ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-760/19 от 20.01.2019 Осинниковского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-760/2019

УИД 42RS0020-01-2019-000884-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе

судьи Раймер К.Е.

при секретаре Сомик Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осинники 23.09.2019 года гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осинниковского городского округа, муниципальному образованию Осинниковский городской округ в лице Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просит обязать ответчика обеспечить проведение мероприятий по организации надлежащего водоотведения на территории Осинниковского городского округа путем: разработки, утверждения в порядке, установленном законом, проектной документации по строительству станции УФ обеззараживания на очистных сооружениях <адрес> и обеспечению ввода построенного объекта в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ; разработки, утверждению в порядке, установленном законом, проектной документации по реконструкции канализационных очистных сооружений Осинники и обеспечению ввода реконструируемого объекта в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивирует тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании сведений Отдела водных ресурсов по <адрес> Верхне-Обского БВУ проведена проверка исполнения муниципальным унитарным предприятием Осинниковского городского округа «Водоканал» (далее- МУП ОГО «Водоканал») требований водного законодательства при сбросе недостаточно очищенных (загрязненных) сточных вод в поверхностные водные объекты - <адрес> через выпуск , <адрес> через выпуск и <адрес> через выпуски и .

Установлено, что в ходе производственной деятельности МУП ОГО «Водоканал», осуществляя деятельность по водопользованию, на протяжении длительного периода времени допускает сбросы сточных вод в вышеуказанные водные объекты в отсутствие специального разрешения на сброс ряда загрязняющих веществ, а также допускает сбросы ряда загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимого сброса, нарушая требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что, в совокупности, является нарушением требований ч. 1 ст. 44, ст. 56 и ст. 60 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 34, ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - (далее Федеральный закон –ФЗ).

На протяжении нескольких лет в отношении ранее действовавших вкачестве водопользователя юридических лиц - ООО «Осинниковскийводоканал», ООО «Водоснаб», ООО «Км», а также в отношении действующего в настоящее время МУЛ ОГО «Водоканал» и их должностных лиц органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также органом федерального государственного экологического надзора в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий систематически принимались административные меры, направленные на привлечение водопользователя, осуществляющего сброс сточных вод в <адрес>, <адрес> и <адрес>, к административной ответственности за правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также за нарушения требований водного законодательства.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Осинниковским городским судом <адрес> удовлетворены требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц к ООО «Осинниковский водоканал» о возмещении вреда, причиненного в результате сброса сточных вод водным объектам - <адрес> и <адрес> в размере 24 488 169 рублей. Ущерб не был взыскан в связи с банкротством предприятия.

В 2012 году в отношении ООО «Водоснаб» прокуратурой проведена проверка, по результатам которой были установлены многочисленные нарушения в сфере водопользования.

В 2013 году в отношении ООО «Км» прокурором были вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, предприятие было привлечено к ответственности за нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

Анализ сведений о привлечении юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию канализационных очистных сооружений (КОС) <адрес> и <адрес>, за выявленные в результате этих проверок правонарушения свидетельствует о том, что большинство из них являются следствием неудовлетворительного, фактически аварийного состояния используемых очистных сооружений.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки и.о.Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора направлено требование в администрацию Осинниковского городского округа о предоставлении документов и сведений, а именно, сведений о результатах рассмотрения муниципалитетом информации МУП ОГО «Водоканал» о состоянии городских очистных сооружений, поступившей за период 2015-2018 гг., а также сведения о реализации муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Осинниковского городского округа» на период 2016-2025 гг. в части водохозяйственных мероприятий, направленных на эффективную очистку принимаемых городскими очистными сооружениями сточных вод.

Установлено, что в период своей деятельности ООО «Водоснаб», ООО «Км», а также МУП ОГО «Водоканал» неоднократно обращались к собственнику очистных сооружений в лице администрации Осинниковского городского округа, МУП «УГХ» с уведомлениями об аварийном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений, о необходимости разработки либо корректировки инвестиционной программы модернизации объектов водоснабжения и водоотведения по приведению качества питьевой воды и сточных вод в соответствие с установленными требованиями, однако, принятия мер со стороны собственника очистных сооружений, направленных на включение мероприятий по реконструкции очистных сооружений в региональные программы ЖКХ, финансирование разработки проектной документации капитального ремонта, реконструкции/строительства новых очистных сооружений не последовало.

