ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-71/19КОПИ от 21.05.2019 Косинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2- 71/2019 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года с. Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Андросенко О.В.

при секретаре Истоминой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к администрации Косинского муниципального района, МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района», МБУК «Косинская централизованная библиотечная система» о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в части размера заработной платы,

у с т а н о в и л:

С обратилась в суд с иском к администрации Косинского муниципального района, МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района», МБУК «Косинская централизованная библиотечная система» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 352 480, 93 руб., возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, установив заработную плату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р, Распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае».

В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МБУК «Косинская централизованная библиотечная система», занимая должность заведующего отделом комплектования. Полагает, что ее заработная плата не соответствует указанным нормативным документам, согласно требованиям которых предусмотрено к 2017 году доведение средней заработной платы работников учреждений культуры до 90% от средней заработной платы в регионе, а к 2018 году, исходя из положений Соглашения между администрацией Косинского муниципального района и министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 28.10.2015 – до 100% от средней заработной платы в регионе.

В судебном заседании истец С и ее представитель – адвокат М, действующая на основании ордера, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам изложенным в иске, дополнительно указав, что требование о взыскании недоначисленной заработной платы предъявляются к администрации Косинского муниципального района, так как финансирование происходит за счет средств районного бюджета, а требования о понуждении заключить дополнительное соглашение к трудовому договору – к МБУК «Косинская централизованная библиотечная система», исходя из того, что данное лицо является работодателем.

Директор МБУК «Косинская центральная библиотечная система» Б в судебном заседании пояснила, что нарушений трудового законодательства по выплате заработной плате истцу нет, поскольку производится в соответствии с Положением о системе оплаты труда. Оснований для заключения дополнительного соглашения к трудовому договору с истцом не имеется. Также, указала, что согласна с тем, что у работников учреждения низкие оклады, «дорожная карата» в районе не выполняется.

Представитель администрации Косинского муниципального района М, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна в полном объеме. В учреждении культуры, где осуществляет свою трудовую деятельность истец, не оказываются услуги дополнительного образования, действует принятое Положение о системе оплаты труда, которое исполняется в полном объеме, финансирование закладывается из расчета требований данного нормативного правового акта. Во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 имеется Соглашение о взаимодействии с Пермским краем, но при этом региональный показатель средней заработной платы устанавливается для субъекта, а не для муниципалитетов и работодателей. Заработная плата каждого работника зависит от показателей, предусмотренных Положением о системе оплаты труда учреждения, в котором работник осуществляет трудовую деятельность. Также, учитывая, что истец в 2018 году увольнялась и требований при увольнении о взыскании заработной платы не заявляла, просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям о взыскании заработной платы. Кроме того, администрация района не является надлежащим ответчиком, поскольку не находится с истцом в трудовых отношениях.

В судебном заседании заведующий МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района» К по существу заявленного иска пояснила, что с требованиями не согласна, никаких нарушений по формированию фонда оплаты труда в отделе культуры не имеется. Несмотря на то, что возглавляемый ею Отдел является главным распорядителем бюджетных финансовых средств, заявленные требования должны предъявляться к работодателю. Заработная плата истцу выплачивается в строгом соответствии с Положением о системе оплаты труда, всем работникам заработная плата доведена до МРОТ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу требований статьи 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" на Правительство Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, возложена обязанность по принятию до 01.12.2012 года программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 Правительством Российской Федерации была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р. В приложении № 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2606-р, утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае".

Целями данного плана мероприятий ("дорожной карты") обозначены: обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры Пермского края как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг; развитие и сохранение кадрового потенциала сферы культуры; повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры.

Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, является соотношение средней заработной платы работников и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2018 году – 100%.

Постановлением Главы Косинского муниципального района Пермского края от 18.08.2014 № 374 утверждено «Положение о системе оплаты труда работников учреждений культуры Косинского муниципального района», определяющее условия оплаты труда данных работников, в том числе минимальные оклады работников учреждений, виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, предоставляемых работникам учреждения, размеры и условия их осуществления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МБУК «Косинская централизованная библиотечная система» (работодатель) и С (работник), последняя осуществляла трудовую деятельность в должности заведующей отделом комплектования до ДД.ММ.ГГГГ, а именно до расторжения трудового договора по инициативе работника. В период действия данного договора заработная плата истца состояла из оклада – 5 944, сельские (25%) – 1 486 руб., выслуга (30%) – 2 229 руб., северной надбавки – 6 761,3 руб., итого – 16 420 руб.

На момент подачи иска и рассмотрения гражданского дела истец осуществляет трудовую деятельность в должности заведующего отделом комплектования на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МБУК «Косинская централизованная библиотечная система» (работодатель) и С (работник). Согласно п.1.11 Договора должностной оклад С составил 6 259,03 руб., надбавки и другие выплаты – 30%, сельские – 25%, уральский коэффициент 20% - 1 251,81 руб., северная надбавка 50% - 3 129,52 руб.

Позиция истца о недоначислении заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сводится к тому, что ей не производились выплаты по «дорожной карте», считает, что ей должна быть установлена ежемесячная заработная плата не ниже среднего размера заработной платы, установленного в регионе, в связи с чем образовалась задолженность по заработной плате в размере 352 480,93 руб.

Так, согласно данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю размер средней заработной платы работников учреждений культуры в организациях Пермского края муниципальной формы собственности за 2017 года составил 25 496,6 руб., за 2018 год – 30 145,3 руб.

При этом размер средней заработной платы специалиста учреждения культуры Косинского района в 2017 году составил 16 143,7 руб., в 2018 году – 18 683,9 руб., 1 квартал 2019 года – 19 822,8 руб.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что установленный размер заработной платы истца не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края, суд не усматривает нарушений норм Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о системе оплаты труда при установлении в спорный период истцу заработной платы.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату в особых условиях (статья 146).

Заработная плата конкретного работника согласно Трудовому кодексу Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть 2 статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть 1 статьи 147).

Положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

При таких обстоятельствах, "дорожная карта" - это не оклад, не его часть, не дополнение к окладу заработной платы, не выплата компенсационного или стимулирующего характера, не часть ежемесячной заработной платы, а это план мероприятий, направленных на улучшение качества оказания государственных (муниципальных) услуг по запланированным законодательством направлениям и, как следствие, не может выплачиваться ежемесячно в одинаковом размере.

Ни трудовое законодательство, ни трудовой договор, ни локальные нормативные акты работодателя, не возлагают на работодателя истца обязанность по повышению заработной платы каждого работника до установленного размера средней заработной платы в регионе за каждый месяц, в связи с чем, доводы истца о нарушении норм трудового законодательства в части исчисления заработной платы являются ошибочными, основаны на неправильном понимании и толковании норм права.

Требования о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору являются производными от требований по выплате недоначисленной заработной платы, в связи с чем правовых оснований для их удовлетворения, также не имеется.

При этом, суд считает необходимым отметить, что, поскольку рассматриваемый спор носит характер трудовых правоотношений, которые, как следует из положений статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором (статья 135 ТК РФ), соответственно, требования об установлении и выплате заработной платы в ином размере, не могут быть направлены к лицу, не являющемуся стороной трудового договора.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования С к администрации Косинского муниципального района, МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района», МБУК «Косинская централизованная библиотечная система» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 352 480,93 руб., возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в части установления размера заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р, Распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 № 58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Андросенко

Копия верна. Судья О.В. Андросенко

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2019

Судья О.В. Андросенко