Дело № 2-82-2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Первомайский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Голубевой М.Г., с участием представителя ФИО1 – адвоката Алфеева Д..Р., представителя отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Беловой Г,С., при секретаре Смирновой Н.В., рассмотрев материалы гражданского дела по иску ФИО1 к отделу труда и социальной поддержки населении администрации Первомайского муниципального района о признании незаконным отказа в выплате ежемесячной компенсации и возложении обязанности возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации и по встречному иску отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района к ФИО1 взыскании переплаты ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам, У с т а н о в и л : ФИО1 обратилась в суд с иском к отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг и возложении обязанности на ответчика возобновить ей выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с января 2019 г. Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области обратился в суд со встречным иском к ФИО1 о взыскании переплаты ЕДК по ЖКУ за период с 1.02.2016 по 28.02.2019 в сумме 57371,07 руб. В судебном заседании ФИО1 не присутствовала, просила рассмотреть исковые требования в ее отсутствие. Представитель ФИО1 – адвокат Алфеев Д.Р. в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, исковые требования отдела труда и социальной защиты населения администрации Первомайского муниципального района не признал и пояснил, что ФИО1 являлась до выхода на пенсию медицинским работником, осуществляла лечебную деятельность в различных учреждениях Первомайского района в период с 1981 по 1995 годы, с 2012 по 2016 годы. В указанные периоды, как медицинский работник, проживающий в сельской местности имела право на ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг, что соответствует требованиям ст.43, п.6.3 ст.72 Социального кодекса Ярославской области. На основании данных норм закона за ФИО1 после выхода на пенсию 13.03.2016 сохранилось право на получение ЕДК по оплате ЖКУ и вплоть до декабря 2018 г. она получала ежемесячно указанную компенсацию. В январе 2019 она была уведомлена ответчиком о том, что право на получение указанной компенсации она утратила в феврале 2016 г, когда уволилась из Багряниковской школы, что у нее образовалась переплата, в связи с чем необходимо было явиться в отдел труда и социальной поддержки населения. Она не согласилась с возвратом переплаты, т.к. в соответствии с п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Также ФИО1 считает, что она не утратила право на получение компенсации. С ней согласилась ФИО2 и обещала возобновить выплаты, и еще за один месяц ей поступила компенсация. Но впоследствии снова ей сообщили, что она не имеет права на получение данной компенсации. ФИО1 считает действия сотрудников отдела труда и социальной защиты населения незаконными, считает, что подпадает под требования закона, т.к. является пенсионеркой, отработала медицинским работником в учреждении здравоохранения (Пречистенской ЦРБ) с 1981-по 1995 годы. Считают, что оснований для взыскания с нее переплаты нет. Социальный кодекс ЯО говорит о двух категориях, которые имеют право на компенсацию расходов на жилищно-коммунальное хозяйство – медицинские работники и педагогические работники. Истица работала в Пречистенской ЦРБ с 1981 по 1995 годы, с 2012 по 2016 работала в Багряниковской школе-интернате, где была медсестрой. Она получала компенсацию уже как работник системы просвещения, не являющийся педагогическим работником. Для педагогического работника право на получение компенсации по оплате услуг ЖКХ сохраняется, если после увольнения он выходит на пенсию. ФИО1 уволилась в январе 2015 г. из БШИ, на пенсию вышла по возрасту в марте 2016 г. В соответствии с Социальным кодексом в отношении медработников порядок другой, а именно необходимо проживать в сельской местности, проработать не менее 10 лет в сельской местности по трудовым договорам с муниципальным учреждением системы здравоохранения и занимать должность в соответствии с перечнем. А обязательного условия выхода на пенсию сразу после увольнения для медиков нет. Поэтому ФИО1 имеет право на получение компенсации как медработник. Возможно, что ей необходимо было перейти из одной категории в другую, т.е. из педагогических работников в медработники. Но ее об этом в известность не поставили. В любом случае оснований для прекращения выплаты компенсации не было. Оснований для взыскания с нее переплаты также не имеется, т.