ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4458/2023 от 01.09.2023 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4458/2023

УИД - 27RS0001-01-2023-004353-04

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 сентября 2023 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Я.О. Астахова

при секретаре Шараповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисичкина Антона Александровича к индивидуальному предпринимателю Втюрину Дмитрию Сергеевичу о взыскании ущерба, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, расходов,

УСТАНОВИЛ:

Лисичкин А.А. обратился в суд с иском к ИП Втюрину Д.С. о взыскании ущерба, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, расходов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ приобретен смартфон модели iPone GB-Space Black, стоимостью 107 990 руб. В ходе эксплуатации смартфона в верхней части экрана треснуло стекло. При этом, смартфон находился полностью в работоспособном состоянии. Ремонт смартфона был обусловлен исключительно неэстетическим внешним видом устройства. Поскольку специализированный сервисный центр в настоящее время не принимает в ремонт смартфоны модификацией выше, чем iPhone , в связи с неполучением от поставщиков оригинальных запасных частей, связанных с санкциями, учитывая, что замена стекла не относится к гарантийному случаю, истец обратился в сервисный центр «i- Сервис» (ответчик) по вопросу замены стекла дисплея смартфона. Согласно акту приема-передачи товара в ремонт от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по замене стекла дисплея смартфона в сервисном центре ответчика составила 12 990 руб. На момент сдачи смартфона в ремонт специалистом установлено: царапины, потертости, на основные функции проверен не был, разбито стекло дисплея в верхней части, Face ID срабатывает, настраивается, датчик приближения срабатывает, сеть ловит, звонки осуществляет, потребление от сети в пределах нормы. Также, устно было сообщено, что срок проведения работ - в течение 2х рабочих дней (примерно до середины дня ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в сервисный центр. При разговоре с сотрудниками сервисного центра ему стало известно, что в ходе проведения ремонтных работ смартфона специалистом сервисного центра была повреждена матрица дисплея смартфона, в связи, с чем ремонт будет стоить не 12 990 руб., а 39 000 руб., поскольку необходимо будет производить не замену стекла дисплея, а уже полностью менять дисплей смартфона. Срок проведения работ увеличился до 1,5 месяца. В этот же день истец направил ответчику претензию, в которой просил безвозмездно устранить недостатки, возникшие по вине сервисного центра, и произвести замену дисплея моего смартфона за счет сервисного центра. В своем ответе на претензию от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в замене дисплея смартфона за счет сервисного центра, указав, что недостатки возникли по причине скрытого дефекта. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь направил ответчику претензию, в которой просил компенсировать стоимость поврежденного смартфона, возместив сумму в размере 107 990 руб. Однако, в удовлетворении требований сервисным центром было отказано (ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ). С указанным отказом ответчика в возмещении стоимости смартфона истец не согласен. Подписывая акт приема-передачи товара в ремонт от ДД.ММ.ГГГГ, стороны согласовали существенные условия договора бытового подряда, а именно: стоимость выполнения работ - 12 990 руб., а также объем услуг, оказываемых ответчиком истцу - замена стекла дисплея смартфона. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ответчика <адрес>, в сервисном центре «i-Сервис» производятся работы по замене переднего стекла дисплея iPhone Pro, стоимость услуги - 12 990 руб. Также ответчик оказывает услуги по замене дисплея на iPhone и ниже. Сведений о том, что ответчиком оказываются услуги по замене дисплея именно на iPhone Pro, не имеется. Также истец указал, что замена стекла с дисплеем в сборе в неавторизированном сервисном центре, которым является сервисный центр ответчика, влечет возникновение существенных недостатков в смартфоне. При замене стекла с дисплеем в сборе, на дисплее появляется в таких ситуациях предупреждение о замене экрана, поскольку информация хранится в микросхеме сенсора на дисплее смартфона. Эта микросхема привязана к процессору и при ее замене появляется такое предупреждение. В памяти микросхемы есть 2 зоны: в одной хранятся серийные номера, а во второй - идентификатор дисплея. Серийные номера необходимо перезаписать для восстановления функции Тrue-Тоnе. Указанные функции может осуществить только специализированный сервисный центр, к которым ответчик не относится, а, следовательно, в случае осуществления такого ремонта (замена стекла с дисплеем в сборе) это повлечет для смартфона постоянное появление предупреждения о замене экрана, а также отсутствие функции Тrue-Тоnе. При этом, при замене только одного стекла смартфона, без замены дисплея, микросхема сенсора остается прежней и, соответственно предупреждение о замене экрана появляться не будет, а также остается доступной функция Тrue-Тоnе.

Просит взыскать с ответчика ущерб в размере 107 990 руб. (стоимость телефона), неустойку в размере 16 887 руб., штраф в размере 19 938,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., юридические расходы в размере 7 500 руб.

В судебное заседание истец, представитель ответчика, не явились, ходатайств об обложении не заявляли, истец просил рассматривать дело в свое отсутствие, указав на рассмотрение дела в заочном порядке.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Риск неблагоприятных последствий в связи с неполучением почтовой корреспонденции по адресу регистрации целиком и полностью лежит на заинтересованном лице.

