Дело № 2-595/2021 ***
УИД 33RS0005-01-2021-000466-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. ФИО5 «2» июня 2021 г.
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Маленкиной И.В.,
при секретаре Сарохан В.В.,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 98 военной прокуратуры гарнизона, войсковой части 30642 к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет и об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор 98 военной прокуратуры гарнизона, войсковой части 30642 (далее – военный прокурор), действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Александровский городской суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), в котором с учетом уточнений просил обязать МО РФ в срок до января 2022г. заключить на конкурсной основе государственный контракт на проведение работ по определению границ земельного участка военного городка Сергиев Посад-15 примерной площадью 750000 кв.м, спланированного к передаче в муниципальную собственность, оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на сформированный земельный участок, который в дальнейшем передать в муниципальную собственность, при согласовании с администрацией Александровского района Владимирской области и администрацией Каринского сельского поселения в рамках Федерального закона от 8 декабря 2011г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ***
Исковые требования обоснованы тем, что на основании Постановлений Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1960г. № 7576рс, от 28 августа 1969г. № 1652рс, от 28 ноября 1966г. № 1398рс, от 28 февраля 1970г. № 1480рс, а также решения облисполкома от 26 мая 1962г., для государственных целей МО РФ выделен земельный участок с кадастровым номером 33:01:001527:2 площадью 3580000 кв.м по адресу: Владимирская обл., Александровский р-он, вблизи д.Жуклино, находящийся на балансе ФГКЭУ «202 квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ в составе военного городка № 13 (Сергиев Посад-15), используемый в интересах войсковой части 03523 и 1 армии противовоздушной и противоракетной обороны (особого назначения). В соответствии с приказом МО РФ от 17 декабря 2010г. № 1871 ФГКЭУ «202 квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ( далее – ФГКУ «ЦТУИО») с передачей на баланс учреждения объектов недвижимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 33:01:001527:2 площадью 3580000 кв.м. В рамках Федерального закона от 8 декабря 2011г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании решения ФИО1 обороны имущество военного городка № 13 (Сергиев Посад-15) и земельный участок, на котором оно расположено подлежит передаче в собственность Каринского сельского поселения <адрес>а <адрес> Вместе с тем в границах данного земельного участка помимо территории жилого городка № расположена техническая зона (военные городки №А и №Б), не подлежащая передаче в муниципальную собственность. В целях передачи недвижимого имущества жилого городка необходимо проведение работ по его образованию из земельного участка с кадастровым № площадью *** кв.м с исключением земельных участков военных городков иных категорий.
До настоящего времени границы земельного участка военного городка 13 (Сергиев Посад-15), расположенного на территории Александровского р-на, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план не оформлен, на кадастровый учет не поставлен, право собственности Российской Федерации на него не зарегистрировано. Земельный участок с кадастровым № площадью *** кв.м фактически состоит из земельных участков с разным разрешенным использованием – земли лесного фонда, земли обороны, земли жилого городка. По сообщению ФГКУ «ЦТУИО» для передачи объектов недвижимости военного городка требуется проведение кадастровых работ в отношении земельного участка площадью 750000 кв.м.
В период 2018-2021гг. в военную прокуратуру поступило более 100 обращений граждан, обусловленных нарушением их прав при проживании в военном городке Сергиев Посад-15, а именно: нарушение прав при обслуживании и эксплуатации жилых домов, развитии инфраструктуры (состояние дорог, детских площадок, объектов жилищно-коммунального хозяйства), отсутствие лицензии на образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения, нарушение избирательных прав граждан, на получение медицинской помощи, социальных льгот, обращение в государственные органы. Анализ причин и условий, способствовавших допущению указанных нарушений, показал, что военный городок Сергиев Посад-15 более 10 лет находится в стадии передачи в муниципальную собственность, которая невозможна ввиду отсутствия границ земельного участка жилой территории военного городка Сергиев Посад-15, запланированного к передаче в муниципальную собственность. В рамках работы комиссии, созданной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №, представителем ФГКУ «ЦТУИО» сообщалось о рассмотрении вопроса проведения необходимых работ по установлению границ земельного участка в 2019-2020гг., о чем ДД.ММ.ГГГГг. вынесено соответствующее решение комиссии, которое до настоящего времени не исполнено. Аналогичные решения принимались на совместных совещаниях в 2019-2021гг., которые также не исполнялись.
По причине бездействия МО РФ, его структурных подразделений в вопросе передачи военного городка Сергиев Посад-15 в муниципальную собственность нарушаются права граждан, проживающих на территории военного городка. Ненадлежащее исполнение МО РФ обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащего ему объекта недвижимости, расположенного на территории Александровского р-на Владимирской обл., влечет нарушение законодательства Российской Федерации, и как следствие, угрозу безвозвратной утраты земель обороны, планируемых к использованию для обеспечения обороноспособности государства.
В судебном заседании представить военной прокуратуры ФИО2 настаивал на удовлетворении иска по изложенным основаниям.
Представить МО РФ ФИО3, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указала на отсутствие достаточных денежных средств для проведения межевых работ в отношении спорного земельного участка, необходимость передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность и проведения кадастровых работ не оспаривала.
Представителем МО РФ представлен письменный отзыв на иск ***, в котором представитель ответчика просил в иске военному прокурору отказать, по следующим основаниям. Заявленные военным прокурором требования направлены на решение конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МО РФ в отношении содержания использования принадлежащих ему объектов. Правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имеется, такие правомочия принадлежат только собственнику имущества – МО РФ. Кадастровые работы в отношении земельных участков, используемых для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, проводятся в рамках государственных контрактов, заключаемых МО РФ со специализированными организациями, на основании перечней, предоставляемых балансодержателями земельных участков. Балансодержателем земельного участка с кадастровым № является ФГКУ «ЦТУИО» и в рамках исполнения поручений департамента военного имущества МО РФ спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, в отношении которых необходимо проведение кадастровых работ в первоочередном порядке в 2021г. Решение по составу земельных участков, включаемых в государственный контракт, принимается департаментом военного имущества МО РФ в пределах выделенных лимитов бюджетных средств на проведение кадастровых работ на соответствующий год. Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. в адрес правительства Владимирской области направлено обращение об оказании содействия в организации кадастровых работ за счет средств принимающей стороны, а также о принятии объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность. Указанное обращение находится на рассмотрении и по результатам получения ответов уполномоченных органов будет организована дальнейшая работа по проведению землеустроительных работ. Заявленные исковые требования военного прокурора являются преждевременными, поскольку МО РФ предприняты все меры для организации землеустроительных работ на земельном участке с кадастровым №
Представитель третьего лица администрации Александровского района ФИО4 поддержала заявленные требования, пояснила, что передача объектов недвижимости в муниципальную собственность Александровского района либо в муниципальную собственность Каринского сельского поселения должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом государственная собственность на земли на территории Александровского р-на не разграничена, в связи с чем безвозмездная передача спорного земельного участка в государственную либо муниципальную собственность должна осуществляться в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2011г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представитель третьего лица администрации Каринского сельского поселения Александровского района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, где указал о вхождении территории военного городка Сергиев Посад-15 в границы населенного пункта д.Таратино Каринского сельского поселения на основании Закона Владимирской области от 16 мая 2005г. № 61-ОЗ « О наделении округа ФИО5 и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» *** Ранее участвуя в судебном разбирательстве представитель администрации Каринского сельского поселения ФИО6 поддержала исковые требования военного прокурора.
Представитель третьего лица ФГКУ «ЦТУИО», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск (л.д.222-223 т.1). В отзыве на иск представитель третьего лица указывает, что объекты недвижимого имущества, в том числе 17 многоквартирных домов, детский сад, школа военного городка Сергиев Посад-15 расположены в границах земельного участка с кадастровым №, который находится на балансовой учете ФГКУ «ЦТУИО». Границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлены, ориентировочная площадь жилого городка № (Сергиев Посад-15), подлежащая передаче в муниципальную собственность, составляет 750000 кв.м. Военный городок № передается в полном объеме, за исключением служебных квартир, и для этих целей необходимо проведение работ по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым №
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» земли, другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных МО РФ организаций; б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных МО РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; г) производит в установленном порядке изъятие у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении МО РФ; е) осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных МО РФ организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных МО РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; л) организует в установленном порядке работы по изъятию и закреплению земельных участков, резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пп. а,б,г,е,ж,л п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).
В силу пп.71 п.7, пп.1 п.8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. МО РФ в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок площадью 3580000 кв.м с кадастровым №, с разрешенным использованием – под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, расположенный по адресу: <адрес>, включен в реестр федерального имущества, поставлен на кадастровый учет со статусом ранее учтенного, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГг. ***
Землеустроительные дела (план, схема и прочие материалы) на спорный земельный участок в государственный фонд данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не передавались ***
Спорный земельный участок в числе прочих, находящихся на балансе ФГКЭУ «192 квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, был передан правопреемнику ФГУ «ЦТУИО» по передаточному акту ***
На основании распоряжения заместителя Министра обороны от 28 июля 2003г. № 3276-р, на праве оперативного управления за 202 квартирно-эксплуатационной частью МО РФ было закреплено недвижимое имущество – жилые дома, объекты инфраструктуры, жилищно-коммунального назначения и пр., находящееся в д.<адрес>а <адрес>*** Этим же распоряжением на 202 квартирно-эксплуатационной часть МО РФ возложена обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Правопреемником ФГКЭУ «202 квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ является ФГКУ «ЦТУИО» и по передаточному акту в числе прочего последнему передан спорный земельный участок ***
Согласно положениям устава ФГКУ «ЦТУИО» имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества; земельные участки, необходимые для достижения учреждением своих целей, могут быть предоставлены ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (пп.25, 26, 30 устава - ***
Иные правоустанавливающие документы о закреплении за ФГКУ «ЦТУИО» спорного земельного участка суду не представлены.
2 августа 2001 года распоряжением Правительства Российской Федерации №1035-р внесены изменения и дополнения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р, в соответствии с которым закрытый военный городок Сергиев Посад-15 (141) исключен из Московской области и включен во Владимирскую область.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009г. №1330-р военный городок Сергиев Посад-15 исключен из перечня закрытых военных городков.
Военный городок объективно располагается на территории муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского р-на Владимирской обл.
Решением совета народных депутатов Александровского района от 26 декабря 2016г. №124 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Каринское сельское поселение Александровского района Владимирской области» территория военного городка Сергиев Посад-15 (в/ч №№, №<адрес>) в качестве населенного пункта включена вторым контуром в черту <адрес>
Деревня Таратино вошла в состав муниципального образования Каринское сельское поселение в соответствии со ст.ст. 3 и 4 Закона Владимирской области от 16 мая 2005г. № 61-ОЗ «О наделении округа ФИО5 и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ», которым установлены границы муниципального образования.
Распоряжениями администрации Каринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГг. на территории военного городка Сергиев Посад-15 проведена адресация объектов недвижимости и двух улиц <адрес>
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2011г. №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации либо в собственность соответственно поселения, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество, с учетом функционального назначения такого имущества и положений статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.2 ст. 2 Федерального закона № 423-ФЗ).
В силу части 2.1 статьи 2 Федерального закона № 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в части 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования.
Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций.
В случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, расположены объекты, перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, подведомственных им организаций до принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, перечисленными в пункте 4 части 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав), документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет (ч.4 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка, указанного в части 4 настоящей статьи, до его постановки на государственный кадастровый учет подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче военное недвижимое имущество. Отказ в согласовании границ указанного земельного участка или указанных земельных участков допускается только в случае нарушения при его или их образовании требования, установленного частью 5 настоящей статьи (ч.6 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ).
Таким образом, первоочередным вопросом, влияющим на передачу военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, является определение границ земельного участка под такими объектами.
Судом установлено, что собственником спорного земельного участка в лице МО РФ, его уполномоченных органов, в нарушение требований действующего законодательства, граница данного земельного участка не установлена, отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, а также сведения о согласовании границ.
ФГКУ «ЦТУИО» для согласования и дальнейшей передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ направлен перечень объектов недвижимого имущества военного городка Сергиев Посад-15 ***
Из переписки между администрацией Александровского района, администрацией Каринского сельского поселения, структурными подразделениями МО РФ, ФГКУ «ЦТУИО» следует, что перечень передаваемого в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ имущества военного городка Сергиев Посад-15 в муниципальную собственность полностью не сформирован, и работы, связанные с установлением границ спорного земельного участка и земельного участка, на котором расположены подлежащие передаче в муниципальную собственность объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), а также приведение категории земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, до настоящего времени не проведены ***
Из анализа указанной переписки также следует, что препятствием в передаче объектов военного городка в муниципальную собственность, проведению кадастровых (землеустроительных) работ в отношении спорного земельного участка является отсутствие правоустанавливающих документов МО РФ на спорный земельный участок (л.д. 15,18,32 т.1).