Канализационные очистные сооружения <адрес> расположены на северо-западной окраине <адрес> на левом <адрес>, введены в эксплуатацию в 1964 году.

Канализационные очистные сооружения <адрес> расположены на северо-западной окраине на спланированной площадке у нижней части распада на берегу <адрес>, введены в эксплуатацию в 1960 году.

Эксплуатация действующих на территории Осинниковского городского округа очистных сооружений приводит не только к нарушению технологического режима очистных сооружений, но и, в первую очередь, не обеспечивает очистку стоков до нормативов допустимых сбросов.

В соответствии с муниципальной программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории Осинниковского городского округа на 2016-2025 гг. «далее Муниципальная программа) в целях функционирования систем и объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, улучшения экологической ситуации на территории городского округа в качестве программных мероприятий (стр. 108 Муниципальной программы) включена модернизация объектов системы водоотведения - очистных сооружений на КОС <адрес> и на КОС <адрес>.

В прокуратуру поступили результаты технического обследования централизованных систем водоотведения МУП ОГО «Водоканал» в целях дальнейшего планирования мероприятий по приведению качества сточной воды в соответствие с установленными требованиями, проведенного АО «Энергоизмерения» по инициативе КУМИ Осинниковского городского округа (далее - Акт о техническом обследовании).

По итогам контроля качества сточной и очищенной воды выявлены отклонения в ПДК, сточные воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по показателям - азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов, БПК, фосфаты, сульфаты, хлориды, железо. Сброс в поверхностные источники очищенных вод такого химического состава не допускается - требуется реконструкция очистных сооружений (стр. 29 Акта о техническом обследовании).

Процент износа конструктивных элементов зданий и сооружений КОС <адрес> и КОС <адрес>, а также трубопроводов, задвижек и насосного оборудования очистных сооружений в целом составляет не менее , что требует проведения работ по реконструкции очистных сооружений (стр. 146 Акта о техническом обследовании).

Таким образом, очистные сооружения Осинниковского городского округа находятся в аварийном состоянии, имеют высокий уровень изношенности, что нашло свое подтверждение в результате обследования.

В рамках мероприятий по контролю территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес> периодически отбираются пробы сточной воды после очистки. По результатам проведенных микробиологических, санитарно-химических и паразитологических исследований сточная вода после очистки не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по показателям содержания химических, термотолерантных колиформных бактерий, общих колиформных бактерий.

В рамках проверки в действиях МУП ОГО «Водоканал» вновь выявлены нарушения требований водного законодательства при осуществлении эксплуатации вышеуказанных очистных сооружений, в связи с чем, в отношении водопользователя вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения постановлений Управлением Росприроднадзора по <адрес> МУП ОГО «Водоканал» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в общем размере 260 000 рублей.

Деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Осинниковского городского округа осуществляется МУП ОГО «Водоканал», находящемся в настоящее время в стадии банкротства. Переданный водопользователю имущественный комплекс очистных сооружений, эксплуатируемых им в целях обеспечения населения и организаций Осинниковского городского округа услугами по водоотведению сточных (ливневых) вод, не позволяет осуществлять его нормальную эксплуатацию по причине высокой степени изношенности.

Согласно ст. 45 Устава Осинниковского городского округа, принятого решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ-МНА, к компетенции администрации Осинниковского городского округа в области строительства, благоустройства и управления жилищно-коммунальным хозяйством относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Информация о состоянии городских очистных сооружений, поступающая на протяжении нескольких лет в органы местного самоуправления Осинниковского городского округа от эксплуатирующих очистные сооружения организаций, а также от органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора не анализируется, мер по устранению нарушений федерального законодательства собственником имущественного комплекса очистных сооружений не принимается. В связи с чем, запланированные муниципалитетом мероприятия в рамках развития систем коммунального комплекса Осинниковского городского округа носят декларативный характер.

В результате эксплуатации МУП ОГО «Водоканал» очистных сооружений Осинниковского городского округа, находящихся в аварийном состоянии, нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных объектов - <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением нормативов качества окружающей среды и требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водный объект на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

В связи с необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которых ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и гарантировалось соблюдение и защита экологических прав граждан, необходимо обеспечить надлежащее функционирование муниципальных очистных сооружений, используемых в целях водоотведения на территории Осинниковского городского округа.

ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Осинниковского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. По результатам его рассмотрения (ответ от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении очистных сооружений <адрес> усматривается необходимость строительства станции УФ обеззараживания, в отношении канализационных очистных сооружений <адрес> - реконструкция.

Определением суда от 24.07.2019к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование Осинниковский городской округ в лице Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом» (том 2 л.д.114-123).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО «Водоканал».

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Новокузнецкого межрайонного природоохранного <адрес>ххх исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в соответствии с Концессионным соглашением в отношении объектов водоотведения Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО «Осинниковский городской округ» в лице МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа (Концедент), ООО «Водоканал» (Концессионер) и <адрес>ю (третья сторона) объектом соглашения являются объекты водоотведения, принадлежащие на праве собственности Осинниковскому городскому округу. В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. При этом в силу ч.2 ст.18 Федерального закона –ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с Уставом МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа, утвержденным решением администрации Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-р, КУМИ по поручению администрации городского округа приобретает за счет средств бюджета городского округа имущество в муниципальную собственность муниципального образования «Осинниковский городской округ». Согласно п.3.11 Устава КУМИ на основании правового акта Главы городского округа КУМИ вправе выступать заказчиком на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд муниципального образования за счет средств бюджета городского округа путем заключения муниципального контракта. Соответственно, в силу вышеуказанных норм, обязанность по организации надлежащего водоотведения возложена только на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация Осинниковского городского округа, а не МКУ «КУМИ» ОГО несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке и отведению сточных вод на территории городского округа в соответствии с санитарным законодательством, а также законодательством об охране окружающей среды. Мер, направленных на организацию на территории городского округа мероприятий по реконструкции существующего комплекса очистных сооружений (их модернизации или строительству новых очистных сооружений), что объективно подтверждалось бы заключением муниципального контракта на выполнение работ по разработке документации на проведение данных мероприятий до настоящего времени не принято.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации водоотведения с планом или программой органов местного самоуправления на какой-либо год, а также с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение, наличие муниципальной программы не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Очистные сооружения Осинниковского городского округа работают, однако в силу большого срока их эксплуатации и, как следствие, изношенности, не выполняют своё прямое назначение, нормативная очистка воды не производится, что подтверждается материалами проверок прокуратуры, а также федерального государственного экологического и санитарно- эпидемиологического надзора, представленными в качестве доказательств обоснованности требований истца по настоящему делу. Прокурор в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ обосновал свои исковые требования о необходимости установления ответчику сроков для исполнения решения суда. Продолжительность данных сроков определена частично как позицией самого ответчика, изложенной в ответе на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, так и их разумностью с точки зрения реального исполнения. Кроме того при определении срока для исполнения решения суда необходимо учитывать требования ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, срок, указанный истцом в заявлении, позволяет исполнить на территории Осинниковского городского округа обязанности по проведению мероприятий по организации надлежащего водоотведения.

Представитель ответчика администрации Осинниковского городского округа ххх, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражения, в которых указала, что для реализации полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения было принято постановление администрации Осинниковского городского округа -п от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в хозяйственное ведение МУП ОГО «Водоканал» муниципального имущества», на основании которого был заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ о порядке использования закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения между МКУ КУМИ и МУП ОГО Водоканал (далее - Предприятие).

По данному договору для осуществления деятельности Предприятия за ним было закреплено на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, предназначенное для целей водоснабжения и водоотведения. Согласно условиям договора: п. 2.1 «Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности Предприятия..»; п.2.4 «остальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, оно имеет право самостоятельного распоряжения»; п.3.1 «осуществляет необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет Предприятия». В силу ст. 294 ГК РФ Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. В силу ст. 295 ГК РФ Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении:

П.1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Абз.2 п.2 Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Исходя из смысла приведенных норм главы 19 Гражданского кодекса, имущество, находящееся в хозяйственном ведении должно содержать за счет того, кому оно передано, т.е. МУП ОГО «Водоканал», а также распоряжается таким имуществом самостоятельно.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что в силу условий договора, где определены права обязательства сторон, и к обязательствам Предприятия отнесены, в том числе реконструкция и восстановление, ремонт имущества, следовательно, администрация Осинниковского городского округа является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Кроме того, нахождение МУП ОГО «Водоканал» в стадии банкротства не освобождает от выполнения своих обязанностей, в том числе содержание/ реконструкции имущества.(Тяжелое финансовое положение должника, отсутствие у него денежных средств и иных активов, нахождение в процедуре банкротства другие подобные обстоятельства не исключают права кредитора настаивать на взыскании такой компенсации, поскольку не освобождают должника от обязанности исполнить судебный акт.

2. Имущество, закрепленное за предприятием, является собственностью муниципального образования - Осинниковский городской округ (п.1.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 126 ГК РФ юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. Администрация Осинниковского городского округа это учреждение, созданное муниципальным образованием, которое производит расходы по утвержденной смете и не может выполнять те обязательства, которые возложены на Муниципальное образование - Осинниковский городской округ.

Согласно ст. 215 ГК РФ Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Администрация Осинниковского городского округа - это муниципальное казенное учреждение, которому открыт счет в УФК, на который поступают денежные средства для выплаты заработной платы сотрудникам администрации и оплаты хозяйственных расходов. Одновременно администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, т.е. выполняет публичные обязанности от имени Муниципального образования - Осинниковский городской округ. Статья 125 ГК РФ устанавливает, что от имени публично-правовых образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти либо органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Администрация Осинниковского городского округа, как и любое юридическое лицо (учреждение), отвечает только по обязательствам гражданско-правового характера, а Муниципальное образование - Осинниковский городской округ, в лице администрации Осинниковского городского округа - по обязательствам публично-гражданского характера. Непосредственно администрация Осинниковского городского округа (как бюджетное учреждение) не отвечает своим имуществом по долгам создавшего его публично - правового образования (п. 2 ст. 126 ГК РФ), следовательно, не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Не возражает привлечь в качестве соответчика для участия в деле Муниципальное образование Осинниковский городской округ в лице Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом».

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и <адрес>ххх, действующая на основании доверенности -С/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании считает, что исковые требования законны и обоснованны, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель МУП ОГО «Водоканал» ххх, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пояснила, что между ООО «Водоканал» и муниципальным образованием Осинниковский городской округ было заключено Концессионное соглашение в отношении объектов водоотведения Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Приложение данного соглашения предусматривает задание концессионеру, основные мероприятия, осуществляемые концессионером, а также предельный размер расходов на период действия Концессионного соглашения. В соответствии с положениями Концессионного соглашения и приложения мероприятий по реконструкции объектов водоотведения в <адрес>, в том числе разработка, утверждение проектной документации по строительству станции УФ обеззараживания на очистных сооружениях <адрес>, не предусмотрено. Соответственно, не определен объем и источник финансирования данных мероприятий. Относительно реконструкции существующих объектов водоотведения в <адрес> объем финансирования также представлен в приложении к Концессионному соглашению.

Так же пояснила, что Концессионное соглашение в отношении объектов водоотведения Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ было заключено по результатам конкурса (№ извещения 190419/0322775/02). В соответствии с конкурсной документацией мероприятия по разработке, утверждению проектной документации по строительству станции УФ обеззараживания на очистных сооружениях <адрес> не были предметом конкурсной процедуры, не являлись критериями конкурса, информация о данных мероприятиях участникам конкурса не предоставлялась.

Кроме того, реализация мероприятий, в том числе по проектированию, предусмотренных Концессионным соглашением, определена периодом с 2020 г. по 2027 г. включительно. Соответственно срок начала реализации мероприятий по Концессионному соглашению не наступил и превышает сроки, представленные в исковом заявлении Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора.

Таким образом, ООО «Водоканал» в настоящий момент не располагает достаточными данными для определения вида необходимых мероприятий по реконструкции объектов водоотведения <адрес>, реализация которых возможна в соответствии с предельными размерами расходов, утвержденных Концессионным соглашением. Также ООО «Водоканал» не имеет возможности оценить до этапа проектирования мероприятий их достаточность для достижения нормативов допустимого сброса.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Заключение Концессионного соглашения является лишь одним из способов реализации органами местного самоуправления вышеназванных полномочий и обязанностей. Так п. 6.19. Концессионного соглашения предусмотрено, что Концедент оставляет за собой право осуществления расходов на реконструкцию объектов имущества в составе Объекта Соглашения и иного имущества и на строительство дополнительных объектов, являющихся частью системы, в объемах, предусмотренных бюджетом муниципального образования на соответствующий финансовый год, указанные объекты передаются в последующем Концессионеру по акту приемки-передачи как неотъемлемая часть ранее переданной системы. При участии Концессионера в региональных, федеральных программах по ремонту, реконструкции, модернизации Объектов Соглашения, Концедент имеет право дополнительно обеспечивать финансирование расходов в объёмах, предусмотренных данными программами.

Таким образом, передача объекта Концессионного соглашения Концессионеру не является препятствием для реализации Концедентом своих прав относительно улучшения характеристик переданного оборудования и реализации своих полномочий как органа местного самоуправления. Формируя техническое задание при объявлении конкурса на заключение Концессионного соглашения, администрация Осинниковского городского округа располагала всеми необходимыми данными и имела возможность оценить необходимость привлечения инвестиций в определенном объеме. Соответственно, не указав данные мероприятия в задании концессионеру администрация Осинниковского городского округа определила иные источники финансирования для обеспечения указанных ей в ответе на представление прокуратуры мероприятий.

Представитель соответчика Муниципального образования Осинниковский городской округ в лице Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материала дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в силу действующего процессуального законодательства РФ, имеет право обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или)водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных объектов водоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения.

Водное законодательство Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.19 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона –ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

За нарушение правил водопользования, в том числе пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, запрещающего осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, является одним из видов причинения вреда водным объектам.

Судом установлено, что предприятие МУП Осинниковского городского округа «Водоканал» создано постановлением Муниципального образования-Осинниковский городской округ Администрации Осинниковского городского округа -п в 2014 года (л.д.23-24 том 1).

Целями деятельности в соответствии с уставом МУП Осинниковского городского округа «Водоканал» является эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и аварийный ремонт: внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения; внешних и внутренних систем теплоснабжения; внешних и внутренних систем электроснабжения; жилищного фонда и нежилых помещений (производственных, административных зданий); строительных конструкций и отделки зданий. Оказание услуг по проведению отбора проб и анализов в лабораториях «Предприятия» питьевой, подземной, поверхностной воды, хозяйственно-бытовых сточных вод, стоков промышленных предприятий, природные поверхностные воды, дренажные воды. Основной вид деятельности МУП ОГО «Водоканал» является забор, очистка и распределение воды. (л.д.16-22 том 1).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ МУП ОГО «Водоканал» осуществляет деятельность по водопользованию путем сброса сточных вод в поверхностный водный объект <адрес> посредством выпуска и .

Право пользования водным объектом предоставлено предприятию на основании решения Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/РРТ/Сс-11.2014 МУП ОГО «Водоканал» о предоставлении в пользование водного объекта для осуществления сброса сточных вод в месте <адрес> (л.д.25-36 том 1).

Решением Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/РРТ/Сс-10.2014 МУП ОГО «Водоканал» предоставлен в пользование водный объект для осуществления сброса сточных вод в месте ручья Баевка (л.д.37-49 том 1).

Решением Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/ МУП ОГО «Водоканал» предоставлен в пользование водный объект для осуществления сброса сточных вод в месте <адрес>, срок водопользования – по ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации решения в государственном водном реестре Российской Федерации -ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-66 том 1).

Согласно разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты /вода ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено 7 загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в <адрес> по выпуску :нитраты, нитриты, фенол, СПАВ, железо, нефть (нефтепродукты), БПК (л.д.67 том 1).

Нормативы допустимого сброса в <адрес> через выпуск рег. утверждены для предприятия приказом Отдела водных ресурсов по <адрес> Верхне-Обское Бассейновое водное управление от ДД.ММ.ГГГГ-пр сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-86 том 1).

