ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-45/17 от 08.11.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-45/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фурсова В.А.,

при секретаре Герасимович А.А.,

с участием истцов Понамаренко Н.Г., Шведовой С.А., представителя ответчика ООО «Благспецстрой» - Куличенко А.А., представителя третьего лица Осипенковой З.П. - Картамышевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткиной В. А., Понамаренко Н. Г., Шведовой С. А. к ООО «Благспецстрой», ООО «Домоуправление-13» в лице конкурсного управляющего Галутво М.И., о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта в многоквартирном жилом доме,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением. Как следует из изложенных в иске обстоятельств, они являются собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: ***. Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 01.07.2014 г. принято решение об участии в муниципальной адресной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году», о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Согласно вопроса 5 протокола от 09.07.2012 г. утвержден объем планируемого капитального ремонта и утверждена сметная стоимость в размере 3 985 742 рубля. Было принято решение о ремонте внутридомовых инженерных систем тепло-, водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) в размере 1 011 775 рублей; ремонт крыши в размере 2 853 957 рублей; утепление и ремонт фасадов в размере 12 010 рублей. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома выполняла строительная организация ООО «Благспецстрой». Завершение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома было окончено решением общего собрания собственников помещений от 12.12.2012 г., на котором был утвержден акт о приемке в эксплуатацию приемочной комиссии законченного капитального ремонта многоквартирного дома. Между тем, капитальный ремонт многоквартирного дома произведен некачественно. Установлено, что работы по ремонту кровли выполнены без пропитки, снегозадерживающее устройство отсутствует, в процессе работ совмещены канализационные выпуски с вентиляционными шахтами. Согласно требованиям Свода правил СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76.Кровли», п. 9.12, на кровлях здания с уклоном 5% и более и наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающее устройство, которые должны быть закреплены к фальцам кровли, обрешетке, прогонам или к несущим конструкциям покрытия. Не выполнены работы огнезащитного покрытия деревянных конструкций мансард и элементов кровли, что приводит к пожароопасной ситуации. Не выполнены предусмотренные в смете работы по ремонту и утеплению фасада, а именно, штукатурка поверхностных откосов по бетону и камню, окраска поливинвилацетатными водоэмульсионными составами подготовленных поверхностей с наружной стороны, отсутствуют наружные отливы. Не произведена герметизация температурного шва, квартиры продуваются, промерзают стены, цоколь в трещинах, отвален штукатурный слой на 90%. Не введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета, нарушена циркуляция воды. Работы в водно-распределительном узле не проводились, не произведена замена ОПУ и трансформаторов. Кроме того, в процессе проведения ремонтных работ спецмашинами разрушена отмостка и асфальтовое покрытие на 80%, в результате чего произошло нарушение асфальтового покрытия водами.

На основании изложенного, просят суд обязать ООО «Благспецстрой» устранить недостатки при выполнении капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска, а именно:

- кровля: установить снегозадерживающее устройство на карнизном участке над несущей стеной; выполнить работы огнезащитного покрытия деревянных конструкций мансард элементов кровли; выполнить работы по устранению течи в квартирах пятых этажей;

- утепление и ремонт фасада: выполнить работы по штукатурке поверхностных оконных откосов, окраске поверхностей с наружной стороны, установке наружных отливов; выполнить герметизацию температурного шва; выполнить капитальный ремонт цоколя;

- инженерные коммуникации и оборудование: ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета потребления тепловой энергии, водоснабжения и электроснабжения; восстановить циркуляцию водоснабжения;

- придомовая территория: заменить асфальтовое покрытие и сделать отмостки внутри дворовой территории.

Определением Благовещенского городского суда от 09 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства при администрации г. Благовещенска, администрацию г. Благовещенска, ООО «Домоуправление-13» в лице конкурсного управляющего Галутво М. И., Государственную жилищную инспекцию Амурской области, собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***.

Определением Благовещенского городского суда от 21 марта 2016 года к участию в деле в качестве соответчика ООО «Домоуправление-13» в лице конкурсного управляющего Галутво М. И..

Определением Благовещенского городского суда от 22 апреля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенск.

Определением Благовещенского городского суда от 22 апреля 2016 года к участию в деле, в порядке ст. 47 ГПК РФ, Управление Роспотребнадзора по Амурской области.

Согласно письменному пояснению истцов, на основании решения общего собрания многоквартирного жилого дома от 09.02.2012 г., ООО «Домоуправление № 1» заключило с ООО «Благспецпроект» договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. ***. Работы по капитальному ремонту были приняты в отсутствие уполномоченного от собственников МКД. Считают, что подрядчик не выполнил условия договора в полном объеме, в том числе по кровле, по приборам учета. В соответствие с п. 5 ст. 720 ГК РФ экспертиза проводится за счет подрядчика.

Согласно письменному отзыву, представитель третьего лица администрации г. Благовещенска выразил нейтральную позицию относительно предмета спора. Указал, что многоквартирный жилой дом по ул. *** вошел в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. Финансирование данных программных мероприятий осуществлялось за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (федеральные средства), областного бюджета, городского бюджета, собственников помещений в многоквартирном доме. При этом объем долевого финансирования собственников помещений в многоквартирных домах – не менее 5% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта в соответствии с Законом (п. 5 постановления № 4632). 28.12.2012 г. протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома по ул. *** был утвержден акт о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитального ремонта многоквартирного дома.

Согласно письменному отзыву представителя третьего лица Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска выразил нейтральную позицию относительно заявленных требований. Указал, что согласно Федеральному закону от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2012 году в многоквартирном доме по ул. *** в г. Благовещенска в рамках муниципальной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году», утвержденной постановлением администрации города от 14.10.2011 г. № 4632, был произведен капитальный ремонт. Организатором открытого конкурса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. *** являлось ООО «Домоуправление № 1». Конкурс был признан несостоявшимся, договор на капитальный ремонт многоквартирного дома по ул. *** заключен с единственным участником конкурса ООО «Благспецстрой». Акт о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом здания по ул. *** подписан 10.12.2012 г. комиссией в следующем составе: директор ООО «Домоуправление № 1» А.О. Таран, исполнительный директор ООО «Благспецстрой» Р.С. Гудков, инженер строительного контроля ООО «Стройкомплектиндустрия» С.Ш. Юрченко, консультант Амурской государственной жилищной инспекции М.И. Клименко, уполномоченный представитель собственников З.П. Осипенкова. Данный акт согласован с с заместителем главы администрации г. Благовещенска Константиновым В.А.

Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по Амурской области, правовые последствия обнаружения недостатков выполненной работы в праве по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы. Также следует учесть, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих исполнителя от ответственности за неисполнение либо не надлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе.

На судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом ответчик ООО «Домоуправление-13» в лице конкурсного управляющего Галутво М.И., представители третьих лиц – Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенск, Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска, администрации г. Благовещенска, Государственной жилищной инспекции Амурской области, Управления Роспотребнадзора по Амурской области, и третьи лица – собственники многоквартирного дома по ул. *** г. Благовещенска. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании истцы настаивали на исковых требованиях в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Благспецстрой» возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что работы выполнялись в соответствии с договором и технической документацией.

Представитель третьего лица Картамышева Л.В. поддерживает позицию истцов, пояснила, что снегозадерживающие устройства должны были сделать, поскольку это положено СНиПом, должны были ввести в эксплуатацию приборы учета. Указала, что работы по устранению течи в квартирах на 5 этаже не выполнены, ремонт цоколя не произведен, не восстановлена система циркуляции, герметизация температурного шва была выполнена только с северной стороны.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Во исполнение ст. 39 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 13 августа 2006 г. N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пп. "з" п. 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальным ремонтом является проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, утепление и ремонт фасадов, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пунктами 18, 21 - 23 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа.

Как следует из материалов дела, согласно договору управления многоквартирным домом от 01 мая 2009 года, заключенному между ООО «Домоуправление-1» и собственниками многоквартирного дома по ул. *** г. Благовещенска, управляющей компанией указанного дома на момент проведения капитального ремонта, являлась ООО «Домоуправление-1».

07.10.2011 г. ООО «Домоуправление № 1» в Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска была подана заявка на предоставление финансовой поддержки в рамках региональной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Амурской области в 2012 году» по проведению капитальных ремонтов многоквартирных домов, в том числе и дома по ул. *** г. Благовещенска.

Постановлением администрации г. Благовещенска № 4632 от 14.10.2011 г. согласно Федеральному закону от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2012 году, многоквартирный дом по ул. *** в г. Благовещенске был включен в муниципальную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году» и предоставлены субсидии на проведение капитального ремонта данного дома.

Как установлено судом, протоколом общего собрания многоквартирного жилого дома по ул. *** г. Благовещенска от 09 февраля 2012 года было принято решение об участии в муниципальной адресной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году». Данным решением был утвержден перечень работ по капитальному ремонту в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ: ремонт внутридомовых инженерных систем тепло-, водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии). Собственниками также был выбран председатель общего собрания – Осипенкова З.П., которая от их имени была уполномочена на подписание необходимых документов в ходе капитального ремонта дома.

Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома по ул. *** от 18 августа 2012 года утверждена смета в новом варианте вследствие перераспределения суммы денежных средств в рамках реализации программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году». Было решено перераспределить средства по видам работ: ремонт кровли, утепление и ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем тепло-, водоснабжения с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления. Была утверждена смета на ремонт кровли в размере 2 193 031 рублей, установка окон – 109 447 рублей, смена розлива отопления – 1 269 745 рублей, установка теплосчетчика – 250 753 рублей, монтаж водомерного узла – 80 862 рубля, строительный контроль за выполнением работ – 81 904 рубля.

Согласно статьям 708 (пункту 1), 721 (пункту 1), 723 (пункту 1), 724, части 1 статьи 743, части 1 статьи 754, пункта 2 статьи 755 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

В соответствии со статьей 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из договора подряда № П/104-12 от 25 мая 2012 года, заключенного между управляющей компанией ООО «Домоуправление-1» и ООО «Благспецстрой», ООО «Благспецстрой» обязалась выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. *** в соответствие с технической и сметной документацией, прилагаемой к договору.

Пунктом 3.1 договора предусмотрен срок начала работ – не позднее 25 июля 2012 года, срок окончания (п. 3.2) не позднее – 01 декабря 2012 года.

Приемка результатов завершенных работ (п. 7.1) осуществляется в соответствии с технической и сметной документацией.

Объект считается принятым в эксплуатацию со дня подписания акта приемки объекта в эксплуатацию (п. 7.3). При обнаружении рабочей комиссией в ходе приемки в эксплуатацию объекта недостатков в выполненной работе составляется акт, в котором фиксируется перечень дефектов и сроки их устранения подрядчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные дефекты своими силами и за свой счет (п. 7.4).

Пунктом 7.5 установлено, что приемка объекта в эксплуатацию производится только после выполнения всех работ в полном соответствии с технической и сметной документацией, а также после устранения всех дефектов в соответствии с п. 7.4.

На основании договора № У/115-12 от 16 августа 2012 года, заключенного между ООО «Домоуправление № 1» (заказчик) и ООО «Стройкомплектиндустрия» (исполнитель), исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работу по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. ***.

Согласно сводному сметному расчету, утвержденному начальником ПТО Богатовой Т.И., исполнительным директором ООО «Домоуправление № 1» Рябец А.А., уполномоченным представителем собственников Осипенковой З.П., должны быть проведены работы по ремонту крыши, работы по установке водосчетчика, сантехнические работы по розливу отопления, работы по замене окон, работы по установке теплосчетчиков.

Акты приемки выполненных работ по ремонту крыши, работы по установке водосчетчика, сантехнические работы по розливу отопления, работы по замене окон, работы по установке теплосчетчиков утверждены ООО «Стройкомплектиндустрия», уполномоченным представителем собственников Осипенковой З.П., ООО «Домоуправление № 1», Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска.

