Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 г. с.Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Васильеве В.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора Климовой А.В., представителей ответчика Прибайкальской районной администрации Коновалова Н.Р., Сунгатова А.С., представителя третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баранова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации о понуждении провести мероприятия по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район»,
установил:
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия Новолодский А.С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику Прибайкальской районной администрации с требованием о понуждении провести мероприятия по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район», ссылаясь на наличие в границах населенных пунктов поселений городских лесов по сведениям Прибайкальского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства (<данные изъяты> га) и Байкальского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства (<данные изъяты> га), а также на положения ст.ст. 7, 16, 23, 69, 101 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 4, 19, 68, 70, 84, 87, 92 Лесного кодекса РФ, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2018 г. №122. Истец просит обязать Прибайкальскую районную администрацию провести мероприятия по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район»: определить координаты, площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов Прибайкальского района; провести межевание и постановку на кадастровый учет лесов, расположенных на территории муниципального образования «Прибайкальский район»; разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов Прибайкальского района, на которых расположены городские леса, и не относящиеся к землям государственного лесного фонда.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Климова А.В. изложенные в иске доводы и требования поддержала, считает возможным установить ответчику срок для проведения мероприятий по лесоустройству на территории муниципального образования - до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Сунгатов А.С. исковые требования признал, пояснил, что ответчиком начата работа в этом направлении в рамках исполнения поручений Президента РФ, Правительством РБ утвержден план мероприятий по определению местоположения границ и площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов Республики Бурятия и внесению сведений о таких лесах в ЕГРН, просит установить срок для проведения Прибайкальской районной администрацией мероприятий по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район» - до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Коновалов Н.Р. исковые требования признал, доводы представителя Сунгатова А.С. поддержал.
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баранов А.В. изложенные в иске доводы и требования поддержал.
Суд, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодека РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в частности, на категории земли населенных пунктов; земли лесного фонда.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки могут располагаться на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
На основании ч. 2 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.
Согласно ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Кроме этого органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ.
Как следует из ч. 2 ст. 70 ЛК РФ органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2018 г. №122.
В соответствии с п. 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ и ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ».
Согласно ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для использования гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет земельных участков – это внесение в Единый государственной реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Согласно ч. 1, 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Прокурор, ссылаясь на сведения формы №3-ГЛР, указал, что на территории Прибайкальского района Республики Бурятия имеются лесные насаждения, не входящие в состав государственного лесного фонда и не значащиеся в реестре муниципальной собственности МО «Прибайкальский район», общей площадью <данные изъяты> га, но до настоящего времени Прибайкальской районной администрацией координаты, площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов Прибайкальского района Республики Бурятия не определены, кадастровые работы не проведены, лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, не разработаны. Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих исковые требования и доводы прокурора.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции РФ. Бездействие Прибайкальской районной администрации по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Прибайкальского района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в отношении городских лесов на землях населенных пунктов.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, на ответчика Прибайкальскую районную администрацию необходимо возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район». При этом суд также руководствуется требованиями ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком, указанный срок является разумным, достаточным для выполнения необходимых мероприятий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации о понуждении провести мероприятия по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район» удовлетворить.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по лесоустройству на территории муниципального образования «Прибайкальский район»:
- определить координаты, площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов Прибайкальского района;
- провести межевание и постановку на кадастровый учет лесов, расположенных на территории муниципального образования «Прибайкальский район»;
- разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов Прибайкальского района, на которых расположены городские леса, и не относящиеся к землям государственного лесного фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.В. Горковенко