ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-445/24 от 11.01.2024 Подольского городского суда (Московская область)

50RS0-96

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 2-445/24

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года

Подольский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Тимохиной С.В.

при секретаре судебного ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения московской области» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ

Представитель Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения московской области» обратился с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченное пособие средства в сумме 75 935 рублей 50 копеек.

Свои требования мотивирует тем, что с 12.05.2020г. ФИО1 была признана безработной с назначением пособия в размере 12 130 рублей на период с 12.05.2020г. по 11.11.2020г. Приказами от 15.07.2020г. ФИО1 установлен размер пособия по безработице в размере 12 130 рублей с увеличением на 3 000 рублей пропорционально количеству детей на каждого ребенка до 18 лет на период с 12.05.2020г. по 30.06.2020г., назначена региональная компенсационная выплата в размере доплаты к установленному пособию по безработице, чтобы сумма выплат составила 15 000 рублей на период с 12.05.2020г. по 30.09.2020г. Сумма по безработице увеличена с 12 130 рублей до 18 000 рублей. Из информации, полученной ГКУ МО «ЦЗН МО» посредством системы межведомственного взаимодействия следует, что с мая 2020 года по сентябрь 2020 года ответчица осуществляла трудовую деятельность. Приказом от 16.11.2020г. ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с регистрационного учета в качестве безработного. Ответчице направлена претензия с требованием о возврате излишне полученного пособия. До настоящего времени денежные средства не возвращены.

Истец – представитель Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, согласно отчету об отслеживании почтового отправления судебное заседание возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая исковые требования, суд руководствуется ст.1102 ГК РФ, в соответствии с которой, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом N 1244-1.

Приказом Территориального отдела Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» от 16.04.2020г. ФИО1 с 12.05.2020г. была признана безработной с назначением пособия в размере 12 130 рублей на период с 12.05.2020г. по 11.11.2020г.

Приказом от 15.07.2020г. ФИО1 установлен размер пособия по безработице в размере 12 130 рублей с увеличением на 3 000 рублей пропорционально количеству детей на каждого ребенка до 18 лет на период с 12.05.2020г. по 30.06.2020г.,

Приказом от 15.07.2020г. ФИО1 назначена региональная компенсационная выплата в размере доплаты к установленному пособию по безработице, чтобы сумма выплат составила 15 000 рублей на период с 12.05.2020г. по 30.09.2020г.

Приказом от 15.07.2020г. ФИО1 назначена региональная компенсационная выплата в размере 15 000 рублей на период с 12.05.2020г. по 30.09.2020г.

Сумма по безработице увеличена с 12 130 рублей до 18 000 рублей.

Пособие ответчице выплачено по 10.09.2020г. включительно в размере 75 935 рублей 50 копеек.

Из информации, полученной ГКУ МО «ЦЗН МО» посредством системы межведомственного взаимодействия следует, что с мая 2020 года по сентябрь 2020 года ответчица осуществляла трудовую деятельность, однако ответчицей данная информация предоставлена не была.

Приказом от 16.11.2020г. ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с регистрационного учета в качестве безработного.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что порядок и условия признания гражданина безработным установлены ст. 3 Закона РФ о 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ о 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 2 Закона РФ о 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021г. № 1909.

В соответствии со ст. 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ о 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так как в результате недостоверной информации об осуществлении трудовой деятельной, представленной ответчицей, ей излишне выплачено пособие по безработице в размере 75 935 рублей 50 копеек, то данные денежные средства подлежат взысканию с ответчицы как неосновательное обогащение.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подачи искового заявления, то в соответствии со ст. 104 ГПК РФ государственная пошлина в доход местного бюджета подлежит уплате с ответчика.

С учётом заявленных требований, пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований, суд взыскивает с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 478 рублей 07 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-236 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

Взыскать с ФИО1, 14.<данные изъяты> в пользу Ф Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения московской области» (<данные изъяты>) излишне выплаченное пособие средства в сумме 75 935 рублей 50 копеек.

Взыскать с ФИО1, 14<данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 478 рублей 07 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца.

Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения суда.

Председательствующий судья С.В. Тимохина