ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-588/2022 от 25.04.2022 Партизанского городского суда (Приморский край)

Дело № 2–588/2022

УИД: 25RS0013-01-2022-000423-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 г. г. Партизанск

Партизанский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Приказчиковой Г.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осинных О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице отдела по Партизанскому городскому округу Отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО5 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице отдела по Партизанскому городскому округу Отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось в суд с иском к ФИО5 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с по в сумме 51 423,96 руб., ссылаясь на то, что ФИО5 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от №___ «О предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг» (далее – Правила).

Согласно п. 48 Правил, получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Условия прекращения предоставления субсидии определены статьёй VIII Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 60 статьёй VIII Правил предоставление субсидии прекращается при условии изменения места постоянного жительства получателя субсидии, изменения основания проживания, изменения состава семьи, получателя субсидии.

Пунктом 61 Правил определено, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ответчиком на основании пункта 49 статьи VI Правил подписано подтверждение об ознакомлении с порядком назначения и выплаты субсидии, а так же обязательство возместить в полном объёме сумму необоснованно полученных средств в добровольном порядке.

г. территориальным отделом выявлен факт неправомерно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с по , а именно:

собственниками по №___ доли квартиры стали ФИО1, ФИО2, ФИО3., в результате чего ответчик утратила право получателя субсидии.

ФИО5 в нарушение указанных выше норм не предоставила в отдел сведения и документы об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления субсидии, а именно об основании проживания, вследствие чего необоснованно получила субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 54 963,07 руб.

Денежные средства были выплачены ответчику на счёт в Сбербанке, согласно её заявлению №___ от

В адрес ответчика были направлены письма – уведомления о необходимости возмещения необоснованно полученных сумм мер социальной поддержки в добровольном порядке с квитанциями для оплаты.

В настоящее время ответчиком возмещена сумму в размере 3 539,11 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, на иске настаивает в полном объёме, также указал, что задолженность ответчика перед истцом на составляет 51 423,96 руб.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие и о том, что исковые требования не признаёт, просит отказать в их удовлетворении и учесть, что заявления от №___ и от №___ ею были подписаны в МФЦ. Сотрудником МФЦ и сотрудником истца ей не разъяснялся порядок назначения и выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и условия приостановления предоставления субсидии. В подписанных ею двух заявлениях не приведены полные тексты порядка назначения и выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и условия приостановления предоставления субсидии, которые бы она могла прочитать и ознакомиться с ними, поэтому фактически, в действительности, ей истцом не разъяснялись условия предоставления субсидии.

Её дочь с тремя несовершеннолетними внуками проживают постоянно в Израиле более №___ лет. В квартире по на протяжении всего времени она проживает одна, является неработающим пенсионером, самостоятельно оплачивает коммунальные услуги. Спорная сумма задолженности за такой длительный период времени существенно затрагивает её материальное положение.

Ответчик ФИО5 также представила письменные возражения на исковое заявление, где указала, что она обратилась в отдел по Партизанскому городскому округу с заявлением о предоставлении ей субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых был договор социального найма жилого помещения №___ от на жилое помещение по адресу:, в котором указано, что вместе с ней в квартиру вселяются её дочь ФИО1 и её трое несовершеннолетних детей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю» на основании запроса отдела по Партизанскому городскому округу от , собственниками жилого помещения по адресу:, с , правообладателями стали являться её несовершеннолетние внуки.

В соответствии с протоколом переплаты (уточнённым) от №___ отделения по Находкинскому городскому округу размер переплаты субсидии за период с по составил 54 963,07 руб. В качестве причины переплаты в протоколе указано несвоевременное сообщение об обстоятельствах, влияющих на прекращении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением от ей отказано в предоставлении субсидии, так как она не является собственником жилого помещения.

КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ссылается на то, что она в течение указанного периода своевременно не представляла в уполномоченный орган достоверные сведения о собственнике жилого помещения, на оплату которого ей предоставлялась субсидия, вследствие чего возникла переплата денежных средств. По сути, тем самым истцом заявлено о её недобросовестности.

Однако это не соответствует действительности, так как она неоднократно обращалась в МФЦ и в отдел по Партизанскому городскому округу для предоставления документов, но в связи с введенными ограничениями в связи с COVID-19 ей отвечали, что в рамках взаимодействия с государственными и муниципальными органами вся информация будут получена специалистами самостоятельно, и, если она утратила право на получение субсидии, ей сообщат.