Работы по капитальному ремонту дома, выполненные по договору № П/104-12 от 25 мая 2012 года ООО «Благспецстрой», были приняты комиссионным актом «О приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом здания (конструктивных элементов здания). Акт о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом здания по ул. *** подписан 10.12.2012 г. комиссией в следующем составе: директор ООО «Домоуправление № 1» А.О. Таран, исполнительный директор ООО «Благспецстрой» Р.С. Гудков, инженер строительного контроля ООО «Стройкомплектиндустрия» С.Ш. Юрченко, консультант Амурской государственной жилищной инспекции М.И. Клименко, уполномоченный представитель собственников З.П. Осипенкова. Данный акт согласован с заместителем главы администрации г. Благовещенска Константиновым В.А.

Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 28.12.2012 г. был утвержден акт о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитального ремонта многоквартирного дома в рамках реализации программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году» от 12 декабря 2012 года.

Истцы указывают на несоответствие отдельных видов работ действующим нормам и правилам, указывают на то, что часть работ по капитальному ремонту была выполнена с нарушением требований норм и правил, действующих в РФ.

Рассматривая требования истцов об обязании ООО «Благспецстрой» устранить недостатки при выполнении капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска по ремонту кровли: установить снегозадерживающее устройство на карнизном участке над несущей стеной; выполнить работы огнезащитного покрытия деревянных конструкций мансард элементов кровли; выполнить работы по устранению течи в квартирах пятых этажей, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, локальная смета № 01 на общестроительные работы по ремонту кровли содержит необходимый перечень ремонтных работ: разборка слуховых окон, устройство слуховых окон – 1 слуховое окно, разборка деревянных элементов конструкций крыш обрешетки из брусков с прозорами, устройство обрешетки с прозорами из досок и брусков под кровлю из листовой стали, монтаж кровельного покрытия из профилированного листа при высоте здания до 25 м, 100 кв. м покрытия, профили с трапецивидными гофрами из оцинкованного проката, винты самонарезающие для крепления профилированного настила и панелей к несущим конструкциям, установка зонтов над шахтами из листовой стали прямоугольного сечения периметром 1 300 м – 1 зонт, смена обделок из листовой стали, примыканий к вытяжным трубам, смена прямых звеньев водосточных труб с люлек – 100 м, смена ухватов для водосточных труб в каменных стенах – 100 шт., смена колен водосточных труб с люлек – 100 шт., смена устройство по фермам настила рабочего толщиной 25 мм сплошного (под желоб водосточный), 100 кв.м. покрытия, устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали – 100 кв.м. покрытия, устройство желобов настенных, 100 м желобов, ограждение кровель перилами – 100 м ограждения, огнезащитное покрытие деревянных конструкций мансард элементов кровли составом «биопрен» - 100 кв.м. обрабатываемой поверхности, установка элементов каркаса из брусьев (для обшивки 2/цем труб) – 1 куб.м. древесины в конструкции, обивка стен кровельной сталью оцинкованной по асбесту – 100 кв.м стен фронтонов (за вычетом проемов) и развернутых поверхностей карнизов, разборка кирпичных перегородок на отдельные кирпичи (веншахты) – 100 кв. м перегородок, кладка перегородок из кирпича армированных толщиной в ? кирпича при высоте этажа до 4 м – 100 кв.м. перегородок (за вычетом проемов), штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону улучшенная стен – 100 кв.м. оштукатуриваемой поверхности, известковая окраска водными составами внутри помещений по штукатурке – 100 кв. м окрашиваемой поверхности, очистка помещений от строительного мусора – 100 т.

В материалы дела представлен акт выполненных работ по ремонту кровли от 30.11.2012 г. Давая оценку сметному расчету и акту о приемке выполненных работ по ремонту кровли, работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций мансард элементов кровли были проведены, согласно сметному расчету она была предусмотрена – позиция 19, актом приемки выполненных работ – выполнена (позиция 19).

Доводы истцов о том, что работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций мансард элементов кровли фактически не были проведены, судом не принимаются, поскольку доказательств обратного, суду не представлено.

Доводы истцов о том, что после капитального ремонта появилась течь в квартирах пятых этажей суд находит не состоятельными, поскольку доказательств того, что это возникло именно после капитального ремонта, суду не представлено.

