ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7692/2016 от 14.11.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2016 года ....

Центральный районный суд .... края в составе:

Судьи Наконечниковой И.В.,

При секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Министерству финансов РФ, ФИО1 по .... о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском и просит взыскать с ответчиков денежную компенсацию причиненного морального вреда в сумме 890 500 руб.. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС ..... Указывает, что условия содержания в ИВС .... не соответствовали требованиям закона, условия содержания были унижающими и бесчеловечными. Истец содержался в переполненных камерах, с курящими взрослыми, на одного человека приходилось очень мало личного пространства, менее 4 кв.м.. В камере не было индивидуальных койко-мест, была одна деревянная нара, на которой принимали пищу и спали. Санузел не был огорожен, расположен в 1, 5 м. от нары. Приходилось справлять нужду на глазах других сокамерников и сотрудников ИВС, наблюдающих в дверной глазок. В связи с этим испытывал стыд, переживания, чувство страха и неполноценности. Кроме того, из унитаза, который не был ничем огорожен, исходило страшное зловоние, было невозможно принимать пищу. Отсутствовали столы для приема пищи, кормили мало - 2 раза в сутки некачественной пищей. В камерах отсутствовали розетки 220 Вт, горячий водопровод, в наличии была одна лампочка (60 Вт). Отсутствовали постельные принадлежности, в частности матрац, одеяло, подушки, не выдавалась зубная паста, мыло, зубная щетка. Из продуктов питания не выдавали сдобу, сливочное масло, творог, яйца, молоко, кисель, мясо, рыбу, свежие овощи, фрукты, сок. Не имелось тазов для стирки белья. Отсутствовал хозяйственный инвентарь, моющие средства. Не разрешалось звонить родным. В камеру не выдавали школьную, обучающую литературу, настольные игры. Отсутствовал холодильник, радио, телевизор. В камере водились вши, клопы, тараканы, пауки, крысы. Стены камер покрыты плесенью, паутиной, в камере было темно, сыро, постоянный дым. Воду для питья набирали из санузла, так как отсутствовала раковина. Такие нечеловеческие условия унижали честь и достоинство истца.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

ФИО1 ответчика ФИО1 по ....ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме. Пояснила, что доказательства в обоснование исковых требований истцом не представлены. Истец содержался в ИВС по три дня. Истец обратился с данным иском в суд спустя 10 лет, поэтому говорить о моральном вреде неверно.

ФИО1 третьего лица ГУ МВД ФИО1 по АК в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

ФИО1 ответчика Министерства финансов РФ и третьего лица УФК по .... в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. В представленном в материалы дела отзыве указывает, что надлежащим ответчиком по делу является ГУ МВД ФИО1 по АК. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно п.3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительств Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы. Органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Пункт 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314
«Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» на ФСИН ФИО1 возложены функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При этом к числу функций не отнесено участие в судах в качестве ответчика от имени государства и возмещение вреда в связи с незаконными действиями сотрудников и органов ФСИН ФИО1.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, надлежащим ответчиком по предъявленным истцом требованиям является финансовый орган, выступающий от имени казны Российской Федерации, -Министерство Финансов Российской Федерации.

При этом УФК ФИО1 по .... в силу возложенных полномочий осуществляет представление интересов Министерства Финансов Российской Федерации в судах, к числу финансовых органов, выступающих от имени казны Российской Федерации, не относится.

Статьёй 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО2 арестован Железнодорожным РОВД .... по ст. 161 ч.2 п. «АГ» УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ составлена ИЗ 22/.... дактилоформула; ДД.ММ.ГГГГ арестован Железнодорожным РОВД .... по ст. 159 ч.2 УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ составлена ИЗ 22/.... дактилоформула.

Из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по ....ДД.ММ.ГГГГ из Железнодорожного РОВД. За период ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН ФИО1 по ....ДД.ММ.ГГГГ из Железнодорожного РОВД. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из зала Железнодорожного суда.

Таким образом, судом установлено, что истец содержался в ИВС .... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 просит взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, по его мнению, ненадлежащими условиями его содержания в ИВС .... в ДД.ММ.ГГГГ г.г. и унижающими его достоинство.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон № 103-ФЗ).

В силу ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Статьей 7 Закона № 103-ФЗ установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда (ст. 13 Закона № 103-ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 Закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Главой II Закона № 103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (ст. 17 - ст. 31).

В соответствии со ст. 17 Закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе вести переписку и получать письменные принадлежности, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

Согласно ст. 22 Закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ.

Согласно Норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень продуктов питания не входят фрукты и соки.

