ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-449/2021 от 18.10.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-449/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов», в лице директора ФИО1, на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 <.......> от 12 октября 2020 года ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.

Представлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 <.......> от 12 октября 2020 года для ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» установлена обязанность принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.

Не согласившись с указанными постановление и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» обратилось в суд с жалобой, в которой просило постановление должностного лица от 12 октября 2020 года, представление должностного лица от 12 октября 2020 года отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 года постановлено:

«постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 <.......> от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» изменить:

исключить из мотивировочной части указание на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, а также на постановление <.......> от 12 августа 2020 года о назначении административного наказания по ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов»;

снизить назначенное ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» наказание в виде административного штрафа до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

В остальной части постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 <.......> от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставить без изменения.

Представление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, <.......> от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставить без изменения.

Жалобу директора ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» ФИО3 удовлетворить частично».

С данным решением не согласно ГБУ ТО «Тюменская авиабаза», в лице директора ФИО1, который в жалобе просит решение судьи районного суда отменить. Указывает, что во исполнение п. 53 Правил лесовосстановления было проведено дополнение лесных культур на участке в 2019 году, в связи с чем нарушение п. 53 Правил лесовосстановления отсутствует. Количество высаженных растений было зафиксировано материалами технической приемки и общей приемкой работ в 2019 году сотрудниками ГКУ ТО «Тюменьлес» и соответствовало государственному заданию. То обстоятельство, что ГКУ ТО «Тюменьлес» отменило ранее выданное положительное заключение, не подтверждает наличие вины Авиабазы. Обращает внимание, что причины приживаемости не исследовались, причинно-следственная связь не установлена. Считает, что ссылка административного органа на нарушение Приложения 21 таблицы 1 пункта 53 Правил лесовосстановления не состоятельна, поскольку указанные показатели таблицы применяются непосредственно при переводе культур в покрытые лесом земли, тогда как участок обследовался на третьем году жизни, а дополнение проведено на втором году. Обращает внимание, что имеется проект искусственного лесовосстановления, создание и выращивание культур начато с 2018 года и запланировано до 2025 года и проводится в соответствии с проектом. Сам проект искусственного лесовосстановления не является нормативным актом, за нарушение которого установлена административная ответственность. Считает, что судом сделаны необоснованные выводы о законности протокола от 03 октября 2020 года. Протокол Авиабазой был получен от 27 августа 2020 года, на составление которого не приглашался, уведомления не получал. Однако Департаментом в суд представлен другой протокол от 03.10.2020 года. Указывает, что представителю Авиабазы было отказано в участии при составлении протокола, а в протокол занесены сведения об отсутствии привлекаемого лица. Кроме того, указывает, что основание для привлечения к ответственности послужил акт натурного осмотра <.......> от 26 июня 2020 года, однако, по результатам инвентаризации, в случае выявления нарушений Департамент лесного комплекса Тюменской области обязан был провести проверку. Административное расследование также не проводилось. Считает предположение суда о том, что проверка не требовалась в виду непосредственного обнаружения правонарушения, необоснованным. Также не согласен с судом о признании Представления <.......> от 12 октября 2020 года законным. Считает представление <.......> не отвечающим требованиям исполнимости.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» ФИО4, просившей об удовлетворении жалобы, объяснения представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО5, просившего в удовлетворении жалобы отказать, решение Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 года не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.

В силу ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса (ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 статьи 62 Лесного кодекса РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.03.2019 года № 188 (далее – Правила лесовосстановления), действовавших на момент совершения нарушения, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Подпунктом «б» п. 6 Правил лесовосстановления предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Правил лесовосстановления в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами. К агротехническому уходу относятся, в том числе, дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.

В силу п. 53 Правил лесовосстановления дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающем количество деревьев главных пород, предусмотренных в таблицах 1 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам.

Приложением 21 к Правилам лесовосстановления оговорено количество деревьев главных пород не менее 2 тыс. шт. на 1 га сосны обыкновенной в травяной группе типов лесов.

