ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 260029-01-2022-007277-39 от 20.10.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-4223/2022

УИД № 26RS0029-01-2022-007277-39

Решение

Именем Российской Федерации

20 октября 2022 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,

при секретаре Шетовой А.М.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации города Пятигорска о признании отказа незаконным, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ФИО3, обратившись в суд с вышеуказанным иском, просит признать действия администрации г. Пятигорска Ставропольского края по отказу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым , выразившиеся в издании постановления администрации г. Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», незаконными.

Признать действия администрации г. Пятигорска Ставропольского края по отказу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , выразившиеся в издании постановления администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», незаконными.

Обязать администрацию г. Пятигорска Ставропольского края выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков: с кадастровым , расположенным по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенным по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что она обратилась в администрацию г. Пятигорска Ставропольского края с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Земельный участок с кадастровым , площадью 694 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве аренды, что подтверждается соглашением от ДД.ММ.ГГГГ переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с множественностью лиц со стороны арендатора от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым , площадью 1800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве аренды, что подтверждается соглашением от ДД.ММ.ГГГГ переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с множественностью лиц со стороны арендатора от ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок с кадастровым , площадью 850 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается прилагаемым договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес административного истца поступили:

постановление администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым постановлено предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6);

постановление администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым постановлено отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6);

постановление администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым постановлено отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6).

Постановление администрации г. Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», а также постановление администрации г. Пятигорска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», административный истец считает незаконными.

Согласно доводам административного истца, указанные постановления приняты без описания причин.

В обоснование отказа в предоставлении разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка администрацией города не указано ни одной причины.

В описательной части постановления имеются лишь ссылки на нормативные акты, определяющие порядок принятия решения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также на некие протоколы , от ДД.ММ.ГГГГ общественных обсуждений, заключение и рекомендации по результатам общественных обсуждений.

Какие именно были проведены публичные слушания, являлось ли предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования по спорным земельным участкам предметом общественных слушаний, по каким причинам в рамках протокола было принято решение предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования, а в рамках протоколов , - отказать, хотя и такие участки находятся не просто в непосредственной близости, они расположены следом друг за другом вдоль <адрес>.

Однако, как полагает административный истец, причин и доводов, обосновывающих отказ в предоставлении соответствующих причин, не описано.

При этом, на официальном сайте администрации г. Пятигорска (https://pyatigorsk.org/852) размещена информация о проведении общественных слушаний с 30 июня по 14 июля 2022 года относительно земельных участков по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

В отношении каждого из этих слушаний на сайте администрации города размещена информация по соответствующим вкладкам:

«Общественные обсуждения с 30 июня по 14 июля 2022 года <адрес>»:

Оповещение о начале общественных обсуждений,

Информационный материал,

Демонстрационный материал,

Постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ФИО3

Режим доступа: https://pyatigorsk.org/24251;

«Общественные обсуждения с 30 июня по 14 июля 2022 года <адрес>»:

Оповещение о начале общественных обсуждений

Информационный материал

Демонстрационный материал

Постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ФИО3

Режим доступа: https://pyatigorsk.org/24249;

«Общественные обсуждения с 30 июня по 14 июля 2022 г. <адрес>»:

Оповещение о начале общественных обсуждений,

Информационный материал,

Демонстрационный материал,

Постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ФИО3

Режим доступа: https://pyatigorsk.org/24248.

Все приложенные документы ко всем общественным слушаниям (оповещение о начале общественных обсуждений, информационный материал и демонстрационный материал) по своему содержанию являются идентичными (за исключением технических показателей обсуждаемых земельных участков).

Указанный факт объясняется тем, что административный истец планирует использовать все три участка под строительство одного имущественного комплекса, целью которого является развитие инфраструктуры города, внесение качественных изменений в досугово-пищевую отрасль города-курорта.

Наиболее важная часть для принятия решения общественностью - информационный и демонстрационный материал - одинаковы во всех трех случаях, однако в одном случае, как указывает администрация г. Пятигорска, по результатам слушаний принято решение о разрешении на условно разрешенных вид использования, а в двух других - абсолютно идентичных первому - решение оказалось противоположным.

