2-800/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2017 года г.Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием прокурора Гомонова В.В.,
представителя ответчика МО МВД России «Починковский» М.Ю.С.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МО МВД России «Починковский», Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к МО МВД России «Починковский», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании морального вреда в размере 200000 рублей. Определением Починковского районного суда Смоленской области от 5 сентября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 в исковом заявлении указал, что в период со 2 марта 2004 года по 13 июня 2004 года, со 2 июня 2008 года по 6 июня 2008 года он содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России «Починковский», в котором не соблюдалась минимальная норма санитарно-бытовой площади 4 кв.м. на 1 человека, отсутствовало индивидуальное спальное место, до 2008 года отсутствовал водопровод и канализация, не были оборудованы условия приватности, прогулка не осуществлялась, отсутствовали санпропускники с дезинфекционной камерой, что приводило к антисанитарии, отсутствовал душ, в камерах были паразитные насекомые, дезинфекции не проводили, в камерах отсутствовали окна и принудительная вентиляция, не было достаточного освещения, пищу давали 1 раз в сутки, отсутствовали необходимые предметы мебели. Просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда за причиненные ненадлежащими условиями содержания нравственные страдания в размере 200000 рублей (л.д.3-5). Надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания (л.д.96).
Представитель ответчика МО МВД России «Починковский» М.Ю.С. исковые требования не признала, сославшись в судебном заседании и в возражениях (л.д.41-44) на то, что согласно представленной подразделением ИВС МО МВД России «Починковский» копии журнала учета лиц, содержащихся в ИВС за 2008 год, истец находился в ИВС с 19 часов 2 июня 2008 года по 15 часов 5 июня 2008 года. Сведения содержания истца в период указанный в 2004 году в МО МВД России «Починковский» отсутствуют, так как согласно приказа МВД России №655 от 2012 года срок хранения журналов лиц, содержащихся в ИВС составляет 10 лет. В соответствии с представленным схематическим планом ИВС МО МВД России «Починковский» в ИВС 7 камер площадью 8,7 кв.м., 8,1 кв.м., 10 кв.м., 8,7 кв.м., 9,1 кв.м., 8,9 кв.м., 9,3 кв.м. В каждой камере имеется умывальник, туалет, одноярусные кровати, столы и тумбочки. На санузлах наличествуют двери, до установки дверей имелись перегородки, поэтому условия приватности в туалетах соблюдались и соблюдаются. В камерах подведен водопровод и канализация, установлена приточно-вытяжная вентиляция, открывающиеся окна. В ИВС имеется прогулочный дворик. В 2004-2008 годах прогулочный дворик был действующим, в 2011 году была произведена его полная реконструкция. Ссылка истца на антисанитарные условия содержания необоснованна, поскольку МО МВД России «Починковский» ежегодно заключает договора на выполнение дератизационных и дезинсекционных работ, а также договора на оказание услуг по стирке белья. От истца не поступало жалоб на антисанитарные условия содержания, что также свидетельствует о том, что работы по дератизации и дезинфекции проводились регулярно, санитарные условия содержания нареканий со стороны лиц, содержащихся в ИВС, не вызывали. Кроме того, дезинфекция в камерах проводилось лицами, которые содержались в камерах, что согласуется с требованиями ст.36 Федерального закона №103-ФЗ, предусматривающими обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать требования гигиены и санитарии; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности. В камеры каждое утро выдается уборочный инвентарь, дезинфицирующие средства. Помывка лиц, содержащихся в ИВС, осуществляется по графику не реже 1 раза в 7 дней. Довод истца о недостаточности дневного освещения носит субъективный характер, является голословным, не подтверждается никакими доказательствами. Жалоб от лиц, содержащихся в ИВС, на недостаточность дневного освещения не поступало. Согласно Правилам внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года №950, при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения и жалобы, как в письменном, так и в устном виде. С заявлениями, предложениями или жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС или ненадлежащий уровень медико-санитарного обеспечения истец к администрации, руководству ИВС и ОВД не обращался. Истец ссылается на то, что условия его содержания являются бесчеловечными, однако ничем не подтверждает указанные доводы. Истец содержался в ИВС на законных основаниях. Действия должностных лиц ИВС в установленном порядке незаконными не признавались. Истцом не представлены, подтверждающий факт претерпевания им морального вреда, противоправность поведения причинителя вреда и наличие причинно-следственной связи между поведением виновного лица и наступившими последствиями. Полагает, что истец содержался в ИВС в условиях, исключающих унижение человеческого достоинства и бесчеловечное обращение, его права не нарушались. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований за необоснованностью.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.95), в возражениях (л.д.18-22) указал, что не согласен с заявленными требованиями. В настоящее время отсутствует судебный акт, устанавливающий факт нарушения ИВС МО МВД России «Починковский» норм действующего законодательства, и как следствие положения ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не могут быть применимы. Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых возлагается на администрацию ИВС, которая обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Считает, что материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение в изоляторах временного содержания не входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, а находится в ведении ИВС МО МВД России «Починковский». Учитывая то обстоятельство, что вред, причиненный истцу, связан с действиями сотрудников ИВС МО МВД России «Починковский», финансирование которых производится за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком по данному делу является МВД РФ, как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности непосредственного причинителя вреда. Возмещение вреда согласно ст.59 Гражданского кодекса Российской Федерации должно осуществляться причинителем вреда - МВД РФ как главным распорядителем средств федерального бюджета. В материалах дела отсутствуют сведения (доказательства), позволяющие установить, что истцу причинен моральный вред именно в результате противоправных действий ИВС МО МВД России «Починковский». Истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения ему вреда. Оспаривая действия (бездействия) сотрудников администрации ИВС по нарушению правил содержания в изоляторе, истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, а также пропущен установленный гражданским законодательством общий срок исковой давности три года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело без его участия (л.д. 99).
Представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.94), в возражениях (л.д.70-71) указал, что истец не обращался в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти или должностных лиц МО МВД России «Починковский» в период пребывания в данном учреждении, соответственно, незаконность (неправомерность) таких действий (бездействия) в предусмотренном законом порядке установлена не была. Между тем, требования его иска основаны на том, что в отношении него были допущены незаконные действия (бездействие). При этом срок для обращения в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном КАС РФ (ранее действующей статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) ФИО1 пропущен, иск предъявлен по истечении многих лет после каждого периода содержания истца в ИВС, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного законом. Кроме этого, в данном конкретном случае совокупности оснований, образующих состав ответственности за причинение морального вреда: наличие физических или нравственных страданий; неправомерное действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом нет. Пребывание в изоляторе временного содержания как меры процессуального принуждения не может не сопровождаться определенными ограничениями и нарушением ст.3 Конвенции о защите прав человека и основным свобод от 4 ноября 1950 года и их наличие не является основанием ко взысканию компенсации морального вреда. Просит отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований полностью в связи с их необоснованностью и пропуском срока исковой давности. Просит провести судебное заседание в отсутствие представителя (л.д.100).
Суд, заслушав представителя ответчика, свидетелей, прокурора, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания и в следственных изоляторах, в том числе требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года №950, и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189.
Согласно положений ст.4 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу ст.9 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п.9, 11 ч.1 ст.17 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
На основании ст.22 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры обеспечиваются по возможности вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п.42, 45, 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
В силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причине моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 содержался в изоляторе временного содержания ОВД по Починковскому району с 19 марта 2004 года по 29 марта 2004 года, с 9 апреля 2004 года по 19 апреля 2004 года, с 27 мая 2004 года по 12 июня 2004 года, что подтверждается информацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области (л.д.88, 98), с 19 часов 2 июня 2008 года по 15 часов 5 июня 2008 года, что подтверждается книгой № ** учета лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Починковскому району с ** ** ** по ** ** ** (л.д.45-48).
Приказ МВД России от 26 января 1996 года №41дсп «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» уничтожен согласно приказа МВД России от 30 июня 2012 года №655 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (л.д.83).
Рассматривая доводы истца ФИО1 о нарушениях в камерах нормы санитарной площади на одного человека, суд приходит к следующему. Судом бесспорно установлено, что в настоящее время в ИВС имеется 7 камер: камера №1 площадью 8,7 кв.м. рассчитана на 2 человека, камера №2 площадью 8,1 кв.м. рассчитана на 2 человека, камера №3 площадью 10 кв.м. рассчитана на 2 человека, камера №4 площадью 8,7 кв.м. рассчитана на 2 человека, камера №5 площадью 9,1 кв.м. рассчитана на 2 человека, камера №6 площадью 8,9 кв.м. рассчитана на 2 человека, камера №7 площадью 9,3 кв.м. рассчитана на 2 человека. Данные обстоятельства подтверждены представленными суду схематическим планом ИВС МО МВД России «Починковский» (л.д.49), информацией (л.д.50), согласно которой количество камер - 7, лимит мест в них -14.