Нормативы допустимого сброса в <адрес> через выпуск утверждены для предприятия приказом Отдела водных ресурсов по <адрес> Верхне-Обское Бассейновое водное управление от ДД.ММ.ГГГГ-пр сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-86 том 1).

Установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу с указанием допустимой концентрации загрязняющего вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса (л.д.69-71 том 1).

Руководителем МУП ОГО «Водоканал» утверждена информация о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта на 2014-2024 (л.д.87-95 том 1).

Вышеуказанная разрешительная документация обязывает предприятие соблюдать перечень и нормативы разрешительных к сбросу загрязняющих веществ.

Из материалов дела следует, что в период своей деятельности ООО «Водоснаб», ООО «Км», МУП ОГО «Водоканал» неоднократно обращались к собственнику очистных сооружений в лице администрации Осинниковского городского округа, МУП «УГХ» <адрес> с уведомлением об аварийном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений, о необходимости разработки либо корректировки инвестиционной программы модернизации объектов водоснабжения и водоотведения по приведению качества питьевой воды и сточных вод в соответствие с установленными требованиями, однако, принятия мер со стороны собственника очистных сооружений, направленных на включение мероприятий по реконструкции очистных сооружений в региональные программы ЖКХ, финансирование разработки проектной документации капитального ремонта, реконструкции/строительства новых очистных сооружений не последовало (л.д.97-104 том 1).

Согласно разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты /вода от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено 8 загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в <адрес> по выпуску : нитраты, нитриты, фенол, взвешенные вещества, азот аммонийный, железо, нефть (нефтепродукты), БПК, фосфаты, сульфаты, хлориды, железо. Сброс в поверхностные источники очищенных вод такого химического состава не допускается – требуется реконструкция очистных сооружений.

Процент износа конструктивных элементов зданий и сооружений КОС г.осинники и КОС <адрес>, а также трубопроводов, задвижек и насосного оборудования очистных сооружений в целом составляет не менее 80%, что требует проведения работ по реконструкции очистных сооружений (л.д.6-95 том 2).

Как следует из ответа Администрации Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства из муниципального бюджета для МУП ОГО «Водоканал» на реконструкцию очистных сооружений не выделялось (л.д.121 том 1).

По информации, поступившей из Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Управлением Росприроднадзора по <адрес> проведена проверка в отношении МУП ОГО «Водоканал».

В ходе проверки специалистами выявлено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно допустили сброс сточных вод в водный объект <адрес> в отсутствие специального разрешения на сброс ряда загрязняющих веществ. Указанное нарушение отражено в постановлении о назначении административного наказания №В-130-в МУП ОГО «Водоканал» признана виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей (л.д.135-140 том 1).

Постановлением №В-129-в от ДД.ММ.ГГГГ МУП ОГО «Водоканал» назначено административное наказание за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 90 000 рублей за то, что ответчик допустил сброс сточных вод в водный объект <адрес> в отсутствие специального разрешения на сброс ряда загрязняющих веществ (л.д.147-152 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ Новокузнецким межрайонным природоохранным Прокурором в адрес МУП ОГО «Водоканал» направлено представление об устранении нарушений требований водного законодательства, дан месячный срок о сообщении по результатам рассмотрения представления (л.д.153-162 том 1).

МУП ОГО «Водоканал» был дан ответ, что вины сотрудников в указанных нарушениях работодатель не усмотрел (л.д.163-164 том 1).

Канализационные очистные сооружения <адрес> расположены на северо-западной окраине <адрес> на левом берегу <адрес>, введены в эксплуатацию в 1964 году.

Канализационные очистные сооружения <адрес> расположены на северо-западной окраине на спланированной площадке у нижней части распада на берегу ручья Баевка, введены в эксплуатацию в 1960 году (л.д.178-194 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ Новокузнецким межрайонным природоохранным Прокурором в адрес Главы администрации МО «Осинниковский городской округ» направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. По результатам его рассмотрения в отношении очистных сооружений <адрес> усматривается необходимость строительства станции УФ обеззараживания, в отношении канализационных очистных сооружений <адрес> –реконструкция (л.д.165-171, 172 том 1).