к. если и была допущена ошибка, то работниками отдела труда и социальной защиты населения. Представитель отдела труда и социальной защиты населения администрации Первомайского муниципального района ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, свои исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила в судебном заседании, что ФИО1 обратилась к ним лично 6.06.2012 г. с заявлением на получение компенсации по ЖКУ как непедагогический работник системы просвещения. В заявлении стоит ее подпись, на основании данного заявления ей назначалась ЕДК по ЖКУ. В заявлении также имеется текст, согласно которому она обязуется в течение 14 дней сообщать о всех изменениях в отношении своей работы в отдел труда. ФИО1 предоставила справку БШИ, что является сельским специалистом и работает в должностях, предусмотренных постановлением Ярославской области №738 от 29.12.2008, где указано, что медсестры имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ей была назначена компенсация с момента обращения. Она уволилась в 2016 году и не сообщила об этом, 10 лет в Бягряниковской школе-интернате она не отработала. Работодатель также не сообщил об ее увольнении, хотя обязан был. ФИО1 продолжала получать компенсацию, хотя права на нее уже не имела. Только в январе 2019 г. им стало известно об ее увольнении из школы-интерната, тогда ее пригласили в отдел и сообщили о переплате, предложили выплатить добровольно. Она отказалась. Она предоставила справку, что работала в ЦРБ, но согласно ст.43 Социального кодекса Ярославской области ФИО1 также не имеет право на получение компенсации, т.к. когда она увольнялась из ЦРБ, она не являлась пенсионером. Когда она обратилась с заявлением на пенсию, у нее не было заключено никаких трудовых договоров. Она отработала 10 лет в муниципальном учреждении здравоохранения и уволилась в 1995 г. С 2012 г. все учреждения стали государственными, и уже имеют право на соцподдержку как специалисты государственной организации. На тот момент она работала в муниципальном учреждении здравоохранения, если бы она работала в муниципальном учреждении, уволилась из государственной организации на пенсию, то за ней сохранилось бы право на получение компенсации по ЖКУ. У ФИО1 на момент увольнения право на получение компенсации было утрачено, поэтому они просят взыскать с ответчика переплату за период с 1.02.2016 по 28.02.2019 в сумме 57371,07 руб. Представитель третьего лица – ГУЗ ЯО «Пречистенская ЦРБ» в судебное заседание не явился, был уведомлен должным образом о дате и месте рассмотрения дела. Представитель третьего лица ГОУ Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в судебное заседание не явился, был уведомлен должным образом о дате и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке. Суд, заслушав объяснения сторон, изучив представленные письменные документы, пришел к следующему выводу. В соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно ст.43 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» работники государственных организаций - лица, заключившие трудовые договоры (кроме договоров на работу по совместительству) с государственными организациями, занимающие должности в соответствии с перечнем, установленным Правительством Ярославской области (часть 1). Педагогические работники - лица, заключившие трудовые договоры с государственными образовательными организациями Ярославской области или муниципальными образовательными организациями в целях осуществления педагогической деятельности. (часть 2). Работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области (далее - в сельской местности), имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (часть 3). Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации или педагогическому работнику страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности (часть 4). Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, имеют проживающие в сельской местности пенсионеры из числа лиц, проработавших не менее 10 лет в сельской местности по трудовым договорам (кроме договоров на работу по совместительству) с муниципальными учреждениями здравоохранения и занимавших должности в соответствии с перечнем, установленным Правительством Ярославской области (далее - пенсионеры из числа работников муниципальных учреждений здравоохранения). Право на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной указанным лицам страховой пенсии и основания прекращения ими трудовой деятельности (часть 4-1). В силу ч.5 ст.72 вышеназванного закона компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области); 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем) (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива) в пределах установленных Правительством Ярославской области нормативов потребления. Согласно перечням должностей, утвержденным Постановлением Правительства ЯО от 29.12.2008 N 738-п "Об утверждении перечня должностей работников государственных организаций, работающих и проживающих в сельской местности…» от 14.11.2007 N 376 право на получение ЕДК по ЖКУ имеют фельдшер, инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра, диетсестра из числа непедагогических работников государственных образовательных учреждений (п.2.18), средние медицинские работники. (п.2.7) из числа работников государственных учреждений здравоохранения. В судебном заседании было установлено, что ФИО1 с 4.01.1981 г. по 28.08.1995 г. работала фельдшером, затем лаборантом Пречистенской ЦРБ (муниципальное учреждение здравоохранения), с 25.05.2012 по 13.01.2016 медсестрой в ГОУ ЯО Багряниковская школа-интернат, уволена по собственному желанию. В соответствии со ст.8 Закона №400-ФЗ с 13.03.2016 г. ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости. На основании заявления о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 с 6.06.2012 г. назначена ежемесячная денежная компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК по ЖКУ) по категории непедагогические работники ГОУ в соответствии с п.5 ст.72 Закона Ярославской области от 19.12.2008 №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» и в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2008 г.№738-п, выплата которой производилась ФИО1 по 28.02.2019. Проанализировав вышеизложенное законодательство, принимая во внимание, что ФИО1 уволилась из ГОУ Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, не проработав 10 лет и не получив право на пенсию, то суд приходит к выводу, что получателем ЕДК по ЖКУ как непедагогический работник государственного образовательного учреждения она являться не может, выплата указанной компенсации у нее должна быть прекращена в связи с увольнением с 1.03.2016 г. В соответствии с ч.3 ст.43 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года №65-з «Социальный кодекс Ярославской области» ФИО1 как средний медицинский работник из числа работников государственных организаций, могла получать ЕДК по ЖКУ, только при условии, что она, проживая в сельской местности, продолжала работать в ГУЗ ЯО «Пречистенская ЦРБ» на момент выхода на пенсию, и получала ЕДК, Обязательным условием для сохранения права на получение ЕДК по ЖКУ для всех пенсионеров из числа работников государственных учреждений и педагогических работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и проживающих там, является согласно ч.4 ст.43 вышеназванного закона сохранение права на ЕДК по ЖКУ к моменту выхода на пенсию. Часть 4-1 ст.43 вышеназванного закона в данном случае приравнивает пенсионеров муниципальных учреждений здравоохранения к пенсионерам государственных учреждений, но все необходимые условия, указанные в ч.3,4 ст.43 для пенсионеров муниципальных учреждений здравоохранения остаются обязательными. При этом ФИО1 при выходе на пенсию не имела трудовых договоров с государственными учреждениями, а значит и права на ЕДК по ЖКУ. С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат. Решением отдела труда и социальной защиты администрации Первомайского муниципального района Ярославской области от 22.02.2019 г. установлена переплата ЕДК по ЖКУ за период с 1.02.2016 г. по 28.02.2019 в сумме 57371,07 руб., которую решено взыскать с ФИО1 Согласно представленному расчету Отдела труда и социальной защиты населения ФИО1 в период с 1.02.2016 по 28.02.2019 было выплачено 57371,07 руб. Данный расчет ФИО1 и ее представителем в судебном заседании не был оспорен. В соответствии с п.2.22 Постановления Правительства ЯО от 28.10.2009 N 1070-п "Об утверждении порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской областильготополучатель (либо его законный представитель) обязан извещать ОСЗН об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления МСП по оплате ЖКУ и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 14 дней с момента наступления указанных обстоятельств с представлением соответствующих документов. Если льготополучатель в установленный срок не сообщил о наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2.22 данного раздела Порядка, необоснованно полученная компенсация засчитывается в счет будущей компенсации, а при отсутствии права на получение компенсации в следующем месяце эти средства возвращаются льготополучателем на лицевой счет ОСЗН на основании направленного в его адрес извещения (п.2.23) При отказе льготополучателя от добровольного возврата компенсации она истребуется в судебном порядке по иску ОСЗН. В судебном заседании было установлено, что при подаче заявления в отдел труда и социальной защиты населения 6.06.2012 г. ФИО1 была ознакомлена с вышеназванными нормами закона, о чем имеется подпись ее в заявлении. При увольнении из ГОУ ЯО Багряниковская школа-интернат 13.01.2016 она была обязана в течение 14 дней сообщить о данном факте в отдел труда и социальной защиты населения, что не сделала. Ссылка стороны защиты в данном случае на п.3 ч.1 ст.1109 ГК РФ является неправомерной. На основании изложенного исковые требования отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района следует удовлетворить. Следует взыскать с ФИО1 в пользу отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области переплату ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам за период с 1.02.2016 по 28.02.2019 в сумме 57371,07 руб. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения. Исковые требования отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района удовлетворить. Взыскать с ФИО1 в пользу отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области переплату ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам за период с 1.02.2016 по 28.02.2019 в сумме 57371,07 руб. Указанную сумму переплаты следует зачислить УФК по Ярославской области (Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области) ИНН <***> КПП 76301001 Расчетный счет № <***> в отделении Ярославль г.Ярославль БИК 047888001 КБК 80611302995050000130 ОКТМО 78629151. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Первомайского муниципального района в сумме 1921,13 руб. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы в Первомайский районный суд. Судья Голубева М.Г. Решение изготовлено 25.05.2019 |