ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 270013-01-2020-002498-35 от 05.04.2021 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-431/2021

УИД №27RS0013-01-2020-002498-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.04.2021 г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Бурдаковой О.И.,

при секретаре судебного заседания Орловой Н.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев административное дело по иску ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действия (бездействия), о понуждении к устранению нарушений, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, указав, что приговором суда осужден к пожизненному лишению свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее – ФКУ ИК-6).

ДД.ММ.ГГГГ в порядке части 1 и 4 ст. 15 УИК РФ и п. 58 приказа Минюста РФ от 16.12.2016 № 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" передал администрации ФКУ ИК-6 три закрытых конверта, адресованных руководителю следственного отдела по Ставропольскому району г. Грозного СУ СКР по Чеченской Республике, префектуре Заводского района г. Грозного Чеченской Республике и мэру г. Грозного Чеченской Республики.

Начальник ФКУ ИК-6 ФИО3 отказал в отправке корреспонденции в закрытом виде, что подтверждается письмом начальника ФКУ ИК-6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное решение начальника ФКУ ИК-6 и его требование направлять вышеуказанным адресатам обращения в открытом виде являются незаконными и необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку оспариваемое решение противоречит статей 2, 4, 15, 17, 18, 22, 33, 35, 45, 46, 52, 55, 56 Конституции РФ, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 1-3, 8, 10, 12, 15 УИК РФ, п. 58 Приказа Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, поскольку подобная корреспонденция цензуре не подлежит, подается осужденным администрации ИУ в закрытом виде.

Просит суд признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим его права, свободы и законные интересы решение начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО3 в части отказа в направлении в закрытом виде трех обращений в адрес руководителя следственного отдела по Ставропольскому району г. Грозного СУ СКР по Чеченской Республике, префектуры Заводского района г. Грозного Чеченской Республике и мэра г. Грозного Чеченской Республики; требования подавать подобную корреспонденцию в открытом виде.

Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения – направить корреспонденцию в закрытом виде, без цензуры.

Присудить денежную компенсацию за нарушение условий содержания в ИУ в размере 50000 руб.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, в исправительном учреждении – ФСИН России, заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1, участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, на иске настаивал.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-6, заинтересованного лица УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО2 исковые требования не признала, поскольку адресаты, к которым осужденный ФИО1 обратился с корреспонденцией в закрытом виде, не входят в перечень органов, организаций и лиц, переписка осужденных с которыми не подлежит цензуре. Истцом не приведено доказательств негативных последствий, вызванных отказом администрации ИУ направить его обращения в закрытом виде. Требование о присуждении истцу компенсации удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений, размер компенсации, заявленный истцом, является чрезмерным и не отвечает принципам разумности и справедливости. Просила отказать в иске в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Министерства финансов РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя Минфина РФ, явка которого не признана судом обязательной.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемы прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных интересов гражданина или организации.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Судом установлено, что ФИО1 приговором суда осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием в ИК особого режима, прибыл в ФКУ ИК-6 ДД.ММ.ГГГГ для отбывания наказания.

Ответом начальника ФКУ ИК-6 от ДД.ММ.ГГГГ осужденному ФИО1 отказано в отправке корреспонденции, адресованной руководителю следственного отдела по Ставропольскому району г. Грозного СУ СКР по Чеченской Республике, префектуре Заводского района г. Грозного Чеченской Республике и мэру г. Грозного Чеченской Республики, в закрытом виде и за счет учреждения, поскольку на основании п. 58 Правил внутреннего распорядка ИУ, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, данная корреспонденция подается на отправку в открытом виде и за счет осужденного.

Статьей 55 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ), получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Аналогичные положения установлены п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295 (далее Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

В соответствии с части 1 Положения о следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указам Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности следственного комитета Российской Федерации» и ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗследственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета).

Структурное подразделение Следственного комитета Российской Федерации, в частности, Следственный отдел Следственного управления СК РФ по Старопромысловскому району г. Грозного не относится к органам, указанным в с. 4 ст. 15 УИК РФ и п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1). В соответствии сКонституциейРоссийской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 3).Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (часть 4).

Согласно части 1 статьи 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, в том числе и Чеченская Республика.

В соответствии со статьей 8 Конституционного закона Чеченской Республики
от 31 октября 2006 года N 7-ркз «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики» исполнительную власть Чеченской Республики возглавляет Глава Чеченской Республики (часть 1).

В соответствии с частью 2 названной статьи в систему органов исполнительной власти Чеченской Республики входят:

1) Правительство Чеченской Республики;

1.1) Администрация Главы и Правительства Чеченской Республики;

2) министерства Чеченской Республики;

3) ведомства Чеченской Республики - государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, службы и иные органы исполнительной власти Чеченской Республики;

4) представительства Чеченской Республики, в случае наделения их статусом органов исполнительной власти нормативными правовыми актами Главы Чеченской Республики.

В структуру органов исполнительной власти Чеченской Республики входят министерства, представительства, другие органы исполнительной власти Чеченской Республики, за исключением органов исполнительной власти, созданных с правами юридического лица в составе министерств Чеченской Республики (часть 3).

В соответствии с Уставом муниципального образования городского округа «Город Грозный», принятого решением Совета депутатов г. Грозного Чеченской Республики от 20 июля 2017 г. N 35 (далее – Устав), Город Грозный является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округаЗаконом Чеченской Республики от 14 июля 2008 года N 44-РЗ "Об образовании муниципального образования город Грозный, установлении его границ и наделении статусом городского округа" (часть 3 статьи 2)

Мэрия города Грозного является исполнительно-распорядительным органом города Грозного и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Чеченской Республики и настоящим Уставом. Мэрией города Грозного руководит Мэр города Грозного (часть 1,2,4 статьи 48 Устава).

Глава города Грозного - высшее должностное лицо города Грозного и Мэрия города Грозного составляют структуру органовместного самоуправлениягорода Грозного. Органыместного самоуправлениягорода Грозного не входят в систему органов государственной власти Чеченской Республики и действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросовместногозначения, установленными федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики, а также настоящим Уставом (части 1,3,7 статья 26 Устава)

В соответствии с частью 1 статьи 49 Устава мэрия города Грозного осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Грозного в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чеченской Республики, решениями Грозненской городской Думы, правовыми актами Мэрии города Грозного.

Согласно статьи 57 Устава префектуры районов города Грозного являются территориальными органами Мэрии города Грозного

Таким образом, мэр г. Грозного и префектура г. Грозного Чеченской Республики не относятся к органам законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах, обращения осужденного ФИО1 к указанным адресатам подлежали цензуре, следовательно, решение начальника ФКУ ИК-6 об отказе в направлении обращений истца в закрытом виде соответствует действующему уголовно-исполнительному законодательству РФ.

Со стороны администрации ФКУ ИК-6 не было совершено действий, нарушающих права и свободы административного истца, не было создано препятствий к осуществлению его прав и свобод, на него не была незаконно возложена какая-либо обязанность, а оспариваемое решение не противоречит вышеизложенным требованиям закона.

С учетом установленных судом фактических обстоятельств, учитывая, что совокупность, определенная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными, в связи с чем, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действия (бездействия), о понуждении к устранению нарушений, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении отказать.

Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.И. Бурдакова

Решение в мотивированном виде составлено 19.04.2021 (с учетом выходных дней 10.04.2021,11.04.2021,17.04.2021 и 18.04.2021)

Судья О.И. Бурдакова