Приложенный в материалы дела акт осмотра от 1 апреля 2013 года квартиры № *** пятого этажа многоквартирного жилого дома по ул. *** в присутствии специалиста ПТО ООО Домоуправление № 1», плотника ООО Домоуправление № 1», не свидетельствует о том, что течь в данной квартире образовалась в результате скопления снега на кровельном покрытии связана с недостатками капитального ремонта, кроме того, специалист ПТО, плотник ООО Домоуправление № 1» не обладают специальными познаниями в области строительства.

Работы по установке снегозадерживающего устройства на карнизном участке над несущей стеной, не были предусмотрены и не выполнялись.

Согласно пункту 9.12 СП 17.13330.2011 Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76" (утв. приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2010 N 784) на кровлях зданий с уклоном 5% (~ 3°) и более и наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли (не нарушая их целостности), обрешетке, прогонам или к несущим конструкциям покрытия. Снегозадерживающие устройства устанавливают на карнизном участке над несущей стеной (0,6 - 1,0 м от карнизного свеса), выше мансардных окон, а также, при необходимости, на других участках крыши.

Доводы истцов о том, что подрядчик обязан был в соответствие с СНиПом установить снегозадерживающее устройство, судом не принимаются, поскольку данные работы не были учтены в сметном расчете, соответственно, денежные средства по установке снегозадерживающего устройства не выделялись. Кроме того, как следует из протокола от 18 августа 2012 года, утверждена смета в новом варианте вследствие перераспределения суммы денежных средств, из которой следует, что на работы по ремонту кровли выделено 2 193 031 рублей, которые были полностью израсходованы, что подтверждается локальной сметой № 01, актом о приемке выполненных работ по ремонту кровли.

Рассматривая доводы истцов об обязании ООО «Благспецстрой» устранить недостатки при выполнении капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска по утеплению и ремонту фасада, а именно: выполнить работы по штукатурке поверхностных оконных откосов, окраске поверхностей с наружной стороны, установке наружных отливов; выполнить герметизацию температурного шва; выполнить капитальный ремонт цоколя, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, локальная смета № 3 на общестроительные работы по замене окон содержит необходимый перечень работ: установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью до 2 кв.м. одностворчатых – 100 кв.м. проема, установка подоконных досок из ПВХ в панельных стенах – 100 п.м., доски подоконные ПВХ, устройство герметизации коробок окон и балконных дверей мастикой герметизирующей нетвердеющей – 100 кв.м шва, штукатурка поверхностей оконных и дверных откосов по бетону и камню плоских – 100 кв.м оштукатуриваемой поверхности, окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами высококачественная по сборным конструкциям стен, подготовленных под окраску – 100 кв.м. окрашиваемой поверхности.

Из акта о приемке выполненных работ от 30.11.2017 г., утвержденный ООО «Стройкомплектиндустрия», уполномоченным представителем собственников Осипенковой З.П., Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска, инженером по ПСР ООО «Скраг» Коваленко И.А., локальной сметой № 3 на общестроительные работы по замене окон следует, что работы по штукатурке поверхностных оконных откосов, по окраске поверхностей были предусмотрены: позиции № 6,7 и были выполнены: позиции № 6,7 в акте приемки выполненных работ.

В качестве доказательств не выполнения работ по окраске и штукатурке поверхностей, представлены фотографии многоквартирного дома по ул. *** г. Благовещенска. Однако, суд, оценивая по правилам ст. 67 ГПК, не может принять данные доказательства, поскольку они не отвечают критериям относимости и допустимости, так как не содержат информации, позволяющей однозначно идентифицировать принадлежность данных фотографий к многоквартирному дому по ул. *** г. Благовещенска в период до и после проведения ремонта.

Как видно из локальной сметы № 3, работы по установке наружных отливов, герметизации температурного шва, не были предусмотрены, следовательно, не выполнялись.

Требования о капитальном ремонте цоколя также не подлежит удовлетворению, поскольку не предусмотрены сметным расчетом, а доказательств, что цоколь был поврежден в ходе капитального ремонта, суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Рассматривая доводы истцов об обязании ООО «Благспецстрой» устранить недостатки при выполнении капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска о введении в эксплуатацию общедомовые приборы учета потребления тепловой энергии, водоснабжения и электроснабжения; восстановить циркуляцию водоснабжения, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, локальная смета № 5 на общестроительные работы по установке водосчетчика содержит необходимый перечень работ: прокладка трубопроводов водоснабжения из стальных водогазопроводных оцинкованных оцинкованных труб диаметром 80 мм – 100 м трубопровода, гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления, водопровода и горячего водоснабжения диаметром до 100 мм – 100 м трубопровода, установка фланцевых соединений на стальных трубопроводах диаметром 80 мм – 1 соединение, установка фланцевых соединений на стальных трубопроводах диаметром 50 мм – 1 соединение, врезка в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром 100 мм – 1 врезка, установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 100 мм – 1 шт., краны шаровые под приварку диаметром 80 мм, вентили проходные фланцевые 15кч16п1 давлением 2,5 Мпа диаметром 80 мм, клапаны обратные приемные с сеткой фланцевые 16ч42р диаметром 80 мм, установка фильтров диаметром 80 мм – 10 фильтров, установка счетчиков (водомеров) диаметром до 40 мм – 1 счетчик, установка вентилей, задвижек, затворок, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 50 мм – 1 шт., краны шаровые под приварку диаметром 32 мм, краны регулирующие трехходовые КРТПП латунные диаметром 15 мм, установка манометров с трехходовым краном – 1 компл.

Локальная смета № 4 на работы по установке теплосчетчиков содержит необходимый перечень работ: установка счетчиков (водомеров диаметром до 40 мм – 1 счетчик, счетчики (водомеры) крыльчатые диаметром 32 мм, счетчики (водомеры) крыльчатые диаметром 40 мм, установка фильтров диаметром 100 мм – 10 фильтров, установка термометров в оправе прямых и угловых – 1 компл., установка клапанов редукционных пружинных диаметром 50 мм – 1 шт., установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 50 мм – 1 шт., установка насосов центробежных с электродвигателем, масса агрегатов до 0,1 т – 1 насос.

Давая оценку сметным расчетам по установке водосчетчика, установке теплосчетчиков, работы по введению в эксплуатацию приборов учета, восстановлению циркуляции водоснабжения не предусматривались, соответственно, по акту приемки выполненных работ по установке водосчетчика, теплосчетчиков, восстановления циркуляции водоснабжения не произведены.

Кроме того, суд указывает, что в силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, возложена на организации по снабжению водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю коммунальных услуг (п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354).

В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).

Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.

Как установлено судом, на момент проведения капитального ремонта, управляющей организацией многоквартирного дома по ул. *** г. Благовещенска было ООО «Домоуправление № 1», следовательно, именно на нее была возложена обязанность по организации ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Рассматривая требования истцов об обязании ООО «Благспецстрой» устранить недостатки при выполнении капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска о замене асфальтового покрытия и установлению отмостков внутри дворовой территории суд также не находит их подлежащими удовлетворению, поскольку фотографии придомовой территории, представленные суду, не отвечают требованиям достоверности, относимости и допустимости доказательств, предусмотренным статьями 59 и 60 ГПК РФ. Истцами не представлены суду бесспорные убедительные доказательства того, что именно при выполнении капитального ремонта было повреждено асфальтовое покрытие придомовой территории.

В силу п. 5 ст. 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.

В целях установления наличия недостатков работ, на которые ссылались истцы, причин их возникновения, при рассмотрении дела судом на разрешение сторон был поставлен вопрос о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы.

Определением Благовещенского городского суда от 10 июня 2016 года по ходатайству истцов была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Строительно-техническая экспертиза».

08 августа 2016 года в связи с отказом эксперта ООО «Строительно-техническая экспертиза» по причине отсутствия специализации по проведению такого рода экспертиз, материалы данного гражданского дела поступили в адрес Благовещенского городского суда.

