату по ним на общую сумму 12 981 436,12 рублей.

Кроме того, в результате указанных преступных действий ФИО2 были нарушены права и законные интересы граждан Российской Федерации, проживающих на территории Камышловского городского округа, в связи с несвоевременностью переселения их из аварийного жилищного фонда, а также существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, выражающиеся в неукоснительном соблюдении всеми должностными лицами требований законодательства Российской Федерации, подрыве авторитета органа местного самоуправления и выборного должностного лица - главы Камышловского городского округа.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 15.03.2018 г. приговор Камышловского районного суда от 13.12.2017 г. изменен. Установлено, что ФИО2 причинил ущерб Муниципальному образованию Камышловский городской округ в виде оплаты невыполненных работ в сумме 14 647 609 руб. 95 коп. путем подписания без должных к тому оснований конкретных актов и счетов, а именно

актов формы КС-2 № 3 от 16.12.2013 г., № 5 от 13.02.2014 г. № 6 от 27.02.2014 г., № 7 от 27.02.2014 г., № 8 от 17.03.2014 г., № 41 от 26.12.2014 г., и справки формы КС-3 № 2 от 16.12.2013 г., № 3 от 25.12.2013 г., № 4 от 13.02.2014 г., № 5 от 27.02.2014 г., № 6 от 17.03.2014 г., № 20 от 26.12.2014 г., на основании которых ООО «Стройреставрация» перечислены суммы на основании платежных поручений:

№ 1980 от 19.12.2013 г. на сумму 2 007 350,22 руб.,

№ 1891 от 19.12.2013 г. на сумму 1 090 179,28 руб.,

№ 1892 от 19.12.2013 г. на сумму 679 945,50 руб.,

№ 1973 от 27.12.2013 г. на сумму 1 170 865,23 руб.,

№ 1974 от 27.12.2013 г. на сумму 635 889,54 руб.,

№ 1975 от 27.12.2013 г. на сумму 396 604,71 руб.,

№ 188 от 19.02.2014 г. на сумму 1 029 089,53 руб.,

№ 189 от 19.02.2014 г. на сумму 907 473,37 руб.,

№ 262 от 03.03.2014 г. на сумму 1 544 825,54 руб,

№ 263 от 03.03.2014 г. на сумму 490 403,72 руб.,

№ 264 от 03.03.2014 г. на сумму 871 856,81 руб.,

№ 409 от 02.04.2014 г. на сумму 1 597 369,82 руб.,

№ 410 от 02.04.2014 г. на сумму 867 521,51 руб.,

№ 411 от 02.04.2014 г. на сумму 541 073,71 руб.,

№ 1784 от 26.12.2014 г. на сумму 547 080,85 руб.,

№ 1785 от 26.12.2014 г. на сумму 1 984 473,99 руб.,

№ 1 786 от 26.12.2014 г. на сумму 71 606,62 руб.

Приговор вступил в законную силу 15.03.2018 года.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Из смысла приведенной нормы следует, что преюдициальными для гражданского дела являются выводы приговора по вопросам: имели ли место сами действия и совершены ли они данными лицами. Иные факты, содержащиеся в приговоре суда, преюдициального значения не имеют.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.

Поскольку субъектом ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда, по общему правилу, является лицо, причинившее вред, а из имеющейся в материалах дела копии приговора видно, что непосредственным причинителем вреда Камышловскому городскому округу является ответчик ФИО2, суд приходит к выводу о возложении на него обязанности по возмещению причиненного материального ущерба. При этом, размер материального ущерба установлен приговорами суда и апелляционным определением Свердловского областного суда и подлежит взысканию в размере 14 647 609 руб. 95 коп..

Размера ущерба, в указанной сумме подтверждается исследованными в судебном заседании платежными поручениями и актами выполненных работ указанными в апелляционном определении Свердловского областного суда от 15.03.2018 г..

При этом доводы представителя ответчика и Администрации Камышловского городского округа, о том, что сумма необоснованной переплаты в размере 13 149 599 руб. уже взыскана с одной из подрядных организаций - ООО «СтройРеставрация» решением Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-59627/2015 г. правового значения по рассматриваемому гражданскому делу не имеет, поскольку в материалы дела не представлены доказательства фактического поступления денежных средств в счет возмещения вреда в бюджет Камышловского городского округа.

Кроме того, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами не представлены доказательства, в обоснование довода о том, что часть суммы вмененного ФИО2 ущерба, оплачена муниципальным образованием «город Камышлов» под руководством ФИО2 подрядным организациям за дополнительные объемы работ, ранее не учтенных в смете на строительство домов. Факт перечисления денежных средств в обоснование размера ущерба подтверждается платежными поручениями и актами выполненных работ за период с 16.12.2013 г. по 26.12.2014 г.. При этом необходимость оплаты подрядным организациям дополнительных работ установлена решениями Арбитражного суда Свердловской области в 2016 г. (дело А60-35640/2015, дело А60-30131/2016).

Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, с учетом имущественного положения причинителя вреда, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако, в данном случае оснований для уменьшения возмещения ущерба не установлено, так как он был причинен в ходе умышленного совершения преступления. При этом в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный Камышловскому городскому округу, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 60 000 руб. 00 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора в интересах Камышловского городского округа к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного преступлением удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Камышловского городского округа в счет возмещения прямого материального ущерба 14 647 609 руб. 95 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60 000 руб. 00 коп..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья. Подпись

Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева