ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5036/2016 от 24.10.2016 Щелковского городского суда (Московская область)

дело №2- 6275/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2016 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,

при секретаре судебного заседания Афанасьевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заблоцкой ФИО13 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области и Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва» об установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), обязании обменять земельный участок на аналогичный земельный участок,

Установил:

Истец Заблоцкая ФИО14. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации Щелковского муниципального района Московской области и Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва» об установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), обязании обменять земельный участок на аналогичный земельный участок.

В обоснование своих требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м, разрешенное использование для садоводства. 03 ноября 2012г. на магистральном газопроводе высокого давления, эксплуатируемом ООО «Газпром трансгаз Москва», расположенном в непосредственной близости от земельного участка истца, произошла авария - разрыв стенки газопровода с возгоранием.

В результате данной аварии были уничтожены и повреждены постройки в СНТ «Алмаз-1», в том числе движимое и недвижимое имущество, зеленые насаждения, плодовые деревья и кустарники истца. 03 июля 2013г. истцом получено уведомление от филиала «Московское линейное производственное управление магистральных газопроводов» ООО «Газпром трансгаз Москва» из которого истцу стало известно, что принадлежащий ей земельный участок находиться в 110 метрах от оси магистрального газопровода I класса, ДУ-1000 мм, Рр=55 кгс/см2, 17 км ПЩА-2, эксплуатируемого филиалом ООО «Газпром трансгаз Москва» Московское ЛПУМГ.

Истец, полагая, что данный магистральный трубопровод построен и введен в эксплуатацию позже выделения ей данного земельного участка (1993 год), обратилась в Щелковский городской суд с иском к ООО «Газпром трансгаз Москва» о выкупе данного земельного участка.

Согласно действовавшего на момент передачи земельного участка законодательства, а именно статьи 7 Земельного Кодекса РСФСР утв. ВС РСФСР 25.04.91г. №1103-1, статьи 8 Закона РСФСР «О земельной реформе» №374-1 у истца существовало право на бесплатное получение, земельного участка для садоводства.

Статья 4 Закона РСФСР «О земельной реформе» №374-1 прямо предусматривала право строительства дома и хозяйственных построек на участке предоставленном для садоводства.

Согласно статьи 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 № 2060-1 (действовавшего на момент передачи земельного участка), администрация Щелковского муниципального района, при выделении земельного участка, должна была руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Согласно статьи 10 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991г. №2060-1 в виду того, что магистральный газопровод является объектам повышенной опасности, администрация Щелковского муниципального района обязана обеспечить истца необходимой экологической информацией, т.е. уведомить о наличии данного магистрального газопровода в опасной близости от выделяемого земельного участка.

Согласно статьи 11 Закона РСФСР от 19.12.1991г. №2060-1 истец имела право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. При выделении истцу земельного участка ФИО3 Щелковского муниципального района не сообщала истцу о наличии магистрального газопровода в опасной близости от выделяемого земельного участка. При этом, указывает истец, земельный участок выделялся ей без какого-либо ограничения (обременения) с разрешенным использованием для садоводства, что в соответствии с законом подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.

22 декабря 2015г., по распоряжению суда, представителем истца, Заблоцким ФИО15, совместно с инженером ЛЭС филиала ООО «Газпром трансгаз Москва» Московское ЛГТУМГ, Аржановым ФИО16 проведены замеры расстояний на местности, о чем составлен двусторонний акт. Данными замерами установлено, что расстояния до границ земельного участка истца составили: до ближней границы ЗУ от оси магистрального газопровода «Щитниково-Аборино» 1 нитка ДУ-800 мм 98 метров; до дальней границы ЗУ от оси магистрального газопровода «Щитниково-Аборино» 1 нитка ДУ-800 мм 126 метров; до ближней границы земельного участка от оси магистрального газопровода «Щитниково-Аборино» 2 нитка ДУ-1000 мм 108 метров; до ближней границы земельного участка от оси магистрального газопровода «Щитниково-Аборино» 2 нитка ДУ-1000 мм 128 метров. Минимальные расстояния, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности, безопасность людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах, установлены пунктом 7.15 и таблицей 4 СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы"» (ранее действовавший пункт 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы"). Для магистральных трубопроводов «Щитниково-Аборино» 1 и 2 нитки минимальные расстояния соответственно составляют 200 метров и 250 метров для дачных (садовых) участков и жилых строений, 100 и 150 для отдельно стоящих нежилых и подсобных строений.

