ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-862/2017 от 24.03.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-862/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2017г. г. Омск

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе в составе судьи Бажиной Т. В. при секретаре Шарипове А. С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска к Котенко Ю.Н. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился с иском к Котенко Ю. Н. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что в соответствии с решением Омского городского Совета №452 от 26.10.2011г. Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска от имени муниципального образования городской округ г.Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества. Департамент, согласно своих полномочий, осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления г. Омска и других нормативных правовых актов в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности г.Омска в пределах своей компетенции. К функциям Департамента в области лесных отношений и природопользования относится управление и распоряжение лесными участками, ведение учета земель лесного фонда, осуществление зашиты имущественных интересов муниципального образования, а также осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Омска. 31.08.2015г. Приказом Министра природных ресурсов и экологии РФ №305 внесены изменения в приложение к приказу Рослесхоза от 02.05.2012г. №180 «Об определении количества лесопарков на территории г.Омска и установлении их границ». Данным нормативным актом сведения о границах Омского лесопарка, расположенного на землях населенного пункта г. Омска в ЦАО подлежали изменению, а именно 22-38, 124, 132, 142, 143,174-151 лесной квартал. С этого момента Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска стало известно о нарушении прав муниципального образования г. Омск. Департамент полагает, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен на землях лесного фонда, а факт наложения подтверждается Планом лесонасаждений центрального окружного участкового лесопарка муниципального образования городской округ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок был предоставлен Распоряжением Департамента -р ответчику для сельскохозяйственного пользования под садоводство в садоводческом некоммерческом товариществе «<адрес>. В настоящее время спорный земельный участок находится в собственности Котенко Ю. Н., местоположение земельного участка установлено: <адрес>, ЦАО, СНТ «Омский садовод» участок , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 17.06.2016г. . 12.09.2016г. Распоряжением Департамента «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> и внесении изменений в некоторые правовые акты» ряд правовых актов признан утратившим силу. Данным Распоряжением признано утратившим силу Распоряжение директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. – р «О предоставлении Котенко Ю. Н. в собственность земельного участка в <данные изъяты> Поскольку в настоящее время отсутствуют правовые основания для оформления права собственности ответчика на часть земельного участка, занятую лесами, то сведения о такой регистрации, содержащиеся в федеральном информационном ресурсе, подлежат аннулированию. Просит признать отсутствующим право собственности Котенко Ю. Н. на земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого установлено: <адрес>

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, СНТ «Омский садовод», Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Представитель истца Койтова И. А. /в соответствии с полномочиями доверенности/ в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно поддержала письменные пояснения по делу /том 1 л.д.82-83/.

Ответчик Котенко Ю. Н. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Котенко Ю. Ю. /в соответствии с полномочиями доверенности/ в судебном заседании исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что при оформлении спорного земельного участка в собственность ответчиком были представлены все необходимые документы, что свидетельствует о соблюдении им процедуры оформления права собственности на спорный земельный участок. С ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок не относится к землям лесного фонда, поскольку попал в выдел <данные изъяты>, регламентированный Распоряжением Правительства РФ №2436-р от 28.12.1992г. В связи с изданием данного подзаконного акта спорный земельный участок и был передан Котенко Ю. Н. под сельскохозяйственные нужды. Котенко Ю. Н. облагородил его, возвел на нем постройки и проживает в доме, возведенном на данном земельном участке, постоянно. Полагала, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Представители третьих лиц - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, СНТ «Омский садовод», Главное управление лесного хозяйства Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом о дне и времени слушания дела.

Представитель Главного управления лесного хозяйства предоставил в материалы дела письменные пояснения, в которых указал, что спорный земельный участок расположен в границах г. Омска, управление городскими лесопарками на территории г. Омска относится к ведению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска /том 1 л.д.140/.

Представитель СНТ «Омский садовод» представил в материалы дела документы, из которых следует, что земельный участок, принадлежащий в настоящее время ответчику на праве собственности, не попал территориально в «прирезку» земельных участков из земель лесного фонда к СНТ «Омский садовод» в ДД.ММ.ГГГГ /том 2 л.д.49-50/.

Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, изучив представленные документы надзорного производства, поступившие из прокуратуры г. Омска, материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права , собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использования под садоводство, расположенного по адресу: <адрес>, является Котенко Ю. Н. /том 1 л.д.134/.

