Дело № 2-5436/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2017 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карматковой Е.В.
при секретаре ФИО3,
с участием
истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края о признании права на получение премии, взыскании премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края о признании права на получение премии, взыскании премии, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в ведущей должности государственной гражданской службы Камчатского края категории – помощник (советник) – помощником мирового судьи Камчатского края. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что всем государственным гражданским служащим Агентства ДД.ММ.ГГГГ выплачена премия, при обращении в бухгалтерию ей пояснили, что премия начислена и выплачена по итогам работы за 2016 год. При обращении к руководителю Агентства с вопросом о премировании ей пояснили, что премия выплачена за январь 2017 года и не имеет отношения к 2016 году и ей не положена. Отказ ответчика в выплате премии полагала незаконным поскольку, по мнению истца, премия, выплаченная ДД.ММ.ГГГГ, является премией по итогам работы за 2016 год. Кроме того, последним днем работы истца является ДД.ММ.ГГГГ, таким образом в январе 2017 года она так же как и в 2016 году являлась государственным гражданским служащим Камчатского края. На основании изложенного, ссылаясь на положения пунктов 2,3,5,7 Приложения № Положения о порядке выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, просила суд признать за ФИО1 право на получение премии по тогам 2016 года, выплаченной в январе 2017 года, в размере <данные изъяты> руб. и взыскать с ответчика премию в размере <данные изъяты> руб., а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представители ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности и адвокат ФИО4, действующая на основании ордера, исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указали, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий краевым гражданским служащим не входит в состав денежного содержания гражданского служащего (заработной платы работника). Это стимулирующая выплата в рамках ст. 191 ТК РФ, ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе». Руководитель Агентства выплачивает ее исключительно по представлению мирового судьи. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и разрешение вопроса о выплате относится к исключительной компетенции работодателя. Указали, что ответчиком приказ о выплате премии за выполнение особо сложных и важных заданий по итогам 2016 года сотрудникам Агентства, в том числе и ФИО1, не издавался.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между агентством по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края и ФИО1 был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Камчатского края и замещении должности государственной гражданской службы в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, в соответствии с которым ФИО1 приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Камчатского края в должности секретаря судебного заседания судебного участка г. Петропавловска-Камчатского.
ДД.ММ.ГГГГ между агентством по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края и ФИО1 был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Камчатского края и замещении должности государственной гражданской службы в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, в соответствии с которым ФИО1 приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Камчатского края в должности помощника мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района судебного участка г. Петропавловска-Камчатского.
Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО1 освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Камчатского края и уволена ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего.
Как следует из искового заявления и пояснений истца, данных в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГФИО1 стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ всем государственным гражданским служащим Агентства по обеспечению деятельности мировых судей в Камчатском крае была выплачена премия по итогам работы 2016 года.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 устно обратилась к руководителю Агентства с вопросом о премировании, на что ей пояснили, что премия была выплачена за январь 2017 года, а не по итогам 2016 года и ей не положена.
Не согласившись с полученным на устное обращение ответом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ подано письменное обращение к ответчику, с просьбой произвести выплату премии по итогам 2016 года.
ДД.ММ.ГГГГ истцу направлен ответ на вышеуказанное обращение, согласно которому, фамилия истца в представлении мирового судьи судебного участка № Петропавловск-Камчатского судебного района ФИО6 отсутствует, так как на момент подготовки представления об оценке выполнения краевыми гражданскими служащими Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края особо важных и сложных заданий для выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также издания приказа о премировании государственных гражданских служащих Агентства за январь 2017 года истец не являлась гражданским служащим Агентства в связи с освобождением от замещаемой должности по инициативе служащего с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с отказом ответчика в выплате премии, ФИО1 обратилась в суд с требованием о признании за ней права на выплату премии по итогам работы за 2016 год и ее взыскании с ответчика.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ, основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем.
В соответствии с частью 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В силу ст. 132,135 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положения ст. 22 ТК РФ, работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
Статьей 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Таким образом, премия является способом поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Право работодателя устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, предусмотрено в статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено Законом № 79-ФЗ; право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Как следует из пункта 8 части 3 статьи 24 Закона № 79-ФЗ, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, являются существенными условиями служебного контракта.
