ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4645/2013 от 05.02.2014 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

 Дело № 2-614/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 05 февраля 2014 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

 председательствующего судьи – Турановой Н.В.,

 при секретаре – Гаджиевой Л.Ф.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варданяна ФИО11 к ФИО2 ФИО12 ФИО3 ФИО13, ФИО5 ФИО14, ФИО6 ФИО15, ФИО7 ФИО16, ТСЖ «ЖК Славянский», Межрайонной ИФНС России по Красноярскому краю о признании решения общего собрания недействительным, признании незаконной и отмене государственной регистрации ТСЖ «ЖК Славянский»

 У с т а н о в и л :

 ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнений исковых требований) к ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ТСЖ «ЖК Славянский», Межрайонной ИФНС ФИО4 № по <адрес>, в котором просил признать недействительными протоколы № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников многоквартирных домов по адресу: <адрес>, признать решения общего собрания собственников многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, и <адрес>, оформленные протоколами № от ДД.ММ.ГГГГ года, недействительными, признании незаконной и отмене государственной регистрации ТСЖ «ЖК Славянский», взыскать с ответчиков в равных долях возврат государственной пошлины в размере 200 рублей ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года).

 В судебном заседании представитель истца ФИО8 (по доверенности) исковые требования поддержал. Истец ФИО1 в судебное заседание не явился.

 Ответчик ФИО2 иск не признала.

 Ответчики ФИО3, ФИО7, ФИО5, ФИО6, представители ответчиков ТСЖ «ЖК Славянский», МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежаще. Ответчики МИФНС России № по <адрес>, ФИО7, ФИО3 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

 Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.

 Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

 В соответствии со ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

 Статья 46 ЖК РФ предусматривает, что Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (в ред. Федерального закона от 27.09.2009 N 228-ФЗ). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

 Статья 48 ЖК РФ предусматривает, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

 В соответствие с п. 1.1. ст.136 ЖК РФ (в ред. Закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ), протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

 Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах по адресу: <адрес>, проводимое в форме очного голосования.

 Инициаторами проведения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ являлись ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО7, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.12).

 В качестве повестки дня общего собрания в уведомлении указаны следующие вопросы: избрание председателя собрания, секретаря, членов счетной комиссии, смена формы управления многоквартирным домом, решение о создании ТСЖ «ЖК Славянский», утверждение Устава ТСЖ, выборы председателя, членов правления, ревизионной комиссии ТСЖ, утверждение лиц, уполномоченных принимать техническую документацию от ООО «УК Славянская», утверждение способов уведомления собственников о проведении общего собрания собственников, утверждение места хранения протокола общего собрания (т.1 л.д.30).

 Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ за № №, выданной МИФНС России № по <адрес>, ТСЖ «ЖК Славянский» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления, устава и протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является председатель правления ФИО2(т.1 л.д. 24).

 Протоколом № общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок уведомления собственников помещений о принятых общим собранием решениях в форме размещения на информационных стендах подъездов, Интернет, телефон и любой другой способ, не запрещенный законом (т.1 л.д. 26).