Как видно из приведенных замеров участок истца полностью попадает в зону минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Щитниково-Аборино» 2 нитка и частично в зону минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Щитниково-Аборино» 1 нитка.

В силу требований пункта 4 статьи 6 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и утвержденному Правительством Российской федерации перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункт 7.15 СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы"» обязателен к применению при строительстве и проектировании зданий, строений и сооружений.

В силу требований статьи 32 ФЗ от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения и сооружения построенные ближе установленными строительными нормами и правилами расстояний подлежат сносу за счет владельца. Согласно пунктам 2.1, 2.2 «Правил охраны магистральных трубопроводов»: магистральные трубопроводы, относятся к объектам повышенной опасности.

Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции.

Согласно пункту 2.3 Постановления Главы Администрации Московской области от 11.07.1995 № 134- ПГ «О состоянии и мерах по обеспечению безопасности эксплуатации продуктопроводов и газопроводов на территории Московской области», в целях защиты населения, предотвращения крупных аварий и катастроф на трубопроводном транспорте, отвод земельных участков в охранных зонах и зонах минимально безопасных расстояний производится только по письменному согласованию с эксплуатирующими организациями трубопроводного транспорта. Представители ООО «Газпром трансгаз Москва» дали объяснения, что письменное согласование администрации Щелковского муниципального района не давали и неоднократно информировали администрацию Щелковского муниципального района о недопустимости выделения земельных участках в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний.

Таким образом, признав, что зона минимально допустимых расстояний является необходимой для обеспечения безопасной эксплуатации магистральных газопроводов «Щитниково-Аборино» 1 и 2 нитки. Согласно приложению 1, приложения 2 ФЗ от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов, для них устанавливается II класс опасности. Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, диаметром 800 мм и 1000 мм, минимальные размеры санитарных разрывов до садовых участков должны составлять 250 метров и 300 метров соответственно.

Истец указывает, что действовавшее на время выделения участка и действующее в настоящее время законодательство различает участки с разрешенным использованием для садоводства и огородничества. Статья 1 ФЗ от 15 апреля 1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующая в настоящее время, дает следующее определение участкам с разрешенным использованием для огородничества и садоводства: огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения не капитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории); садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

В собственности истца находится участок с разрешенным использованием для садоводства, без каких-либо ограничений (обременений), что в соответствии с законом подтверждено свидетельством о государственной регистрации права. Эксплуатация магистральных трубопроводов не препятствует использованию поверхностного слоя почвы.

Однако, в условиях Подмосковья, без возведения капитальной и отапливаемой теплицы делает невозможным выращивание сельскохозяйственных культур в холодное время года в принципе, а в теплое для выращивания сельскохозяйственных культур, таких как: томат, огурец и прочие бахчевые. Кроме того, садоводство подразумевает наличие хозяйственных построек для хранения шанцевого инструмента, сельскохозяйственного инвентаря и сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, участок явно не может быть использован согласно его назначению и разрешенному использованию. Факт нахождения в опасной близости магистрального газопровода, связан с повышенным риском, что делает данный земельный участок непригодным для отдыха. Отдых подразумевает под собой состояние покоя, это возможность восстановить работоспособность, укрепить и сохранить здоровье в свою очередь пребывание на данном участке связано с состоянием стресса, вызванным постоянным беспокойством и страхом получить серьезные ожоги, травмы или погибнуть, что в свою очередь не совместимо со смыслом отдыха. Например, по данным МЧС РФ по Московской области, взрыв на газопроводе в Щелковском районе произошел около пяти утра 3 ноября на территории садового товарищества «Алмаз-1», около поселка Алмазово. Из-за утечки газа через дыру в трубе и замыкания проводки на подземном магистральном газопроводе высокого давления Аборино- Щитниково диаметром 80 см и давлением 55 атмосфер произошел взрыв с последующим возгоранием. Общая площадь горения составляла около 500 кв.м. По словам очевидцев аварии, пожар был такой силы, что «небо посветлело» даже на восточных окраинах Москвы. Высота пламени достигала десяти метров. Нахождение земельного участка истца в зоне минимально допустимых расстояний делает невозможным реализацию права на возведения жилого строения, хозяйственных строений и сооружений, а также строений, связанных с отдыхом (например, беседка, кирпичный мангал), строений, предназначенных для укрытия от непогоды. Что так же делает его не пригодным для отдыха.

