ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240024-01-2021-004651-68 от 22.09.2022 Канского городского суда (Красноярский край)

Административное дело № 2а-2520/2022

УИД № 24RS0024-01-2021-004651-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2022 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Дмитриенко Н.С.,

при секретаре Шаповаловой Е.В.,

с участием административного истца Пинегина С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пинегина С. Ю. к ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, АО «Предприятие УИС «ГПСУ», ФСИН России, Министерство Финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Пинегин С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, АО «Предприятие УИС «ГПСУ», ФСИН России, Министерство Финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации, мотивировав свои требования тем, что сотрудниками ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю нарушены условия его содержания в исправительной колонии, так как при досмотре, у него были изъяты кипятильники, которые он приобрел ранее в других исправительных учреждениях и ими там пользовался. В связи с чем ему причинен также моральный вред, с невозможностью употреблять чистую кипяченую воду.

В судебном заседании административный истец Пинегин С.Ю., личное участие которого обеспечено посредством систем видеоконференц-связи на территории исправительного учреждения, требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. По существу требований пояснил, что по прибытию в КП-48 п. Курдояки ДД.ММ.ГГГГ у него были изъяты три кипятильника, установленного образца и сданы на склад, кипятильники были 0,5 КвТ, прописаны в законодательстве, однако администрация объяснила, что на основании закона, который запрещает пользоваться данными кипятильниками, они и были изъяты. Считает, что запрещено пользоваться электроутюгами, электроплитами, электрочайниками и другими нагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при её отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией. Изъятые кипятильники были им приобретены в магазине на территории колонии, где находился ранее.

Административный ответчик АО «Предприятие УИС «ГПСУ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представитель Девяткина М.С. (по доверенности), ранее направила отзыв в письменном виде, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представитель Савченко В.В. (по приказу), ранее направил отзыв в письменном виде, в котором указал, что при поступлении Пинегина С.Ю.ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю его личные вещи были досмотрены. В процессе досмотра обнаружены вещи, которые осужденным, запрещается иметь при себе, в том числе 3 кипятильника с нарушением правил пожарной безопасности. В связи с требованиями пожарной безопасности электрокипятильники были изъяты на основании акта изъятия и сданы на склад для хранения.

Административные ответчики ФСИН России, Министерство Финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в установленном законом порядке, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о причине не явки не сообщили.

Заинтересованное лицо ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилось, представитель Борзова О.Ю. (по доверенности) ранее направила письменный отзыв, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав требования административного истца, ознакомившись с письменными возражениями представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).

Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В Российской Федерации согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина регламентирована в статье 55 Конституции Российской Федерации и допускается как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Исходя из части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которым осужденные обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В силу пунктов 48, 49, 52 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей обладает администрация ИУ; осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру; запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется акт; запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись.

В судебном заседании установлено:

Пинегин С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Красноярским краевым судом по п. «в» ч. 3 ст. 162, п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 325, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 24 годам 6 месяцам лишения свободы с исправительной колонии строгого режима с отбыванием наказания первых 5 лет в тюрьме.

Пинегин С.Ю. со ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ КП-48 п. Курдояки Нижнеингашского района Красноярского края. Постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ переведен в колонию-поселения. Убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В соответствии с требованиями Правил во время приема осужденных администрация исправительного учреждения проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным.

После уточнения данных, прибывшие в исправительное учреждение осужденные подвергаются личному обыску, принадлежащие им вещи досматриваются. Вещи и предметы, которые осужденным запрещается иметь при себе изымаются и передаются на склад для хранения. По результатам составляется соответствующий акт.

При переводе осужденных в другое исправительное учреждение изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе исправительного учреждения, пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.

Согласно материалам, при поступлении Пинегина С.Ю.ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю его личные вещи были досмотрены. В процессе досмотра обнаружены вещи, которые осужденным, запрещается иметь при себе, в том числе 3 электрокипятильника с нарушением правил пожарной безопасности.

Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ противопожарном режиме» (действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ) и приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» при эксплуатации электрических установок запрещается пользоваться приборами, не имеющими устройств тепловой защиты.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, в КП-48 п. Курдояки, проведен досмотр вещей осужденных, не находящихся в их пользовании, переданных сотрудниками караула по конвоированию, во время приема этапа, в комнате досмотра, у осужденного Пинегина С.Ю. обнаружено и изъято электрокипятильники 0,5 кВт, не имеющие термозащиты, в количестве трех штук.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, в КП-48 п. Курдояки, проведен обыск, досмотр по утвержденному графику, внеплановый, контрольный в коптерке отряда , у осужденного Пинегина С.Ю. обнаружено и изъято электрокипятильники 0,5 кВт, у которых отсутствует терморегулятор, в количестве двух штук.

В связи с требованиями пожарной безопасности электрокипятильники были изъяты на основании акта изъятия и сданы на склад для хранения, что подтверждается комиссионным актом .

Согласно рапорту младшего инспектора ОБ ФУК-48 Корсун И.А., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учреждение прибыли осужденные: Пинегин С.Ю., 1975 года рождения……В ходе проведения личного обыска и досмотра вещи осужденных сотрудниками дежурной смены были обнаружены и изъяты вещи и предметы: - у Пинегина С.Ю. УИК РФ – 2 шт., КАС РФ – 1 шт., ГК РФ – 1 шт., КоАП РФ-1 шт., УПК РФ – 1 шт, обжалование приговора – 1 шт., электрокипятильник 0,5 кВт – 3 шт. (с нарушением ППБ, не соответствует требованиям ГОСТа – 14705-83), приняты от встречного караула аудиоплеер – 1 шт., зарядное устройство – 1 шт., аудио-наушники – 1 пара.

ДД.ММ.ГГГГ во время этапирования осужденного Пинегина С.Ю. из КП-48 п. Курдояки в CИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю ценные и запрещенные вещи, которые осужденным запрещается иметь при себе, были переданы начальнику встречного караула, о чем имеется соответствующий акт приема – передачи ценных вещей от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные, в том числе, обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Установленные по делу обстоятельства, применительно к вышеизложенному законодательству с учетом предусмотренных и приведенных выше изъятий и ограничений прав и свобод граждан при исполнении уголовного наказания, свидетельствуют о том, что изъятые предметы у Пинегина С.Ю., а именно кипятильники, не соответствующие правилам пожарной безопасности, с учетом установленных правил отнесены к предметам, которые осужденным запрещено иметь при себе, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что действия ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в изъятии указанных предметов, соответствуют требованиям закона.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Вместе с тем, Пинегиным С.Ю. не представлены доказательства нарушения его условий содержания в исправительном учреждении.

Нарушение действиями ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его содержания в исправительном учреждении не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное – как физическое, так и психическое – воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд полагает, что административными ответчиками не нарушены условия содержания в исправительном учреждении Пинегина С.Ю., нельзя считать, что они несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, а исполнение уголовного наказания подвергло его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества, поэтому оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Пинегина С.Ю., поскольку нарушений действующего законодательства и прав административного истца со стороны ответчиков по настоящему делу не усматривается.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пинегин С.Ю. обратился в Канский городской суд Красноярского края с административным иском о признании незаконными действий должностного лица ДД.ММ.ГГГГ, указав, что события имели место быть ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, установленный КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд истек ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих заявителю обратиться в суд в установленные законом сроки суду не представлено. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Пинегина С. Ю. к ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, АО «Предприятие УИС «ГПСУ», ФСИН России, Министерство Финансов в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю о признании действий ФКУ КП-48 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю об изъятии кипятильников незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края.

Председательствующий: Н.С. Дмитриенко

Дата изготовления мотивированного решения: 26 сентября 2022 года