Основанием возникновения у Котенко Ю. Н. права собственности на указанный объект недвижимого имущества явилось Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении Ю. Н. Котенко в собственность земельного участка в садоводческом некоммерческом товариществе «Омский садовод» в ЦАО г. Омска» /том 1 л.д.54/.

Из кадастрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером также следует, что указанный земельный участок расположен в кадастровом квартале , разрешенное использование - для садоводства /том 1 л.д.51-60/.

Согласно Распоряжению Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска и внесении изменений в некоторые правовые акты департаменты имущественных отношений Администрации г.Омска» указанное выше распоряжение директора Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. - р о предоставлении Ю. Н. Котенко в собственность спорного земельного участка на основании проведенной ревизии правовых актов признано утратившим силу /том 1 л.д.26-27/.

Заявленные исковые требования мотивированы истцом тем, что часть земельного участка с кадастровым номером , согласно материалам лесоустройства, образована из земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, в связи с чем спорный земельный участок не мог быть выделен Котенко Ю. Н. в собственность для сельскохозяйственного использования под садоводство.

Из представленных в материалы дела документов усматривается следующее.

На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. для рабочих и служащих организаций, учреждений и предприятий был отведен земельный участок под коллективные сады площадью <данные изъяты> га, образовано СНТ «Омский садовод» /том 1 л.д.161-162/.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. под коллективные сады в дополнение к ранее предоставленному земельному участку отведено еще <данные изъяты> га /том 1 л.д.159-160/.

Далее, ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> принято решение , согласно которому СНТ «Омский садовод» отводится земельный участок площадью <данные изъяты> га вместо <данные изъяты> земельных участков, предоставленных ранее /том 1 л.д.158/.

Согласно Постановлению Администрации г. Омска от 30.04.1992г. №279 –п, СНТ «Омский садовод» дополнительно в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га для коллективного садоводства, в том числе <данные изъяты> из земель Гослесфонда в <адрес> городского лесничества Омского лесхоза /том 1 л. д. 156-157/.

Впоследствии действие Постановления Администрации г. Омска от 30.04.1992г. №279 –п было приостановлено до разрешения Правительством РФ изъятия <данные изъяты> га лесов первой группы из Омского лесхоза /том 2 л.д.11/.

Разрешение на изъятие в установленном порядке земельных участков в лесах первой группы для коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства и ведения крестьянского /фермерского/ хозяйства было дано Правительством РФ в Распоряжении №2436-р 28.12.1992г. /том 2 л.д.64/.

Вместе с тем, порядок изъятия указанных земельных участков был нарушен.

Так, проведенной прокуратурой <адрес> по обращению ФИО5 проверкой установлено, что земельные участки, составляющие территорию СНТ «Омский садовод», предоставлялись гражданам из состава земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования под садоводство. Согласно карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008г. №201, земельный участок, занимаемый СНТ «Омский садовод», расположен в территориальной зоне СХ1-1356, предназначенной для ведения дачного хозяйства и садоводства. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области в государственном кадастре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана, подготовленного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., учтен земельный участок с кадастровым номером . По сведениям государственного кадастра недвижимости, а также ЕГРП, на данный земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за садоводческим товариществом «Омский садовод». Таким образом, в настоящее время границы земельного участка определены за исключением площади земельных участков, включенных в состав Омского лесопарка. Согласно предоставленной департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска информации, в составе земельного участка, выделенного СНТ «Омский садовод», имеются лесные участки городского леса квартал <данные изъяты> выделы <данные изъяты> Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка. В государственном кадастре и недвижимости отсутствуют сведения о постановке указанных лесных участков на кадастровый учет. Вместе с тем, Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска не принимается мер по постановке на кадастровый учет лесных участков, расположенных в квартале <данные изъяты> Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка, с целью определения их фактических границ и установления фактов самовольного занятия членами СНТ лесных участков. Кроме того, несмотря на принятие Омским городским Советом Решения от 10.07.2013г. №142 «О муниципальном лесном контроле на территории города Омска», принятие постановления Администрации города Омска от 16.07.2014г. №950-п «Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля на территории города Омска» лесной контроль в отношении указанных лесных участков с целью выявления фактов самовольного занятия членами СНТ лесных участков до настоящего времени не осуществлялся. Таким образом, сложившаяся на территории СНТ «Омский садовод» ситуация приводит, в том числе, к нарушению прав граждан, собственников земельных участков /материалы надзорного производства прокуратуры г. Омска/.

По результатам проведенной проверки прокуратурой г. Омска в адрес Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска внесено представление об устранении нарушений лесного, земельного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

Согласно ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации /далее – ЛК РФ/.

