Дело № 2-4809/59(11) Мотивированное решение изготовлено 29.11.2011РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 22 ноября 2011 г.
Кировский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Медведевой О.Е.., при секретаре Шабалиной Н.В.,
с участием истца Степановой И.И., представителя истца Переверзева П.И., представителя ответчика ФГБОУ ВПО «УралГАХА» Щеклеиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой ФИО12 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия», Министерству образования и науки Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Степанова И.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований истец указала, что в 1989 году после окончания школы она поступила в Свердловский архитектурный институт (ныне ГОУ ВПО «УралГАХА», далее - Академия) факультет «Архитектура» на дневную форму обучения с 5-летней программой подготовки специалистов. На 4-м курсе (1992-1993 г.г.) все студенты данного курса были поставлены перед фактом перехода академии на шестилетнюю многоступенчатую систему обучения. Администрация Академии на собрании студентов сообщила в устной форме о необходимости выполнения после окончания 4-го курса дипломной работы и ее защиты, после чего они получат диплом бакалавра архитектуры по аналогии с Европой. То есть против воли и желания студентов был произведен переход с одной образовательной программы на другую, никак не оформленный документально. После четырех летнего обучения (1989-1993 г.г.), выполнения и защиты дипломной работы с оценкой «отлично» истцу, также как и всем студентам данного курса был выдан диплом с формулировкой «окончил(а) полный курс 2-ой ступени обучения Уральского архитектурно-художественного института по специальности «архитектура» (неполное высшее образование) Присвоена квалификация «младший архитектор». Для желающих продолжить обучение на 5-ом и 6-ом курсах для получения квалификации «архитектор» был устроен вступительный конкурсный экзамен - шестичасовая творческая клаузура. Истец на 5 курс не прошла. Лицам, не принятым на 5 курс, предлагалось учиться платно за 6 млн. рублей. Возможности оплатить данную сумму за обучение у истца не было. Как известно истцу в 1994 году следующему курсу студентов 4-го курса на тех же условиях были выданы дипломы с формулировкой «по специальности «архитектура» (базовое высшее образование) с присвоением квалификации «бакалавр архитектуры», хотя в Законе об образовании «бакалавр» как государственный образовательный стандарт впервые упоминается только с 1996 года. Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» ст.2 п. «Г» отменяет абз. 1 п.3 ст.6 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и фактически упраздняет неполное высшее образование и дипломы о неполном высшем образовании. Узнав об этом, истец решила обртиться к администрации ГОУ ВПО «УралГАХА» с просьбой обосновать правомерность выдачи диплома о неполном высшем образовании в 1993 году, а также рассмотреть вопрос о признании ее образования высшим с присвоение квалификации «бакалавр архитектуры» и выдачей соответствующего документа. В устной беседе представитель Академии сообщил истцу, что в 1993 году у Академии еще не было лицензии на выдачу дипломов бакалавра. Никаких разрешительных документов истцу не показали. Истцу также стало известно, что в 1993 году в данном ВУЗе, так же, как и в 10-ти других ВУЗах, был проведен эксперимент для апробации многоуровневой системы обучения. Также в Академии истцу сообщили о невозможности «переписать» диплом, предложили поступить на 4-ый курс, проучиться по индивидуальной программе типа экстерната с защитой дипломной работы, на платной основе за 108 000 рублей, из них: обучение на 4-ом курсе - 70 000 рублей, полгода выполнения дипломной работы - 38 000 рублей, факультет очно-заочного обучения. Специалистами учебно-методического управления Академии была выявлена разница в программах по 18 дисциплинам. С данными условиями истец не согласна, поскольку считает ВУЗ целиком и полностью виновным в случившемся. 15.09.2010 истец обратилась с заявлением на имя Министра образования и науки РФ ФИО13. с просьбой признать ее образование базовым высшим с выдачей соответствующего документа и дать разъяснения по статусу ее диплома в настоящее время. 27.12.2010 данное заявление было перенаправлено в Управление надзора и контроля за образовательными учреждениями Рособрнадзора, который о результатах рассмотрения заявления истца так и не уведомил. В приложении 1 к постановлению Миннауки РФ от 13.03.1992 № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» определялся срок обучения по программам базового высшего образования - не менее 4 лет. Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Диплом о неполном высшем образовании выдается по окончании 1 уровня (2 года обучения). Перечни направлений и специальностей утверждались Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. На основании Положения о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня - приложения 1 Постановления Миннауки РФ от 13.03.1992 № 13, переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. То есть ГОУ ВПО «УралГАХА», не имея этого разрешения, обязано было обучать истца 5 лет по-старому бесплатно. А в случае наличия разрешения - выдать дипломы о базовом высшем образовании (бакалавра). В 1992 году право на реализацию новых образовательных программ предоставлялось в первую очередь университетам и академиям различного профиля. ГОУ ВПО «УралГАХА» получило статус Академии только в 1995 году. Статус образования «неполное высшее образование» не соответствует реальному уровню образования истца. Работодатели приравнивали диплом истца к средне-специальному образованию. Диплом истца практически исключает возможность работы по специальности и карьерный рост истца, что негативно сказывается на самооценке истца и оценке ее со стороны окружающих. Таким образом, в результате действий ответчика ГОУ ВПО «УралГАХА» истцу был причинен моральный вред в виде нарушения права на образование, на труд и деловую репутацию, был упразднен диплом истца. Причиненный моральный вред имеет длительный и множественный характер. Действия ответчиков и причиненный ими моральный вред могут иметь для истца последствия в будущем в связи с невозможностью работать по специальности, карьерного роста и возможными дальнейшими длительными судебными разбирательствами. На основании изложенного истец просила суд взыскать в ее пользу с ответчиков ГОУ ВПО «УралГАХА» и Министерства образования РФ солидарно компенсацию морального вреда в размере 6 000 000 рублей; обязать ответчиков ГОУ ВПО «УралГАХА» и Министерство образования РФ выдать истцу диплом с указанием о ее базовом высшем образовании с присвоением степени бакалавра архитектуры.
В последствии истец уточнила свои исковые требования и просила суд признать выданный ей ответчиком ГОУ ВПО «УралГАХА» в 1993 году диплом о неполном высшем образовании недействительным как не соответствующий правовым нормам и требованиям, как на момент выдачи диплома в 1993 году, так и на настоящий момент; обязать ГОУ ВПО «УралГАХА» выдать истцу диплом с указанием о ее базовом высшем образовании с присвоением степени бакалавра архитектуры за фактически 4х-летний период обучения и успешную итоговую аттестацию; в соответствии со ст.1080 ГК РФ взыскать с ответчиков ГОУ ВПО «УралГАХА» и Министерства образования РФ в пользу истца солидарно компенсацию морального вреда в размере 6 000 000 рублей. В обоснование своих требований истец дополнительно пояснила, что моральный вред был причинен истцу в результате следующих неправомерных действий ответчика Министерства образования и науки РФ. Проведенный ответчиком принудительный антиконституционный и абсурдный по своей сути эксперимент о введении в Свердловском архитектурном институте многоуровневой системы образования нарушающий право истца на образование. При отсутствии данного постановления истец бы благополучно окончила после 5 лет обучения Институт и получила диплом о высшем образовании. Постановление Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 29.10.1991 № 154 «О проведении в свердловском архитектурном институте эксперимента по введению многоступенчатой системы подготовки специалистов» было издано в 1991 году Министерством науки, высшей школы и технической политики РФ. Ныне действующее Министерство науки и образования РФ, являясь правопреемником Министерства образования РСФСР, Министерства общего и профессионального образования РФ, Министерства образования РФ 1999 года, несет полную ответственность за незаконные действия своих предшественников на правах правопреемственности. При непосредственном участии ответчика Министерства образования и науки РФ в 2007 году был упразднен диплом о неполном высшем образовании, незаконно выданный ответчиком ГОУ ВПО «УралГАХА» в 1993 году, в результате чего истцу причинен моральный вред в виде нравственных страданий, связанных с полным «обесцениванием» документа истца об образовании, которое может отразиться на ее будущем. Морально - нравственные страдания причиненные истцу носят длящийся характер, начиная с момента окончания 4 курса в 1993г. по настоящее время. Бездействий Минобрнауки РФ выразилось в неполучении истцом ответов на письменные обращения от 16.11.2010г., от 05.09.2010г., следовательно, Минобрнауки РФ несет ответственность за действия своих предшественников в 1991 - 1993 годах как правопреемник, а в 2007 и 2010г. отвечает как действующее юридическое лицо, допустило выдачу ГОУ ВПО «УралГАХА» дипломов о неполном высшем образовании. Моральный вред причиненный истцу ответчиком ГОУ ВПО «УралГАХА» в результате следующих действий: соучастие в принудительном эксперименте, не ознакомлении с изменениями в уставах ВУЗа и условиями эксперимента; самовольный экзамен на 5 курс, незаконное требование платы за обучение на 5 курс; лишении права на бесплатное высшее образование; незаконная выдача диплома о неполном высшем образовании; незаконное требование платы за обучение на 5 курсе в 2010г.; лишение прав как студента в виде не предоставления права на обжалование действий администрации и результатов экзаменов; обманные обещания о выдаче дипломов бакалавра.