 Как пояснил в судебном заседании представитель истца ФИО8 (по доверенности), при проведении общего собрания собственников жилых помещений, так и нежилых, были нарушены нормы жилищного законодательства. На сегодняшний день порядок создания ТСЖ регулируется ст. 136 ЖК РФ, посвященной созданию товарищества и ст.ст. 44, 48 ЖК РФ, которые регулируют порядок проведения общего собрания собственников жилых помещений. Ст. 136 ЖК РФ устанавливает специальные требования к кворуму общего собрания, на котором принимается решение о создании ТСЖ, такое решение считается принятым, если за него проголосовали соответствующим образом собственники квартир в многоквартирном доме, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений, но устанавливает дополнительные требования в порядке оформления решения. В соответствии с изменениями, внесенными в 2011 году, все собственники обязаны расписываться в протоколе. В многоквартирном доме может быть создано только одно ТСЖ. Истец не был надлежащим образом извещен о предстоящем собрании собственников помещений, что лишило его возможности принять участие в данном собрании. Истец является собственником помещений как в <адрес>, так и в <адрес> в <адрес>. Протокол не был подписан всеми участниками, которые принимали участие в собрании. Было грубо нарушено право истца на непосредственное участие в проводимом собрании, где решался вопрос о создании ТСЖ и дальнейшей его регистрации, также отсутствовал кворум. Полагает, что ТСЖ не может быть создано на два многоквартирных дома, общее количество квартир по адресам: <адрес> составляет 400. При проведении общего собрания инициативная группа не поинтересовалась размером доли в праве собственности на помещения людей, которые принимали участие на данном собрании. Законодатель говорит о том, что чем больше доля, тем больше голосов принадлежит лицу. Для правильного определения количества голосов, необходимо запрашивать у каждого участника собрания правоустанавливающий документ на помещение. Соответственно ни свидетельств о государственной регистрации права собственности, ни договора долевого участия, ни договора купли-продажи, а так же других правоустанавливающих документов инициативная группа при определении кворума собрания не применяла, что позволяет судить о непрозрачности подсчетов голосов при определении кворума. Более того, ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о существовании еще одного протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года, который имеет один и тот же порядковый номер, одну и ту же дату. Соответственно встал вопрос, на основании какого протокола произошла регистрация ТСЖ. Поскольку нормы жилищного законодательства были нарушены, нормы законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были нарушены, истцом поставлен вопрос о принятии решения о ликвидации такого ТСЖ. Более того, в нарушение абз. 5 п. 5 ст. 45 ЖК РФ, в уведомлении о проведении собрания не указан порядок ознакомления с информацией и с материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно будет ознакомиться, тем самым собственники были лишены возможности ознакомиться с кандидатурами в правление ТСЖ, с проектом устава ТСЖ. В решениях (бюллетенях голосования) по вопросам, поставленным на голосование, отсутствуют сведения о лице участвующем в голосовании, сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, в вопросах, поставленных на голосование, отсутствует формулировка «воздержался». В нарушение п. 4 ст. 45 ЖК РФ инициаторы проведения общего собрания не уведомили надлежащим образом всех собственников помещений. В период проведения собрания, которое проводилось в очной форме, регистрация собственников помещения присутствующих на собрании не велась. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

 Ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснила, что при проведении общего собрания нарушений допущено не было, всем собственникам многоквартирных домов были направлены уведомления о проведении собрания, со всей информацией. Кворум при проведении собрания имелся, имеются бюллетени голосования, что уже свидетельствует о том, что собственники помещений были осведомлены о проведении общего собрания. Каждому собственнику было направлено соответствующее письмо, так же было размещено объявление на стенде. Протоколом общего собрания собственников <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о возможности информировать собственников дома путем размещения уведомлений на стенде и иным способом. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ оформлялся по дому № по <адрес> права собственности у жильцов домов проверялось по свидетельствам о праве собственности, которые собственники приносили с собой. Из Управления Росреестра по <адрес> справки о зарегистрированных правах на жилое помещение не запрашивались. Инициативная группа обошла все квартиры, вручая уведомления и полный комплект документов для участия в собрании. Для жильцов, которые отсутствовали в квартире, оставляли под роспись всю информацию и уведомления о собрании. Кроме того, вся информация о готовящемся собрании содержалась на информационных стендах, а также в сети Интернет по дому № по <адрес>, так как на протяжении нескольких собраний не был решен вопрос, о том, как уведомлять собственников жилых помещений о проведении общего собрания и принятых решениях, поэтому члены инициативной группы приходили индивидуально к каждому собственнику. По дому № по <адрес> было проведено собрание, на котором принято решение о том, что информация о проведенных собраниях и их результатах будет рассылаться через почтовые ящики, либо находиться на информационном стенде, либо информация будет доводиться по телефону или по сети Интернет. Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание правомочно, если на нем присутствовало более 50 % собственников. Для решения и принятия вопроса о создании ТСЖ, изменении формы правления достаточно неквалифицированное голосование, то есть более 50 %. На собрании по дому № по <адрес> участвовали собственники из 133 помещений, по дому № участвовали собственники 89 помещений. Счетная комиссия издала на следующий день протокол, где было подсчитано неквалифицированным способом только количество квартир, участвовавших в голосовании. Затем счетная комиссия определила доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме согласно правилам ст. 37 ЖК РФ, ст. 244 ГК РФ, поэтому когда подсчет голосов производился по долям, занимаемых помещений, то получилось по дому № по <адрес> - из 89 помещений 8 квартир имели долю по № от занимаемой площади, поэтому по подсчету голосов по данному дому получилось 97 голосов, с занимаемой площадью – 4 907,5 кв.м. По дому № по <адрес>, участвовали в голосовании 133 квартиры, а также 6 квартир по № доли на занимаемую площадь, поэтому получилось всего по дому № голосов, но счетная комиссия два бюллетеня забраковала, потому что там неточно были указаны площадь, квартира и фамилия не соответствует занимаемой площади, поэтому счетная комиссия посчитала только 137 голосов с площадью 7 442,4 кв.м. Согласно данным, предоставленным управляющей компанией, площадь жилых помещений в <адрес> составляет 8 466,6 кв.м., площадь нежилых помещений - 1 037,3 кв.м., в сумме общая площадь помещений составляет 9 503,9 кв.м. В голосовании приняли участие собственники <адрес>, площадь принадлежащих помещений которых составляет 4 907, 5 кв.м., что в процентном соотношении составляет 51,6 % голосов. Площадь жилых помещений в <адрес> составляет 12 787,5 кв.м. площадь нежилых помещений – 846,2 кв.м., что в сумме составляет – 13 633,7 кв.м., в голосовании приняли участие собственники помещений, площадь которых составляет – 7 442,4 кв.м., что в процентном соотношении составляет 54,5 % голосов. Таким образом, суммарно по двум домами участвовало 222 голоса. Кворум в объединённых многоквартирных домах подсчитан следующим образом: общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах № и № составляет в соответствие с договором по управлению домами 23 137,6 кв.м., а по отчету управляющей компании - 22 458,4 кв.м. В голосовании приняли участие собственники помещений, площадь которых составляет 12 349,9 кв.м., что составляет 53,4 % от общего числа голосов, то есть кворум на собрании ДД.ММ.ГГГГ имелся. Проводилось очное голосование. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Ранее в судебном заседании ответчик ФИО3 поясняла, что объявление о проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ было размещено в общедоступном месте, на всех дверях подъездов, в лифтах, на стенах, в сети Интернет, информации было указано в достаточном количестве. Полагает, что создание ТСЖ на два дома возможно, так как данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются общие сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Уведомления о предстоящем общем собрании собственников вручали собственникам под роспись, кроме того размещали на информационных досках, на дверях, в сети интернет, то есть всеми возможными, доступными, разрешенными законом способами. При заполнении заявления, которое прилагалось к бюллетеню, указывались номера свидетельств о праве собственности, дата регистрации, площадь помещения, которое занимает собственник. В Управлении Росреестра по <адрес> информация о собственниках помещений не запрашивалась, полномочия арендаторов жилых помещений на передачу собственникам уведомления о проведении собрания не проверялись. При подсчете голосов собственники показывали свои свидетельства о праве собственности, при отсутствии правоустанавливающих документов, голос не считали. На общем собрании ДД.ММ.ГГГГ голосовали только собственники, среди которых не было несовершеннолетних. Заявления о согласии на создание ТСЖ выдавались каждому собственнику отдельно.

 Ранее в судебном заседании ответчик ФИО7 поясняла, что истцом не представлено доказательств нарушения его материального права, так как организация ТСЖ необходима для снижения тарифов по оплате за жилфонд, так как тарифы в управляющей компании выше. На общем собрании собственников ДД.ММ.ГГГГ присутствовало очень много людей, кто-то приходил, кто-то уходил. Свидетели со стороны истца не могут достоверно и объективно пояснить о кворуме на собрании, так как были отстранены жильцами от выступления на собрании. Подсчет голосов производился по уведомлениям. Она лично разносила уведомления по квартирам в вечернее время с 20-00 часов до 22-00 часов, также информация о собрании была размещена на информационных стендах подъездов и в лифтах домов. Просила отказать в удовлетворении иска.

 Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что при рассмотрении дел о признании решений общего собрания следует руководствоваться ст. 46 ЖК РФ. Решение общего собрания может быть обжаловано в суд собственником, не принимавшим участие в этом собрании, общее собрание должно быть проведено в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом товарищества. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

 Статья 45 ЖК РФ регламентирует порядок уведомления собственников дома о проведении собрания, при этом, сообщение должно быть произведено не менее чем за 10 дней, способами, определенными решением общего собрания, в случае, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ уведомления, то путем направления этого сообщения в письменной форме заказным письмом, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись.

