ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210019-01-2021-000914-76 от 07.04.2022 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

Дело (УИД) № 21RS0019-01-2021-000914-76

Производство № 2а-201/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2022 г. г. Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Изоркиной Л.М.,

при секретаре Смирновой Л.В.,

с участием административного ответчика – представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску ФИО2 к отделу Управления Росреестра по Чувашской Республике в г. Ядрин о признании незаконным требование о предоставлении нотариального заверения сделки,

установил:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу Управления Росреестра по Чувашской Республике в г. Ядрин, которым просил признать требование о предоставлении нотариального заверения сделки в соответствии с исключением, предусмотренным п.1 ч.1.1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» незаконным и вынести частное определение.

В обоснование своих требований истец указал, что 30.11.2021 г. между истцом и ФИО6 заключен договор дарения, согласно которого истец («даритель») подарил ФИО6 1/2 долю в праве на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В тот же день они обратились в МФЦ г. Ядрин с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности вышеуказанной 1/2 доли в праве. 03.12.2021 г. ему стало известно из Уведомления о приостановлении государственной регистрации, что государственная регистрация договора дарения от 30.11.2021 г. перехода права собственности была приостановлена на основании п.7 ч.1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основанием для приостановления послужил не удостоверенный в нотариальной форме договор дарения.

Определением Ядринского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 марта 2022 года в качестве соответчика по делу было привлечено Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.

Административный истец ФИО2 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, явку своего представителя не обеспечил.

Административный ответчик – представитель Ядринского отдела Управления Росреестра по Чувашской Республике на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике ФИО1 в ходе судебного заседания иск не признала, представив отзыв, суду пояснила, что Ядринский отдел Управления является территориальным отделом Управления и не обладает полномочиями юридического лица, гражданской и процессуальной правоспособностью, в связи с чем, данный отдел не может выступать в качестве лица, участвующего в деле. 30.11.2021 г. в Управление были представлены документы для осуществления государственной регистрации перехода к ФИО6 права общей долевой собственности (1/2 доли в праве) на квартиру, расположенную по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В качестве основания осуществления заявленного регистрационного действия заявителями ФИО2 и ФИО6 был представлен составленный в простой письменной форме договор дарения доли квартиры от 30.11.2021 г., согласно которому ФИО2 безвозмездно передает ФИО6 принадлежащую ему 1/2 долю в праве на квартиру с кадастровым номером . 03.11.2021 г. государственная регистрация приостановлена в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сроком на три месяца (до 03.03.2022 г.) в связи с несоответствием представленного договора дарении по форме требованиям законодательства, а именно, сделка оформлена без нотариального удостоверения. В настоящее время государственная регистрация приостановлена в заявительном порядке сроком на шесть месяцев до 05.09.2022 г. в соответствии с ч.1 ст. 30 Закона №218-ФЗ на основании поступившего заявления ФИО6 от 03.03.2022 г., в котором в качестве причины приостановления заявителем указано на необходимость предоставления нотариально составленного договора. Поскольку в данном случае имеет место сделка по отчуждению доли в праве общей долевой собственности другому участнику долевой собственности на объект недвижимого имущества, договор, заключенный между ФИО2 и ФИО6, в силу прямого указании Закона №218-ФЗ, а именно, в п.1 ч.1.1 ст.42, подлежит нотариальному удостоверению. Исполнение органом регистрации прав обязательных требований федерального законодательства не может свидетельствовать о незаконности решения государственного органа. Доводы истца о том, что в его конкретном случае оснований для применения п.1 ч.1.1 ст.42 Закона №218-ФЗ, основан на неверном толковании действующего законодательства. Приостановление государственной регистрации само по себе не свидетельствует о нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя. Решение о приостановлении от 03.12.2021 г. утратило свое действие в связи с приостановлением регистрации в заявительном порядке, при этом одаряемый согласился с требованием регистратора и приостановил регистрационные действия с целью предоставления нотариально удостоверенного договора.

Заинтересованное лицо ФИО6 на судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате или нотариальной деятельности.

При этом в пункте 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе.

