ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-308/2021 от 14.07.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-308/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в лице директора ФИО1 на решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области <.......> от 25 сентября 2020 года ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210000 рублей.

Начальником Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области в отношении ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения <.......> от 25 сентября 2020 года.

Не согласившись с указанным постановлением и представлением, ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» обжаловало его в суд. В жалобе просило постановление должностного лица <.......> от 25 сентября 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, <.......> от 25 сентября 2020 года отменить.

Решением судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, <.......> от 25 сентября 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения <.......> от 25 сентября 2020 года оставлено без изменения, жалоба ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в лице директора ФИО1, который в жалобе просит решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года, постановление должностного лица от 25 сентября 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения <.......> от 25 сентября 2020 года отменить. Считает, что во вменяемом правонарушении отсутствует состав административного правонарушения. Считает, что Правилами лесовосстановления допускается возникновение любого варианта событий, от которого зависят дальнейшие действия как дополнение культур или их списание, в связи с чем низкая приживаемость не нарушает указанные Правила. Кроме того, причины низкой приживаемости административным органом не исследовались, вина Авиабазы не установлена. Обращает внимание, что ссылка суда на нарушение п. 18 Проекта искусственного лесовосстановления несостоятельна. Считает, что Проект искусственного лесовосстановления <.......> не является нормативным актом, за нарушение которого должна следовать административная ответственность. Полагает, что инспектор ошибочно применяет нормы, установленные для последующих периодов, размер приживаемости на участке был в пределах нормы. Кроме того, указывает, что суд незаконно применил к настоящим правоотношениям Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка. Авиабаза к данной категории лиц не относится. Считает, что нарушен процессуальный порядок привлечения к административной ответственности. Обращает внимание, что ни проверка, ни административное расследование в отношении Авиабазы не проводились, Авиабаза не присутствовала при осмотре лесного участка, не имела возможности представить свои возражения, пояснения при натурном осмотре. Указывает, что судом не принято во внимание заявление Авиабазы о нарушении прав юридического лица при составлении протокола. В нарушение процессуальных норм, представитель привлекаемого лица не был допущен на составление протокола. Считает представление должностного лица незаконным.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» ФИО2, просившей об удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.

В силу ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса (ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 статьи 62 Лесного кодекса РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.03.2019 года № 188 (далее – Правила лесовосстановления), действовавших на момент совершения нарушения, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Подпунктом «б» п. 6 Правил лесовосстановления предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Правил лесовосстановления в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами. К агротехническому уходу относятся, в том числе, дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.

В силу п. 53 Правил лесовосстановления дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающем количество деревьев главных пород, предусмотренных в таблицах 1 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам.

Приложением 21 к Правилам лесовосстановления оговорено количество деревьев главных пород не менее 2 тыс. шт. на 1 га сосны обыкновенной в травяной группе типов лесов.

Как следует из материалов дела, 19 декабря 2018 года издан приказ <.......> об утверждении государственного задания ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы, согласно приложению к которому, работы по агротехническому уходу за лесными культурами путем дополнения лесных культур проводятся в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 мая 2019 года <.......> сучетом результатов осенней инвентаризации лесных культур. Дополнению подлежат лесные культуры с приживаемостью 25-85%.

В проекте искусственного восстановления на участке <.......> Армизонского лесничества Армизонского участкового лесничества № квартала <.......> выдела <.......> указан срок лесовосстановления весна 2016-осень 2023 года. пунктом 18 которого указано количество мероприятий по агротехническому уходу: 2016 год – 1 раз, 2017 год – 2 раза, 2018 год -2 раза, 2019 год – 1 раз.

Работы по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренных государственным заданием, в том числе работы по агротехническому уходу за лесными культурами путем дополнения лесных культур на территории Армизонского лесничества первоначально заключением <.......> от 31 октября 2019 года были приняты как соответствующие государственному заданию.

В ходе проведения государственной инвентаризации лесов 01 июня 2020 года был произведен натурный осмотр лесного участка, расположенного в квартале <.......> выделах <.......> Армизонского участкового участкового лесничества Армизонского лесничества Тюменской области, о чем составлен акт <.......> от 01 июня 2020 года. В результате осмотра установлен факт неудовлетворительного исполнения мероприятия – дополнение лесных культур, а именно: дополнение лесных культур с учетом установленных проектом искусственного восстановления сроков дополнения проведено не на всех участках с неравномерным отпадом, в результате чего приживаемость составила 20,6% от первоначальной густоты, установленной проектом искусственного лесовосстановления (4400 шт. на га) - 906 шт. на 1 га.

В результате чего, принятое положительное заключение <.......> от 31 октября 2019 года о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренных государственным заданием на указанном лесном участке, было отменено приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» <.......> от 09 июня 2020 года.

Следовательно, выполнение работ по дополнению лесных культур произведено ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» с нарушением требований лесного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении <.......> от 11 августа 2020 года; приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области <.......> от 19 декабря 2018 года об утверждении государственного задания ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; актом натурного осмотра <.......> от 01 июня 2020 года; приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» от 09 июня 2020 года <.......> «Об отмене заключения о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов», проектом искусственного лесовосстановления; другими материалами дела.

Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности юридического лица ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо – ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» имело возможность для соблюдения правил лесовосстановления, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.

При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа правильно своим постановлением от 25 сентября 2020 года привлекло ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» к административной ответственности по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судья районного суда обоснованно отказал ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в удовлетворении жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Учитывая, что вышеуказанными доказательствами в их совокупности было установлено нарушение ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» требований статьи 61, 62 Лесного кодекса РФ, у начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области имелись законные основания для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

Поскольку проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат после, выявления административного правонарушения не требовалось, оснований для проведения административного расследования в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области не имелось.

Вопреки доводам ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом административного органа и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено. При этом, всем доводам жалобы судьей была дана надлежащая правовая оценка по мотивам, подробно изложенным в судебном решении. Законных оснований не согласиться с выводами судьи в указанной части также не имеется.

Порядок привлечения ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1., 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и решения судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года, постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области <.......> от 25 сентября 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения <.......> от 25 сентября 2020 года в отношении ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставить без изменения, жалобу ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» - оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин