РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 01 марта 2022г.
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-837/2022 по исковому заявлению Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области к ФИО2 о прекращении права собственности на газовое оружие, признании газового оружия бесхозным и подлежащим уничтожению,
УСТАНОВИЛ:
Отдел лицензионно-разрешительной работы (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к ФИО2 о прекращении права собственности на газовое оружие, признании газового оружия бесхозным и подлежащим уничтожению.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный по адресу: <адрес> является владельцем: 1) газового оружия «МЕ-38» кал.8 № 48351, гражданином ФИО2 была получена лицензия серии Лоа № на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны, выдана ОП-5 УМВД России по г. Иркутску от 17.04.2014г. сроком действия до 17.04.2019г. По данным Информационного центра ГУ МВД России по Иркутской области гражданин ФИО2 в течении года совершил следующие административные правонарушения: 28.05.2019г. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей с конфискацией оружия, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 ч.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ «Незаконное приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения». Постановление по делу об административном правонарушении от 15.08.2019 года вступило в законную силу и не обжаловано в установленном законом порядке. 28.05.2019г. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4 прим 1 настоящей статьи». Постановление по делу об административном правонарушении от 29.05.2019 года вступило в законную силу и не обжаловано в установленном законом порядке. Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ предусмотрено что, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» - «лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения». Согласно пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» - «Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, совершившим повторно в течении года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию». В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральном законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия, выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение и ношение оружия временно изымаются до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании вышеизложенного, учитывая неоднократность совершения в течение года гражданином ФИО2 административных правонарушений, в соответствии со статьями 26,13 Федерального Закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области лейтенантом полиции ФИО5 вынесено заключение об аннулировании лицензии на право приобретения газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, утвержденное Начальником отдела ЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области подполковником полиции ФИО6. 25.04.2019 года указанное оружие было изъято и помещено в камеру хранения оружия ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» марки «МЕ-38» кал.9 №, где и находится по настоящее время. При этом бремя содержания оружия легло на ГУ МВД России по Иркутской области. Хранение оружия как объекта, ограниченного в обороте, требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и так далее. Согласно сведениям, содержащимся в информационно-поисковой системе «СЦУО Росгвардии» с 25.04.2019г. по настоящее время ответчик каких-либо действий, направленных на переоформление оружия на другое лицо, либо подачи заявления на уничтожение оружия в установленном законом порядке, не принимал. 28.06.2021 года и 28.07.2021 года старшим инспектором Отдела ЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области капитаном полиции ФИО7, были направлены уведомления в адрес гр. ФИО2 о необходимости обращения в отдел ЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области, либо отдел полиции № 5 МУ МВД России «Иркутское» для решения вопроса о перерегистрации данного оружия, либо подачи заявления на уничтожение оружия. Гр. ФИО2 на данные уведомления никак не отреагировал. Мер к переоформлению оружия, либо подачи заявления на уничтожения оружия ответчиком не предпринято. Годичный срок хранения вышеуказанного оружия истек. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным. Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. При этом в силу положений статьи 236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом, либо путем совершения других действий, определено свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия. Согласно частей 1,2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. В силу статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику. Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые в силу статьи 129 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (статей 6, 13) ограничены в гражданском обороте, т.е. могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел (войсками национальной гвардии). В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии». В соответствии с требованиями статьями 9, 12, 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», продление разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федераций о стандартизации. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры. В соответствии с п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814 изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству. В силу ст.28 ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Согласно положениям части 3 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры. Согласно п.1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия. В Иркутской области таким органом является Управление Росгвардии по Иркутской области. В соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий от уплаты государственной пошлины освобождаются. Управление Росгвардии по Иркутской области является федеральным органом государственной власти, в связи с чем, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Таким образом, в связи с тем, что газовое оружие марки «МЕ-38» кал.9 № хранится в комнате хранения оружия и патронов отдела полиции №5 МУ МВД России «Иркутское» более 1 года, ответчиком не предпринимается никаких действий связанных с реализацией прав в отношении указанного оружия в течении длительного срока с момента изъятия, отсутствуют уведомления о добровольном отказе ответчика от права собственности на указанное оружие с согласием на уничтожение последнего.
Просит суд прекратить право собственности гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на газовое оружие «МЕ-38» кал.9 №; признать гражданское газовое оружие «МЕ-38» кал.9 № бесхозяйным и подлежащим уничтожению.
