ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240040-01-2019-001361-37Д от 06.06.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

УИД № 24RS0040-01-2019-001361-37 Дело № 2а-1697/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний №30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании действий незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части отказа в предоставлении информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, а также в части отказа в отправлении за счет собственных средств почтовой корреспонденции, и действия ОСП Норильский почтамт УФПС Красноярского края – филиал ФГУП «Почта России» - в части отказа в предоставлении услуги по отправке почтовой корреспонденции общедоступным способом, мотивируя тем, что 31.07.2018 в адрес ФКУ ОИК-30 поступило письмо ФГУП «Почта России» о прекращении приема заказной почтовой корреспонденции с оплатой почтовыми марками и предоставлении данной услуги только при условии оплаты наличным либо безналичным расчетом. Обратившись в администрацию исправительного учреждения с заявлением об отправке заказного письма с уведомлением о вручении посредством оплаты за счет собственных средств, ему было отказано в отправлении со ссылкой на отказ ФГУП «Почта России» от принятия заказной корреспонденции от лиц, содержащихся в условиях изоляции. При этом документы, подтверждающие указанные доводы, ему предоставить отказались. Полагает, что указанными действиями нарушаются его личные права и свободы, а также создаются препятствия к реализации указанных прав.

Определением от 12.04.2019 ФИО1 отказано в принятии административного искового заявления в части требований, заявленных к ОСП Норильский почтамт УФПС Красноярского края – филиал ФГУП «Почта России».

При подготовке к дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФГУП «Почта России».

Административный истец ФИО1, принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, уточнил, что оспаривает отказ в отправке заказной почтовой корреспонденции с уведомлением о вручении, так как отсутствие уведомления лишает его информации о сроках получения адресатами его отправлений.

Представитель административного ответчика – ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю и заинтересованного лица - ГУФСИН России по Красноярскому краю - ФИО2, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и од от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, предоставила письменные возражения на административный иск, в которых просила в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать по тем основаниям, что согласно части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренное Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации право осужденных на ведение переписки, получение и отправление посылок и бандеролей не предполагает возможность произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации, - оно может осуществляться в специально установленном как названным Кодексом, так и иными актами (в том числе Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221) порядке. Само по себе установление такого порядка не исключает для заявителя возможность получения и отправления письменной корреспонденции, бандеролей и посылок в пределах, установленных Уголовно­-исполнительным кодексом Российской Федерации применительно к условиям отбывания им наказания, и не может расцениваться как нарушающее его конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 N 534-0).

31.07.2018 от УФПС Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России» в г.Норильске поступило уведомление за исх. № Департамента продуктов ФГУП «Почта России» от 04.07.2018 г. о прекращении оплаты тарифа за пересылку уведомления о вручении внутреннего регистрируемого почтового отправления почтовыми марками; с 01.01.2019 года оплату тарифа за пересылку простого и заказного уведомления о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений возможно будет осуществить только денежными средствами по наличному и безналичному расчету для всех категорий клиентов.

Учитывая, что снять денежные средства с лицевого счета осужденного на условиях предоплаты за неоказанные фактически услуги не представляется возможным, осужденным предлагается приобретать марки и конверты, которые имеются в свободной продаже в магазинах Учреждения и беспрепятственно отправлять свою корреспонденцию без прикрепления бланка уведомления, погашенного марками.

Таким образом, запрета на отправку заказных писем, как утверждает осужденный ФИО1 в своем заявлении, ни администрация ИУ, ни ФГУП «Почта России» не делали, речь идет только о невозможности отправки бланка «Уведомления о получении/вручении почтового отправления адресату» посредством погашения его почтовыми марками.

В соответствии с п. 58 Правил внутреннего распорядка ИУ, утвержденных Приказом Минюста РФ № 295 от 16.12.2016 предложения, заявления, и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, отправляются за счет ИУ при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от пего причинам денежных средств (за исключением направляемых в форме телеграмм).

Таким образом, для своевременной отправки почтовой корреспонденции рекомендовано осужденным приобретать почтовые марки и конверты в магазинах Учреждения и предоставлять свои письма для отправки в канцелярию Учреждения с наличием марок согласно тарифам Почты России, которые предварительно были доведены до всех осужденных путем размещения информации па стендах наглядной агитации в общежитиях отрядов ИУ.

Администрация исправительного учреждения делает все возможное со своей стороны, чтобы не нарушать право осужденного на переписку - своевременно пополняет ассортимент магазина при ИК-15 почтовыми конвертами и марками, писчими принадлежностями, в установленные законом сроки регистрирует и отправляет корреспонденцию осужденных, что касается порядка доставки почтовых отправлений адресату, то этот вопрос находится в ведении ФГУП «Почта России», регулируется различными федеральными законами и не относится к компетенции исправительного учреждения.

Осужденный ФИО1 в своем заявлении утверждает, что для отправки его личной корреспонденции заключен договор с ФГУП «Почта России», что основано на неверном толковании норм материального права: действительно, между ФКУ ОИК-ЗО ГУФСИН России по Красноярскому краю и Норильским филиалом ФГУП «Почта России» заключается ежегодный контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44 – ФЗ на оказание услуг почтовой связи для юридического лица, то есть для отправки корреспонденции учреждения, все письма осужденных отправляются в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи". ФИО1 как потребитель почтовых услуг имеет право и возможность обратиться самостоятельно за разъяснениями к руководству ФГУП «Почта России».

Таким образом, действия администрации ОИК-ЗО совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий, не противоречат статьям 19, 21, 37, 41-52 Конституции РФ, статьям 3, 14-17 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и тем самым не могли нарушить права и свободы осужденного ФИО1

Заинтересованное лицо ФГУП «Почта России» о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, представитель ФГУП «Почта России» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, представила письменные возражения на иск, согласно которым требование истца, содержащиеся в исковом заявлении, являются необоснованными и не подлежащим удовлетворению, тем основаниям, что в своем исковом заявлении административный истец сообщает, что 13 марта 2019 года он хотел воспользоваться услугой ФГУП «Почта России», направив заказное письмо с уведомлением, в чем получил отказ. Уведомление о вручении - специальный документ, информирующий отправителя, что его почтовое отправление доставлено и вручено адресату. Данный документ представляет собой бланк формы 119. Бланк заполняется отправителем и пересылается вместе с почтовым отправлением, а после вручения последнего документ направляется по обратному адресу. Уведомление о вручении может быть: простое и заказное. Простое доставляется в почтовый ящик, как простое письмо; заказное вручается лично в руки получателя, в данном случае вся корреспонденция вручается представителю ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Отправка уведомлений о вручении заказного письма - это дополнительная услуга, предоставляемая ФГУП «Почта России», которая не относиться к универсальным услугам почтовой связи, а порядок ее предоставления регулируется почтой самостоятельно. С 01 января 2019 года оплата услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений принимается только денежными средствами. Нормативно­информационная документация размещена в информационных материалах по почтовым услугам в отделениях почтовой связи и разослана контрагентам по заключенным договорам. Организации (объекты) почтовой связи оказывают пользователям универсальные, договорные и дополнительные услуги почтовой связи, осуществляют иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации. Под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Универсальные услуги почтовой связи - это услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденции в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам. Дополнительные услуги - это услуги, оказываемые операторами почтовой связи за дополнительную плату: написание письменного сообщения и адреса на почтовом отправлении, бланке почтового перевода; заполнение уведомлений о вручении почтовых отправлений и почтовых переводов; упаковка почтовых отправлений, хранение и доставка на дом писем и бандеролей с объявленной ценностью, почтовых переводов, посылок и т.п.. Договорные услуги почтовой связи - услуги, оказываемые объектами почтовой связи на договорной основе: прием, обработка, перевозка и выдача посылок, почтовых контейнеров, а также отправлений электронной почты; распространение печатных изданий; доставка и выплата пенсий, пособий и других выплат целевого назначения; предоставление телефонных переговоров и услуг по приему и передаче телеграфных сообщений; реализация ценных бумаг; прием, пересылка и оплата почтовых переводов; прием и инкассация денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги и т.п.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи и на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату, пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Между ФГУП «Почта России» в лице начальника ОСП Норильский почтамт УФПС Красноярского края - филиала ФГУП «Почта России» и Федеральным казенным учреждением «Объединение исправительных колоний № 30» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю в лице начальника заключен государственный контракт № Н-2 от 17.01.2019 на оказание услуг общедоступной почтовой связи. Согласно подпункту 1.1 Контракта «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию Заказчику следующих услуг общедоступной почтовой связи: - приему, обработке, пересылке и доставке (вручению) письменной корреспонденции; - дополнительных услуг, технологически неразрывно связанных с услугой общедоступной почтовой связи; - пересылка уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений; - франкирование письменной корреспонденции с нанесением оттиска ЦПО; проверка соответствия вложения почтового отправления, описи вложения; - хранение доверенности в отделении почтовой связи. Подпункт 1.2 «Пересылка письменной корреспонденции оплачивается государственными знаками почтовой оплаты (почтовые марки, наклеиваемые на почтовые отправления или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки), оттисками государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами. Согласно подпункту 2.1 «В соответствии с настоящим Контрактом Заказчик обязуется: подпункт 2.1.9 при отправке почтовых отправлений с уведомлением о вручении, заполнять бланк уведомления формы 119 согласно указанных граф на бланке; подпункт 2.1.10 Производить наклеивание почтовых марок на почтовые отправления, где оплата услуг производится государственными знаками почтовой оплаты.

Пользователь услугами почтовой связи был должным образом уведомлен о предстоящих изменениях условий оказания услуг при заключении контракта.

Просила оставить административный иск без удовлетворения.

Учитывая, что присутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц в судебном заседании в силу закона не является обязательным и не признано таковым судом, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не находит препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела в отсутствие неявившихся представителей ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФГУП «Почта России».

Заслушав административного истца, оценив доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

13.03.2019 ФИО1 обратился к администрации учреждения по вопросу отправки заказного письма с простым уведомлением о вручении в адрес бывшей супруги, на что получил отказ, мотивированный позицией ФГУП «Почта России» по поводу оплаты данной услуги.

Не согласившись с таким решением ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3).

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относится к числу таких законодательных актов, которые в установленном порядке ограничивают права определенной категории граждан, к которой относится административный истец.

В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Частью 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

В соответствии с пунктом 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 года N 295, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 55 Правил письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

Из пункта 58 Правил следует, что письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.

При этом, предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На этом основании Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 утверждены Правил оказания услуг почтовой связи.

Согласно правовым позициям, выраженным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 03.05.1995 N 4-П, от 02.07.1998 N 20-П, от 04.04.1996 N 9-П, от 12.03.2001 N 4-П, определениях от 12.05.2005 N 244-0, от 13.06.2006 N 274-0, от 21.12.2006 N 534-0, от 17.10.2006 N 423-0, Верховным судом Российской Федерации в решении от 21.10.2008 N ГКПИ08-1741, определении от 18.12.2008 N КАС08-646, право осужденного на ведение переписки не предполагает возможности произвольного выбора осужденным средств и способов его реализации, а осуществляется в специально установленном, в том числе «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234,порядке.

В соответствии с п. 2 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234, операторы почтовой связи оказывают пользователям услуги почтовой связи на договорной основе.

Согласно пункту 12 приведенных Правил операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг почтовой связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

Порядок оплаты услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, определяется договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.

Системный анализ приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов в их взаимосвязи свидетельствует о том, что порядок оказания услуг по отправке заказанной корреспонденции с уведомлением и их оплаты определяется оператором почтовой связи, которым в данном случае выступает ФГУП «Почта России».

На основании письма Департамента продуктов ФГУП «Почта России» от 04.07.2018 №1.1-01/191 с 01.01.2019 оплата тарифа за пересылку уведомления о вручении внутреннего регистрируемого почтового отправления почтовыми марками прекращена, оплату возможно осуществить только денежными средствами (по наличному и безналичному расчету) для всех категорий клиентов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что снятие денежных средств с лицевого счета осужденного для внесения предоплаты за фактически не оказанные услуги действующим в этой области нормативным правовым регулированием не предусмотрено, принимая во внимание, что право ФИО1 на ведение переписки отсутствием возможности получения им уведомления о вручении почтового отправления фактически никак не ограничивается, при том, что вручение уведомления не является универсальной услугой и административный истец не лишен возможности контролировать вручение почтового отправления иным способом (в том числе посредством отслеживания в сети Интернет с использованием почтового идентификатора через своего представителя), а также то, что между ФИО1 и ФГУП «Почта России» договор оказания услуг почтовой связи не заключался, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний №30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании действий незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 28.06.2019