Дело № 2-877/20 09 июля 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Галкиной Е.С.,
при секретаре Богдановой К.Е..,
рассмотрев в открытом судебном заседании по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании денежных средств,
Установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения в размере 67 218 рублей 94 копейки. В обоснование заявленных требований истец указал, что с 01.12.2011 ответчику была назначена ежемесячная социальная выплата по Закону Санкт- Петербурга от 24.11.2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" и Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 г. N 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» на основании сформированной базы данных граждан электронного социального регистра населения (ЭСРН), имеющих право на выплаты, а также по личному заявлению от 13.12.2011 ответчица до 31.07.2017 г. пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, которые с 01.12.2011 истцом были переведены на меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В июле 2017 года при отработке справки о регистрации стало известно о снятии ответчицы с регистрационного учета в Санкт-Петербурге по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>, после чего выплата ЖКУ ей не осуществлялась до выяснения обстоятельств. В мае 2018 года истцу поступили Распоряжения о прекращении выплаты ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по причине снятия ФИО1 с регистрации в Санкт-Петербурге 24.04.2015, в результате чего образовалась переплата ЕСВ.
В судебное заседание не явился истец, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие.
В судебное заседание не явился ответчик извещался надлежащим образом по последнему месту жительства, однако судебные извещения возвращены в связи с истечением срока хранения.
Согласно ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса российской Федерации" от 23 июня 2015 года N 25, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчика о судебном заседании, при этом в суд первой инстанции не явился, уважительность причин неявки не представил, суд первой инстанции приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с 01.12.2011 ответчику была назначена ежемесячная социальная выплата по Закону Санкт- Петербурга от 24.11.2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" и Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 г. N 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» на основании сформированной базы данных граждан электронного социального регистра населения (ЭСРН), имеющих право на выплаты, а также по личному заявлению от 13.12.2011 ответчица до 31.07.2017 г. пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, которые с 01.12.2011 истцом были переведены на меру социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В июле 2017 года при отработке справки о регистрации стало известно о снятии ответчицы с регистрационного учета в Санкт-Петербурге по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>, после чего выплата ЖКУ ей не осуществлялась до выяснения обстоятельств.
В мае 2018 года истцу поступили Распоряжения о прекращении выплаты ЖКУ с 01.05.2015 по причине снятия ФИО1 с регистрации в Санкт-Петербурге 24.04.2015, в результате чего образовалась переплата ЕСВ.
В соответствии с пунктом 2.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" по Закону Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" с 01 января 2010 г. льгота на основании сформированной базы граждан АИС ЭСРН, имеющих право на выплаты, автоматизировано была переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты ветерану труда льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
На основании статьи 1 Закону Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (в редакции от 26.12.2005 N 668-103), который утратил силу с 01 января 2015 г. в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (ЕДВ) устанавливаются для граждан Российской Федерации, в том числе инвалидам I и II группы, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге и для граждан без определенного места жительства при условии прохождения ими учета в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Из положения пункта 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, в том числе инвалидам I и II группы устанавливаются для граждан Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки не распространяются на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Согласно пункту 16 "Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации", имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 г. N 2085 (далее, Порядок), перечисление ЕДВ прекращается в случаях утраты гражданином права на получение ЕДВ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Сумма денежной выплаты, излишне выплаченная гражданину, возмещается гражданином добровольно, а в случае спора взыскиваются в порядке, установленном действующим законодательством (п. 21 Порядка).
На основании пункта 2.8 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 г. N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (далее - Положение) граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района Санкт-Петербурга с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п. 2.9.2 Положения).
Граждане, которые не известили администрацию Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в пункте 2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п. 2.11 Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга", принятого законодательным собранием Санкт-Петербурга 26 апреля 2006 г., размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.
При расчете сумм денежных выплат льгот по оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и напрямую зависит от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеприведенными нормам права, установил, что ответчик была снята с регистрационного учета в спорный период времени, не известила об этом администрацию Санкт-Петербурга, в связи с чем утратила право на получение пособия.
При расчете сумм денежных выплат льгот по оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и напрямую зависит от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата.
Как следует из материалов дела ФИО1 24.047.2015 года была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге по адресу: Санкт-Петербург, <адрес><адрес>, в связи с чем жилищно-коммунальные услуги с указанного момента ответчиком не осуществляется.
Таким образом, поскольку ответчиком оплата жилищно-коммунальных услуг не производилась, предоставление мер социальной в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в оспариваемый период является необоснованным.
В нарушение действующего законодательства ответчик, не поставив в известность органы социальной защиты населения об изменениях, влекущих за собой прекращение выплат, продолжала получать единую социальную выплату, добровольно суммы переплаты возвращены ею не были, в связи с чем имеются основания для возникновения у ответчика обязательства из неосновательного обогащения.
Согласно расчету истца, переплата незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной компенсации инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составила в размере 67 218 рублей 94 копейки.
Указанный расчет истца судом проверен, является арифметически верным, ответчиком не оспорен.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной компенсации инвалиду льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составила в размере 67 218 рублей 94 копейки.
При таких обстоятельствах суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
С ответчика в доход государства в порядке ст. 103 ГПК РФ надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 2 216 рублей 57 копеек.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» денежные средства в размере 67 218 рублей 94 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 2 216 рублей 57 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.07.2020 года
Судья Е.С. Галкина