В силу ст. 35 ГПК РФ каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

Руководствуясь положениями ст.ст. 233,234 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, с согласия стороны истца в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя, из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, в ходе судебного разбирательства необходимо исследовать каждое доказательства, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).

В силу ч.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Правоотношения, сложившиеся между сторонами, регулируются гражданским законодательством и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ст. 35 Закона РФ "О защите прав потребителей", если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

Исполнитель обязан: предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи); представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Цена материала (вещи), передаваемого исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.

Согласно ст. 730 ГК РФ, по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Договор бытового подряда является публичным договором (ст. 426).

К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Статья 731 ГК РФ, предусматривает, что подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги. Заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором.

Заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны.

Согласно ст. 732 ГК РФ, подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.

Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.

Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в пункте 1 настоящей статьи, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Лисичкиным А.А. приобретен смартфон модели iPone GB-Space Black, стоимостью 107 990 руб.

В ходе эксплуатации смартфона в верхней части экрана треснуло стекло, смартфон находился полностью в работоспособном состоянии.

Лисичкин А.А. обратился в сервисный центр «i- Сервис» (ответчик ИП Втюрин Д.С.) по вопросу замены стекла дисплея смартфона.

Согласно акту приема-передачи товара в ремонт от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по замене стекла дисплея смартфона в сервисном центре ответчика составила -12 990 руб.

На момент сдачи смартфона в ремонт специалистом установлено: царапины, потертости, на основные функции проверен не был, разбито стекло дисплея в верхней части, Face ID срабатывает, настраивается, датчик приближения срабатывает, сеть ловит, звонки осуществляет, потребление от сети в пределах нормы, срок проведения работ - в течение 2х рабочих дней.

ДД.ММ.ГГГГ Лисичкин А.А. обратился в сервисный центр, где ему стало известно, что в ходе проведения ремонтных работ смартфона специалистом сервисного центра была повреждена матрица дисплея смартфона, в связи с чем ремонт будет стоить 39 000 руб., поскольку необходимо будет производить не замену стекла дисплея, а уже полностью менять дисплей смартфона. Срок проведения работ увеличился до 1,5 месяца.

В этот же день Лисичкин А.А. направил ответчику претензию, в которой просил безвозмездно устранить недостатки, возникшие по вине сервисного центра, и произвести замену дисплея моего смартфона за счет сервисного центра.

Согласно ответа на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик отказал в замене дисплея смартфона за счет сервисного центра, указав, что недостатки возникли по причине скрытого дефекта.

ДД.ММ.ГГГГ Лисичкин А.А. повторно направил ответчику претензию, в которой просил компенсировать стоимость поврежденного смартфона, возместив сумму в размере 107 990 руб., в удовлетворении требований сервисным центром было отказано (ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ).

Установлено, что подписывая акт приема-передачи товара в ремонт от ДД.ММ.ГГГГ, стороны согласовали существенные условия договора бытового подряда, а именно: стоимость выполнения работ - 12 990 руб., а также объем услуг, оказываемых ответчиком истцу - замена стекла дисплея смартфона.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ответчика <адрес>, в сервисном центре «i-Сервис» производятся работы по замене переднего стекла дисплея iPhone Pro, стоимость услуги - 12 990 руб. Также ответчик оказывает услуги по замене дисплея на iPhone и ниже. Сведений о том, что ответчиком оказываются услуги по замене дисплея именно на iPhone Pro, не имеется.

Таким образом, суд установил, что в процессе эксплуатации смартфона в верхней части экрана треснуло стекло, смартфон находился полностью в работоспособном состоянии.

ДД.ММ.ГГГГ Лисичкин А.А. обратился в сервисный центр ИП Втюрин А.А., представив указанный смартфон для замены стекла дисплея, стоимостью 12 990 руб., со сроком работ до 2 – х рабочих дней.

ДД.ММ.ГГГГ Лисичкин А.А. обратился в сервисный центр, где ему стало известно, что в ходе проведения ремонтных работ смартфона специалистом сервисного центра была повреждена матрица дисплея смартфона, в связи с чем стоимость работ составит 39 000 руб., срок выполнения – до 1,5 месяцев.

Иных обстоятельств в ходе судебного разбирательства не установлено, стороной ответчика, не представлено.

Согласно ст. 27 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилам он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

В соответствии с частями 1, 2 ст. 28 Закон о защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки выполнение работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнение работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силам и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнения работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнение работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Назначенные потребителем новые сроки выполнение работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги). В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные в ч. 1 настоящей статьи.

В силу ст. 408 ГК РФ, надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Согласно ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельны эталон работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств заключения сторонами иных договоров, не представлено.