В силу ст. 23 Закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Требования к медико-санитарному обеспечению в местах содержания под стражей установлены в ст. 24 Закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой на администрацию указанных мест возложена обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В спорный период действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с разделом 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС. Камеры ИВС оборудуются столом и санитарным узлом. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Размещение подозреваемых и обвиняемых в не приспособленных для этих целей помещениях запрещается (п. 2.15). Подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания в ИВС и нарушения законных прав и интересов; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 6.1).

Из сообщения ИВС ФИО1 по .... следует, что в ДД.ММ.ГГГГ годах ИВС при ГУВД по .... располагался по адресу: ..... С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ИВС ФИО1 по .... находится по адресу: .... «а», .....

На настоящий день предоставить информацию о содержании в ИВС ФИО2, а так же иные запрашиваемые сведения не представляется возможным, в связи с истечением сроков хранения учетно-регистрационной документации за вышеуказанный период времени. Представлены копии актов на уничтожение журналов в ИВС по ГУВД от ДД.ММ.ГГГГ

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что журнал регистрации дезинфекции одежды и постельных принадлежностей уничтожен.

Из акта на уничтожение документов, журналов в ИВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что журнал регистрации жалоб и заявлений подозреваемых и обвиняемых ИВС УВД, журнал регистрации жалоб и заявлений подозреваемых и обвиняемых ИВС при ГУВД, (бракиражный) книга снятия пробы пищи уничтожены.

В акте на уничтожение дел ИВС ФИО1 по .... указано, что журнал для записи арестованных и задержанных по подозрению в совершении преступлений, содержащихся в ИВС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уничтожен.

Согласно санитарного паспорта ИВС от ДД.ММ.ГГГГ лимит наполняемости составлял 55 человек при общей площади камер 222 кв.м., водоснабжение централизованное (холодная вода), отопление местное от квартальной котельной, канализация центральная. Освещение естественное и искусственное, вентиляция естественная и вытяжная, количество санузлов для спецконтингента 22, условия санобработки соблюдаются, площадь прогулочного двора 64 кв.м., продолжительность прогулок не менее 1 часа, имеется уборочный инвентарь, ежедневно проводится текущая уборка, один раз в неделю- генеральная, обеспечение мыло-моющими и дезинфицирующими средствами; имеется оборудование, комната для подогрева и раздачи пищи.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной ИВС при ГУВД, следует, что в старом здании ИВС ГУВД .... камерная площадь составила 222 кв.м., полезная площадь на 1 человека равна 4 кв.м., что является нормой, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ камера ИВС была оборудована только естественной вентиляцией по воздуховодам. Порядок медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения спецконтингента в ИВС проводился в соответствии с требованиями приказа МВД ФИО1 дсп-ДД.ММ.ГГГГ года и контролировался санитарно-эпидемиологической службой ГУВД, а также ежедневными проверками надзирающей прокуратуры. Камеры ИВС ежедневно обрабатывались дезинфицирующими средствами медицинским работником ИВС. Генеральная уборка проводилась во всех помещениях изолятора не реже 1 раза в месяц. Водоснабжение и канализация централизованные. Все камеры в ИВС были оборудованы санузлом, водопроводом. Камеры ИВС были оборудованы водопроводом. Вода пригодная для питья, что также контролировалось санитарно-эпидемиологической службой. Камеры ИВС были оборудованы нарами. В ИВС подозреваемые и обвиняемые обеспечивались горячим питанием, по нормам положенности, утвержденного Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Норма закладки по положенности продуктами питания контролировалась ФЭУ ГУВД ..... При ежедневном обходе камер администрация ИВС проводила опрос спецконтингента, как в устной, так и в письменной форме. Все полученные жалобы и заявления спецконтингента направлялись адресатам, что фиксировалось в специальном журнале. Для составления жалоб и заявлений спецконтингенту выдавались письменные принадлежности.

Из ответа ИВС УВД .... на заявление ОРКСМиК УВД АК .... исх. от 08.02.2000г.) следует, что в ИВС .... в наличии имелись унитазы и умывальники в камерах и в помещениях ИВС.

Актом технического обследования ИВС при УВД .... подтверждается, что количество камер-19, по санитарным нормам на 55 человек спецконтингента. Камеры оборудованы нарами, водопроводом и саузлами. Имеется комната для свиданий, подогрева пищи. Вентиляция естественная и принудительная. Постельные принадлежности имеются. Шашки и библиотека имеются. Радиоточка имеется в 8 камерах.

Из разнарядки на получение матрасов, одеял и медицинских аптечек для ИВС ОВД ...., утвержденных ДД.ММ.ГГГГ указано: матрац-30 штук, одеяло (покрывало) – 8 штук.