В соответствии с Муниципальной программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории Осинниковского городского округа на 2016-2025 в целях функционирования систем и объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, улучшения экологической ситуации на территории городского округа в качестве программных мероприятий включена модернизация объектов системы водоотведения –очистных сооружений на КОС <адрес> и на КОС <адрес> (л.д.173-194 том 1).

Постановлением администрации Осинниковского городского округа -п от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в хозяйственное ведение МУП ОГО «Водоканал» муниципального имущества», на основании которого был заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ о порядке использования закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения между МКУ КУМИ и МУП ОГО «Водоканал» за последними было закреплено на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, предназначенное для целей водоснабжения и водоотведения (л.д.201-205 том 1).

В соответствии с п.2.1 указанного договора «Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности Предприятия..»; п.2.4 «остальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, оно имеет право самостоятельного распоряжения»; п.3.1 «осуществляет необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет Предприятия».

В соответствии с концессионным соглашением в отношении объектов водоотведения Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО «Осинниковский городской округ» в лице МКУ «КУМИ» Осинниковского городского округа (Концедент), ООО «Водоканал» «Концессионер) и <адрес>ю (третья сторона) объектом соглашения являются объекты водоотведения, принадлежащие на праве собственности Осинниковскому городскому округу (л.д.177-226 том 2).

Доводы представителя ответчика о том, что МУП ОГО «Водоканал» является надлежащим ответчиком, администрация Осинниковского городского округа является ненадлежащим ответчиком, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно Уставу МУП ОГО «Водоканал» (предприятие) Предприятие создано в целях оказания услуг по приему и передаче сточных вод через сети предприятия, водоснабжения предприятий и населения <адрес>.

К предмету деятельности предприятия относятся: эксплуатация и техническое обслуживание, текущий и аварийный ремонт; выполнение строительно-монтажных работ; эксплуатация грузоподъемных механизмов …; оказание транспортных услуг; оказание услуг по проведению отборов проб и анализов в лабораториях предприятия питьевой, подземной, поверхностной воды… (л.д.16-22 том 1).

Согласно Уставу МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом», КУМИ по поручению администрации городского округа приобретает за счет средств бюджета городского округа имущество в муниципальную собственность муниципального образования «Осинниковский городской округ». Согласно п.3.11 Устава КУМИ на основании правового акта Главы городского округа КУМИ вправе выступать заказчиком на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд муниципального образования за счет средств бюджета городского округа путем заключения муниципального контракта (л.д.166-173 том 2).

Анализируя вышеизложенные нормы права, обязанность по организации надлежащего водоотведения возложена на органы местного самоуправления, в связи, с чем суд приходит к выводу, что именно администрация Осинниковского городского округа, а не МУП ОГО «Водоканал», МКУ «КУМИ» ОГО несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке и отведению сточных вод на территории городского округа в соответствии с санитарным законодательством, а также законодательством об охране окружающей среды.

Мер, направленных на организацию на территории городского округа мероприятий по реконструкции существующего комплекса очистных сооружений (их модернизации или строительству новых очистных сооружений), суду не представлено.

Очистные сооружения Осинниковского городского округа работаю, однако в силу большого срока их эксплуатации, как следствие, изношенности, не выполняют свое прямое назначение, нормативная очистка воды не производится, что подтверждается представленными материалами дела, на основании изложенного суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Суд полагает, что предложенный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения ответчиком решения, соответствует статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является разумным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

обязать Администрацию Осинниковского городского округа обеспечить проведение мероприятий по организации надлежащего водоотведения на территории Осинниковского городского округа путем: разработки, утверждения в порядке, установленном законом, проектной документации по строительству станции УФ обеззараживания на очистных сооружениях <адрес> и обеспечению ввода построенного объекта в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ; разработки, утверждению в порядке, установленном законом, проектной документации по реконструкции канализационных очистных сооружений Осинники и обеспечению ввода реконструируемого объекта в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В исковых требованиях к Муниципальному образованию Осинниковский городской округ в лице Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом», отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 28.09.2019 года.

Судья К.Е. Раймер