 В данном случае, общим собранием многоквартирного <адрес> определен порядок уведомления собственников о предстоящем собрании – путем размещения уведомления на стендах подъезда, Интеренет, телефон и любой способ, не запрещенный законом (т.1 л.д. 26).

 Размещение уведомления о проведении собрания с указанием в сообщении всех предусмотренных п. 5 ст. 45 ЖК РФ сведений является надлежащим уведомлением собственников о предстоящем собрании.

 Однако, решением общего собрания собственников <адрес> такое решение принято не было, следовательно, собственники дома должны быть уведомлены о проведении собрания либо заказным письмом либо вручено каждому собственнику под роспись.

 В данном случае, ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду убедительных доказательств надлежащего уведомления собственников о проведении собрания.

 Суд критически относится к реестрам собственников <адрес>, получивших уведомление о собрании ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 81-83), поскольку, данный реестр не в полной мере отражает информацию о том – кто (фамилия, имя, отчество), когда (дата) получил уведомление, является ли данное либо собственником.

 Поскольку, проводилось общее собрание собственников двух многоквартирных домов, суд проверяет соблюдение порядка по обоим домам. По настоящему делу, по мнению суда, порядок уведомления собственников нарушен.

 Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ)

 Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения (часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).

 По смыслу приведенных норм права, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме должна рассчитываться исходя из общей площади (совокупности площадей) помещений всех собственников в соответствующем доме, то есть жилых и нежилых помещений, являющихся индивидуализированной собственностью. При определении доли каждого собственника не учитываются площади помещений, не являющиеся индивидуализированной собственностью, и площади помещений, входящих в состав общего имущества.

 Поэтому при определении кворума и результатов голосования следует сопоставлять площадь помещений, принадлежащих собственникам, принявшим участие в голосовании, с площадью всех жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома, зарегистрированных на праве собственности.

 Таким образом, вопросы наличия кворума имеют существенное значение для решения вопроса о правомочности принятых собранием решений, а, следовательно, их законности.

 В данном рассматриваемом случае, ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду убедительных доказательств наличия кворума на общем собрании собственников многоквартирных домов № и № по <адрес>.

 Так, в материалы дела предоставлен лист регистрации собственников помещений только многоквартирного <адрес> (т.1 л.д.86-89), согласно которому в собрании принимали участие 60 собственников; по дому № список собственников, принимавших участие в общем собрании, суду не представлен, однако, суду представлены решения (бюллетень голосования) собственников по обоим домам (т.2).

 Из всех представленных в материалы дела решений (бюллетеней) усматривается, что они не могут учитываться при подсчете голосов.

 Как установлено ч. 3 ст. 47 ЖК РФ в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме.

 Суд убежден, что отсутствие в решениях для голосования собственников многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, сведений о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании (т.2 л.д.1-237), является нарушением действующего законодательства и данные решения должны быть исключены из подсчета голосов при определении кворума. При этом суд считает, что к сведениям о документе, подтверждающим право собственности лица, относится наименование документа, его дата и номер.

 Судом не может быть принято во внимание утверждение стороны ответчика о том, что заявления о вступлении в ТСЖ были приложением к решениям (бюллетеням голосования), именно в заявлениях содержались данные о площади помещений, о свидетельствах о государственной регистрации прав, так как законом четко определено, какие сведения должны содержаться в бюллетенях. Кроме того, в представленных суду бюллетенях голосования от ДД.ММ.ГГГГ не указано, что приложением к бюллетеням является заявление о согласии на вступление в ТСЖ; в 10-ти заявлениях (т.3 л.д. 9, 63, 106, 161, 166, 199, 203, 218, 229, 232) не имеется ссылки на свидетельство о государственной регистрации права, в 6 заявлениях (т.3 л.д. 40, 46, 48, 86, 154, 194) отсутствует дата их подписания, 19 (т.3 л.д. 6, 11, 39, 57, 61, 64, 67, 80, 82, 87, 88, 91, 98, 100, 112, 127, 140, 216, 219) заявлений были подписаны после проведения общего собрания.

