Дело 2а-8350/2023
УИД № 24RS0048-01-2023-001563-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2023 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Худик А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аттокур у.Н. к администрации Советского района города Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Аттокур уулу Нурсултан обратился в суд с административным иском к администрации Советского района города Красноярска о признании незаконным решения, обязании положительно рассмотреть вопрос и вынести необходимое решение (согласие) о возможности родителей произвести перемену имени ребенку и дать согласие на присвоение фамилии ребенку по имени дедушки ребенка - «ФИО1», Территориальному отделу агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Красноярска внести изменения в актовую запись о рождении ребенка и присвоить фамилию ребенка по имени дедушки ребенка – «ФИО1».
Требования мотивировал тем, что в ноябре 2022 ода им было подано обращение в адрес администрации Советского района города Красноярска с просьбой оказать содействие в решении вопроса по перемене имени дочери ФИО12, что в переводе означает - ФИО4 сын Аттокура, при том, что ребенок женского пола. Администрация Советского района города Красноярска отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие российского гражданства и посоветовала обратиться в компетентные органы Каргызской Республики.
В феврале 2023 года администрация Советского района города Красноярска повторно отказала в удовлетворении заявления, в связи с тем, что «заявители не просят разрешения изменить фамилию ребенка на фамилию матери».
По кыргызским национальным традициям фамилия ребенка может быть записана: по имени отца с добавлением для детей мужского пола «уулу» и для детей женского пола «кызы» или без добавления такого, в эти случаях отчество ребёнку не присваивается; либо по имени дедушки с добавлением «тегин», при этом отчество добавляется по желанию родителей для детей мужского пола «уулу» и для детей женского пола «кызы». Также в соответствии с ч.7 ст.17 Закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния» от ДД.ММ.ГГГГ№, пунктом 20 Инструкции о порядке государственной регистрации актов гражданского состояния в Кыргызской Республике, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республике от ДД.ММ.ГГГГ№, по желанию родителей фамилия ребёнка может быть записана по имени отца или деда ребёнка с добавлением окончания «-ов», «-ев» и «-ова», «-ева». Об указанной норме Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ и российские органы ЗАГС уведомлены соответствующим образом со стороны Посольства Кыргызской Республики в РФ и компетентными органами Кыргызской республики.
Кроме того другому ребенку женского пола - ФИО2, в органе ЗАГС, в котором регистрировалась актовая запись о рождении ФИО13 Нурсултановны, ФИО было присвоено правильно.
Для решения данного вопроса Канцелярия (отделение) Посольства Кыргызской Республики в РФ в г.Красноярске было направлено обращение в адрес Министерства образования Красноярского края, однако ответ на обращение не дан.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – Агентство записи актов гражданского состояния Красноярского края, Главное управление образования администрации города Красноярска, администрация города Красноярска.
Определением Советского районного суда г.Красноярска, вынесенным в протокольной форме, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство образования Красноярского края.
Административный истец Аттокур уулу Нурсултан в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что при регистрации актовой записи в органах ЗАГС он говорил, как необходимо записать ребенка, однако ему пояснили, что так записать не смогут, в последующем при обращениях в органы ЗАГС для верного указания имени ребенка, его отправили в отдел опеки.
Представитель административного ответчика администрации Советского района города Красноярска ФИО8 в судебном заседание требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Вице-консул Канцелярии Посольства Кыргызской Республики в Российский Федерации в г.Красноярске ФИО5 Ж.А. в судебном заседании пояснил, что органы ЗАГС уведомляются о национальных традициях и нормах Кыргызской Республики, которые ими учитываются. В данном случае в органах ЗАГС не могут внести изменения, поскольку им требуется разрешение опеки, однако административному истцу органами опеки в выдачи такого разрешения было отказано два раза.
Представители заинтересованных лиц - Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, администрации города Красноярска, Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом; руководитель Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с согласия явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения.
В соответствии частью 1 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
Согласно ч. 3 ст. 58 СК РФ фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисо
Пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" установлены основания для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, к которым, в частности, относится решение органа опеки и попечительства о согласии на изменение фамилии и (или) собственно имени ребенка, выданное в соответствии со статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 59 СК РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец - Аттокур уулу Нурсултан, гражданин Кыргызской Республики, мать - ФИО3, гражданка Кыргызской Республики (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ Аттокур у.Н. обратился в администрацию Советского района города Красноярска с заявлением о получении разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнего ребёнка ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на фамилию ФИО9ФИО4, в связи с ошибкой при получении свидетельства о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление рассмотрено, администрацией Советского района города Красноярска дан ответ об отказе в его удовлетворении, поскольку заявитель не является гражданином РФ, кроме того, не представлены документы, подтверждающие гражданство РФ несовершеннолетнего ребенка, которое получено Аттокур у.Н. лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ответе имеется соответствующая отметка.
ДД.ММ.ГГГГ Аттокур у. Н, ФИО3 обратились в администрацию Советского района города Красноярска с заявлением о получении разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнего ребёнка ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на фамилию ФИО9 в соответствии с национальными традициями Кыргызской Республики, поскольку в свидетельстве о рождении ребёнка ошибочно добавлен мужской пол - «уулу».
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление рассмотрено, администрацией Советского района города Красноярска дан ответ, в котором разъяснены положения ч.1 ст. 59 СК РФ, в связи с чем, учитывая, что фамилия дочери соответствует фамилии отца, а просьбы изменить фамилию ребенка на фамилию матери не содержится, оснований для удовлетворения заявлений у администрации не имелось. Дополнительно разъяснено право обратиться в суд с исковым заявлением об исключении из актовой записи фамилии о рождении ребенка с учетом национальных традиций записи «уулу», которое получено Аттокур у.Н. лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ответе имеется соответствующая отметка.
Таким образом, с учетом вышеизложенных положений закона и установленных по делу обстоятельств, оснований для признания незаконным решения администрации Советского района города Красноярска об отказе в удовлетворении заявления административного истца, у суда не имеется, поскольку у администрации Советского района города Красноярска отсутствовали полномочия для выдачи согласия на внесение исправлений или изменений в актовую запись в части исключения из актовой записи слова «уулу» и изменения фамилии на «ФИО9», нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением не установлено.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения административного ответчика требованиям закона и нарушение этим действием прав и свобод административного истца по настоящему делу не установлена, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Кроме того, пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено основание для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния - заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно статье 307 ГПК РФ, суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи. Статьей 309 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органом записи актов гражданского состояния. В связи с чем, административный истец вправе избрать иные способы защиты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Аттокур уулу Нурсултан к администрации Советского района города Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Худик