Согласно объяснениям представителей ООО "Газпром трансгаз Москва" и представленным доказательствам данные магистральные газопроводы были введены в эксплуатацию в 1961 и 1967 годах, т.е. раньше выделения истцу земельного участка (1993 год).

Согласно пункту 1.4 "Правил охраны магистральных трубопроводов" у компании эксплуатирующей магистральный газопровод существует обязанность сообщить о трассе прохождения (исполнительная съемка) в местные органы власти. Представители ООО "Газпром трансгаз Москва” объяснили, что неоднократно информировали администрацию Щелковского муниципального района о месте прохождения магистральных газопроводов, а также о недопустимости выделения земельных участках в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний. Представителем администрации Щелковского муниципального района, присутствовавшим в качестве третьего лица, данные объяснения не оспаривались.

Выделив данный земельный участок, администрация Щелковского муниципального пренебрегла нормами действовавшего на то время законодательства, грубо нарушила права истца, подвергла необоснованному риску его жизнь и здоровье. В данное время нарушается, гарантированное статей 42 Конституции Российской Федерации, статей 11 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", право истца на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Кроме того, нарушается прямо предусмотренное, статьей 1 ФЗ от 15 апреля 1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", право строительства жилого дома. В виду невозможности строительства хозяйственных построек, теплиц, заборов использование участка для выращивания, хранения, переработки сельскохозяйственных культур существенно ограничено. Отдых на данном участке, в связи с риском для жизни, невозможен.

Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Право собственности на земельный участок и отсутствие ограничений (обременений) подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, что в силу пункта 3 статьи 1, пункта 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. №122-ФЗ является фактом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенною лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества и может быть единственным доказательством существования зарегистрированного права и отсутствия (наличия) ограничения (обременения).

Кроме того, истец считает, что с такими фактическими ограничениями в использовании земельного участка налоговая база является явно завышенной.

Согласно пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. В силу пункта 1 статьи 56 ЗК РФ нрава на землю могут быть ограничены по основаниям установленными федеральными законами.

В силу статьи 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. №122-ФЗ ограничения (обременения) – наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

В силу пункта 1 статьи 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. №122-ФЗ, пункта 6 статьи 56 ЗК РФ, ограничения прав подлежат обязательной государственной регистрации.

В силу пункта 3 статьи 56 ЗК РФ - ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 7 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения).

В силу пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" -государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя объекта недвижимости срок не более чем пять рабочих дней.

В силу пункта 3 статьи 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Из приведенного акта замера расстояний очевидно, что принадлежащий истцу земельный участок не попадает в охранные зоны магистральных газопроводов «Щитниково-Аборино» 1, 2 нитка и составляющей 25 метров от оси, определенные пунктом 5.6 раздела 5 СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы"», прямо ссылающегося на пункт 4.1 «Правил охраны магистральных трубопроводов».

Кроме того, магистральные газопроводы «Щитниково-Аборино» 1 и 2 нитки не стоят на кадастровом учете. На момент обращения в суд, об актах государственной власти или решений суда устанавливающих ограничения (обременения) данного земельного участка истец не уведомлялся, каких-либо ограничений в использовании земельного участка истца не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков, проводится государственная кадастровая оценка земель.

Согласно статье 24.18 ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельное в Российской Федерации" недостоверность сведений (таких как ограничения) об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости является основанием для пересмотра результатов определении кадастровой стоимости.

В силу 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие прав- на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению возникших обязательств.

По смыслу пункта 2 статьи 39.21 ЗК РФ обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и необходим для обеспечения транспортной (в том числе и газотранспортной) инфраструктуры или на котором расположены указанные объекты.

Истец указывает, что узнал о наличии магистрального газопровода из уведомления ООО «Газпром трансгаз Москва» полученного 03.07.2013 г., о надлежащем ответчике в лице администрации Щелковского муниципального района из объяснений представителей ООО «Газпром трансгаз Москва», в судебном заседании 21.01.2016г.

Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Согласна пункта 7 Постановления Пленума Верховною Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 г. Москва "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника ил и иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Согласно пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 29 апреля 2010г. N 10/22 удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца. В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.

На основании изложенного истец просит суд установить ограничение (обременение) на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером общей площадью 600 кв.м: зона минимально допустимых расстояний от оси магистрального трубопроводов Щитниково-Аборино 1 нитка, «Щитниково-Аборино» 2 нитка особые условия использования земли (запрет на возведение строений) в пользу ООО «Газпром трансгаз Москва»; обязать администрацию Щелковского муниципального района обменять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , общей площадью 600 кв.м на аналогичный участок с разрешенным использованием для садоводства в срок не превышающий 90 дней.

В судебном заседании представитель истца Заблоцкой ФИО17.- Заблоцкий ФИО18., действующий на основании доверенности (копия в деле) исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, что кадастровая и рыночная стоимость земельного участка напрямую зависит от возможности застройки земельного участка, а также какие строения могут быть на нем возведены кадастровая стоимость земельного участка истца является явно завышенной, что также нарушает права истца на принадлежащий земельный участок. Дополнительно сообщил, что права истца нарушены ответчиками длительное время, использование дачного земельного участка по назначению совершенно невозможно, обращение к ответчикам в досудебном порядке результатов не принесли, в связи с чем истец вынужден обратиться с данным иском в суд. Просит удовлетворить исковые требования, а также взыскать судебные расходы с ответчиков по оплаченной истцом при подаче иска госпошлине.

Представитель ответчика Администрации Щелковского муниципального района Московской области Кузьменко ФИО19., действующая на основании доверенности (копия в деле), исковые требования Заблоцкой ФИО20. не признала, поддержала представленные в материалах дела письменные возражения. Дополнительно пояснила что требования истца к администрации не основаны на нормах действующего законодательства. Считает, что истцом выбран не верный способ защиты нарушенного права. Просит отказать в удовлетворении иска как необоснованном.

Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Москва» Теленченко ФИО22., действующая на основании доверенности (копия в деле), исковые требования Заблоцкой ФИО21 не признала, поддержала представленные в материалах дела письменные возражения и дополнения к письменным возражениям. Дополнительно пояснила, что нарушений прав истца, со стороны ООО «Газпром трансгаз Москва» не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска как не законном.

В судебном заседании третье лицо Щербакова ФИО23 - председатель правления СНТ «Алмаз-1», действующая на основании выписки из протокола от 30.07.2016г., не возражает против удовлетворения исковых требований истца, дополнительно пояснила, что в СНТ отсутствует проект упорядочения и застройки территории СНТ «Алмаз-1».

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В силу ч. 2 ст. 150 ГПК РФ непредставление истцом доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с ч.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пленум Верховного Суда РФ №10, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ №22, в пункте 45 Постановления от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено - «применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее- в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие) нарушающие право истца.

Судом установлено, что решением исполкома Мособлсовета от 15.08.1966г. №665/21 «Об отводе земельных участков гослесфонда под коллективное садоводство организациям предприятиям» Центральному телеграфу Союза ССР был выделен земельный участок площадью 12,0 га в <адрес> Чкаловского лесничества Щелковского лесхоза под коллективное садоводство.

Решением исполнительного комитета Щелковского городского совета народных депутатов от 23.06.1981г. № 11/675 «О регистрации устава садоводческого товарищества «Алмаз» утвержден устав товарищества. Этим же решением администрация Центрального телеграфа, председатель садоводческого коллектива предупреждены о необходимости согласования строительства садовых домиков только с разрешения правления кооператива и согласования проекта строительства с Отделом Главного архитектора правление садоводческого товарищества «Алмаз» обязали произвести восстановление границ отведенного под сады земельного участка и получить Государственный акт на право пользования землей установленного образца.

Решением исполнительного комитета Щелковского городского совета народных депутатов от 24.11.1989г. «Об утверждении границ отвода земельного участка ПО «Центральный телеграф» под организацию коллективного садоводства» были утверждены границы отвода земельного участка площадью 18,3 га из земель совхоза «Красный луч», в том числе 11,87 га на основании решения исполкома Мособлсовета от 15.08.1966г. № 665/21 по фактическому пользованию и 6,43 га на основании решения исполкома Мособлсовета от 23.02.1989г. , из них 1,03 без права застройки.

Центральному телеграфу выдан Государственный акт на право пользования землей А-1 № 221621, а освоение новых земельных участков должно было осуществляться согласно проекту, утвержденному в установленном порядке.

Согласно Плану землепользования производственного объединения «Центральный телеграф» земельный участок отведен без права застройки.

Во исполнение ст. 7 Закона РСФСР «О земельной реформе» и в соответствии с постановлением главы администрации от 03.04.1992г. № 593 «Об организации работ по перерегистрации землепользований и выдаче свидетельств на право собственности на землю» постановлением главы администрации Щелковского района от 12.02.1993г. № 192 и от 14.10.1994г. № 1423/23 земельный участок площадью 11,87 га и 1,2 га был изъят у ПО «Центральный телеграф» и закреплен за садоводческим товариществом «Алмаз-1». Садоводческому товариществу было выдано Свидетельство на право собственности от 22.06.1995г. серия МО-14-00 №070719 на земли общего пользования площадью 0,1 га, земельный участок обременен правом Ногинского управления магистральных газопроводов производить текущий ремонт обслуживание трассы газопровода. Также, каждому члену товарищества выдано свидетельство на право собственности на землю согласно списку.

Также судом установлено, что ООО «Газпром трансгаз Москва» (до 2008 года – ООО «Мострансгаз»), являясь в соответствии с Уставом газотранспортной организацией, эксплуатирует объекты системы газоснабжения - магистральный газопровод с давлением Рр=55 кгс/см2 «Щитниково-Аборино 1 нитка» (ПЩА-1) диаметром Ду 800 мм и «Щитниково-Аборино 2 нитка» (ПЩА-2) диаметром Ду 1000 мм, расположенные на территории Щелковского муниципального района предназначенные для транспортировки газа и газоснабжения Московской области и г. Москвы. Указанные газопроводы были построены государством и приняты в эксплуатацию Актами Государственной приемочной комиссии от 27.09.1961г. и 10.01.1967г. соответственно. Данные газопроводы прошли регистрацию органами государственной технической инвентаризации, в порядке приватизации был переданы государством в собственность ПАО «Газпром», в настоящее время эксплуатируются ООО «Газпром трансгаз Москва» на основании договоров аренды имущества. Магистральные газопроводы высокого давления, как опасные производственные объекты, строились и строятся на безопасных расстояниях от населения. В целях обеспечения безопасности от поражающих факторов при аварии на магистральных газопроводах СНиП II-Д.10-62 «Магистральные трубопроводы, СНиП 2-45-75 «Магистральные трубопроводы», СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» и СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" при проектировании и строительстве магистральных газопроводов были определены безопасные расстояния от оси магистральных газопроводов до различных зданий, строений и сооружений.

Магистральные газопроводы в качестве опасных производственных объектов зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается Свидетельством о регистрации №А02-30562 от 11.03.2013, выданном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Данная Служба осуществляет постоянный надзор за техническим состоянием и эксплуатацией опасных производственных объектов.

Минимальные расстояния, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности, безопасность людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах, установлены СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» и ранее действовавшими СНиП П-Д. 10-62 «Магистральные трубопроводы» и СНиП II- 45-75 «Магистральные трубопроводы».

В соответствии с п.3.16, указанного СНиП расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в табл.4*.