В судебном заседании истец Степанова И.И. и ее представитель Переверзев П.И., действующий по доверенности от 09.09.2011, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали, дополнительно суду пояснили, что 01.08.1989 истец была зачислена на 1 курс Свердловского архитектурного института приказом № 270. Пунктом 5 Устава ВУЗа 1981 года гарантировано бесплатное обучение, пунктом 8 - диплом о высшем образовании по специальности «Архитектор». 23.02.1991 принято Постановление Совета Министров РСФСР № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР», которое вводит в действие «Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР». Это положение пунктом 1 раздела 1 говорит о праве высшего учебного заведения выдавать дипломы о высшем образовании. Пункт 10 предусматривает реализацию различных по характеру и объему образовательных программ, освоение которых удостоверяется дипломами о высшем образовании разного уровня. Направления подготовки специалистов определяются Ученым Советом ВУЗа и регистрируются в Государственном комитете РСФСР по делам науки и высшей школы. Пункт 18 раздела 2 предусматривает право студентов обжаловать приказы и распоряжения администрации ВУЗа в установленном законодательством порядке. Пункт 27 раздела 4 предусматривает осуществление обучения по программам, устанавливаемым Госкомвузом РСФСР и Министерством образования РСФСР с учетом преемственности обучения в системе непрерывного образования, общественно необходимой значимости и потребности граждан. Конкретизация содержания образования и организация учебного процесса определяется учебными планами и программами, утверждаемыми Ученым советом ВУЗа. Пункт 32 определяет следующие оценки знаний «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачет», «незачет», а не баллы. Пункт 33 предусматривает выдачу студенту, выполнившему все требования учебного плана и допущенного к итоговой государственной аттестации, диплома о соответствующем высшем образовании, квалификации и нагрудного знака установленного образца. 13.05.1991 года пунктом 8.1 «Инструктивного письма Гособразования СССР от 13.05. 1991 года №11 «О порядке перевода, восстановления и отчисления студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений» предусмотрены случаи отчисления из ВУЗа, отличные от ее случая. Более того Пункт 8.2 предусматривает отчисление студента по инициативе администрации с учетом мнения профсоюзного комитета студентов. 27.06.1991 года принят Устав ВУЗа, который п.6.3 предусматривает также иную мотивацию отчисления из института. Пунктом 1 предусматривает выдачу дипломов о высшем образовании разного уровня подготовки. 29.10.1991 года Постановление Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 29.10.1991г. № 154 «О проведении в Свердловском архитектурном институте эксперимента по введению многоступенчатой системы подготовки специалистов», приказывающее провести аттестацию после 2 ступени обучения и выдать дипломы по средне-специальному образованию. 22.11.1991 года ст. 27 и ст.31 Постановления Верховного совета РФ от 22.11.1991 года №1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина», гарантируется право на бесплатное получение высшего образования. 13.03.1992 года Постановление Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» от 13.03.1992 года № 13 в Приложении 1 «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ» в разделе «Характеристика структуры высшего образования» в пунктах 2 и 3 говорит о том, что срок обучения по программам базового высшего образования составляет не менее 4-х лет. А лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Диплом о неполном высшем образовании выдается по окончании 1 уровня, 2 года обучения. Пункт 1 «Положения о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня» говорит о том, что все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы 3-его уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1. Пункт 4.1 подразумевает программы на основе общего среднего образования за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием. 10.07.1992 «Закон об образовании РФ» от 10.07.1992г. № 3266-1 пунктом 5 ст. 9 предполагал наличие средней и высшей профессиональных программ обучения. Пунктом 5 ст. 27 установлены среднее профессиональное и высшее профессиональное образование как образовательные цензы. Пункт 1 ст. 27 предусматривает выдачу документов о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Пункт 2 ст.27 предусматривает выдачу документов государственного образца учреждениям, имеющим государственную аккредитацию. Пункт 3 ст.45 запрещает оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В сентябре 1992 - августе 1993 гг. ее курс переходит на многоступенчатую систему обучения. 