В соответствии с п. 1.1. ст. 42 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:

1) сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке;

2) сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;

3) сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

4) сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (за исключением случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона);

5) договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями;

6) сделок по отчуждению долей в праве общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, сделки по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении одного из участников своей доли другому собственнику доли, подлежат нотариальному удостоверению в силу прямо указания закона.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (п.2 ст. 1 Закона о регистрации).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона о регистрации).

Согласно части 1 статьи 14 Закона государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о регистрации).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно части 4 статьи 29 Закона о регистрации орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в том числе:

- государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе, после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО2 и ФИО6 по 1/2 доле в праве.

Из материалов дела следует, что 30 ноября 2021 г. между ФИО2 и ФИО6 заключен договор дарения, в соответствии с которым ФИО2 подарил 1/2 долю в праве, а ФИО6 принял 1/2 долю в праве в дар на квартиру, расположенную по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

30 ноября 2021 г. ФИО2 и ФИО6 обратились к ответчику с заявлением о государственной регистрации перехода права 1/2 доли в праве жилого помещения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В качестве документа основания на государственную регистрацию перехода права представлен договор дарения от 30.11.2021 г.

03.11.2021 г. государственная регистрация приостановлена в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сроком на три месяца (до 03.03.2022 г.) в связи с несоответствием представленного договора дарении по форме требованиям законодательства, а именно, сделка оформлена без нотариального удостоверения.

С настоящим иском ФИО2 обратился в Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии 27.12.2021 г.

Следовательно, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на его обжалование административным истцом не пропущен.

Административный истец не конкретизировал свои исковые требования в части, какое именно требование, изложенное в отдельном документе, он просит признать незаконным. Изучение материалов дела показало, что какого-либо требования в виде отдельного принятого документа не выносилось по обращению истца. Истец фактически выражает свое не согласие с принятым решением о приостановлении регистрационных действий, вынесенным 3 декабря 2021 г.

Действительно, данное требование содержалось в тексте уведомления государственного регистратора о приостановлении регистрационных действий от 3 декабря 2021 г., которое истцом не обжалуется и в настоящее время оно утратило свою силу, поскольку в настоящее время государственная регистрация договора дарения от 30.11.2021 г. приостановлена в заявительном порядке сроком на шесть месяцев до 05.09.2022 г. в соответствии с ч.1 ст. 30 Закона №218-ФЗ на основании поступившего заявления ФИО6 от 03.03.2022 г., в котором в качестве причины приостановления заявителем указано на необходимость предоставлении нотариально составленного договора.

В рассматриваемом случае основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности на долю жилого помещения явилось отсутствие нотариального удостоверения договора дарения в отношении одной из долей объекта недвижимого имущества.

Учитывая приведенные нормы материального права, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что решение административного ответчика по приостановлению государственной регистрации перехода права собственности на долю объекта недвижимости, принятое 03.12.2021 г., не противоречит закону, а, следовательно, и ссылка в нем, что для устранения причин приостановления рекомендуется предоставить нотариально удостоверенный договор дарении.

Административным истцом также не указано в административном иске, какие его права нарушаются в результате приостановления государственной регистрации 03.11.2021 г. сроком на три месяца (до 03.03.2022 г.).

Таким образом, суд приходит выводу, что доводы истца о лоббировании интересов нотариуса, а также о том, что действующим законодательством не предусмотрено требование нотариального удостоверении сделки по отчуждению доли от одного собственника к другому долевому собственнику основана на неправильном толковании закона.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В этой связи суд считает необходимым отметить, что соглашается с мнением представителя административного ответчика о том, что административный иск, предъявленный административным истцом к Ядринскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Ядринский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике является территориальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и не обладает полномочиями юридического лица, гражданской и процессуальной правоспособностью, в связи с чем, не выступает в качестве лица, участвующего в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 КАС РФ частное определение выносится при выявлении случаев нарушения законности. По настоящему делу таких случаев не установлено в связи с чем, оснований для вынесения частного определения в отношении судебного пристава-исполнителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Ядринскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным требования о предоставлении нотариального заверения сделки в соответствии с исключением, предусмотренным п.1 ч.1.1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и в вынесении частного определения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 12 апреля 2022 г. через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии.

Председательствующий Л.М. Изоркина

Решение12.04.2022