Как следует из материалов дела, 19 декабря 2018 года издан приказ <.......> об утверждении государственного задания ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы, согласно приложению к которому, работы по агротехническому уходу за лесными культурами путем дополнения лесных культур проводятся в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 мая 2019 года <.......> с учетом результатов осенней инвентаризации лесных культур. Дополнению подлежат лесные культуры с приживаемостью 25-85%.

В проекте искусственного восстановления на участке <.......> Армизонского лесничества Армизонского участкового лесничества № квартала <.......> № выдела <.......>, пунктом <.......> которого указано проектная приживаемость лесных культур на 3 год – 85%, что составляет 3740 шт. на га.

Работы по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренных государственным заданием, в том числе работы по агротехническому уходу за лесными культурами путем дополнения лесных культур на территории Армизонского лесничества первоначально заключением <.......> от 31 октября 2019 года были приняты как соответствующие государственному заданию.

В ходе проведения государственной инвентаризации лесов 26 июня 2020 года был произведен натурный осмотр лесного участка, расположенного в квартале 11 выделе 28 Армизонского участкового лесничества Армизонского лесничества Тюменской области, о чем составлен акт <.......> от 26 июня 2020 года. В результате осмотра установлен факт неудовлетворительного исполнения мероприятия – дополнение лесных культур, а именно: дополнение лесных культур проведено не на всех участках с неравномерным отпадом, в результате чего приживаемость составила 28,8 % - 1267 шт. на 1 га.

В результате чего, принятое положительное заключение <.......> от 31 октября 2019 года о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, предусмотренных государственным заданием на указанном лесном участке, было отменено приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» <.......> от 06 июля 2020 года.

Следовательно, выполнение работ по дополнению лесных культур произведено ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» с нарушением требований лесного законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении <.......> от 03 сентября 2020 года; приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области <.......> от 19 декабря 2018 года об утверждении государственного задания ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов; актом натурного осмотра <.......> от 26 июня 2020 года; приказом ГКУ ТО «Тюменьлес» от 06 июля 2020 года <.......>-о/д «Об отмене заключения о приемке выполненных работ по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов», проектом искусственного лесовосстановления; другими материалами дела.

Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности юридического лица ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо – ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» имело возможность для соблюдения правил лесовосстановления, но им не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, должностное лицо административного органа правильно своим постановлением от 12 октября 2020 года привлекло ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» к административной ответственности по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Учитывая, что вышеуказанными доказательствами в их совокупности было установлено нарушение ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» требований статьи 61, 62 Лесного кодекса РФ, у начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области имелись законные основания для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

Поскольку проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат после, выявления административного правонарушения не требовалось, оснований для проведения административного расследования в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области не имелось.

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела об административном правонарушении, исследованного в настоящем судебном заседании, имеется один протокол об административном правонарушении <.......> от 03 сентября 2020 года, подписанный должностным лицом и составленный по правилам ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что ГБУ Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» не было извещено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении опровергаются имеющимся в материалах дела уведомлением <.......> от 27 августа 2020 года о времени и месте составления протокола, согласно которому юридическое лицо извещено посредством электронного документооборота письмом <.......> от 28 августа 2020 года. Кроме того, согласно имеющемуся в материалах дела скриншоту указанное письмо было зарегистрировано ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» <.......> и ему присвоен входящий номер <.......>.

Вопреки доводам ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом административного органа и судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено. При этом, всем доводам жалобы судьей была дана надлежащая правовая оценка по мотивам, подробно изложенным в судебном решении. Законных оснований не согласиться с выводами судьи в указанной части также не имеется.

Установив, что должностным лицом административного органа при вынесении постановления в отношении ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» было ошибочно указано на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность указанного юридического лица, судья пришел к обоснованному выводу о необходимости изменения обжалуемого постановления и снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до двухсот тысяч рублей.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 года в отношении Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» оставить без изменения, жалобу Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин