ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-700/2023 от 22.09.2023 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-700/2023

УИД 65RS0003-01-2023-000775-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2023 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при ведении протокола помощником судьи Рафальской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» к Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» о признании протокола учредительного собрания недействительным, отмене решения о государственной регистрации юридического лица, исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

01 сентября 2023 года истец обратился в суд с исковым заявлением, указав в нем, что в соответствии с решением Бюро Центрального комитета общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (далее – Бюро ЦК РСМ) от 27 мая 2015 года на территории Сахалинской области осуществляет свою деятельность Сахалинская областная общественная организация общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи», которая является структурным подразделением (региональной организацией) общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (далее – РСМ) и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Уставом РСМ.

В соответствии с п. 6.1 Устава РСМ, «Структурой РСМ как общероссийской общественной организации являются местные и региональные организации РСМ». Сахалинская областная общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», входя в структуру РСМ, имеет статус региональной организации РСМ.

20 января 2023 года на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц Управлением Министерства юстиции России по Сахалинской области принято решение, а Федеральной налоговой службой по Сахалинской области проведена регистрация в качестве юридического лица Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (основной государственный регистрационный ) (далее – «Анивская ГОО ООО РСМ»), которая якобы является структурным подразделением РСМ в виде местной организации РСМ.

При создании Анивской ГОО ООО РСМ учредителями выступили 5 физических лиц, что подтверждается протоколом учредительного собрания от 20 ноября 2022 года.

По данным единой системы учета членов РСМ, 4 из 5 учредителей Анивской ГОО ООО РСМ не имеют членства в РСМ и, как следствие, не могли выступать в качестве учредителей при создании местной организации РСМ. Единственным учредителем, являющимся членом РСМ, выступил ФИО1

Протоколом учредительного собрания Анивской ГОО ООО РСМ избраны руководящие органы Анивской ГОО ООО РСМ – Председатель и Совет. Пунктом 8.19 Устава РСМ предусмотрено, что членами руководящих органов местной организации могут быть только члены РСМ. Как указано в протоколе и ЕГРЮЛ, единоличный исполнительный орган юридического лица Председатель ФИО2 не является членом РСМ и, как следствие, не может входить в руководящие коллегиальные органы или быть единоличным органом Анивской ГОО ООО РСМ.

Согласно п. 6.2. Устава РСМ, члены РСМ объединяются в местные организации РСМ по территориальному признаку, исходя из своего места жительства. Согласно данным ЕГРЮЛ одним из учредителей является ФИО1, который выступил учредителем еще 7 местных организаций РСМ, действующих на территории Сахалинской области и заявление по которым подано в один день, а также зарегистрированных как юридические лица в один день. У всех 8 якобы местных организаций РСМ указан один и тот же электронный адрес юридических лиц при регистрации. Данный факт также говорит о фиктивности протокола учредительного собрания Анивской ГОО ООО РСМ от 20 ноября 2022 года, ввиду нарушения механизма проведения учредительного собрания местной организации, так как ФИО1, выступающий одним из учредителей в 8 местных организациях, вступил в данные местные организации, не исходя из своего места жительства, а исходя из своего противоправного желания создать фиктивные организации.

Более того, отдельные учредители Анивской ГОО ООО РСМ сообщили, что не принимали участие в учредительном собрании.

В нарушение п. 8.1 Устава РСМ, в отношении Анивской ГОО ООО РСМ Совет Сахалинской областной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» не принимал решения об утверждении ее создания. ЦК РСМ, Бюро ЦК РСМ также не принимали решения об утверждении создания данной местной организации. Регистрация Анивской ГОО ООО РСМ как структурного подразделения РСМ и включение ее в ЕГРЮЛ была осуществлена без соответствующего решения уполномоченных органов управления РСМ или решения уполномоченных органов управления Сахалинской областной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».

Решение о регистрации Анивской ГОО ООО РСМ, как структурного подразделения РСМ, и включение ее в ЕГРЮЛ прямо нарушает положения Устава РСМ, статью 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об обществнных объединениях», нарушет права Сахалинской областной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» и РСМ на создание своих структурных подразделений в виде местных организаций РСМ, и влечет отмену решения Управления Министерства юстиции России по Сахалинской области № 373-НКО от 20 декабря 2022 года о регистрации и регистрацию Управлением ФНС России по Сахалинской области в качестве юридического лица Анивской ГОО ООО РСМ.