Статьей 6 ЛК РФ предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Из ч.1 ст.8 ЛК РФ следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений относятся: проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

При этом, в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013г. №496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Вводным законом к ЛК РФ предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Согласно ст.4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Из схемы расположения городских лесов и земельных участков СНТ «Омский садовод» в ЦАО г. Омска видно, что земельный участок, предоставленный Котенко Ю. Н. в собственность, входит территориально в выдел 7 квартала 31, что относится к лесным участкам городского леса Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка /том 1 л.д.30/.

Поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о постановке указанного лесного участка на кадастровый учет, постольку он признается ранее учтенным объектом недвижимости и не может относиться к категории земель - земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использования под садоводство.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии со ст. 68 ЛК РФ включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков и таксацию лесов.

В силу ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов. Согласно ст. 23 ЛК РФ количество лесопарков и их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ответа департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на представление прокуратуры г. Омска, что общая площадь городских лесов, по материалам лесоустройства Омского лесопарка 2009г., 2014г., 2015г., составила 2265,7548 га, согласно Постановлению Администрации г. Омска от 27.01.2015 №62-п.

Площадь Центрального окружного лесничества составляет 664,1324 га и включает в себя следующие лесные кварталы №№ 22-38,124,132,142,143,147-151 /том 1 л.д.29/.

В материалы дела представлены: план лесонасаждений Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка с указанием общей площади в размере 6441324 га /том 1 л.д.31/, таксационное описание Центрального окружного участкового лесничества Омского лесопарка по состоянию на 2015 год, основанием для составления которого явился приказ руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ №305 от 31 августа 2015 года, которым внесены изменения в приложение к приказу от 02 мая 2012 года №180 «Об определении количества лесопарков на территории г. Омска и установлении их границ» /том 1 л.д. 31-37/.

Также суд считает необходимым отметить, что, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно указанным нормам, государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и ГрК РФ.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую регламентирован ЗК РФ, ГрК РФ, ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На основании п.1 ст. 8 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен ст.24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст.25 ГрК РФ.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства РФ о т 16.06.2004г. №283 /утратил силу/, Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывало включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.

Вместе с тем, в адрес Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) документы для согласования исключения спорного земельного участка из земель лесного фонда не поступали.

Таким образом, сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты не влечет за собой изменение его категории с земель лесного фонда на земли населенных пунктов и не прекращает права собственника – Российской Федерации - на указанные земельные участки, как на земли лесного фонда.

Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию с собственником земель лесного фонда – РФ в лице Рослесхоза.

Доказательств того, что органами РФ, уполномоченными на распоряжение земельными участками в составе земель лесного фонда, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту в собственность, не имеется.

Согласно ч.2 ст.102 ЛК РФ, городские леса относятся к категории защитных лесов.

В силу п.3 ч.1 ст.97 ЗК РФ земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, что в силу ч.2 указанной статьи ограничивает их предоставление в частную собственность.

Пунктом 8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе, лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки и другие объекты).

В части 5.1. ст. 105 ЛК РФ закреплено, что в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи, в том числе ведение сельского хозяйства; размещение объектов капитального строительства.

В соответствии с Решением Омского городского Совета от 26.10.2011г. №452 Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска от имени муниципального образования городской округ г.Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества. К функциям Департамента в области лесных отношений и природопользования относится управление и распоряжение лесными участками, ведение учета земель лесного фонда, осуществление защиты имущественных интересов муниципального образования, а также осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска.

Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. При этом избираемый способ защиты должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно п.п. 52,53 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. При этом иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.

Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2012г. №10288/12, целью иска о признании права отсутствующим является оспаривание зарегистрированного права или обременения другого лица, поэтому при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.

В целях восстановления нарушенного права Российской Федерации, как собственника земельных участков, учитывая, что материалы дела не содержат доказательств перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку сохранение на кадастровом учете данного земельного участка в существующих на настоящий момент границах повлечет изменение лесопарковых зон и уменьшение их площади, что в соответствии с п.6 ст.105 ЛК РФ не допускается.

В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ с Котенко Ю. Н. в доход бюджета г. Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Котенко Ю.Н. на земельный участок с кадастровым номером местоположение которого установлено: <адрес>.

Взыскать с Котенко Ю.Н. в доход бюджета г. Омска госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в апелляционную инстанцию Омского областного суда в течение одного месяца.

Судья Т. В. Бажина