В целях обеспечения промышленной безопасности законодатель предусмотрел нормативные акты, которые обязывают органы власти, юридических и физических лиц соблюдать данные безопасные расстояния при дальнейшем использовании земельного участка, расположенного рядом с опасным производственным объектом.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 90 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» земельный участок, на котором расположен магистральный газопровод-отвод, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов систем газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке, нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании, не могут возводить какие-бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф.

Судом установлено, что Заблоцкой ФИО24 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040303:12, расположенный по адресу: Московская область, Щёлковский район, СНТ «Алмаз-1», участок , площадь которого составляет 600 кв.м. (л.д. 10-11). Обременений права на земельный участок, как указывает истец, не зарегистрировано, что следует из выписки из ЕГРП.

Из справки от 26.11.2012г. выданной истцу МЧС по Московской области (отдел по Щелковскому району), 03.11.2012 года на территории СНТ «Алмаз- 1» произошел пожар, вследствие чего на участке уничтожены все строения, вместе с имуществом.

Заблоцкой ФИО25. со стороны ответчика выдано уведомление о извещении истца, что границы ее земельного участка № 12 со строениями в СНТ «Алмаз-1» находятся в 110 метрах от оси магистрального газопровода 1 класса, Ду- 1000 мм, Рр=55 кгс кв.см, 17 км. ПЩА-2, эксплуатируемого филиалом ООО «Газпром трансгаз Москва» Московское ЛПУМГ. Также истцу указано, что в соответствии со ст. 28 Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69 «О газоснабжении в РФ», строительство зданий и сооружений на земельных участках, границы которых находятся в зоне минимальных расстояний от магистральных газопроводов, определенной СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» п.3.16 подлежит обязательному согласованию. При этом, у земельного участка истца данное минимальное расстояние составило 250 метров, что не оспаривалось стороной.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правила минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Таким образом, законодатель предусмотрел прямую санкцию за нарушение минимальных безопасных расстояний от опасного производственного объекта.

Поскольку проектное давление природного газа в рассматриваемых по настоящему делу магистральных газопроводов превышает 25 кгс/см, данные магистральные газопроводы в соответствии с п. 2.1. СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» относится к 1 классу.

Согласно таблице 4* п.3.16, вышеуказанного СНиП для магистрального газопровода «Щитниково- Аборино 1 нитка» (ПЩА-1) Ду 800 мм минимальное безопасное расстояние до садового домика составляет 200м, для магистрального газопровода «Щитниково- Аборино 2 нитка» (ПЩА-2) Ду 1000 мм минимальное безопасное расстояние до садового домика составляет 250м.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая, что эксплуатация магистрального газопровода не препятствует использованию поверхностного слоя почвы для ведения сельскохозяйственных работ, земельные участки под магистральные газопроводы из оборота не изымаются (п. 4.2. Правил охраны магистральных трубопроводов утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992г. N 9, утв. заместителем Министра топлива и энергетики 29.04.1992г.). Данные обстоятельства также установлены ранее, решением Щелковского городского суда по гражданскому делу по иску Заблоцкой ФИО26 к ООО «Газпром трансгаз Москва» об устранении нарушений прав пользования земельным участком путем его выкупа.

Кроме того, согласно ст.83 Земельного Кодекса РСФСР от 25.04.1991г. - зоны с особыми условиями использования земель устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливаются указанные охранные зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

В соответствии с п. 23 Правил охраны магистральных трубопроводов ВСН- 51-1-80 (утв. постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979г. № 341) отвод земельных участков в охранных зонах и зонах минимально безопасных расстояний магистральных газопроводов должен производиться только по письменному согласованию с эксплуатирующими организациями трубопроводного транспорта.

Необходимость согласования с эксплуатирующей организацией отвода земель в охранных - зонах и зонах минимальных расстояний от оси магистральных газопроводов определена также постановлением Главы Администрации Московской области от 11.07.1995г. N 134-ПГ "О состоянии и мерах по обеспечению безопасности эксплуатации продуктопроводов и газопроводов на территории Московской области" Согласно пункту 2.3 данного постановления отвод земельных участков в охранных зонах и зонах минимально безопасных расстояний производить только по письменному согласованию с эксплуатирующими организациями трубопроводного транспорта.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства в зоне минимальных безопасных расстояний от оси магистральных газопроводов началось освоение земельных участков СНТ «Алмаз-1» без согласования с организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в связи с данными нарушениями СНТ выдано предупреждение.