Из справок (л.д.53, 64) следует, что согласно отчетам о результатах работы охранно-конвойного подразделения ОВД по Починковскому району за 2004 год среднесуточная наполняемость в месяц составляла 5,9 человек, средняя наполняемость в год составляла 7,73 человека, за 2008 год среднесуточная наполняемость в месяц составляла 8,2 человек, средняя наполняемость в год составляла 8,5 человек.
Вместе с тем, свидетель Н.А.Л. работающий -----, в судебном заседании указал, что в 2004 и 2008 годах в ИВС РОВД по Починковскому району имелось 6 камер, в каждой из которой было по две двухъярусных кровати. В 2011 году после ремонта в каждой камере стало по две одноярусные кровати.
Факт работы свидетеля Н.А.Л. в указанные периоды в МО МВД России «Починковский» подтверждается информацией начальника МО МВД России «Починковский» (л.д.59).
Свидетель С.В.В., работающий -----, показал, что в 2004 и 2008 годах в помещении ИВС РОВД по Починковскому району имелось 6 камер, в каждой из которой было четыре спальных места.
Факт работы свидетеля С.В.В. в указанные периоды в МО МВД России «Починковский» подтверждается информацией начальника МО МВД России «Починковский» (л.д.60).
Таким образом, в нарушение требований ч.5 ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», в камерах ИВС РОВД по Починковскому району в период содержания истца ФИО1 норма санитарной площади в камере на одного человека составляла менее четырех квадратных метров.
Ссылка истца ФИО1 об отсутствии индивидуального спального места не нашла своего подтверждения. Так, свидетель Н.А.Л. пояснил, что в 2004 и 2008 годах в каждой камере ИВС РОВД по Починковскому району имелись спальные места по количеству лимита наполнения. Свидетель С.В.В. подтвердил, что каждый содержащийся в ИВС как в 2004 году, так и в 2008 году был обеспечен индивидуальным спальным местом в соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Кроме того, из информации МО МВД России «Починковский» (л.д.57, 67-68, 76-78) следует, что в 2004 году, 2008 году в каждой камере для каждого задержанного, содержащегося в ИВС РОВД по Починковскому району, имелось индивидуальное спальное место с чистым постельным бельем. Документы на отпуск материалов для хозяйственных нужд ОВД по Починковскому району за 2004 год, 2008 год уничтожены в соответствии с приказом МВД РФ №655 от 30 июня 2012 года (л.д.67-68, 76-78, 103).
Утверждения истца ФИО1, что до 2008 года отсутствовал водопровод и канализация опровергаются справкой (л.д.79), согласно которой в 2004 году, в 2008 году в каждой камере ИВС ОВД по Починковскому району имелся центральный водопровод; справкой (л.д.51-52), согласно которой в 2005 году в помещении ИВС ОВД по Починковскому району осуществлен ремонт водопровода и канализации. В силу информации (л.д.57) в 2004 году в ИВС РОВД по Починковскому району в каждой камере имелась питьевая вода, был установлен туалет (унитаз). Согласно справки (л.д.102) в 2004 году, в 2008 году в каждой камере ИВС ОВД по Починковскому району имелись санитарные узлы. Свидетели С.В.В. и Н.А.Л. в судебном заседании подтвердили, что в 2004 и 2008 годах в ИВС ОВД по Починковскому району имелись водопровод и канализация, камеры ИВС были оборудованы санитарным узлом, в камерах постоянно имелась питьевая вода.
Доводы истца ФИО1 о нарушении требовании приватности при отправлении естественных человеческих потребностей не нашли своего подтверждения и противоречат материалам дела. Из информации МО МВД России «Починковский» (л.д.51-52) следует, что в 2005 году в ИВС ОВД по Починковскому району в камерах осуществлен ремонт санузлов с перегородкой, в 2012 году на санузлах навешаны двери. Свидетели Н.А.Л. и С.В.В. в судебном заседании подтвердили, что камеры ИВС в 2004 и в 2008 годах были оборудованы санитарным узлом с перегородкой. Таким образом, судом установлено, что в целях соблюдения необходимых требований приватности санитарные узлы в камерах в период содержания истца ФИО1 были оборудованы перегородками, что соответствует требованиям п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 №950.
Суд соглашается с доводами истца в той части, что было нарушено право ФИО1 пользоваться ежедневной прогулкой, так как в период содержания истца в ИВС ОВД по Починковскому району имелся один прогулочный дворик (л.д.49-50, 56), который не был оборудован в соответствии с требованиями законодательства и не предоставлялся для ежедневных прогулок лицам, содержащимся под стражей, что подтверждается решением Починковского районного суда Смоленской области от ** ** ** (л.д.35). Из информации МО МВД России «Починковский» (л.д.51-52) следует, что в ИВС ОВД по Починковскому району был оборудован прогулочный дворик в 2010 году. Свидетели Н.А.Л. и С.В.В. в судебном заседании также указали, что прогулочный дворик в период содержания истца ФИО1 в ИВС ОВД по Починковскому району имелся, но он не был оборудован надлежащим образом.
Тот факт, что в период содержания ФИО1 в ИВС ОВД по Починковскому району отсутствовал санпропускник с дезинфекционной камерой подтверждается решением Починковского районного суда Смоленской области от ** ** ** (л.д.104-105), которым на МО МВД РФ «Починковский» возложена обязанность оборудовать изолятор временного содержания помещениями для медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Свидетели Н.А.Л. и С.В.В. в судебном заседании подтвердили отсутствие санпропускника с дезинфекционной камерой. В силу информации (л.д.50) в ИВС ОВД по Починковскому району в настоящее время санпропускник с дезкамерой имеется.
Вместе с тем, суд признает необоснованными утверждения истца об антисанитарных условиях, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Согласно справки (л.д.54) МО МВД России «Починковский» ежегодно заключаются договора (контракты) по уборке и дератизации служебных помещений, стирке белья ИВС, которые хранятся 5 лет после проведения ревизии (Приказ МВД РФ №655 от 2012 года), первичные документы за 2004 год, 2008 год уничтожены. Свидетель Н.А.Л. в судебном заседании подтвердил, что стирка белья до 2012 года производилась на безвозмездной основе в войсковой части ..., в камерах паразитных насекомых не было, заключались договора с организацией, сотрудники которой проводили дезинфекцию камер. Свидетель С.В.В. указал, что осуществлялась еженедельная смена постельного белья, которое стиралось, антисанитарии не было, поскольку дератизация проводилась постоянно, специалисты проводили обработку помещений в предусмотренные сроки, насекомых и паразитов в камерах не было. Кроме того, согласно ст.36 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
Доводы истца об отсутствии душа нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Из решения Починковского районного суда Смоленской области от ** ** ** (л.д.104-105), которым на МО МВД РФ «Починковский» возложена обязанность оборудовать изолятор временного содержания помещениями для медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, в соответствии с требованиями действующего законодательства следует, что в ИВС МО МВД России «Починковский» отсутствует помещение для помывки лиц, содержащихся в ИВС. Свидетели Н.А.Л. и С.В.В. пояснили, что в период содержания истца в ИВС ОВД по Починковскому району душ отсутствовал, однако были предусмотрены большие тазы, грелась вода, предоставлялось место для помывки. Согласно плана схемы ИВС ОВД по Починковскому району (л.д.49), а также технического паспорта, составленного ** ** **... филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», в помещении ИВС имеется душевая комната с наличием горячей воды для лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Починковскому району (л.д.55).
Ссылка истца в той части, что в период его нахождения в ИВС ОВД по Починковскому району в камерах отсутствовали окна, принудительная вентиляция, а также не было достаточного освещения, опровергается представленным схематическим планом ИВС МО МВД России «Починковский» (л.д.49), из которого следует, что в каждой камере №1-№7 имеются окна, следовательно, и естественное освещение. Согласно информации (л.д.57, 101) в 2004 году и в 2008 году в каждой камере ИВС ОВД по Починковскому району имелись вентиляционные вытяжки. В силу справки (л.д.51) во время ремонта камер ИВС ОВД по Починковскому району улучшена вентиляция камер. Согласно информации (л.д.50) в ИВС ОВД по Починковскому району имеется приточно-вытяжная вентиляция. Кроме того, свидетели Н.А.Л. и С.В.В. в судебном заседании подтвердили наличие в 2004 и 2008 годах принудительной вентиляции, окон и достаточного освещения камер.
Согласно справок (л.д.54, 65) МО МВД России «Починковский» ежегодно, в том числе в 2004 году, 2008 году, заключаются договора (контракты) по обеспечению трехразовым горячим питанием лиц, содержащихся в ИВС, которые хранятся 5 лет после проведения ревизии (Приказ МВД РФ №655 от 2012 года), первичные документы за 2004 год, 2008 год уничтожены. Жалобы от лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Починковскому району, на организацию питания в 2004 году, 2008 году в ОВД по Починковскому району не поступали. Из плана схемы ИВС ОВД по Починковскому району, а также технического паспорта, составленного Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», усматривается, что в помещении ИВС имеется комната для подогрева пищи для лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Починковскому району (л.д.55). Свидетели Н.А.Л., С.В.В. в судебном заседании подтвердили, что содержащиеся в ИВС всегда обеспечивались трехразовым горячим питанием. Поэтому доводы истца ФИО1 в части того, что прием пищи осуществлялся один раз в сутки, суд отклоняет.