Причин и обоснований этому в постановлении администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ не приведено, в связи с чем полагает указанные постановления безосновательными.

Считает, что орган местного самоуправления умаляет права не собственников перед правами собственников.

Земельный участок по адресу: <адрес>, по которому предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования (постановление от ДД.ММ.ГГГГ) находится в собственности административного истца.

Земельные участки по адресам: <адрес> и <адрес>, по которым разрешения не предоставлено (оспариваемые постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), предоставлены административному истцу на праве аренды.

Полагает, что именно вид законного права на земельный участок повлиял на принятое решение, поскольку иных обоснований административным ответчиком не представлено: в первом случае, поскольку отказ в разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка был невозможен ввиду нахождения его в частной собственности у административного истца, разрешение было предоставлено; в двух других случаях орган местного самоуправления, будучи собственником и, соответственно, арендодателем земельных участков, отдавая отчет в том, что все три земельных участка планируются к использованию для строительства одного имущественного комплекса, влияет и принимает безосновательное решение по отказу в разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка, игнорируя при этом аналогию использования абсолютно идентичных земельных участков, находящихся на законном праве у одного и того же лица, что, по мнению административного истца, является злоупотреблением правом и умалением права арендатора таких земельных участков.

Также считает, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, предусмотренный ч. ч. 10, 11 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), поскольку о наличии предложений, замечаний либо иных суждений относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в спорных постановлениях не указано.

Официальный сайт администрации г. Пятигорска, в нарушение ч. 17 ст. 5.1 ГрК РФ, не содержит информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования по спорным земельных участкам. Протокол, заключение и рекомендации также на официальном сайте города не размещены.

В соответствии с ч. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

О причинах принятого решения административному истцу ничего неизвестно. Указанное заключение не опубликовано, ознакомиться с ним административный истец не имеет возможности.

Таким образом, административный истец считает, что при принятии спорных постановлений административным ответчиком допущен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации, нарушены её права и законные интересы.

Административный истец ФИО3, извещенная в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила и не просила об отложении судебного заседания, воспользовалась правом на представление интересов через представителя ФИО1, которая в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание не была признана обязательной, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации г. Пятигорска - ФИО2 заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснив, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, разрешенное использование спорных земельных участков - «под индивидуальным жилым домом».

При этом предоставление земельных участков административному истцу в аренду было обусловлено обязанностью их использования исключительно в целях, в которых они предоставлялись, то есть для размещения жилой застройки.

Поскольку земельные участки предоставлены административному истцу для определенных целей без проведения аукциона, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид «Общественное питание» без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо.

Таким образом, считает, что администрация г. Пятигорска правомерно отказала в удовлетворении заявления административного истца об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков.

Кроме того, полагает, что административный истец, приобретя право арендатора по договорам аренды, выразила свое согласие на использование предоставленных в аренду публичных земельных участков в соответствии с установленными договорами аренды видами разрешенного использования; у арендатора отсутствует право требовать от арендодателя изменения установленных договорами видов разрешенного использования; порядок предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, в тех или иных целях строго регламентирован земельным законодательством, без соблюдения таких процедур изменение договора в части цели использования участка недопустимо; установление вида разрешенного использования земельных участков на условно разрешенный вид использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» по существу, направлено на обход необходимых процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельных участков иным образом, нежели установленных в договорах, в том числе и посредством заключения дополнительных соглашений к договорам аренды об изменении вида разрешенного использования земельных участков, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Считает, что иное толкование положений ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничило бы его права.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные письменные доказательства с учётом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, а также значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. ст. 218 и 360 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений главы 22 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Категории земель по целевому назначению перечислены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ним.

Частью 6 названной нормы предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ.

Порядок принятия решения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регламентирован ст. 39 ГрК РФ, согласно ч. 1 которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 ГрК РФ).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (ч. 3 ст. 39 ГрК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 39 ГрК РФ комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 ГрК РФ).

Частью 9 ст. 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании указанных в ч. 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из приведенных выше норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Постановлением администрации г. Пятигорска от 9 ноября 2021 года № 4244 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска (далее по тексту – Правила), согласно п. 2 ст. 2 которых настоящие Правила применяются, в том числе, при регулировании вопросов землепользования и застройки органом местного самоуправления города-курорта Пятигорска, при изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

В силу положений ст. 9 Правил, изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города-курорта Пятигорска осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно и изменяются без дополнительных разрешений и согласований.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется в соответствии с действующим законодательством при наличии согласования администрации г. Пятигорска.

Не допускается изменение вида разрешенного использования:

земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, на виды разрешенного использования, связанные со строительством объекта капитального строительства на таком участке;

на вспомогательный вид использования земельного участка при отсутствии на таком земельном участке объекта капитального строительства, являющегося основным или условно разрешенным видом использования;

земельного участка, на который градостроительный регламент не распространяется;

земельного участка, на который градостроительный регламент не устанавливается, без получения дополнительных разрешений и согласований в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

земельного участка на виды разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства, отсутствующие в списке видов разрешенного использования территориальной зоны.

Согласно ст. 10 Правил, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, постоянно проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Вопрос предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства подлежит обсуждению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний определен ст. ст. 5.1 и 39 ГрК РФ и решением Думы г. Пятигорска от 29 ноября 2018 года № 43-30 РД «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска по проектам документов в области градостроительной деятельности и внесении изменений в некоторые решения Думы города Пятигорска».

В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Глава 5 Правил содержит положения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки в городе-курорте Пятигорске, внесении изменений в настоящие правила.

Статьей 13 Правил определены общие положения проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки, при этом согласно п. 2 указанной статьи рассмотрению на общественных обсуждениях подлежат вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства (за исключением случаев, установленных ч. ч. 11, 11.1 ст. 39 ГрК РФ.

В силу п. 3 ст. 13 Правил, порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний установлен решением Думы г. Пятигорска от 29 ноября 2018 года № 43-30 РД «Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска по проектам документов в области градостроительной деятельности и внесении изменений в некоторые решения Думы города Пятигорска» (далее - Порядок) и решением Думы г. Пятигорска от 25 мая 2005 года № 79-42 ГД «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе-курорте Пятигорске».

Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний является администрация г. Пятигорска (далее - Организатор). Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности осуществляет Комиссия по организации и проведению общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Пятигорск, созданная постановлением администрации города Пятигорска от 3 июля 2019 года № 3277 (п. 4 ст. 13 Правил).

Согласно п. 5, 6 ст. 13 Правил, способами представления информации участникам общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки, помимо документов, материалов, определенных настоящими Правилами, являются выставки, экспозиции демонстрационных материалов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проектов.

Участниками общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 39 ГрК РФ, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

В соответствии с п. 7 ст. 13 Правил, общественные обсуждения или публичные слушания считаются состоявшимися в случаях, когда выполнены все требования, установленные действующим законодательством и Порядком в части сроков, процедур информирования и наличия, подготовленных к общественным обсуждениям или публичным слушаниям документов и материалов. Тот факт, что в общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подготовленных с соблюдением всех указанных требований, не приняло участие ни одно лицо, не является основанием для признания общественных обсуждений или публичных слушаний несостоявшимися.

Как отмечено выше, Порядок организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска по проектам документов в области градостроительной деятельности и внесении изменений в некоторые решения Думы города Пятигорска утвержден решением Думы г. Пятигорска от 29 ноября 2018 года № 43-30 РД.

Согласно п. 5 настоящего Порядка, при проведении общественных обсуждений всем участникам общественных обсуждений быть обеспечены равные возможности для участия в общественных обсуждениях и выражения своего мнения.

В силу п. 10 Порядка, общественные обсуждения проводятся в связи с обращениями лиц, указанных в ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 ГрК РФ, в целях решения вопроса, указанного в подп. 2 п. 8 настоящего Порядка (вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства).