Согласно справки ИВС ФИО1 по .... от ДД.ММ.ГГГГ на сегодняшний день предоставить информацию, подтверждающую период и условия содержания в ИВС при ГУВД ....ФИО2, а также иные запрашиваемые сведения за указанные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. не представляется возможным, в связи с истечением сроков хранения учетно-регистрационной документации за вышеуказанный период времени.

Информация о фактах обращений истца с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС Управления МВД ФИО1 по .... в материалах гражданского дела отсутствует.

По сведениям ГУ МВД ФИО1 по .... от ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГдсп требования по регистрации в подразделении делопроизводства и режима технического, санитарного паспортов, а также актов обследования технической укрепленности ИВС предусмотрены не были. В связи с этим, обновление указанных документов проходило ежегодно.

Ссылаясь на нарушение своих прав ненадлежащими условиями в период содержания в ИВС, ФИО2 не представлено достоверных доказательств в обоснование своих требований.

Судом предприняты исчерпывающие меры для оказания истцу содействия по получению доказательств в подтверждение его доводов. Однако, длительное необращение ФИО2 в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожению, что лишает ответчика возможности представить доказательства, подтверждающие или опровергающие доводы истца, а суд проверить обоснованность данных доводов. ФИО1 третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представлены в материалы гражданского дела акты об уничтожении документов за истечением сроков хранения.

При этом наличие естественной вентиляции в здании ИВС отражено в выписке из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. В то же время в соответствии со ст. 23 Закона № 103-ФЗ вентиляционным оборудованием камеры обеспечиваются по возможности, в связи с чем отсутствие в ИВС принудительной вентиляции при наличии естественной не является нарушением. Выпиской из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается наличие в камерах окон и скрытой проводки электроосвещения, что предполагает их естественное и искусственное освещение.

Довод истца об отсутствии в камере холодильника, телевизора суд не принимает во внимание, так как их обязательное наличие в камерах ИВС не предусмотрено.

Вместе с тем, из представленных доказательств усматривается, что имели место нарушения в части оборудования камер туалетом с соблюдением правил приватности.

Так же данное обстоятельство установлено решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу .

Вышеуказанным решением суда было установлено, что на период 2000 года в указанном ИВС камеры не были оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности. На период содержания ФИО2 в ИВС, данное нарушение имело место быть, не было устранено. Доказательств обратного суду не представлено.

Европейский суд по правам человека во многих случаях отмечал, что в российских ИВС унитаз находится в углу камеры и либо вообще не отделен от жилой зоны, либо имеет одну перегородку приблизительно от 1 до 1,5 м. высотой. Такое тесное соседство было не только неприемлемо с санитарно-гигиенической точки зрения, но и лишало заключенных, пользующихся туалетом, какого-либо уединения, поскольку они вынуждены находиться на виду у сокамерников, сидевших на кроватях, и надзирателей, наблюдавших в дверной глазок (постановление по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, Европейский суд по правам человека признал нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод факт проживания лиц в условиях, когда они вынуждены есть, спать, пользоваться туалетом в одной комнате со многими другими заключенными. По мнению Европейского суда, этих обстоятельств достаточно, чтобы причинить страдания и лишения такого характера, которые бы превышали неизбежный уровень страданий, присущих лишению свободы, и вызывали у лица ощущение страха, страданий и неполноценности, способных оскорбить и унизить его (Постановления по делам «Мамедова против ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, «Калашников против ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку стороной ответчика и третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, не оспаривался факт нарушения правил приватности при оборудовании туалетов в камерах ИВС Управления МВД ФИО1 по .... в спорный период, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства сами по себе предполагают причинение истцу нравственных страданий. При этом вина государства заключается в не обеспечении в этой части надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Принимая во внимание установленные судом нарушения Закона № 103-ФЗ, суд приходит к выводу о праве ФИО2 требовать компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен вред (период нахождения в ИВС с ненадлежащими условиями пребывания, характер ненадлежащих условий содержания), особенности личности истца (нахождение в ИВС в связи с совершением преступлений), отсутствие каких-либо умышленных действия со стороны должностных лиц ИВС Управления МВД ФИО1 по ....), требования разумности и справедливости, в связи с чем полагает требуемую истцом сумму завышенной и приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО2 компенсации морального вреда в размере 1 000 руб..

ФИО1 по .... заявлено о пропуске срока исковой давности. Вместе с тем, по требованиям о компенсации морального вреда в силу ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО2 к Министерству финансов РФ удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО2 за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований, в том числе к ФИО1 по ...., отказать

Решение может быть обжаловано в ....вой суд в течение месяца через Центральный районный суд .... со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Наконечникова