Определением Благовещенского городского суда от 15 сентября 2016 года по ходатайству истцов вновь была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертному учреждению ООО АПИ «Колизей».

25 августа 2017 года данное гражданское дело возвращено в Благовещенский городской суд без исполнения в связи с тем, что в штате ООО АПИ «Колизей» отсутствуют компетентные эксперты в области строительно-технической экспертизы.

Судом на разрешение сторон был повторно поставлен вопрос о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы.

От назначения указанной экспертизы истцы отказались, что следует из протокола судебного заседания от 20.10.2017 г. – 08.11.2017 г.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1); суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на основании представленных истцами доказательств оснований полагать, что недостатки, на которые указывают истцы: выполнение работы огнезащитного покрытия деревянных конструкций мансард элементов кровли, по штукатурке поверхностных оконных откосов, окраске поверхностей с наружной стороны, возникли по причине некачественного выполнения работ подрядной организацией, не имеется.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства (ч. 1 ст. 754 ГК РФ).

Давая оценку сметным расчетам, которые были утверждены в соответствии с законодательством, суд приходит к выводам о том, что работы по установке снегозадерживающих устройств на карнизном участке над несущей стеной, работы по установке наружных отливов, герметизации температурного шва, введения в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии, водоснабжения и электроснабжения; восстановления циркуляции водоснабжения не предусматривались и, соответственно, не выполнялись.

Кроме того, стороной истца не представлено достаточных доказательств того, что ухудшение состояния придомовой территории – повреждение асфальтового покрытия, наличие течи с потолка верхнего этажа, повреждения цокольного этажа связаны с проведением капитального ремонта ненадлежащего качества.

Доводы стороны истцов о том, что общее собрание жильцов дома от 28.12.2012 г. по утверждению акта о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитального ремонта многоквартирного дома в рамках реализации программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Благовещенске в 2012 году» не правомерно, противоречит имеющимся в деле доказательствам. Доказательств того, что данный протокол признан недействительным в судебном порядке, истцами не представлено.

Доводы истцов о том, что Акт о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом здания по ул. *** не подписан уполномоченным представителем собственников Осипенковой З.П. опровергается материалами дела, доказательств подложности подписи Осипенковой З.П. в Акте о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитальным ремонтом здания по ул. ***, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ при рассмотрении дела суду не представлено.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истцов в части обязания ООО «Благспецстрой» устранить недостатки при выполнении капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска по установке снегозадерживающего устройства на карнизном участке над несущей стеной, выполнения работ по огнезащитному покрытию деревянных конструкций мансард элементов кровли, выполнения работы по устранению течи в квартирах пятых этажей, выполнению работы по штукатурке поверхностных оконных откосов, окраске поверхностей с наружной стороны, установке наружных отливов, герметизации температурного шва, выполнению капитального ремонта цоколя, введению в эксплуатацию общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии, водоснабжения и электроснабжения, восстановлению циркуляцию водоснабжения, замене асфальтового покрытия, отмостков внутри дворовой территории, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Уткиной В. А., Понамаренко Н. Г., Шведовой С. А. к ООО «Благспецстрой», ООО «Домоуправление-13» в лице конкурсного управляющего Галутво М.И., о возложении обязанности устранить недостатки произведенного капитального ремонта в многоквартирном доме № *** по ул. *** г. Благовещенска, а именно: установить снегозадерживающее устройство на карнизном участке над несущей стеной дома; выполнить работы огнезащитного покрытия деревянных конструкций мансардных элементов кровли; выполнить работы по устранению течи с кровли в квартирах, расположенных на пятом этаже дома; выполнить работы по штукатурке поверхностных оконных откосов, окраске поверхностей с наружной стороны, установке наружных отливов; выполнить герметизацию температурного шва, выполнить капитальный ремонт цоколя; ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета потребления тепловой энергии, водоснабжения и электроснабжения; восстановить циркуляцию водоснабжения; заменить асфальтовой покрытие и отмостку придомовой территории дома – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Фурсов В.А.

Решение в окончательной форме составлено 16 ноября 2017 года