ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-623/2021 от 13.04.2021 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-623/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Синягина Р.А.,

при секретаре Запрудновой Н.А.,

с участием истца Агаповой Л.А.,

ее представителя Калмыковой О.В.,

представителя ответчика Окуневой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Агаповой Л.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) об исключении периода из стажа, взыскании недоплаченной пенсии,

установил:

Агапова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) (далее – УПФР) об исключении периода из стажа, взыскании недоплаченной пенсии.

В обоснование иска указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 14.08.2014 года, ежегодно ей производилась индексация пенсии как неработающему пенсионеру. Истец проживает в доме 18 по ......, где в 2015 году было создано ТСН «......», органами управления которого являлись правление и председатель правления. Истец в 2015 году была избрана председателем правления вышеуказанного ТСН, эту работу выполняла безвозмездно, на общественных началах, страховые взносы в Пенсионный фонд на нее не начислялись, Устав ТСН не предусматривал оплату работы председателя. Всей документацией ТСН занималась управляющая компания ООО УК ......, которая также сдавала отчетность в Пенсионный фонд. Поскольку у истца не имеется специального образования, она не знала, какие данные требуется вносить в указанную отчетность, при составлении отчетности ее приглашали в управляющую компанию, где она отчетность подписывала, но никогда не вникала в суть этих документов, полагая, что отчетность составляется правильно.

С января 2019 года истцу была прекращена индексация пенсии. В ноябре 2020 года истец обратилась с заявлением к ответчику с просьбой произвести доплату к пенсии, однако в этом ей было отказано.

Истец полагает, что те обстоятельства, что она выполняла функции председателя ТСН и на нее представлялись сведения по форме СЗВМ и СЗВ-СТАЖ сами по себе не свидетельствуют о возникновении трудовых отношений и не являются основанием для признания ее работающим пенсионером, полагала, что не являлась застрахованным лицом, и имеет право на индексацию пенсии.

На основании изложенного истец просила суд исключить из ее стажа как застрахованного лица период с 01 марта 2018 года по 28 февраля 2020 года, взыскать с ответчика в свою пользу доплату к пенсии за период с 01 января 2019 года по 28 февраля 2020 года в сумме 13846 рублей 46 копеек.

В судебном заседании истец Агапова Л.А., ее представитель Калмыкова О.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Окунева С.В. в судебном заседании полагала исковые требования необоснованными, просила в их удовлетворении отказать. Полагала, что отсутствие трудового договора и выплат не играют роли, поскольку трудовые отношения ТСН с Агаповой Л.А. возникли в силу ст. 17 Трудового кодекса РФ, а форму СЗВ-М необходимо подавать и при отсутствии трудового договора.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Частями 3 и 4 названной статьи установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частями 6, 7 и 9 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи. При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ определено, что застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В частности, к таковым относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг и тд.

Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), определяющей основные понятия, употребляющиеся в данном законе, определено, что к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») и другие.

Под индивидуальным (персонифицированном) учетом в данной норме закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

При этом, в целях настоящего Федерального закона в части формирования сведений о трудовой деятельности под трудовой деятельностью понимаются периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности.

Положениями пунктов 1, 2.2., 2.3 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (форма СЗВ-М).

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из вышеназванных положений законодательства следует, что застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования является лицо, состоящее на индивидуальном (персонифицированном) учете, работающее по трудовому договору (служебному контракту) либо иному основанию, и получающее от такой деятельности заработок (доход), на который начислялись и уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании установлено, что истец Агапова Л.А. является пенсионером по старости с 14.08.2014 года бессрочно (л.д. 7).

В силу раздела 5 параграфа 6 главы 4 ГК РФ, товарищества собственников недвижимости отнесены к некоммерческим корпоративным организациям, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, целями которых являются совместное владение, пользование и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Пунктом 2 ст. 123.14 ГК РФ установлено, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

Положениями ст.ст. 16 и 17 Трудового кодекса РФ установлено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность. Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

В то же время, статьей 15 Трудового кодекса РФ, регламентирующей понятие трудовых отношений, определено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции за плату.

Из содержания статьи 56 Трудового кодекса РФ, определяющей понятие трудового договора, следует, что трудовой договор является исключительно возмездным договором (ст. 423 ГК РФ).

Таким образом, трудовое законодательство Российской Федерации не признает правоотношения трудовыми, если при исполнении каких-либо функций определенным лицом последнее не получало за это денежное или натуральное вознаграждение (доход, заработок) (ст. 131 Трудового кодекса РФ).

Судом установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ......, оформленного протоколом №... от 05.05.2015 года создано Товарищество собственников недвижимости ...... и утвержден его Устав (л.д. 127, 12-24).

Этим же решением общего собрания Агапова Л.А. избрана председателем правления ТСН, и наделена полномочиями по регистрации ТСН.

При этом, в силу положений Федерального закона № 167-ФЗ и Федерального закона № 27-ФЗ вновь созданное юридическое лицо – ТСН ...... подлежало регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя.

В соответствии с разделом 13 Устава ТСН «......», председатель правления ТСН избирается из числа состава правления. Председатель правления ТСН может быть избран на общем собрании собственников многоквартирного дома, принявшем решения о создании ТСН или на общем собрании членов ТСН (п. 13.3 Устава).

Также, Уставом ТСН определено, что член правления товарищества собственников недвижимости не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору (п. 13.3.1 Устава).

Разделом 15 Устава ТСН, определяющим компетенцию председателя правления и сроки его полномочий не предусмотрено осуществление его деятельности на основании трудового договора либо получение какого-либо вознаграждения за свою деятельность. Не предусмотрено вышеуказанное как другими положениями Устава, так и положениями раздела 5 параграфа 6 главы 4 ГК РФ.

Полномочия председателя правления ТСН «......» Агаповой Л.А. продлевались решением правления ТСН от 20.04.2017 года, оформленным протоколом №... (на 2 года) и решением правления ТСН от 19.04.2019 года, оформленным протоколом № 1 (на 2 года) (л.д. 128-129).

Как следует из объяснений стороны истца, полномочия председателя правления ТСН Агапова Л.А. осуществляла до 17.02.2020 года, на общественных началах, доход не получала, трудовых отношений не имела, договором гражданско-правового характера не заключалось (л.д. 31). Также, истцом указано, что сдача отчетности ТСН в органы Пенсионного фонда и налоговую службу по устному соглашению между ней и управляющей компанией осуществлялось ООО УК ......, всю отчетность оформляло указанное лицо, а Агапова Л.А только подписывала документы как председатель правления ТСН. Данные доводы истца подтверждены письмом ООО УК ...... (л.д.110).

25.02.2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ТСН ......». 24.12.2020 года в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении юридического лица ТСН «......» из реестра (л.д. 42-45).

Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривалось ответчиком, в спорный период страхователем ТСН «......» в органы Пенсионного фонда Российской Федерации была представлена отчетность по форме СЗВ-М, содержащая сведения в отношении застрахованного лица – Агаповой Л.А. ......

Из объяснений стороны ответчика следует, что на основании вышеуказанных сведений в соответствии с положениями ст. 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ Агаповой Л.А. пенсионные выплаты производились без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В то же время, из представленных в материалы дела расчетов по страховым взносам следует, что в рассматриваемый период страховые взносы на застрахованное лицо не начислялись и не уплачивались, в связи с отсутствием у Агаповой Л.А. дохода (л.д. 64-77, 91-103, 111-120).

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались, и также подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета истца (л.д. 106-109), а также сообщением МИФНС № 12 по Владимирской области о том, что справки по форме 2-НДФЛ за период с 01.01.2019 по 29.02.2020 года в инспекции отсутствуют (л.д. 61).

Отсутствие какого-либо дохода у истца в рассматриваемый период также подтверждается письмом управляющей организации ООО УК «Спецстройгарант-1» от 09.02.2021 года (л.д. 32-39).

На основании вышеизложенного, принимая во внимание положения действующего пенсионного законодательства, приведенные выше, суд приходит к выводу, что в рассматриваемый период истец Агапова Л.А. не подлежала указанию в представляемой отчетности по форме СЗВ-М, вследствие того, что не являлась застрахованным лицом в его правовом понимании, установленным Федеральным законом 167-ФЗ и Федеральным законом № 27-ФЗ, поскольку не получала своей деятельности заработок (доход), на который начислялись и уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Каких-либо доказательств получения истцом дохода в рассматриваемый период ответчиком не представлено.

Ссылку ответчика на разъяснительные письма органов власти, а именно Письмо Минфина России от 06.02.2018 N 03-15-05/6944 и Письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846 суд не может принять во внимание, поскольку в первом случае в разъяснительном письме Минфина России рассматривался вопрос об уплате страховых взносов и НДФЛ с вознаграждений председателям правления дачного некоммерческого товарищества и гаражного специализированного потребительского кооператива, то есть с лиц, поучающих доход от своей деятельности. В втором случае Минтруд России разъяснил вопросы о представлении в ПФР сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. Истец Агапова Л.А. не являлась руководителем организации – единственным участником (учредителем, членом, собственником имущества) ТСН «......».

Также, не могут быть приняты судом во внимание и доводы ответчика о возможности представления корректирующих (уточняющих) сведений, поскольку на дату подачи иска юридическое лицо (страхователь) ТСН «......» прекратило свою деятельность, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. В том числе в реестре отсутствуют надлежащие сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Агаповой Л.А. об исключении из стажа застрахованного лица периода с 01 марта 2018 года по 28 февраля 2020 года являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая исковые требования о взыскании с ответчика доплаты к пенсии за период с 01 января 2019 года по 28 февраля 2020 года в сумме 13846 рублей 46 копеек, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела расчет, составленный истцом, стороной ответчика не опровергнут, контр-расчета не представлено, указанный расчет судом проверен и принимается как надлежащий.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Агаповой Л.А. в полном объеме.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующим выводам.

При подаче искового заявления истец Агапова Л.А. была освобождена от уплаты государственной пошлины, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, поскольку на день подачи иска истец являлась пенсионером.

В силу подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). При этом, по смыслу закона, субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Учитывая изложенное, положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», нормы «Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1, суд приходит к выводу, что Пенсионный фонд Российской Федерации, принимающий решение о назначении и осуществляющий выплату соответствующих пенсий, предусмотренных законом, наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов в области государственного пенсионного обеспечения, в связи с чем в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по делам данной категории.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агаповой Л.А. – удовлетворить.

Исключить из стажа застрахованного лица Агаповой Л.А., ...... период с 01 марта 2018 года по 28 февраля 2020 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) в пользу Агаповой Л.А. доплату к пенсии за период с 01 января 2019 года по 28 февраля 2020 года в сумме 13846 (тринадцать тысяч восемьсот сорок шесть) рублей 46 копеек.

Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 20 апреля 2021 года включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин

Решение суда в окончательной форме составлено 20 апреля 2021 года.

Судья: подпись Р.А. Синягин