Доводы истца в той части, что в период его нахождения в ИВС ОВД по Починковскому району в камерах отсутствовали необходимые предметы мебели, заслуживают внимания в части. Согласно схематического плана ИВС МО МВД России «Починковский» (л.д.49), справки (л.д.51-52) в камерах №1-№7 установлены кровати, стол, тумбочка, в камере №3 установлена, в том числе, скамейка. Свидетель Н.А.Л. в судебном заседании пояснил, что во время содержания истца в ИВС ОВД по Починковскому району в камерах необходимые предметы мебели, а именно стол, кровати, общий шкаф для хранения индивидуальных вещей, имелись. Свидетель С.В.В. также подтвердил наличие необходимых предметов мебели. Таким образом, судом установлено, что не все камеры ИВС ОВД по Починковскому району были оборудованы необходимой мебелью (скамейками по лимиту мест в камере) в целях материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Доводы представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации о пропуске трехмесячного срока обращения в суд и пропуске общего срока исковой давности, доводы представителя ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации о пропуске трехмесячного срока обращения в суд, основаны на ошибочном толковании норм материального права. В возражениях представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации ссылаются на пропуск истцом срока исковой давности, установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), для обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда, которые он обосновывает ненадлежащими условиями содержания в ИВС, а данные требования вытекают из требований об оспаривании действий должностных лиц органов внутренних дел, которые являются государственными органами исполнительной власти.
В силу п.1 ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Согласно п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 о компенсации морального вреда не связаны с обжалованием действий (бездействий) должностных лиц государственных органов, либо с оспариванием действий (бездействий) должностных лиц уголовно-исполнительной системы и в данном случае применению подлежат нормы ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в части того, что надлежащим ответчиком по данному делу является МВД РФ, как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности непосредственного причинителя вреда, подлежит отклонению. В силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Как установлено ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Компетенция Министерства финансов Российской Федерации установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет. Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым, в том понимании, как это предусмотрено положениями ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов в Российской Федерации по названной категории дел производится Министерством финансов Российской Федерации. Таким образом, исходя из вышеуказанных положений законодательства, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, при этом от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, являющееся органом исполнительной власти и в силу своей компетенции распорядителем средств федерального бюджета.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что п.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена презумпция разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права. Неразумное и недобросовестное поведение приравнивается Гражданским кодексом Российской Федерации к злоупотреблению правом. ФИО1, имея возможность осуществить защиту своих прав, предусмотренными гражданским законодательством, способами защиты, на протяжении длительного периода времени в суд с данным иском не обращался. Не обращение в суд в разумные сроки привело к невозможности исследования судом вследствие уничтожения ряда документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть юридически значимые обстоятельства.
Таким образом, содержание ФИО1 в следственном изоляторе в условиях, не в полной мере соответствующих установленным нормам, имело место, а именно: не соблюдалась норма санитарной площади в камере на одного человека, отсутствовал санпропускник с дезинфекционной камерой, нарушены права истца на ежедневные прогулки, возможность помывки в душе, материально-бытовое обеспечение, то есть права, гарантированные законом, что свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий. Учитывая в совокупности все обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, общий срок пребывания истца в ИВС, частичное несоответствие условий его содержания установленным законом требованиям, с учетом фактических обстоятельств по делу (не соблюдение бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом, нарушение права пользоваться ежедневной прогулкой), отсутствие обращений истца в периоды его нахождения в ИВС ОВД по Починковскому району о ненадлежащих условиях содержания, прошествие длительного периода времени с момента содержания до обращения истца за защитой своих прав (истец обратился с настоящим иском почти через тринадцать лет после указанных им событий), нахождение в изоляторе временного содержания ОВД по Починковскому району с 19 марта 2004 года по 29 марта 2004 года, с 9 апреля 2004 года по 19 апреля 2004 года, с 27 мая 2004 года по 12 июня 2004 года, со 2 июня 2008 года по 5 июня 2008 года (43 дня), степень страданий, которые претерпел истец, отсутствие наступления каких-либо тяжкий последствий для истца, принципы разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истца и взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 8000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 8000 (восемь тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А.Шабанова
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 4 декабря 2017 года.