Кроме того, беззаявительный характер получении субсидии и отсутствие необходимости обращаться в уполномоченные органы для продления субсидии был установлен Постановлением Правительства РФ от №___ и продлён Постановлением Правительства РФ от №___. Ей же субсидия была установлена первоначально с по решением от о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Она является пенсионером, постоянно проживает в указанной выше квартире, зарегистрирована в ней, самостоятельно оплачивает коммунальные услуги и вносит оплату за жильё. Поэтому для неё факт смены собственника, при том, что она продолжает жить в указанной квартире и несёт бремя её содержания, не вызвал сомнений, что ей положена субсидия, при том, что после ей продолжили её платить, после того уже, как необходимые сведения запрашивали сами специалисты отдела по Партизанскому городскому округу.

Считает исковые требования КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о взыскании с неё необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с по только по причине того, что она в указанный период не являлась собственником жилого помещения и не имела права на получение субсидии, без установления факта недобросовестности, незаконными.

Положением о министерстве труда и социального развития Приморского края, утверждённым постановлением администрации Приморского края от №___-па (далее также - Положение), предусмотрено, что к числу полномочий министерства в области социальной защиты населения относится организует, в том числе через подведомственные учреждения, предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и краевым законодательством (подпункт 2.1.5.3 Положения). В силу подпункта 2.2.6 Положения министерство осуществляет контроль за эффективным использованием бюджетных средств. Министерство в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, Законодательного Собрания Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, а также организаций и должностных лиц для решения вопросов, отнесенных к компетенции министерства (пункт 2.6 Положения).

Просит суд также учесть разъяснения, содержащиеся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №___ (2020), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации , о том, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании договора социального найма жилого помещения от №___ администрацией Партизанского городского округа (Наймодатель) передала ФИО5 (Нанимателю) и членам её семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, благоустроенное, состоящее из №___-х комнат в отдельной квартире общей площадью №___ кв.м, по адресу:для проживания в нём, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: дочь – ФИО1, внучка - ФИО3., внучка - ФИО4, внук - ФИО2 (л.д. №___).

Решением истца от ответчику, проживающей по адресу:назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с по (л.д. №___).

ФИО5 в спорный период с по являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу:, не являясь при этом с собственником указанного жилого помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРН, составленной на основании запроса истца от (л.д. №___).

и ФИО5 были подписаны заявления №___ (л.д. №___) и №___ (л.д. №___), соответственно, в которых, среди прочего, указано о том, что она согласна с тем, что её заявления будут рассмотрены в соответствии с действующим порядком назначения и выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; подтверждает, что с порядком назначения и выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условиями приостановления ознакомлена; обязуется своевременно, не позднее одного месяца, после наступления обстоятельств, влекущих изменение размера начисленных ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно данным заявлениям, сообщать о них в территориальный отдел Министерства труда и социальной политики Приморского края (изменение состава семьи, доходов, гражданства и т.п.); обязуется в полном объёме возместить сумму излишне выплаченных (предоставленных) ей (её семье) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в случае не предоставления ею в установленный срок сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение их размера или отмены.

Решением истца от ответчику, проживающей по адресу:, отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку по законодательству не положено (заявитель ФИО5 не является собственником жилого помещения) (л.д. №___).

В соответствии с протоколом переплаты от №___ Отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» размер переплаты ФИО5 субсидии за период с по составил 51 423,96 руб. В качестве причины переплаты в протоколе указано на несвоевременное сообщение об обстоятельствах, влияющих на прекращение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу:, в результате чего были выявлены излишне выплаченные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Отделением по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» принято решение о том, что ФИО5 внести на счёт КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» необоснованно полученные денежные средства в размере 54 963,07 руб. через ОАО Сбербанк России в течении №___ месяца, а в случае отказа – взыскиваются в судебном порядке (л.д. №___).

Письмом от Отделением по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» ФИО5 было сообщено, что в результате несвоевременного сообщения об обстоятельствах, влияющих на прекращение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу:, выявлены излишне выплаченные суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с по в сумме 54 963,07 руб. Ей необходимо вернуть излишне выплаченные денежные средства в сумме 54 963,07 руб. на счёт КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» наличными средствами по квитанции через ОАО Сбербанк России в течении 1 месяца, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску в соответствии с законодательством РФ (л.д. №___).

Ответчиком возвращена истцу сумма в размере 3 539,11 руб. Остальные денежные средства (переплата субсидии) ФИО5 истцу не возвращены.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от №___, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от №___ "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Истец, обращаясь в суд с иском о взыскании с ФИО5 необоснованно полученной ею суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с по в сумме 51 423,96 руб., сослался в обоснование иска на недобросовестность ответчика.

Следовательно, по данному делу юридически значимым, с учётом исковых требований, возражений ФИО5 относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: была ли ФИО5 проинформирована уполномоченным органом о порядке предоставления субсидии, в том числе о том, какие обстоятельства влекут прекращение права на получение субсидии, и об обязанности ФИО5 сообщать уполномоченному органу о наступлении таких обстоятельств; имела ли место со стороны ФИО5 недобросовестность при получении ею в период с по субсидии.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ответчика) по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, судом было возложено было бремя доказывания недобросовестности ФИО5 при получении ею в период с по сумм субсидии на истца.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из письменных возражений ответчика на исковое заявление и её заявление от , заявления от №___ и от №___ ею были подписаны в МФЦ. Сотрудником МФЦ и сотрудником истца ей не разъяснялся порядок назначения и выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и условия приостановления предоставления субсидии. В подписанных ею двух заявлениях не приведены полные тексты порядка назначения и выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и условия приостановления предоставления субсидии, которые бы она могла прочитать и ознакомиться с ними, поэтому фактически, в действительности, ей истцом не разъяснялись условия предоставления субсидии.

Её дочь с тремя несовершеннолетними внуками проживают постоянно в Израиле более №___ лет. В квартире по на протяжении всего времени она зарегистрирована и проживает одна, является неработающим пенсионером, самостоятельно оплачивает коммунальные услуги. Спорная сумма задолженности за такой длительный период времени существенно затрагивает её материальное положение.

Она неоднократно обращалась в МФЦ и в отдел по Партизанскому городскому округу для предоставления документов, но в связи с введенными ограничениями в связи с COVID-19 ей отвечали, что в рамках взаимодействия с государственными и муниципальными органами вся информация будут получена специалистами самостоятельно, и, если она утратила право на получение субсидии, ей сообщат.

Кроме того, беззаявительный характер получении субсидии и отсутствие необходимости обращаться в уполномоченные органы для продления субсидии был установлен Постановлением Правительства РФ от №___ и продлён Постановлением Правительства РФ от №___. Ей же субсидия была установлена первоначально с по решением от о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Она является пенсионером, постоянно проживает в указанной выше квартире, зарегистрирована в ней, самостоятельно оплачивает коммунальные услуги и вносит оплату за жильё. Поэтому для неё факт смены собственника, при том, что она продолжает жить в указанной квартире и несёт бремя её содержания, не вызвал сомнений, что ей положена субсидия, при том, что после ей продолжили её платить, после того уже, как необходимые сведения запрашивали сами специалисты отдела по Партизанскому городскому округу.

При установленных обстоятельствах суд считает, что нельзя исходить из формального подхода к рассмотрению настоящего дела (о чём указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от №___), в котором разрешается спор о взыскании с одиноко проживающей, неработающей пенсионерки суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 51 423,96 руб. за длительный период, составляющий более года, за период введённых ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, что существенно затрагивает её материальное положение.

Учитывая вышеизложенное, вопреки всем вышеприведённым доводам истца, которые, по мнению суда, являются несостоятельными в силу изложенного выше, не опровергающими доводов ответчика, в том числе о том, что ей не разъяснялся порядок назначения и выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и условия приостановления предоставления субсидии, в подписанных ею двух заявлениях не приведены полные тексты порядка назначения и выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и условия приостановления предоставления субсидии, которые бы она могла прочитать и ознакомиться с ними, поэтому фактически, в действительности, ей истцом не разъяснялись условия предоставления субсидии, истец, вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не доказал недобросовестность ответчика, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице отдела по Партизанскому городскому округу Отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО5 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с по в сумме 51 423,96 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья : Приказчикова Г.А.