19.11.1992 года Постановление Миннауки, высшей школы и технической политики РФ от 19.11.1992г. № 109 «О признании лицензированными на право ведения образовательной деятельности государственных учебных заведений» «до принятия Правительством Российской Федерации положения о порядке лицензирования образовательных учреждений считать все государственные высшие учебные заведения… лицензированными на право ведения образовательной деятельности по направлениям подготовки специалистов, открытыми в них до 1 октября 1992 года.». В мае - июне 1993г. она выполняла и защищала дипломную работу. В июне 1993г. сдавала вступительный экзамен на 5 курс в виде клаузуры. 22.06.1993 издан протокол ГЭК, присваивающий квалификацию «младший архитектор». 23.06.1993 отчислена из института «в связи с успешным окончанием 2 ступени обучения». 26.06.1993 года принято Постановление Правительства РФ № 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ». Оно признает утратившим силу временное положение от 23.02.1991 года и действует до 05.04.2001 года № 264. Пункт 49 предусматривает выдачу студенту, выполнившему все требования учебного плана и допущенного к итоговой государственной аттестации, диплома о соответствующем высшем образовании, квалификации. Пункт 51 предусматривает выдачу аккредитованного федеральным органом высшего учебного заведения выпускникам дипломов о высшем образовании государственного образца. Пунктом 73 запрещено взимать плату за перевод и восстановление студентов, если лицо получает высшее образование впервые. Пункт 26 говорит о возможности реализации в высших учебных заведениях образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. Пункт 27 предусматривает то, что направления подготовки специалистов определяются лицензией. Она обучалась на 4 курсе по действующим 5-летним программам подготовки дипломированных специалистов по специальности «архитектор», а не по программе средне-специального образования. Следовательно, до 01.10.1992 в соответствии с Постановлением Миннауки, высшей школы и технической политики РФ от 19.11.1992 №109 «О признании лицензированными на право ведения образовательной деятельности государственных учебных заведений» направление «младший архитектор» принято не было, соответственно автоматически лицензированным оно считаться не может. Следовательно, присвоение ей квалификации по средне-специальному образованию «младший архитектор» при отсутствии лицензированной программы считает неправомерным. 10.08.1993 Постановление №42 «Об утверждении магистерской подготовки в системе многоуровневого высшего образования РФ» пунктом 2.3 предполагает случаи, когда в магистратуру поступают лица, имеющие диплом бакалавра. То есть на тот момент уже предполагалось наличие дипломов бакалавра. 10.08.1993 года Постановление Правительства Российской Федерации № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». Пункт 3 говорит о том, что государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам высшего профессионального образования вводятся не ранее, чем через 5 лет после начала работы по данным программам. В период между открытиями нового направления подготовки (специальности) до введения в действие образовательных стандартов по этому направлению (специальности) действуют временные требования, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление высшим образованием. По действующим более 5 лет образовательным программам высшего профессионального образования государственные образовательные стандарты вводятся с момента их утверждения. 27.12.1993 утверждение Устава ВУЗа 1993 года. Пунктом 2.16 утверждается контрольная клаузура как один из видов аттестации студента. Пунктом 2.25 утверждается формулировка ее отчисления, то есть «по завершению определенного уровня обучения все студенты отчисляются из института как закончившие обучение по данной программе». 07.02.1994 Приказ Госкомвуза РФ «Об утверждении временного положения о лицензировании учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования» № 108 утверждает порядок и процедуру лицензирования. 22.06.1994 выдавались дипломы бакалавров архитектуры (базовое высшее образование). 