Указанные в иске военного прокурора правоустанавливающие документы – Постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1960г. № 7576рс, от 28 августа 1969г. № 1652рс, от 28 ноября 1966г. № 1398рс, от 28 февраля 1970г. № 1480рс суду не представлены ***
Имеющая в материалах дела копия решения Исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 26 мая 1962г. № 446-6с свидетельствует о принятии предложения областного управления лесного хозяйства и охраны леса и передаче войсковой части № земельного участка гослесфонда площадью 36,7 га в кварталах №<адрес> в постоянное пользование <адрес>
В ходе проверок, проведенных Александровской городской прокуратурой, установлено наложение фактических границ земельного участка с кадастровым № на земельный участок лесного фонда с кадастровым № (обособленные участки с кадастровыми №) ***
Созданная администрацией Александровского района, в соответствии с требованиями ч.20 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, комиссия также зафиксировала наложение границ спорного земельного участка на границы земель лесного фонда, что является основанием для проведения кадастровых (землеустроительных) работ с целью уточнения границ спорного земельного участка, приведению категории земель в соответствии с земельным законодательством ***
По сообщению ФГКУ «ЦТУИО» в адрес военного прокурора следует, что ориентировочная площадь жилого городка Сергиев Посад-15, подлежащая передаче в муниципальную собственность, составляет 750000 кв.м, и в границах спорного земельного участка расположена техническая зона (военные городки №№), не подлежащая передаче в муниципальную собственность ***
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. ФГКУ «ЦТУИО» в адрес МО РФ направлены перечни земельных участков, в отношении которых необходимо проведение кадастровых работ в первоочередном порядке, в числе которых заявлен спорный земельный участок ***
Как следует из отзыва ФГКУ «ЦТУИО» на иск военного прокурора, в целях передачи объектов недвижимого имущества военного городка Сергиев Посад-15, необходимо проведение работ по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым №, а также исключению земельных участков военных городков из земель лесного фонда ***
До настоящего времени МО РФ решение о безвозмездной передаче недвижимого имущества военного городка Сергиев Посад-15 в собственность Владимирской области либо в муниципальную собственность, как это предусмотрено ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ, не принято.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплен основополагающий принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 6, ст. ст. 8, 27, 42, ч. 1 ст. 69, 70 и ч. 1 ст. 93 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Собственники земельных участков обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки установленные на земельных участках в соответствии законодательством. Землеустройство проводится по инициативе собственников земельных участков, а также уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии со ст. ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п.1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учитывая изложенное нормативное регулирование, указанные обстоятельства, когда отсутствуют сведения о границах земельного участка, подлежащего безвозмездной передаче в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 423-ФЗ, и правоустанавливающие документы МО РФ на сформированный земельный участок для его последующей передачи не оформлены, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, исковые требования военного прокурора являются обоснованными.
При этом суд не находит правовых оснований для возложения на МО РФ обязанности оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на земельный участок для его дальнейшей передачи именно в муниципальную собственность, поскольку ст.2 Федерального закона № 423-ФЗ предусмотрена передача военного имущества как в собственность субъекта Российской Федерации, так и в собственность муниципального образования с учетом функционального назначения такого имущества.
Учитывая длительное бездействие ответчика по определению границ подлежащего передаче земельного участка и оформлению правоустанавливающих документов на него, доводы ответчика о том, что иск военного прокурора является преждевременным подлежат отклонению. Исполнение указанной обязанности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие бюджетных денежных средств.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения МО РФ обязанности заключить на конкурсной основе государственный контракт на проведение работ по определению границ земельного участка военного городка Сергиев Посад-15 примерной площадью 750000 кв.м, оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы МО РФ на сформированный земельный участок для его последующей безвозмездной передачи в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 423-ФЗ в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, который считает достаточным и разумным для выполнения этой обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Военного прокурора 98 военной прокуратуры гарнизона, войсковой части 30642 удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на проведение работ по определению границ земельного участка военного городка Сергиев Посад-15 примерной площадью *** кв.м, оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы Министерства обороны Российской Федерации на сформированный земельный участок для его последующей безвозмездной передачи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий *** Маленкина И.В.
Мотивированное решение составлено 9 июня 2021г.
***