Дело № 2-5033/2021г.
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
06 августа 2021года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,
при секретаре Прощалыкиной И.И.,
с участием истца Борисенко В.Я., представителя ответчика Администрации г.о.Балашиха по доверенности Зиновьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко Валерия Яковлевича к Администрации г.о.Балашиха о взыскании заработной платы в виде недоплаченной премии, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Истец Борисенко В.Я. обратился в суд с настоящим иском к ответчику Администрации г.о.Балашиха указывая на то, что истец работает в Администрации Городского округа Балашиха с 28.07.2014 года по настоящее время в должности главного эксперта отдела дорог управления транспорта, дорог и связи на основании трудового договора №<данные изъяты> от 28.07.2014г. С учетом дополнительных соглашений к трудовому договору от 01.01.2019г., 15.03.2021г. Его ежемесячная заработная плата состоит из оклада в размере 20280рублей, надбавки за особые условия труда в размере 70% от оклада 14196руб., надбавки за выслугу лет в размере 25% от оклада 5070руб. и ежемесячного денежного поощрения в размере до 100 % от оклада 20280руб. Итого 59826руб.
Как далее указывает истец, в феврале и марте 2021г. него была снижен размер ежемесячного денежного поощрения на 15370,10руб. и 8849,46руб. соответственно., а также не выплачена премия за 1 квартал 2021г. в размере 100% от должностного оклада, а именно 20280руб. Таким образом, по расчёту за фактически отработанное время за два месяца, суммарная невыплата заработной платы в виде ежемесячного денежного поощрения составила 24219,56руб., и лишение квартальной премии в размере оклада 20280 руб. Общая сумма невыплаченных денежных средств за 1 квартал 2021 г. составила 44499,56руб.
При этом никаких соответствующих распорядительных документов о лишении ежемесячного денежного поощрения и премии за 1 квартал 2021 г., а также причин подобного лишения заработной платы, работодатель до истца не доводил.
Истец указывает, что за время работы в Администрации Городского округа Балашиха в его адрес не выносились замечания, нарекания и другие претензии руководителей всех рангов к качеству моей работы. Образование инженера-строителя автомобильных дорог и 27-летний опыт работы по специальности позволяют ему оценивать себя как специалиста высокой квалификации, обладающего всеми необходимыми знаниями и навыками, требуемыми для выполнения моих трудовых обязанностей.
Свои обязанности в соответствии с должностной инструкцией, а также поручения непосредственного руководителя и прямых начальников управления транспорта, дорог и связи исполнялись мною без нарушений и нареканий, подготовка проектов ответов на поступившие обращения граждан и организаций подготавливались строго в сроки, отведенные регламентом Администрации Городского округа Балашиха.
В связи с чем, истец Борисенко В.Я. просит суд взыскать с ответчика Администрации г.о.Балашиха задолженность по заработной плате в размере 44499,56руб., состоящей из ежемесячных денежных поощрений за февраль, март 2021г., премии за 1 квартал 2021г.,взыскать компенсацию морального вреда 50000руб.
В судебном заседании истец Борисенко В.Я. заявленные требования поддержал в полном объеме, также пояснил, что в связи с возрастом в отношении него и иных работников ответчиком проводятся дискриминационные действия, в том числе и путем лишения премии.
Представитель ответчика Администрации г.о.Балашиха по доверенности Зиньвьева А.А. просила в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
В силу положений статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу три части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя, в том числе предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии с требованиями статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, а условие о размере оплаты труда является существенным условием трудового договора, любые изменения в размере оплаты труда должны быть оформлены в письменной форме.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера с учетом определенных условий работы (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - поощрения за труд).
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда, и издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется, размер же компенсационных выплат зависит от затрат работника, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или условий выполнения работы, а размер стимулирующих выплат определяется работодателем с учетом его оценки выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец Борисенко В.Я. осуществляет трудовую деятельность в Администрации г.о. Балашиха в должности главного эксперта Управления транспорта, дорог и связи.
Согласно пункту 56, абз. 4 трудового договора № 858 от 28.07.2014 года заключенного между Борисенко В.Я. и Администрацией Г.о. Балашиха, работник имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Согласно п. 6а абз. 2 Трудового договора работодатель гарантирует работнику денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным законодательными законами, законами Московской области, а также нормативно правовыми актами Г.о. Балашиха.
Дополнительным соглашением от 01.01.2019 к Трудовому договору от 28.07.2014 установлена оплата труда работника Борисенко В.Я., которая состоит: из должностного оклада в размере, кратном должностному окладу специалиста II категории в органах государственной муниципальной власти Московской области, устанавливаемого ежегодно Губернатором Московской области, с коэффициентом 2,4, и другие (компенсационные, стимулирующие и социальные) выплаты в соответствии с Положением об условиях оплаты труда работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Балашиха.
Согласно спискам премирования сотрудников управления транспорта дорог и связи Администрации г.о. Балашиха Борисенко Я.В. премирован:
- за февраль 2021 на 10 процентов от должностного оклада.
- за март 2021 года на 20 процентов от должностного оклада.
Согласно спискам премирования сотрудников управления транспорта дорог и связи Администрации г.о. Балашиха за выполнение особо важных и сложных заданий за первый квартал 2021 года, Борисенко В.Я. премия не начислена.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Положения об условиях оплаты труда работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в Администрации Городского округа Балашиха и органах Администрации Городского округа Балашиха с правами юридического лица, утвержденного постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 15.03.2021 № <данные изъяты> (далее - Положение об условиях оплаты труда), а также пунктом 3.2 раздела 3 ранее действовавшего Положения об условиях оплаты труда работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Городского округа Балашиха, утвержденного постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 30.12.2019 № 1432-ПА, оплата труда работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и дополнительных выплат. При этом ежемесячные выплаты включают в себя:
- надбавку к должностному окладу за особые условия труда;
- надбавку к должностному окладу за выслугу лет;
- надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение.
Дополнительные выплаты включают в себя:
- премию по результатам работы за квартал, год;
- премию за выполнение особо важных и сложных заданий;
- материальную помощь.
Порядок премирования согласно разделу 6 Положения об условиях оплаты труда устанавливается правовым актом представителя нанимателя, при этом ежемесячное денежное поощрение выплачивается работникам в размере до 100 процентов должностного оклада.
По смыслу приведенных выше норм, премия является не гарантированной, а стимулирующей выплатой, правом, а не обязанностью работодателя.
Размер премии напрямую зависит от результатов работы за конкретный период трудовой деятельности сотрудника, его отношения к работе и соблюдения трудовой дисциплины.
Также Постановлением 22-ПА от 22.01.2020 (в ред. постановления Администрации Городского округа Балашиха от 15.03.2021 № 209-ПА), утверждён, Порядок премирования работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в Администрации Городского округа Балашиха и органах местного самоуправления Городского округа Балашиха без статуса юридического лица.
Так, согласно п. 2.1. денежное поощрение работников, занимающим должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в Администрации Городского округа Балашиха и органах местного самоуправления Городского округа Балашиха без статуса юридического лица (далее - работники) производится по результатам работы за месяц за успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей при соблюдении трудовой дисциплины.
Пунктом 2.3. установлено, что максимальный размер денежного поощрения, выплачиваемый работнику, не может превышать 100% должностного оклада.
Согласно п. 5 Положения о премировании работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в Администрации Городского округа Балашиха и органах местного самоуправления Городского округа Балашиха без статуса юридического лица, утвержденного Постановлением 22-ПА от 22.01.2020, работникам могут выплачиваться премии:
- по результатам работы за квартал, год;
- за выполнение особо важных и сложных заданий.
Возражая против удовлетворения исковых требований Борисенко В.Я. о взыскании невыплаченной части премии, представителем ответчика указано, что трудовым договором, заключенным между истцом и ответчиком, а также Положением об оплате труда, положением о премировании, отсутствуют нормы о том, что премии текущего месяца и ежеквартальная премия являются обязательной частью заработной платы в 100% объеме.
Кроме того, представителем ответчика указано, что все начисления по оплате труда истца, производились своевременно, приказов о депремировании Борисенко В.Я. не издавалось.
В судебном заседании также был допрошен в качестве свидетеля начальник Управления транспорта, дорог и связи Администрации г.о.Балашиха Поликанов М.М., который показал суду, что является непосредственным руководителем Борисенко В.Я. В его непосредственные обязанности входит оценивать работу сотрудников отдела, исходя из качества, интенсивности работы, квалификации. По итогам работы истца за февраль, март 2021г. было принято решение о премировании истца на 10% и 20% соответственно. Данное решение было принято исходя из того, что истцу поручалась работа, которая соответствует его квалификации, при этом, в отделе есть сотрудники, у которых квалификация выше, которые отвечают на поступающие обращения быстрее, качественней. Тогда как ответы Борисенко В.Я. на обращения приходилось корректировать, переделывать. Из общего количества поступивших обращений и расписанных на сотрудников отдела, Борисенко В.Я. рассмотрено 276, тогда как имеются сотрудники, у которых рассмотрено обращений в количестве от 400 до свыше 700. Часть заданий поручить Борисенко В.Я. не представляется возможным, поскольку он не владеет в полной мере навыками работы с помощью цифровых технологий. Так Борисенко В.Я. отказался выполнять выезды на место ДТП по обращениям для фиксации места ДТП, обстановки, ссылаясь на то, что не владеет навыком пользования служебным мобильным телефоном. Решений о депремировании Борисенко В.Я. не принималось. Списки с указанием размера премий согласуются с заместителем Главы Администрации г.о.Балашиха, и им также подписываются. Никакой дискриминации, в том числе и по возрасту, по отношению к Борисенко В.Я., не имеется. При этом за последующие месяцы, в которых Борисенко В.Я. не находился на больничном, ежемесячное денежное поощрение ему начислялась в размере 100%.
Пояснения данного свидетеля в судебном заседании ничем не опровергнуты, нашли свое подтверждение в ходе судебного следствия, в том числе и представленной таблицей количества поступивших обращений и расписанных на сотрудников за период с 01.01.2021г. по 05.08.2021г.
Какой либо заинтересованности свидетеля в исходе дела не установлено, в связи с чем, суд принимает показания данного свидетеля в качестве доказательства по делу.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, судом установлено, что начисление и выплата премий (ежемесячных денежных поощрений) в Администрации г.о.Балашиха происходит в соответствии с трудовым договором, Положением об условиях оплаты труда работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в Администрации Городского округа Балашиха и органах Администрации Городского округа Балашиха с правами юридического лица, утвержденного постановлением Администрации Городского округа Балашиха от 15.03.2021 № 208-ПА, Порядком премирования работников, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы в Администрации Городского округа Балашиха и органах местного самоуправления Городского округа Балашиха без статуса юридического лица, утвержденным Постановлением 22-ПА от 22.01.2020г., которые не являются гарантированными, отнесены к выплатам стимулирующего характера, производятся работодателем при наличии определенных условий и в размере, установленном работодателем в порядке, определенном действующими у него локальными актами, в том числе с учетом условия, предусматривающего право работодателя самостоятельно производить оценку выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации.
Руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что право работодателя производить оценку показателей работы не носит дискриминационного характера, поскольку выплата стимулирующих доплат и премий является правом, а не обязанностью работодателя. Данных, объективно свидетельствующих об установлении Борисенко В.Я. фиксированных ежемесячных премиальных доплат, ни в трудовом договоре, ни в Положении не содержится. Выплата включенных в систему оплаты труда стимулирующих и премиальных сумм производится в порядке, на условиях и в размере, предусмотренном трудовым договором и в локальных актах работодателя
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, а также локальных нормативных актов работодателя, выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя,
Довод истца о незаконности снижения размера премии по основанию отсутствия за период его работы дисциплинарных взысканий и правового значения в данном конкретном случае не имеет, поскольку премия ему была начислена в размерах, установленным нормативными локальными актами, приказов и депремировании не издавалось.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Борисенко В.Я. о взыскании с ответчика заработной платы в виде недоплаченной премии.
Также суду не представлено доказательств о наличии в действиях ответчика дискриминации по отношению к истцу в части выплаты ежемесячной и квартальной премий, поскольку выплата премий истцу произведена своевременно и согласно его оценке личной эффективности. Кроме этого, судом учитывается, что в последующие месяцы истцу ежемесячное денежное поощрение было выплачено в размере 100%.
Исходя из того, что в процессе судебного разбирательства правовых оснований для удовлетворения исковых Борисенко В.Я. о взыскании заработной платы в виде премии установлено не было, суд приходит к выводу об отказе в взыскании компенсации морального вреда и удовлетворении требований об обязании ответчика осуществлять трудовую деятельность в соответствии с ТК РФ.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Борисенко Валерия Яковлевича к Администрации г.о.Балашиха о взыскании заработной платы в виде недоплаченной премии, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.К.Двухжилова
Решение принято в окончательной форме 11.08.2021г.
Судья Т.К.Двухжилова