12.08.1994 Постановление № 940 Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливаются общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условия их реализации, общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования, государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования. Пункт 2.2 определяет высшее профессиональное образование как образование на базе среднего общего или средне-специального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным программам, отвечающим требованиям настоящего стандарта и завершающееся выдачей документа о высшем образовании. Пункт 2.5. определяет государственный документ о высшем образовании как документ государственного образца, выдаваемый высшим учебным заведением, подтверждающий успешное завершение основной образовательной программы и дающий право продолжения образования на следующем уровне и (или) осуществления профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией. Пункт 2.6. определяет нормативный срок обучения как установленный стандартом расчетный срок освоения выпускником основной профессиональной программы высшего образования для очной формы обучения на базе среднего (общего) образования. Пункт 3.1 определяет 1 уровень высшего образования как неполное высшее, осуществляемое в высшем учебном заведении по части основной образовательной программы в объеме не менее первых 2х лет обучения. Завершение студентом указанной части программы должно позволять ему продолжить высшее образование или по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому. Пункт 3.2. определяет 2 уровень высшего образования как образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Основная профессиональная образовательная программа бакалавра должна включать гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины, дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Нормативный срок обучения составляет не менее 4х лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр», удостоверенной дипломом. Пункт 3.3.2. указывает, что действующие на момент принятия настоящего стандарта учебные планы и реализующие их образовательные программы подготовки специалистов с установленными для них сроками обучения приравниваются к соответствующей основной профессиональной программе. Пункт 3.5 говорит о том, что конкретные нормативные сроки обучения по направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, а также формы документов о высшем образовании, диплома о неполном высшем образовании и академической справки устанавливает федеральный государственный орган управления высшим образованием. Пункт 4.2 говорит о том, что обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной программы высшего образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта высшего образования, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям). Пункт 7.2 говорит о том, что перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования утверждается федеральным государственным органом управления высшим образованием во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами. Пункт 8.1 предусматривает разработку и утверждение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 года №773. Пункт 8.2 говорит о том, что указанный стандарт разрабатывается отдельно по каждому направлению и по каждой специальности. 01.09.1994 в Уральском архитектурно-художественном институте вводится многоуровневая структура высшего образования Приказом Госкомвуза № 443 от 13.12.1994 Пункт 2 предусматривает до утверждения государственного образовательного стандарта высшего образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 553400-архитектура обучение проводить по экспериментальным учебным планам, согласованным с учебно-методическим объединением по архитектурному образованию. 02.09.1994 утратило силу Постановление Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» от 13.03.1992 № 13. 07.11.2011 в судебном заседании судом с помощью системы «Консультант» при подготовке к данному судебному заседанию это было установлено. Таким образом, смысл данного документа должен был обеспечить соблюдение прав студентов, попавших на стык законов в 1993 году, на получение дипломов о высшем образовании. Таким образом, Госкомвузом были приняты меры к тому, чтобы наши права не были нарушены. 30.11.1994 Постановление Госкомвуза РФ №9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании». Утверждается образец диплома о неполном высшем образовании. 19.07.1996 статья 6 пункта 7 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19.07.1996 говорит о том, что квалификация бакалавра при поступлении на работу дает право на занятия должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Пункт 4 ст. 6 предусматривает срок освоения основных образовательных программ высшего образования для получения степени бакалавра не менее чем 4 года. 10.03.2000года Министерством образования РФ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521700 Архитектура, степень бакалавр. Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации статьей 2 пунктом Г отменяет абзац 1-ый пункта 3 статьи 6 «Федерального закона от 22.08.1996 № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и фактически упраздняет неполное высшее образование и дипломы о неполном высшем образовании. С доводами ответчика ГОУ ВПО «УралГАХА», изложенными в дополнении к отзыву на исковое заявление не согласна по следующим основаниям в 4 абзаце пункта 1 своего дополнения к отзыву ответчик ГОУ ВПО «УралГАХА» указывает, что Федеральный закон №232 от 24.10.2007 года в статье 2 «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ исключает пункт 3 статьи 6 из Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ.Тогда как в оригинальном тексте документа звучит не «исключает», а «признается утратившим силу». То есть в оригинальном тексте документа применена формулировка «признать утратившим силу», имеющая совершенно другой смысл и другие юридические последствия, и не допускающая каких-либо других разночтений.Следовательно, абзац 1 пункта 3 статьи 6 истец поняла так: «Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), не признается неполным высшим профессиональным образованием и не подтверждается выдачей дипломов о неполном высшем образовании». Поэтому считает утверждение ответчика о том, что она ошибочно сделала вывод об упразднении дипломов о неполном высшем образовании, не имеет никаких оснований.Ответчик ГОУ ВПО «УралГАХА» также ссылается на Письмо Минобрнауки РФ от 21.04.2008 № ЮС-232/03, но при этом не предоставил на судебное заседание 07.11.2011 в качестве приложений и подтверждения своих доводов полных оригинальных текстов вышеуказанных ведомственных документов. А между тем в оригинальном тексте Письма Минобрнауки РФ от 21.04.2008 № ЮС-232Ш указано следующее:«В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона 232-ФЗ до 31.08.2009 образовательные учреждения могут осуществлять прием для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования соответствующих ступеней высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.Обучение по этим программам осуществляется до истечения нормативных сроков их освоения лицами, принятыми для такого обучения. Минобрнауки России разъясняет, что на лиц, принятых в течение указанного периода на обучение и продолжающих обучаться по образовательным программам высшего профессионального образования, распространяются условия, действовавшие до вступления в силу Федерального закона 232-ФЗ, в том числе право на получение диплома о неполном высшем образовании». В этом Письме Минобрнауки РФ от 2008 года ничего не говорится о закончивших обучение к 2007 году, а сказано о принятых и продолжающих обучение в указанной период. То есть смысл данного Письма Минобрнауки РФ состоит в том, чтобы разъяснить, как же поступать с людьми, попавшими «на стык» законов, как не ущемить их в правах. Вот для этого студентам, которые приняты до 2007 года и продолжают обучение, дается 2 года до 31.08.2009 возможность получить диплом о неполном высшем образовании. А разъяснять дополнительно, что дипломы о неполном высшем образовании упразднены с 2007 года для лиц, уже их имеющих к 2007 году, нет необходимости. А ответчик в абзаце 5 пункте 1 своего дополнения к отзыву цитирует Письмо Минобрнауки РФ с искажениями информации: ответчик цитирует «принятых на обучение», а в оригинальном тексте документа говорится «принятых и продолжающих обучение», что существенно меняет смысл. заседании 07.11.2011 года. «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ» Постановления Комитета по высшей школе Миннауки, высшей школы и технической политики РФ от 13.03.1992 № 13 разрешает реализацию образовательно-профессиональных программ только с 01.09.1994 Приказом от 13.12.1993 № 443 Госкомвуза, однако в июне месяце 1994 года, то есть до этого приказа, уже выдавались дипломы бакалавра. То есть ответчик ГОУ ВПО «УралГАХА» выдавал дипломы бакалавра 22.06.1994 до разрешения приказом от 13.12.1993, руководствуясь не данным приказом, а «Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в РФ» Постановления Миннауки, высшей школы и технической политики РФ от 13.03.1992 № 13. На утверждение ответчика о том, что при выдаче ей диплома о неполной высшем образовании он руководствовался Постановлением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 29.10.1991 № 154 «О проведении в Свердловском архитектурном институте эксперимента по введению многоступенчатой системы подготовки специалистов». Временное положение от 13.03.1992 № 13 и данный документ об эксперименте являются Постановлениями Госкомвуза и подписаны одним и тем же должностным лицом председателем Госкомвуза Кинелевым В.Г., следовательно, ГОУ ВПО «УралГАХА» был обязан руководствоваться более поздним документом - Временным положением от 13.03.1992 № 13 и выдать дипломы бакалавра, что по непонятным причинам сделано не было. Неполное высшее образование уровнем образования не является и данный диплом был выдан в порядке эксперимента, а в других институтах подобных экспериментов не проводилось. Таким образом, истец считает, что ответчик ГОУ ВПО «УралГАХА» лишил ее права дальнейшего обучения по специальности «архитектор», на конституционное право добровольно выбирать профессию, что усугубляет причиненный моральный вред.
В судебном заседании представитель ответчика ФГБОУ ВПО «УралГАХА»Щеклеина М.С., действующая по доверенности от 03.03.2011 № 03/11, исковые требования не признала. В обоснование возражений указала следующее. Указанные в дипломе сведения соответствуют действительности.Постановление Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы «О проведении эксперимента и введению ступенчатой системы подготовки специалистов в Свердловском архитектурном институте» от 29.10.1991 № 154;протокол государственной экзаменационной комиссии от 02.06.1993;выписка из зачетной ведомости;выкопировка из зачетной книжки не оспорены в суде, не признаны противоречащими закону, соответственно, имеют юридическую силу в настоящее время. Таким образом, ФГБОУ ВПО «УралГАХА» в законодательно установленном порядке выдало истцу диплом о неполном высшем образовании и квалификации младший архитектор согласно действующим на тот момент нормативным актам, что не является действием по распространению сведений порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Сведения, указанные в дипломе, не содержат утверждения о нарушении истцом действующего законодательства, следовательно, не являются порочащими. Требование истца о возмещении морального вреда в соответствии со ст.1080 Гражданского кодекса РФ не подлежит удовлетворению по причине того, что вопросы компенсации морального вреда не регулируются указанной нормой законодательства РФ.Истцу выдан диплом в 1993 г. Нормы законодательства, на которые ссылается истец в обоснование исковых требований - Гражданский кодекс РФ, часть 1, введен в действие с 01.01.1995, Гражданский кодекс РФ, часть 2, введен в действие с 01.03.1996.Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. Представитель ответчика считает, чток правоотношениям, возникшим между истцом и ФГБОУ ВПО «УралГАХА» применяются общие сроки исковой давности - 3 года.Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.Выдача истцу диплома о неполном высшем образовании с присвоением квалификации младший архитектор не является нарушением личных неимущественных прав и нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона. На случаи нарушения имущественных прав граждан распространяются общие сроки исковой давности - 3 года. Конституционное право на образование и труд предоставляется всем гражданам. Получение общего среднего образования и аттестата о наличии общего среднего образования является обязательным. Гарантированные Конституцией права граждан на дальнейшее образование и труд реализуются в объеме способностей и потребностей каждого. Каждый гражданин (после завершения общего среднего образования) реализует право на дальнейшее образование и труд путем выбора места учебы, исходя из интересов, способностей и потребностей. Представитель ответчика считает, что Степанова И.И. реализовала конституционное право на образование в объеме её индивидуальных способностей и возможностей, что подтверждается наличием диплома о неполном высшем образовании, отказом от продолжения обучения в течение 18 лет, до обращения в суд. Конституционное право на труд реализовано путем выбора места работы и наличием трудового стажа.
Представитель ответчика Министерства образования и науки РФ, представитель третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок, о причинах неявки суд не уведомили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерства образования и науки РФ указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Истец обратилась в суд в 2011 году, то есть по истечении срока исковой давности в три года, что в соответствии со ст.199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске. Между тем, Министерство образования и науки РФ образовано в 2004 году и не ведет образовательный процесс и, как следствие, документы об образовании не выдает; в гражданско-правовых отношениях Министерство образования и науки РФ с истицей не находилось и не находится. Истец не указала, на основании какого нормативного правового акта Министерства образования и науки РФ должно было выдать истице диплом, не указаны имущественные или личные неимущественные права истицы были нарушены непосредственно Министерством образования и науки РФ. Не указаны также доказательства нарушения Министерством образования и науки РФ прав истца. В адрес Министерства образования и науки поступали два обращения истца от 16.11.2010 и от 05.09.2010. Изложенные в обращениях вопросы относились к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в связи, с чем обращения были направлены для рассмотрения и ответа в Рособрнадзор в порядке и в срок, установленный ФЗ от 06.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В число полномочий Министерства образования и науки РФ не входит контроль выводов, изложенных Рособрнадзором в ответах на обращения граждан.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в период с 1989 по 1993 годы истец Степанова И.И. (<данные изъяты>) обучалась в Свердловском архитектурном институте на факультете «архитектура». В настоящее время Свердловский архитектурный институт преобразован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия» (ФГБОУ ВПО «УралГАХА»).
Согласно выписке из приказа по Свердловскому архитектурному институту № 213/с от 23.06.1993 истец была отчислена из института в связи с успешным завершением второй ступени обучения на основании протокола ГЭК <номер обезличен> от 22.06.1993 (т.1 л.д.123, 239-240).
По окончании обучения в указанном институте истцу был выдан диплом, из которого следует, что истец окончила полный курс второй ступени обучения Уральского архитектурно-художественного института по специальности архитектура (неполное высшее образование), решением Государственной экзаменационной комиссии от 22.06.1993 истцу присвоена квалификация «младший архитектор».
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом заявлены требования о признании выданного ей ответчиком ГОУ ВПО «УралГАХА» в 1993 году диплома о неполном высшем образовании недействительным; о возложении на ответчика ГОУ ВПО «УралГАХА» обязанности выдать истцу диплом с указанием о ее базовом высшем образовании с присвоением степени бакалавра архитектуры за фактически 4х-летний период обучения и успешную итоговую аттестацию; взыскании с ответчиков ГОУ ВПО «УралГАХА» и Министерства образования РФ в пользу истца солидарно компенсации морального вреда.
При рассмотрении заявленных требований судом установлено, что в целях обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации дополнил действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня.