 Довод ответчиков о том, что при проведении общего собрания в форме очного голосования не обязательно заполнение бюллетеней, достаточно простого поднятия руки, в связи с чем, подсчет голосов проводился по заявлениям о вступлении в ТСЖ, является несостоятельным, поскольку, все участники процесса подтвердили, что голосования на собрании производилось путем заполнения бюллетеней. Кроме того, в данном случае, без заполнения бюллетеней, исходя из повестки собрания не возможно было бы определить истинное волеизъявление собственников по всем вопросам повестки собрания.

 Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих право собственности лиц, участвующих в голосовании, либо каких-либо иных документов, подтверждающих полномочия лиц на участие в собрание, полномочия на голосование, данных о размере площадей всех жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома, зарегистрированных на праве собственности, не позволяет с достоверностью определить наличие или отсутствие кворума.

 Суд не может принять во внимание, пояснения свидетелей, допрошенных в судебном заседании по ходатайству ответчиков, пояснивших, что они были уведомлены о проведении собрания, уведомления были вручены под роспись, либо им позвонили, узнали из сети Интернет, объявления были также размещены на стендах у подъездов, в лифтах, поскольку, уведомление собственников должно производится в строгом соответствии с законом, в данном порядок уведомления нарушен.

 Суд критически относится к показаниям свидетелей о том, что на собрании присутствовало очень много народу, а значит кворум имел место быть, поскольку, наличие кворума либо отсутствие кворума на общем собрании определяется путем подсчета голосов пропорционально площади, присутствие на общем собрании большое количество собственников не свидетельствует о наличии кворума.

 В соответствие с ч.2 ст.46 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

 В нарушение указанной нормы, общее собрание собственников жилых и нежилых помещений в домах № и № по <адрес>, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ приняло решение по вопросу, не указанному в уведомлении о проведении общего собрания, а также в бюллетенях голосования, а именно: был разрешен вопрос о лицах, уполномоченных осуществлять регистрацию ТСЖ (т.4 л.д. 20). При этом, суд принимает во внимание, протокол общего собрания, представленный в регистрирующий орган.

 Часть 1.1. ст. 136 ЖК РФ предусматривает, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

 В нарушение указанных положений протокол общего собрания собственников многоквартирного дома не подписан всеми собственниками многоквартирных домов.

 Таким образом, решение общего собрания собственников многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным.

 Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части признании незаконной и отмене государственной регистрации ТСЖ «ЖК Славянский» по следующим основаниям.

 В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизация и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

 Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основания документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).

 При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

 Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

 Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 439 установлено, что документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ, является свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по соответствующей форме.

 В соответствия со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Аннулирование, восстановление или признание недействительными записей в ЕГРЮЛ, признание незаконным (недействительным) решение о государственной регистрации не предусмотрено действующим законодательством РФ. Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.

 При таких обстоятельствах, удовлетворение требований о признании незаконной и отмене государственной регистрации ТСЖ "«ЖК Славянский " не отвечает принципу исполнимости принимаемого судебного решения, поскольку противоречит пункту 5 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации за N 438 от 19.06.2002 года, согласно которым изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

 В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Учитывая, что истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина, исковые требования истца удовлетворены частично, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ТСЖ «ЖК Славянский» в пользу истца возврат государственной пошлины в равных долях по 33,34 рубля (200 : 6) с каждого.

 Во взыскании возврата государственной пошлины с Межрайонной ИФНС ФИО4 по <адрес> № надлежит отказать, поскольку в удовлетворении требований к ним отказано.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что при проведении общего собрания допущены существенные нарушения действующего законодательства, решение общего собрания собственников многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ года, надлежит признать недействительным, в удовлетворении остальной части требований истцу отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Варданяна ФИО11 удовлетворить частично.

 Признать решение общего собрания собственников многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

 В удовлетворении остальной части требований отказать.

 Взыскать с ФИО2 ФИО12, ФИО3 ФИО13, ФИО5 ФИО14, ФИО6 ФИО15, ФИО7 ФИО16, ТСЖ «ЖК Славянский» возврат госпошлины в пользу Варданяна ФИО11 в размере 200 рублей, по 33,34 рубля с каждого.

 Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда 12.02.2014 года.

 Председательствующий              Н.В. Туранова