ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-62/9/19 от 16.05.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-62/9/2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ФИО2 об исключении сведений о земельном участке,

установил:

ФИО1 (далее – истец) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство), в котором просит аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 1011 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, расположенного по адресу: <...>.

В последующем истец изменила исковые требования, дополнив их просьбой признать недействительным распоряжение Министерства от 29.11.2017 № 204-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», а также признать незаконными результаты кадастровых работ в виде межевого плана, подготовленного 17.01.2018 кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ФИО22, в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером площадью 1011 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, расположенного по адресу: <...>.

В качестве соответчика для участия в деле был привлечен ФИО2, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК), администрация Петрозаводского городского округа (далее – администрация), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Россреестра по РК» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра по РК»), нотариус ФИО3, ФИО4, ФИО5

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в заявлении об изменении иска и в письменных доводах, представленных в материалы дела. При формировании земельного участка с кадастровым номером Министерством не были учтены границы земельного участка, землепользователем которого является ФИО1 Иным способом защитить свои права истец не может. Ответчик ФИО2, либо собственник возведенного на спорном земельном участке здания сможет, уточнив границы, сформировать земельный участок без притязаний за участок истца.

Представитель Министерства ФИО7 просил в иске отказать.

ФИО8, представляющий интересы ответчика ФИО2, просил оставить исковые требования без удовлетворения, так как иначе будут нарушены права его представителя.

Подробные позиции сторон были изложены в письменных доводах, представленных в материалы дела.

В судебное заседание третьи лица и их представители не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Администрация, Управление Росреестра по РК ранее представили в материалы дела письменные доводы.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 Постановления № 25, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

При этом суд учитывает, что положения Постановления № 25 обязательны для нижестоящих судов (см. в т.ч. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», подпункт «б» пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и т.д.).

Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ФИО23 являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 126,6 кв.м., расположенный по адресу: <...> дом . Вторым собственником является ФИО4 После смерти ФИО23 наследником по закону является ФИО1, которая обратилась к нотариусу округа г. Петрозаводск ФИО3 за получением наследства.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1560 кв.м. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с 25.10.2005, границы земельного участка не были установлены, права не зарегистрированы.

При уточнении местоположения границ и площади земельного участка выяснилось, что часть границы земельного участка пересекает часть земельного участка с кадастровым номером . Границы этого земельного участка (схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории) были установлены ФИО22(кадастровым инженером), который и обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Распоряжением от 29.11.2017 № 204-М/120р Министерством была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером площадью 1011 кв.м. ФИО22 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуальной жилой застройки.

По результатам торгов, проведенных в форме аукциона, 08.08.2018 между Министерством и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка (далее – договор от 08.08.2018). По условиям договора от 08.08.2018 арендатору был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1011 кв.м, расположенный по адресу: <...> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки. Участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома (пункты 1.1 – 1.3). Срок договора аренды установлен продолжительностью 20 лет с момента подписания договора (пункт 2.1). Пунктом 3.1 договора от 08.08.2018 предусмотрена арендная плата за земельный участок в размере <данные изъяты> в год. На основании подписанного сторонами акта приема-передачи от 08.08.2018 участок передан арендатору. Договор может быть досрочно расторгнут по обоюдному согласию сторон (пункт 6.2). При прекращении договора арендатор обязан уплатить арендную плату за все время использования земельного участка до момента передачи по акту арендодателю (пункт 6.4). Прекращение договора не влечет прекращение обязательства по уплате арендной платы и пени (пункт 6.5).

Договор прошел государственную регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

ФИО2 был возведен на земельном участке с кадастровым номером жилой дом общей площадью 27,8 кв.м, который был зарегистрирован в ЕГРН 25.10.2018.

После этого ФИО2 10.10.2018 обратился в Министерство с заявлением, в котором просил предоставить спорный земельный участок в собственность без проведения торгов на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. О расторжении договора аренды вопрос не поднимался. Министерство в письме от 07.11.2018 № 50456/12.4-21 отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по двум основаниям: несоответствие возведенного дома требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, а также по причине принятия обеспечительных мер по гражданскому делу по иску ФИО1

29.11.2018 ФИО2 вновь обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, но письмом от 20.12.2018 № 53945/12.4-21 ему вновь было отказано в виду наличие мер по обеспечении иска. На просьбу истца о расторжении договора аренды Министерство в письме от 24.12.2012 № 54414/12.4-21 отказало в этом и отказало в приостановлении начислений арендной платы за пользование земельным участком.

09.01.2018 между ФИО2 и ФИО5 был заключен договор купли-продажи жилого дома, в ЕГРН внесены сведения о новом собственнике.

После этого ФИО5 и ФИО2 вновь обратились в Министерство с заявлениями. ФИО5 просил о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность, а ФИО2 о расторжении договора аренды, так как он перестал быть собственником жилого дома. Заявителям было отказано в идентичным основаниям – наличие обеспечительных мер.

По ходатайству стороны истца судом назначалась судебная экспертиза в ООО «<данные изъяты>» Из заключения экспертов от 04.04.2019 (далее – Заключение от 04.04.2019) следует, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером (землепользователь ФИО1) совпадает с материалами землеустройства (землеустроительное дело на квартал 1995 года), информация о местоположении границ которого содержится в ЕГРН. Эксперты определили координаты фактического местоположения земельного участка ФИО1, которые полностью совпали с координатами землеустроительного дела 1995 года. При этом фактическое землепользование и местоположения этих границ совпадает. Границы земельного участка с кадастровым номером пересекают строения, расположенные на земельном участке ФИО1, которые находились на данной территории и в момент образования земельного участка с кадастровым номером . В схеме расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером ФИО22, не отображены существующие постройки, ограждения земельных участков, попадающие в границы формируемого земельного участка с кадастровым номером . В межевой план внесены сведения, не соответствующие действительности.

Оценивая в качестве доказательства Заключение от 04.04.2019, суд доверяет ему, так как оно выполнено экспертами. Эксперты имеют соответствующие специализации, не заинтересованы в исходе дела. Выводы экспертизы категоричны, последовательны и развернуты, не допускают иного толкования. Стороной ответчика данное заключение судебной экспертизы не опровергнуто. По этим причинам и в соответствии со статьями 60, 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта признается надлежащим доказательством по делу.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

Как указано в пункте 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй данного пункта).

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзац третьи указанного пункта).

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац четвертый).

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», с учетом требований статей 1113, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО1 является не только наследницей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, но и земельного участка с кадастровым номером . ФИО1 является землепользователем, который вправе обращаться за защитой своего права. В этой связи суд считает несостоятельным доводы стороны ответчика об отсутствии у истца права на предъявление заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В силу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 названной статьи).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10).

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а в соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе, с учетом правил землепользования и застройки.

Как было установлено в судебном заседании, при утверждении схемы расположения земельного участка Министерством в полной мере не были приняты во внимание вышеназванные нормы земельного законодательства. Сформированный заявителем ФИО22 земельный участок не соответствовал положениям пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Его границы пересекали территорию границ земельного участка ФИО1, сведения о котором уже содержались в материалах землеустройства соответствующего кадастрового квартала. Границы сформированного земельного участка затрагивали строения, которые расположены на земельном участке истца. Эти действия в своей совокупности свидетельствуют о нарушенном праве землепользователя ФИО1 Доказательств, опровергающих доводы стороны истца и выводы суда, сторона ответчика не представила.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как указано в пункте 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Таким образом, истец обоснованно просит исключить из ЕГРН сведения о спорном земельном участке, поскольку эти сведения нарушают его права. Суд учитывает, что Министерство, арендатор спорного земельного участка, собственник возведенного на этом участке дома не лишены права сформировать земельный участок с учетом границ земельного участка истца и оформить свои права на него в дальнейшем. Иным способом защитить свое имущественное право истец не может.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По общему правилу к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения им сроков обращения в суд, в силу положений статья 62, частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствию содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как предписано частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Суд установил, что Министерство имеет соответствующие полномочия на принятие решения, обжалуемого истцом (см. Закон Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия»). Суд считает, что имеются правовые основания для признания прав и законных интересов истца нарушенными, для признания оспариваемого решения (распоряжения) Министерства незаконным, а, значит, имеются основания для удовлетворения производного требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности.

ООО «<данные изъяты>» просит о взыскании расходов на проведение судебной экспертизы в размере 30000 руб. 00 коп., так как оплата не была произведена. В определениях о назначении экспертизы суд указывал наименование стороны, которая производит оплату экспертизы в силу части 1 статьи 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 2 части 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

Исковые требования удовлетворены полностью. С соответчиков в равных долях суд взыскивает в пользу экспертного учреждения судебные издержки. Оснований для пропорционального распределения судебных издержек не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить полностью.

Признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29.11.2017 № 204-м/20р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Признать незаконными результаты кадастровых работ в виде межевого плана, подготовленного 17.01.2018 кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ФИО22, в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером площадью 1011 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, расположенного по адресу: <...>.

Аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 1011 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки, расположенного по адресу: <...>.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, в размере 15000 руб. 00 коп.

Взыскать с ФИО2 в пользу общество с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых услуг» судебные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, в размере 15000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2019 года.