В судебное заседание истец не явился, просил рассматривать гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, своих представителей не направил.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; получать копии судебных постановлений, в том числе получать с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии судебных постановлений, выполненных в форме электронных документов, а также извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 63 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Как следует из материалов дела, ответчик ФИО2, извещался судом на судебные заседания, назначенные на 01.02.2022г., 01.03.2022г., по адресу: <адрес> Судебная корреспонденция не получена ответчиком и возвращена в суд с отметкой Почты России «Истёк срок хранения». Суд, признает это надлежащим уведомлением. Вместе с тем, ответчик в судебные заседания не явился, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представил.
Таким образом, по мнению суда, судом исчерпаны все установленные гражданским процессуальным законодательством РФ возможности по надлежащему извещению ответчика по делу, созданы условия для объективного, всестороннего и правильного рассмотрения дела.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации)
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые в силу статьи 129 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (статей 6, 13) ограничены в гражданском обороте, т.е. могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел (войсками национальной гвардии).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии с требованиями статьями 9, 12, 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», продление разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федераций о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии с п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. №814 изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.
Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
В силу ст.28 ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно положениям части 3 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 г. №510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является владельцем газового оружия МЕ-38 калибр 9 № на основании лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны Лоа №. Срок действия лицензии до 25.04.2019г.
На основании заключения инспектора отдела ЛРР (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Росгвардии по Иркутской области лейтенанта полиции ФИО5 от 20.08.2019г. аннулирована лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны серии Лоа №, выданное ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» 25.04.2014 года, сроком действия до 25 апреля 2019 года. Газовое оружие «МЕ-38» кал.9 №, принадлежащее гражданину ФИО2, изъято до принятия решения о реализации либо уничтожении в соответствии с действующим законодательством.
Из заключения следует, что по данным учета «АП Росгвардия», ФИО2 в течении года совершил следующие административные правонарушения: 28.05.2019г. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей с конфискацией оружия, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 ч.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ «Незаконное приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения». Постановление по делу об административном правонарушении от 15.08.2019 года вступило в законную силу и не обжаловано в установленном законом порядке.
28.05.2019г. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ «Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4 прим 1 настоящей статьи». Постановление по делу об административном правонарушении от 28.05.2019 года вступило в законную силу и не обжаловано в установленном законом порядке.
25.04.2019г. оружие было изъято и помещено в камеру хранения оружия ОП-5 МУ МВД России «Иркутское».
28.06.2021г. в адрес ФИО2 было направлено уведомление о необходимости обращения в офис приема № 5 ОЛРР по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области для разрешения вопроса о перерегистрации оружия на себя, либо переоформления данного оружия на другое лицо (продажа, дарение и др.), реализации оружия через магазин либо его уничтожения.
ФИО2 никаких действие предпринято не было.
28.07.2021г. в адрес ФИО2 повторно было направлено уведомление о необходимости обращения в офис приема № 5 ОЛРР по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области для разрешения вопроса о перерегистрации оружия на себя, либо переоформления данного оружия на другое лицо (продажа, дарение и др.), реализации оружия через магазин либо его уничтожении.
Вместе с тем, ФИО2 каких-либо действий, направленных на переоформление оружия на другое лицо, либо подачи заявления на уничтожение оружия в установленном законом порядке, не предпринял.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Принимая во внимание, что в течении длительного времени спорное имущество находится на хранении в отделе полиции, его собственником не предпринималось никаких мер по возвращению принадлежащего имущества, отсутствует уведомление о добровольном отказе от права собственности на указанное оружие с согласием на его уничтожение, суд приходит к выводу, что собственник оружия фактически отказался от оружия, в связи с чем, имеются основания для прекращения права собственности ФИО2 на газовое оружие «МЕ-38» кал.9 №, признания его бесхозяйным.
Таким образом, бесхозяйное оружие, находящееся на хранении в комнате оружия отдела полиции № 5 МУ МВД России «Иркутское», подлежит уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Иркутску и Иркутскому району) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области – удовлетворить.
Прекратить право собственности гражданина ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на газовое оружие «МЕ-38» кал.9 №.
Признать гражданское газовое оружие «МЕ-38» кал.9 № бесхозяйным и подлежащим уничтожению.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2022г.
Судья О.В. Луст