В силу п. 4 ст. 14 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги) (п. 5 ст. 14 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

В соответствии с п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, п. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", статья 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений закона следует, что ответчик, принимая на себя обязательства по устранению неисправности смартфона, не вправе включать в условия договора основания для освобождения себя от ответственности, кроме как предусмотренные законом, а также возлагать на потребителя риск гибели или повреждения устройства в результате ремонтных воздействий.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Как указано в ст. 29 ФЗ "О защите прав потребителей", потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также

вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Ответчик допустил существенное отступление от условий договора, поменяв предмет договора, а также стоимость услуг. Более того, в результате некачественно проводимых ответчиком ремонтных работ было допущено повреждение матрицы дисплея, в результате чего возникла необходимость замены не только стекла, но и дисплея смартфона. В свою очередь замена стекла и дисплея смартфона неавторизированным сервисным центром влечет постоянное появление уведомлений на экране смартфона о замене экрана, а также к отсутствию функции Тrue-Тоnе.

Поскольку ответчиком в результате проведения некачественных ремонтных работ причинен ущерб имуществу истца - смартфону, следовательно, компенсация ущерба должна быть взыскана, по мнению суда, с ответчика в размере стоимости смартфона -107 990 руб., подтвержденного документально.

Согласно ст. 30 ФЗ "О защите прав потребителей", недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Согласно п. 5 ст. 28 ФЗ "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

В поди «б» п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что неустойка (пеня) в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 Закона, за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона новых сроков, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги), ее этапа и (или) выполнить работу (оказать услугу), ее этап, взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги), ее этапа либо окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или до предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п. 1 ст. 28 Закона. Если исполнителем были одновременно нарушены установленные сроки начала и окончания работы (оказания услуги), ее этапа, неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма, в отличие от неустойки (пени), установленной ст. 23 Закона, не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, если цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) не определена договором.

ДД.ММ.ГГГГ Лисичкин А.А. направил претензию о безвозмездном устранении недостатка путем осуществления ремонта по замене стекла и дисплея в сборе за счет сервисного центра. Ответ на претензию получен - ДД.ММ.ГГГГ.

Повторная претензия направлена ответчику -ДД.ММ.ГГГГ с требованием компенсировать стоимость поврежденного смартфона. Ответ на претензию получен - ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в заявленном размере 16 887 руб. (3 897 руб. (12 990*10*3%) +12 990 руб. (12 990*52*3%=20 264 руб. уменьшенная до стоимости услуг - 12 990 руб. ))

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, подлежит компенсации при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом, в соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Учитывая, что истец помимо имеющихся в материалах дела доказательств не предоставил иных доказательств перенесенных нравственных и физических страданий, мировой судья полагает возможным оценивать степень причиненного морального вреда по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Мировой судья находит установленной вину ответчика в нарушении прав потребителя, выразившуюся в длительном нарушении прав потребителя, в связи с чем истец вынужден в результате незаконных действий ответчика тратить время, обращаться в суд. При определении размера компенсации морального вреда, мировой судья принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, степень вины ответчика, а также, что нарушения со стороны ответчика касались имущественных прав истца, и полагает возможным определить денежную компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., что соответствует принципам разумности и справедливости.

В силу п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика, в соответствии со ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в пользу истца, подлежит взысканию штраф в размере 16 438,50 руб. (12 990+16 887+3 000/ 2).

В силу ст.ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным расходам относятся расходы по уплате государственной пошлины и издержки, связанные с рассмотрением дела.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Расходы по оплате услуг нотариуса, связанные с оформлением доверенности, с ответчика в пользу истца взысканию не подлежат, поскольку указанная доверенность выдана истцом представителю не на ведение конкретного дела и в материалы дела не представлен оригинал доверенности.

Нормой ч. 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Указанная норма закона предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Реализация данного права судом возможна лишь в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела.

Сумма вознаграждения, в частности, зависит от продолжительности и сложности дела, квалификации и опыта представителя, обусловлена достижением юридически значимого для доверителя результата, должна соотноситься со средним уровнем оплаты аналогичных услуг.

В п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Факт несения истцом расходов на оплату юридических услуг в размере 7 500 руб. подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости и принимаются мировым судьей в качестве таковых.

Принимая во внимание требования разумности и справедливости, сложность дела, количество судебных заседаний, в которых участвовал представитель, размер расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию с ответчика, следует определить в сумме 7 500 руб.

В соответствии с требованиями ст.ст.98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 997,54 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Лисичкина Антона Александровича к индивидуальному предпринимателю Втюрину Дмитрию Сергеевичу о взыскании ущерба, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, расходов - удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Втюрина Дмитрия Сергеевича (ИНН ) в пользу Лисичкина Антона Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в счет возмещения ущерба денежные средства в размере 107 990 руб., неустойку в размере 16 887 руб., штраф в размере 16 438,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., юридические расходы в размере 7 500 руб.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Втюрина Дмитрия Сергеевича (ИНН ) государственную пошлину в размере 3 997,54 руб. в доход бюджета городского округа «<адрес>».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд, в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено – 07.09.2023.

копия верна:

Председательствующий Я.О. Астахова