Так, Постановлением Миннауки РФ от 13.03.1992 N 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации (Приложение 1) и Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня (Приложение 2). Этим же постановлением на учебно-методическое управление совместно с Учебно-методическими объединениями вузов, другими заинтересованными организациями и учреждениями возложена обязанность разработать во 2-м квартале 1992 года перечень направлений и специальностей высшего образования, формы дипломов, предусмотренных Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации, а также требования к содержанию образовательно-профессиональных программ разного уровня.
Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации установлена следующая характеристика структуры высшего образования:
1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.
2. Основу высшего образования - базовое высшее образование - составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.
Срок обучения по программам базового высшего образования - не менее 4 лет на основе общего среднего образования.
Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.
3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием.
Общая продолжительность обучения по этим программам - 3 - 3,5 года.
Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке.
4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.
Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:
4.1. На основе общего среднего образования - за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет.
Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.
4.2. На основе базового высшего образования - за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.
Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.
Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - 2 - 3 года. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра наук и указанием специальности.
Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет.
4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру.
5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением.
Положением о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня установлено следующее:
1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации.
2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы.
Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз.
3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза.
Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня.
Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения.
5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля.
6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней.
Во исполнение указанного нормативного акта Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию был издан приказ № 443 от 13.12.1993, согласно которому Уральскому архитектурно-художественному институту на основании решения Ученого совета вуза разрешено начать с 01.09.1994 реализацию многоуровневой структуры высшего образования (за исключением магистров наук) по направлению - Архитектура. Этим же приказом на ректора Уральского архитектурно-художественного института возложена обязанность организацию обучения студентов по многоуровневой структуре осуществлять в пределах установленных вузу контрольных цифр приема и выделенных бюджетных ассигнований; до утверждения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению - Архитектура, обучение проводить по экспериментальным планам, согласованным с учебно-методическим объединением по архитектурному образованию (т.1 л.д.241).
Таким образом, на момент окончания истцом обучения в институте, а именно по состоянию на 23.06.1993, Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Миннауки РФ от 13.03.1992 N 13, Уральским архитектурно-художественным институтом к программе подготовки студентов, 1993 года выпуска, не применялось и не могло быть применено в связи с отсутствием соответствующего приказа органа управления, в ведении которого находится вуз, допускающего переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования.
В соответствии с ранее действующим постановлением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы № 154 от 29.10.1991 «О проведении эксперимента по введению ступенчатой системы подготовки специалистов в Свердловском архитектурном институте» лицам, закончившим обучение в Свердловском архитектурном институте, в соответствии с временным положением «О системе многоуровневой подготовки специалистов в Свердловском архитектурном институте», утвержденным Государственным комитетом РСФСР по делам науки и высшей школы, разрешено выдавать: - после первой ступени - квалификационные свидетельства по рабочей специальности с указанием квалификации в соответствии с действующим перечнем квалификаций для рабочих профессий; - после второй ступени - диплом для лиц, окончивших высшие учебные заведения, с указанием квалификации в соответствии с действующим перечнем квалификаций по среднему специальному образованию; - после третьей ступени - диплом для лиц, окончивших высшие учебные заведения, с указанием квалификации в соответствии с действующим перечнем квалификаций по высшему образованию (т.1 л.д.78).
Таким образом, при выдаче истцу диплома после второй ступени обучения Уральский архитектурно-художественный институт руководствовался постановлением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы № 154 от 29.10.1991. Оснований для применения какого-либо иного нормативного акта у ответчика не имелось.
Общая продолжительность обучения истца в высшем учебном заведении составила менее 5 лет, в связи с чем, оснований для выдачи ей диплома о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности не имелось.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании выданного ей диплома о неполном высшем образовании недействительным; и о выдаче истцу диплома о базовом высшем образовании с присвоением степени бакалавра архитектуры.
Доводы истца о том, что положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации были досрочно применены ответчиком к студентам следующего курса, суд во внимание не принимает, поскольку данные обстоятельства не являются предметом рассмотрения данного гражданского дела.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, судом не установлено, оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, суд находит необоснованными, поскольку в соответствии со ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом. Как видно из содержания искового заявления, требования связаны с устранением нарушений неимущественных прав истца на образование.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Степановой ФИО12 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральская государственная архитектурно-художественная академия», Министерству образования и науки Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда и понуждении к совершению действий отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Е.Медведева