Дело № 2 – 577/25 – 2022 г.
46RS0030-01-2021-013205-19
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
04 мая 2022 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Болдаревой К.А., с участием:
представителя истца – ФИО1;
представителя ОКУ «Курскавтодор» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Курской области, ОКУ «Курскавтодор» и АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» о возмещении ущерба,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации Курской области, ОКУ «Курскавтодор» и АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» о возмещении ущерба в размере 236500 руб. 00 коп.
Свои требования ФИО3 мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ на 22 км. автодороги Курск – <адрес> Курской <адрес> по вине ответчиков, не выполнивших свои обязанности по содержанию дороги и обеспечению безопасности дорожного движения, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого была повреждена принадлежащая ему автомашина «Опель Астра», государственный регистрационный знак №. Размер причиненного ему ущерба, который ответчики обязаны возместить, составляет 236500 руб. 00 коп.
В судебное заседание ФИО3 не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд направил своего представителя.
Представитель ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования. Просил взыскать с ответчиков в пользу ФИО3 в порядке возмещения ущерба денежную сумму в размере 236500 руб. 00 коп. и судебные расходы, состоящие из оплаты услуг по оценке ущерба в размере 11000 руб. 00 коп. и уплаты государственной пошлины при подаче иска в размере 5565 руб. 00 коп.
Представитель ОКУ «Курскавтодор» в судебном заседании исковые требования не признал, считая ОКУ «Курскавтодор» не надлежащим ответчиком, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель Администрации Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд представил письменные возражения, в которых исковые требования не признал, считая Администрацию Курской области не надлежащим ответчиком по делу.
Представитель АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и ст. 113 ГПК РФ, извещен надлежащим образом.
ФИО4, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители АО «СОГАЗ» и САО «РЕСО – Гарантия», привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Положениями Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
- автомобильные дороги федерального значения;
- автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
- автомобильные дороги местного значения;
- частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципалыюго значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Постановлением Администрации Курской области от 20.11.2009 года № 382 «Об утверждении Схемы территориального планирования Курской области» утверждена Схема территориального планирования Курской области, а также Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области, согласно которой автомобильная дорога «Курск-Поныри» Золотухинского района Курской области отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Кроме того, п. 3 ст. 125 ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» указано, что исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
При отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (ст. 1071 ГК РФ).
Согласно Закону Курской области от 02.10.2001 года № 67-ЗКО «Устав Курской области» и постановлению Губернатора Курской области от 24.12.2001 года № 930 «Об утверждении Положения об Администрации Курской области» Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Курской области, проводящим государственную политику на территории области в соответствии со своими полномочиями.
Постановлением Губернатора Курской области от 05.11.2011 года № 65-пг «Об утверждении Положения о комитете транспорта и автомобильных дорог Курской области» комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области (далее - комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим в пределах компетенции полномочия и функции в сфере транспорта, дорожной деятельности и организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, включая обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Одной из основных задач комитета является реализация государственной политики в области дорожного хозяйства Курской области по обеспечению надлежащего состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния.
В соответствии с п. 3 Распоряжения Администрации Курской области от 05.03.2011 года № 89-ра «О создании областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» (ОКУ «Курскавтодор»), основной целью деятельности учреждения является осуществление части государственных функций в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, обеспечение деятельности по видеофиксации правонарушений в области дорожного движения, информационного обеспечения пользователь этими дорогами, в том числе:
- оперативное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них;
- взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами МЧС, ГИБДД, ЖКХ и другими органами государственной власти, подрядными организациями с целью оперативного получения информации о чрезвычайных и нештатных ситуациях на автодорогах Курской области (дорожно-транспортных происшествиях, затруднениях и перерывах в движении, недостатках в обустройстве дорожной сети и др.);
- обеспечение процессов пересылки корреспонденции о нарушениях Правил дорожного движения, выявленных комплексами автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения;
- осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и в сфере безопасности дорожного движения на указанных автомобильных дорога, выполнение функций государственного заказчика по оказанию услуг, обеспечивающих процесс пересылки корреспонденции о нарушениях Правил дорожного движения, заключение государственных контрактов.
Согласно п. 2.3.1 Устава ОКУ «Курскавтодор» выполняет функции государственного заказчика, размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Курской области в сфере дорожного хозяйства Курской области, а также выполняет функции заказчика по строительству, содержанию, эксплуатации, ремонту, модернизации автоматизированной системы дистанционного мониторинга погодных условий и состояния покрытия на автомобильных дорогах.
ДД.ММ.ГГГГ между ОКУ «Курскавтодор» и АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» был заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Железногорском, Фатежском, Поныровском и Золотухинском районах Курской области на первое полугодие 2021 года (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 вышеуказанного Контракта, ОКУ «Курскавтодор» поручил, а АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» принял на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ и услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Железногорском, Фатежском, Поныровском и Золотухинском районах Курской области на первое полугодие 2021 года, в том числе комплекс инженерно-технических мероприятий по систематическому уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода в целях поддержания их в надлежащем порядке, исправление деформаций и повреждений всех конструктивных элементов. обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а так же благоустройство и повышение пропускной способности автомобильных дорог района.
В соответствии с п. 4.1 Контракта АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» обязано обеспечить круглогодичное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильным дорогам, указанным в п. 1.1 настоящего Контракта.
Кроме того, п. 5.14 Контракта предусмотрена имущественная, административная и иная ответственность АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» за последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие неудовлетворительной работы по содержанию автомобильных дорог района (за исключением ДТП, произошедших вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на 22 км. автодороги Курск – <адрес> Курской <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого была повреждена принадлежащая истцу автомашина «Опель Астра», государственный регистрационный знак <***>.
Как следует из Акта № от ДД.ММ.ГГГГ, причиной указанного дорожно-транспортного происшествия явилось ненадлежащее содержание автодороги, наличие снежной наледи, не устраненной АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» в сроки, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017 (6 часов).
В связи с выявленными нарушениями по содержанию дороги ДД.ММ.ГГГГ АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес> было выдано предписание об устранении выявленных недостатков.
Стоимость восстановительного ремонта автомашины истца составляет 236500 руб. 00 коп.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующими в деле, и исследованными в судебном заседании доказательствами.
Доказательств обратного, в соответствии со п. 2 ст. 1064 ГК РФ, АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» представлено не было.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответственность за произошедшее дорожно-транспортное происшествие, при установленном факте ненадлежащего содержания дороги, лежит на АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление», в связи с чем требования истца к данному ответчику являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования же истца к Администрации Курской области и ОКУ «Курскавтодор» удовлетворению не подлежат, как предъявленные к ненадлежащим ответчикам.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании данной статьи, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы, состоящие из оплаты услуг по оценке ущерба в размере 11000 руб. 00 коп. и уплаты государственной пошлины при подаче иска в размере 5565 руб. 00 коп., а всего 16565 руб. 00 коп.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования ФИО3 к АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с АО «Фатежское дорожное ремонтно-строительное управление» в пользу ФИО3 в порядке возмещения ущерба денежную сумму в размере 236500 руб. 00 коп. и судебные расходы в размере 16565 руб. 00 коп., а всего 253065 руб. 00 коп.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации Курской области и ОКУ «Курскавтодор» о возмещении ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Гармашов