Согласно части 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с пунктом 4 части 5 указанной статьи к дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Согласно условий служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Камчатского края и замещении должности государственной гражданской службы в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края, с учетом внесенных в него дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ изменений, денежное содержание государственного служащего ФИО1 состоит из должностного оклада (месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Камчатского края) в размере 4 622 руб. в месяц; оклада за классный чин в размере 1 117 руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Камчатского края в размере 90% должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 1,12 должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 50% оклада денежного содержания; ежемесячной материальной помощи в размере 20,83% оклада денежного содержания в соответствии с порядком, определенным Представителем нанимателя; ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% денежного содержания; районного коэффициента в размере 80% денежного содержания; других выплат предусмотренных соответствующими федеральными законами, законами Камчатского края и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из подп. 7 п. 10.1 рассматриваемого служебного контракта, с учетом внесенных в него дополнительным соглашением изменений, порядок и условия премирования государственных гражданских служащих Агентства за выполнение особо важных и сложных заданий. Определяется нормативными актами Агентства.
Пунктом 10.1 служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Камчатского края и замещении должности государственной гражданской службы в Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края установлены составные части денежного содержания государственного гражданского служащего. А также установлено, что порядок и условия премирования государственных гражданских служащих Агентства определяется в соответствии с Положением о порядке выплаты премии за выполнение особо важных сложных заданий государственных гражданских служащих Агентства.
Таким образом, премия за выполнение особо важных и сложных заданий государственными гражданскими служащими Агентства по обеспечению деятельности мировых судей в Камчатском крае не входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, а является выплатой стимулирующего характера.
Приказом руководителя Агентства № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края.
В соответствии с п. 2 Положения премирование краевых гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы осуществляется за определенный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
Как следует из п. 3 Положения размер премии устанавливается в процентном соотношении к окладу месячного денежного содержания гражданского служащего либо в абсолютном выражении и максимальным размером не ограничивается.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий краевым гражданским служащим устанавливается приказом Агентства на основании представления мирового судьи, начальника отдела, главного специалиста-эксперта канцелярии мировых судей соответствующих краевых гражданских служащих, оформленного по форме согласно приложению к настоящему Положению.
<адрес>вых гражданских служащих осуществляется в пределах средств фонда оплаты труда, утвержденного законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Как следует из пояснений представителей ответчика и материалами дела не опровергнуто, приказ Агентства о выплате премии государственным гражданским служащим Агентства за выполнение особо важных и сложных заданий за работу в 2016 году не издавался.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит характер дополнительной, а не обязательной выплаты, и решение вопроса о ее выплате относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, гражданский служащий не вправе требовать от представителя нанимателя выплаты ему указанной премии, а также тот факт, что представителем нанимателя не принималось решение о выплате государственным гражданским служащим Агентства, в том числе и ФИО1, премии за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы за 2016 год, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права на получение премии по итогам 2016 года, выплаченной в январе 2017 года в размере <данные изъяты> рублей, а так же взыскании премии в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем отказывает в их удовлетворении.
Довод истца о том, что государственным гражданским служащим Агентства ДД.ММ.ГГГГ была выплачена премия по итогам работы за 2016 года является несостоятельным и опровергается материалами дела, так согласно представленному суду приказу руководителя Агентства № л/с от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ государственным гражданским служащим Агентства выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 2017 год.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку доказательств причинения истцу морального вреда, то есть физических и нравственных страданий, неправомерными действиями или бездействием работодателя, истцом не представлено, а судом при рассмотрении дела факт неправомерных действий ответчика в отношении ФИО1, либо нарушения ее трудовых прав не установлен, требование истца о компенсации морального вреда в общей сумме <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Камчатского края о признании права на получение премии по итогам 2016 года, выплаченной в январе 2017 года в размере <данные изъяты> рублей; взыскании премии в размере <данные изъяты> рублей; компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.В. Карматкова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Е.В. Карматкова