Согласно п. 11, 12 Порядка, решение о назначении общественных обсуждений по вышеуказанному вопросу принимает глава г. Пятигорска, в сроки, установленные ГрК РФ, настоящим Порядком.

В соответствии с п. 13 Порядка, процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему в газете «Пятигорская правда», на официальном сайте муниципального образования города-курорта Пятигорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://pyatigorsk.org (далее - официальный сайт города-курорта Пятигорска) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также - сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Согласно п. 15, 16, 17 и 18 Порядка, оповещение о начале общественных обсуждений, публичных слушаний подлежит опубликованию в газете «Пятигорская правда» и размещению на официальном сайте города-курорта Пятигорска.

Со дня опубликования оповещения участники общественных обсуждений, публичных слушаний считаются оповещенными.

Оповещение о начале общественных обсуждений оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены вопросы, подлежащие рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к ним, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

Оповещение о начале общественных обсуждений, публичных слушаний:

1) подлежит опубликованию в газете «Пятигорская правда» не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте города-курорта Пятигорска проектов, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

2) размещается на информационных стендах, расположенных в здании администрации города Пятигорска (<...>), в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в ч. 3 ст. 5.1 ГрК РФ, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

При этом в соответствии с п. 23, 24 Порядка, в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений, прошедшие в соответствии с п. 25 настоящего Порядка идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта города-курорта Пятигорска или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес Организатора (Комиссии) общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с п. 23 настоящего Порядка, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, на заседании Комиссии, за исключением случаев, предусмотренных п. 28 настоящего Порядка.

Собрание участников публичных слушаний открывает председатель Комиссии или иное уполномоченное Комиссией лицо (далее - председательствующий), который информирует о проекте, вынесенном на публичные слушания, регламенте проведения публичных слушаний, объявляет состав приглашенных лиц и докладчиков (п. 30 Порядка).

В ходе проведения общественных обсуждений, публичных слушаний ведется протокол общественных обсуждений, публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений, публичных слушаний;

2) информация об Организаторе общественных обсуждений, публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений, публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений, публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений, публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений, публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений, публичных слушаний (п. 31 Порядка).

В силу п. 32, 33, 35 Порядка, протокол общественных обсуждений оформляется Комиссией в течение трех рабочих дней со дня окончания проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

К протоколу общественных обсуждений, публичных слушаний прилагаются лист регистрации присутствовавших членов Комиссии, перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений, публичных слушаний: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц.

На основании протокола общественных обсуждений, публичных слушаний Комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

В соответствии с п. 36, 37, 38 и 39 Порядка, в заключении о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений, публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях, публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола общественных обсуждений, публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений, публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений, публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений, публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений, публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений, публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений, публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений, публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний подлежит опубликованию в газете «Пятигорская правда» и размещается на официальном сайте города-курорта Пятигорска и (или) в информационных системах не позднее десяти рабочих дней:

- со дня окончания проведения экспозиции - для проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

- со дня проведения собрания - для проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.

Заключение о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний направляется секретарем Комиссии Главе г. Пятигорска не позднее трех дней со дня его опубликования, указанного в п. 37 настоящего Порядка, за исключением случая, установленного п. 49 настоящего Порядка.

Заключение о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний носит рекомендательный характер.

Разделом 8 настоящего Порядка регламентированы особенности проведения общественных обсуждений по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска.

Пункты 60, 61, 62, 63, 64 Положения содержат аналогичные содержащимся в ст. 39 ГрК РФ, ст. 10 Правил положения о подаче заинтересованным лицом в Комиссию по организации и проведению общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Пятигорск заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, о направлении Комиссией в десятидневный срок со дня поступления заявления сообщений о проведении публичных слушаний правообладателям соседних земельных участков, о проведении слушаний и осуществлении подготовки рекомендаций по результатам публичных слушаний Комиссией, направлении рекомендаций Главе г. Пятигорска для принятия решения о предоставлении испрашиваемого разрешения либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из материалов дела следует, что 24 июня 2022 года ФИО3, обладающая на праве собственности и на праве аренды земельными участками, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровыми (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: под жилую застройку, зона жилой застройки «Ж-5»), (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: под индивидуальным жилым домом, зона жилой застройки «Ж-5»), (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: под жилую застройку, зона жилой застройки «Ж-5»), обратилась в администрацию г. Пятигорска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащих ей на праве собственности и на праве аренды вышеуказанных земельных участков.

Постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ назначены общественные обсуждения по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ФИО3).

Проведение общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды ФИО3, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6), назначено с 30 июня 2022 года по 21 июля 2022 года.

Постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ назначены общественные обсуждения по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ФИО3).

Проведение общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды ФИО3, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6), назначено с 30 июня 2022 года по 21 июля 2022 года.

Постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ назначены общественные обсуждения по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (ФИО3).

Проведение общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО3, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6), назначено с 30 июня 2022 года по 21 июля 2022 года.

Оповещения о начале общественных обсуждений, проекты (демонстрационные материалы) и информационные материалы рассматриваемых вопросов опубликованы в газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ и размещены 30 июня 2022 года на официальном сайте муниципального образования города-курорта Пятигорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.pyatigorsk.org.

Общественные обсуждения состоялись 18 июля 2022 года.

По результатам общественных обсуждений составлены протоколы , общественных обсуждений по проектам документов в области градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что в период проведения общественных обсуждений по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми , , , предложения, замечания, касающиеся проектов, поданы не были.

На основании указанных протоколов Комиссией подготовлены заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, а также рекомендации по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

Заключения о результатах общественных обсуждений по проектам документов в области градостроительной деятельности опубликованы в уполномоченном печатном издании - газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, и размещены на официальном сайте муниципального образования города-курорта Пятигорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.pyatigorsk.org.

Учитывая представленные правоустанавливающие документы, протоколы и заключения общественных обсуждений, Комиссия рекомендовала отказать в предоставлении ФИО3 разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми и , а также предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым и видом разрешенного использования «под индивидуальным жилым домом», расположенного в соответствии с Правилами в зоне «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО3, на вид разрешенного использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6).

Постановлением главы администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГФИО3 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым .

Постановлением главы администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым .

Постановлением главы администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым

Указанные постановления опубликованы в уполномоченном печатном издании - газете «Пятигорская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, и размещены на официальном сайте муниципального образования города-курорта Пятигорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.pyatigorsk.org.

ФИО3, посчитав, что указанные отказы нарушает её права и законные интересы, и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку в суд данный административный иск направлен ФИО3 25 августа 2022 года, что следует из штампа на конверте, срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (п. 9 ст. 1, ст. 37 ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 8 ГрК РФ и п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» вопросы утверждения правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности, а к полномочиям муниципальных районов относятся вопросы утверждения правил землепользования и застройки.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условия для устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (п. 1 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.

Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч. 3 ст. 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования, к которым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ среди прочего относятся генеральные планы поселений, для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из системного толкования положений п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

В соответствии с ч. ч. 1, 15 ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. ч. 1 - 3 ст. 36 ГрК РФ).

При этом в силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Буквальный анализ приведенных положений позволяет говорить о том, что самостоятельный выбор правообладателем основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков возможен лишь в соответствии с градостроительным регламентом. Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Как установлено выше, в пользовании ФИО3 на условиях аренды находятся земельные участки по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: под индивидуальным жилым домом), (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: под жилую застройку).

В соответствии с Правилами земельные участки с кадастровыми и расположены в границах территориальной зоны: «Ж-5». Зона реконструкции существующей жилой застройки, в соответствии с которыми зона реконструкции существующей жилой застройки «Ж-5» предназначена для реконструкции существующей старой жилой застройки в основном в центральной части г. Пятигорска и завершения уже начатой реконструкции кварталов многоэтажной жилой застройки, в том числе в других районах города.

Для зоны «Ж-5» Зона реконструкции существующей жилой застройки, в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предлагается установить следующие градостроительные регламенты: основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)); условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства (общественное питание (код 4.6)).

В соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из содержания указанных норм права следует, что на участке, предоставленном на праве аренды допустимо возведение строений в соответствии с разрешенным видом его использования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз. 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абз. 7).

С учетом вышеуказанных норм права, поскольку земельные участки, арендуемые ФИО3 имеют разные виды разрешенного использования, строительство одного имущественного комплекса (кафе) нарушает требования ЗК РФ.

Доводы стороны административного истца о том, что в оспариваемых постановлениях отсутствуют мотивы и причины отказа в предоставлении разрешения, не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела усматривается, основанием к отказу ФИО3 в предоставлении таких разрешений послужили заключения Комиссии о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, а также рекомендации по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, из которых следует, что земельные участки с кадастровыми , 8, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат ФИО3 на условиях аренды, в соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены. Таким образом, предоставление земельных участков арендатору в аренду было обусловлено обязанностью их использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся. Кроме того, арендатор, приобретая право арендатора по данному договору аренды, выразил свое согласие на использование предоставленных в аренду публичных земельных участков в соответствии с установленным договором аренды видом разрешенного использования; у арендатора отсутствует право требовать от арендодателя изменения установленного договором вида разрешенного использования земельных участков; порядок предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в тех или иных целях строго регламентирован земельным законодательством, без соблюдения таких процедур изменение договора в части цели использования участка недопустимо; установление вида разрешенного использования указанных земельных участков на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» (код по классификатору 4.6) по существу, направлено на обход необходимых процедур, предусмотренных земельным законодательством. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Таким образом, поскольку земельные участки предоставлены арендатору для определенных целей, изменение с действующего вида «под индивидуальным жилым домом» на «Общественное питание» (код по классификатору 4.6) без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, невозможно, что подтверждается судебной практикой.

Обязанность главы администрации г. Пятигорска воспроизводить в постановлении заключение Комиссии законом не предусмотрена.

Посчитав вышеуказанные обстоятельства существенными, глава администрация г. Пятигорска в пределах предоставленных ей полномочий, принял оспариваемые постановления.

Суд полагает, что изложенные обстоятельства являлись достаточным основанием для отказа в предоставления разрешения административному истцу на испрашиваемый вид использования земельного участка.

Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления, при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.

Предметом судебного разбирательства может быть установленная законом процедура проведения публичных слушаний по постановленному административным истцом вопросу.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Оспариваемые постановления администрации г. Пятигорска соответствует названным нормам права, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Предусмотренная законом процедура проведения общественных обсуждений соблюдена в полной мере.

Кроме того, требований о признании общественных обсуждений недействительными административным истцом не заявлялось.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нарушения каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, в том числе тех, о которых им самим указано, при вынесении оспариваемых постановлений, не допущено.

Таким образом, правовых оснований для признания оспариваемых постановлений главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, а соответственно о возложении на административного ответчика обязанности восстановить нарушенное право путем возложеия обязанности выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми , , не имеется.

Более того, ст. 39 ГрК РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, включающий в себя определенную последовательность процедур и действий, осуществляемых комиссией по землепользованию и застройке и главой администрации местной администрации.

Результатом данных действий являются принятие главой местной администрации г. Пятигорска решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Следовательно, данной нормой не предусмотрен порядок повторного рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования при условии ранее принятого решения. При этом данная норма также и не содержит препятствий к повторному обращению заявителя с вопросом о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а соответственно и к повторному рассмотрению такого обращения.

Поскольку постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» и постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», приняты с соблюдением требований, предъявляемых к порядку их принятия, при наличии на то оснований, в соответствии с требованиями земельного, градостроительного законодательства, с учетом положений муниципальных нормативных актов, регулирующих порядок принятия данных решений, содержание оспариваемых постановлений не противоречит указанным выше требованиям земельного, градостроительного законодательства, а также положениям нормативно-правовых актов муниципального образования город-курорт Пятигорск, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований,

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации города Пятигорска о признании незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» и постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», возложении обязанности выдать такие разрешения – оказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Судья Н.Г. Пушкарная