Изложив в заявлении указанные обстоятельства, истец просит:

- признать протокол учредительного собрания Анивской ГОО ООО РСМ от 20 ноября 2022 года недействительным;

- отменить решение о регистрации в качестве юридического лица Анивской ГОО ООО РСМ (ОГРН <***>) № 373-НКО от 30 декабря 2022 года, принятое Управлением министерства юстиции России по Сахалинской области;

- исключить сведения об Анивской ГОО ООО РСМ из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель истца Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен; в представленном заявлении представитель истца – председатель ФИО3 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по адресу регистрации, отзыв на исковое заявление не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен.

Из представленного на исковое заявление отзыва представителя – врио начальника Управления ФИО4 следует, что в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые утверждены приказом ФНС России от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@, заявитель при подаче и подписании заявления о государственной регистрации создания некоммерческой организации подтверждает, что представленный учредительный документ соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительному документу юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этом учредительном документе, иных представленных при государственной регистрации документах и заявлении, достоверны; при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения.

Таким образом, заявитель несет ответственность за предоставленные сведения и документы для государственной регистрации некоммерческой организации. У Управления отсутствуют полномочия проверки фактов участия физических лиц в учредительном собрании некоммерческой организации.

В соответствии с п. 8.1 Устава РСМ, заявителем представлен протокол заседания совета Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» об утверждении местной организации от 14 ноября 2022 года, подписанный председателем и секретарем собрания. Председателем Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» являлся ФИО1 При этом проверка подлинности подписей в представленных документах в полномочия Управления не входит.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен.

Согласно представленному на исковое заявление отзыву представителя по доверенности ФИО5, учитывая, что требования истца не обусловлены установлением фактов нарушения Управлением его прав, вопросы соблюдения законности при учреждении некоммерческих организаций не входят в компетенцию ФНС России, просит разрешить дело на усмотрение суда в отсутствие представителя Управления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно частям 2, 4 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях», членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 82- в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Частью первой статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ закреплено, что устав общественного объединения должен предусматривать: структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами, если иное не установлено федеральными законами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 14 марта 1991 года общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» зарегистрирована в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный ) (далее – РСМ).

В соответствии с п. 1.1 Устава РСМ, РСМ является молодежной некоммерческой организацией, имеющей членство и созданной в форме общественной организации на основе общности интересов объединившихся граждан и общественных объединений для реализации целей, указанных в настоящем Уставе.

На основании решения руководящего органа РСМ - Бюро Центрального комитета общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (далее – Бюро ЦК РСМ) от 27 мая 2015 года на территории Сахалинской области осуществляет свою деятельность Сахалинская областная общественная организация общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи», которая является структурным подразделением (региональной организацией) РСМ (протокол заседания № 14).

В соответствии с п. 6.1 Устава РСМ, предусматривающим, что структурой РСМ как общероссийской общественной организации являются местные и региональные организации РСМ, Сахалинская областная общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», входя в структуру РСМ, является региональной организацией РСМ.

20 января 2023 года на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц Управлением Министерства юстиции России по Сахалинской области принято решение, а Управлением Федеральной налоговой службой по Сахалинской области проведена регистрация в качестве юридического лица Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (далее – «Анивская ГОО ООО РСМ»), как структурного подразделения общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» в виде местной организации РСМ; основной государственный регистрационный .

В соответствии с п.п. 6.2, 6.4 Устава РСМ, члены РСМ объединяются в местные организации РСМ; съезд РСМ, Бюро ЦК РСМ являются вышестоящим органом ко всем руководящим и исполнительным органам региональных и местных организаций РСМ и членов РСМ – юридических лиц. Руководящий выборный орган региональной организации является вышестоящим по отношению ко всем выборным руководящим и исполнительным органам местных организаций, объединенных в данную региональную организацию.

Таким образом, в соответствии с уставными положениями, местные организации РСМ подчиняются центральным органам управления РСМ и органам управления региональной организации РСМ; создать местную организацию РСМ, выступив ее учредителями, могут только члены РСМ, которые зарегистрированы в единой системе учета членов, действующей в РСМ.

Согласно п. 8.1 Устава РСМ, создание местной организации утверждается решением совета соответствующей региональной организации или решением Бюро ЦК РСМ при отсутствии региональной организации.