Поскольку магистральные газопроводы являются источником повышенной опасности, требования СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" и Правил охраны магистральных трубопроводов о соблюдении особого режима использования земельных участков подлежат обязательному применению.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 27.05.2015 № АКПИ15-360 признано обоснованным и законным применение п.3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» для установления минимальных допустимых расстояний до оси магистрального газопровода. В данном решении разъяснено, что строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

Учитывая, что эксплуатация магистральных газопроводов не препятствует использованию поверхностного слоя почвы для ведения сельскохозяйственных работ, земельные участки под магистральные газопроводы из оборота не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (п. 8 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979г. № 341; п. 4.2. Правил охраны магистральных трубопроводов утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992г. N 9, утв. заместителем Министра топлива и энергетики 29.04.1992г.).

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца об установлении в отношении ее земельного участка сервитута суд считает не основанными на законе, поскольку эксплуатация магистральных газопроводов не препятствует использованию поверхностного слоя почвы для ведения сельскохозяйственных работ, а также ведению садоводства. Кроме того, данные обстоятельства также не препятствуют отдыху истца на указанном земельном участке. Более того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено доказательств обратного.

Рассмотрев требования истца об обмене принадлежащего ей земельного участка на аналогичный, суд приходит к следующему.

По смыслу пункта 2 статьи 39.21 ЗК РФ - обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и необходим для обеспечения транспортной (в том числе и газотранспортной) инфраструктуры или на котором расположены указанные объекты.

Поскольку права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах. Правительство Российской Федерации, определяя порядок установления охранных зон объектов систем газоснабжения, обеспечило тем самым исполнение требований действующего законодательства, которое в полной мере является обязательным для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

По смыслу приведенных законом положений, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

Как установлено судом, до настоящего времени не завершен процесс утверждения границ охранных зон линейных объектов, магистральных газопроводов, границ охранной зоны газораспределительной сети в населенных пунктах - газораспределительных пунктов и систем, распределительных подземных газопроводов высокого давления, среднего и низкого давления, перекладок газопроводов низкого давления к жилым домам, технического перевооружения газопровода низкого давления IV категории.

При этом, согласно ст. 87 ЗК РФ, особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения устанавливаются статьями 88 - 93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок, использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01 января 2022 года, в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015г. N 252-ФЗ.

Вместе с тем, в соответствии с пилотным проектом ПАО «Газпром», сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний от линейных объектов на территории Московской области внесены в государственный кадастр недвижимости в 2016 году и отражаются на публичной кадастровой карте.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для обмена земельного участка на аналогичный земельный участок в настоящее время не имеется. Иных оснований для обмена земельного участка истцом суду не представлено.

Вместе с тем, истец в своем исковом заявлении указывает также на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков, проводится государственная кадастровая оценка земель.

Согласно статье 24.18 ФЗ от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельное) в Российской Федерации" недостоверность сведений (таких как ограничения) об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости является основанием для пересмотра результатов определении кадастровой стоимости.

В силу 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. К утверждениям истца, что налоговая база на ее земельный участок является явно завышенной суд относится критически, поскольку вопрос об установлении налоговой базы относительно земельного участка истца не является предметом рассмотрения данного гражданского дела. При этом истцом не заявлено никаких требований относительно налогов на его земельный участок.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований истца в полном объеме следует отказать.

В связи с отказом истцу в удовлетворении иска в полном объеме, требование о возмещении судебных издержек в силу ст. 98 ГПК РФ также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-196, 198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска Заблоцкой ФИО27 к Администрации Щелковского муниципального района Московской области и Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Москва» об установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), обязании обменять земельный участок на аналогичный земельный участок, взыскании судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Федеральный судья Э.В. Адаманова

Решение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2016 года

Федеральный судья Э.В. Адаманова