Согласно п. 8.4 Устава РСМ, местные организации действуют на основании настоящего Устава, устава региональной организации (при его наличии), собственного устава. При создании региональной или местной организации, желающей осуществлять свою деятельность на основании Устава РСМ или устава соответствующей региональной организации РСМ, необходимо получить заверенную копию Устава РСМ или устава соответствующей региональной организации РСМ для подачи в регистрирующий орган.

Согласно п. 8.19 Устава РСМ, членами руководящих органов местной организации могут быть только члены РСМ.

Согласно протоколу учредительного собрания Анивской ГОО ООО РСМ от 20 ноября 2022 года, при учреждении Анивской ГОО ООО РСМ учредителями выступили 5 физических лиц – ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО1; избраны руководящие органы Анивской ГОО ООО РСМ – Председатель (ФИО2) и Совет в составе: ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО1

Вместе с тем, согласно данных единой системы учета членов РСМ, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8 членами РСМ не являлись и не являются, что подтверждается справкой, выданной председателем РСМ ФИО9 № 147 от 02 марта 2023 года. Следовательно, указанные лица не могли выступать в качестве учредителей при создании местной организации РСМ, а избранный единоличный исполнительный орган юридического лица ФИО2 не может входить в руководящие коллегиальные органы или быть единоличным органом Анивской ГОО ООО РСМ.

Кроме того, Анивская ГОО ООО РСМ при создании местной организаци не запрашивала заверенных копий Устава РСМ, как у РСМ, так и у Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи».

Решений об утверждении создания Анивской ГОО ООО РСМ ни Совет Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», ни ЦК РСМ, Бюро ЦК РСМ не принимали, что подтверждается, в том числе заявлениями членов Совета Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» ФИО10 от 11 мая 2023 года, ФИО11 от 05 мая 2023 года, ФИО12 от 04 мая 2023 года, ФИО13 от 02 мая 2023 года, ФИО14 от 03 мая 2023 года, удостоверенными нотариально.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным данным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Пунктом 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (подпункт 1); у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия (подпункт 2); допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении (подпункт 3); допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2) (подпункт 4).

В силу пункта 5 статьи 181.4 данного кодекса решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 181.3 и статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания, нарушающее требования Гражданского кодекса Российской Федерации или иного закона, по общему правилу является оспоримым, если из закона прямо не следует, что решение ничтожно (пункт 107).

Разрешая спор, установив, что, проведенное 20 ноября 2022 года собрание проведено с существенным нарушением положений Устава РСМ, что порождает неблагоприятные последствия, к которым относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе, к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества, суд приходит к выводу о том, что решение об учреждении Анивской ГОО ООО РСМ, оформленное в виде протокола учредительного собрания от 20 ноября 2022 года, является недействительным.

В силу частей 2, 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункт 2 пункта 2, подпункт 1 пункта 5, подпункт 1 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года № 10).

Поскольку протокол учредительного собрания Анивской ГОО ООО РСМ от 20 ноября 2022 года признан судом недействительным, то исковые требования об отмене решения о регистрации в качестве юридического лица Анивской ГОО ООО РСМ (ОГРН <***>) № 373-НКО от 30 декабря 2022 года, принятое Управлением министерства юстиции России по Сахалинской области и исключении сведений об Анивской ГОО ООО РСМ из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат удовлетворению.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, ответчиком каких-либо возражений, допустимых и относимых доказательств в подтверждение возражений на исковые требования в суд не представлено.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (часть 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с абзацем 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций составляет 6000 рублей.

В силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, является доходом муниципальных районов.

Учитывая, что решение состоялось в пользу истца, то с ответчика Анивской ГОО ООО РСМ в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная истцом в соответствии с абзацем 2 подпункта 7 пункта 2 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, и в размере 4 000 рублей в доход муниципального образования «Анивский городской округ».

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» удовлетворить.

Признать протокол учредительного собрания Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» от 20 ноября 2022 года недействительным.

Отменить решение о регистрации в качестве юридического лица Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (ОГРН <***>) № 373-НКО от 30 декабря 2022 года, принятое Управлением министерства юстиции России по Сахалинской области.

Исключить сведения об Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (ИНН <***>) в пользу Сахалинской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (ИНН <***>) государственную пошлину в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

Взыскать с Анивской городской общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (ИНН <***>) государственную пошлину в доход муниципального образования «Анивский городской округ» в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения в мотивированной форме.

Решение в мотивированной форме изготовлено 06 октября 2023 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова