ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/1/А-141/2018 от 04.04.2018 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

дело №2/1/а-141/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Абдулино 04 апреля 2018 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Гостевой В.И.,

с участием административного ответчика – специалиста 1 разряда Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смоленского Ю. В. к временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Т. В. о признании незаконным ненормативного правового акта - предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Смоленский Ю.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском к временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Т.В., указав, что ... временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Дерковой Т.В. вынесено предписание ... об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении Смоленского Ю.В. Согласно указанному предписанию, инспектором предписано Смоленскому Ю.В. устранить допущенное нарушение на земельном участке, расположенном по адресу: ..., кадастровый номер ... в срок до 14.06.2018 года. Указанное предписание является незаконным и необоснованным ввиду следующих обстоятельств. Так, оспариваемое предписание является незаконным ввиду того, что им не допущено нарушений действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для обязания устранить какие-либо нарушения. Инспектором в отношении него вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. Между тем, он не совершал никакого административного правонарушения, его совершение не подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением императивных требований статьи 28.2 КоАП РФ, между тем, согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Акт проверки противоречив и не отражает фактические обстоятельства проведения проверки. Кроме того, само по себе вмененное Смоленскому Ю.В. действие не образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 КоАП РФ, что подтверждено широкой судебной практикой, в том числе неоднократно подтверждалось судебными актами Верховного Суда Российской Федерации. В настоящее время постановление о привлечении его к административной ответственности обжалуется в судебном порядке. Помимо изложенного, предписание не устанавливает конкретных действий, которые должен совершить он для устранения якобы допущенного им нарушения законодательства, оно является неконкретным и неисполнимым. Требования статьи 71 Земельного кодекса РФ к предписаниям, выносимым должностными лицами Росреестра, являются обязательными. В описательной части оспариваемого предписания содержатся сведения о том, что в ходе проверки установлено использование Смоленским Ю.В. земельного участка по адресу: ..., кадастровый номер ..., в отсутствие правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на указанный земельный участок, то есть в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок. По мнению инспектора, отсутствие указанных документов свидетельствует о нарушении действующего законодательства. Однако оспариваемое предписание не содержит конкретных действий, которые надлежит совершить Смоленскому Ю.В. для устранения нарушений. В связи с отсутствием указаний на конкретные действия, которые необходимо совершить для исполнения предписания, невозможно определить, что следует выполнить для того, чтобы оно могло быть признано исполненным. Указанное в предписании требование устранить допущенное нарушение допускает множественные трактовки, в связи с чем отсутствует возможность совершить действия, при которых будет однозначно установлено его исполнение. При указанных обстоятельствах предписание является неисполнимым, незаконным и подлежит признанию недействительным. Обжалуемое предписание препятствует ему заниматься любой не запрещенной законом деятельностью с использованием занимаемого им земельного участка, указанное право установлено статьей 18 Гражданского кодекса РФ. Истец просит суд признать незаконным предписание ... об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное ... ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Дерковой Т.В. в отношении Смоленского Ю.В.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Кулуев Р.Ш.

В судебном заседании административный ответчик Деркова Т.В. возражала против удовлетворения требования истца, просила отказать в удовлетворении исковых требований Смоленскому Ю.В.

Административный истец Смоленский Ю.В., представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и заинтересованное лицо Кулуев Р.Ш., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Учитывая положения статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, надлежащего извещения сторон в соответствии с положениями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и заинтересованных лиц.

Заслушав ответчика Деркову Т.В., исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 КАС РФ).

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантируется каждому судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 этой же статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании поступившего в Абдулинскую межрайонную прокуратуру заявления Кулуева Р.Ш. о рассмотрении на предмет законности факта использования Смоленским Ю.В. земельного участка с кадастровым номером ..., с местоположением: ..., без согласия на то с сособственниками земельного участка и без какого-либо разрешения собственников, и документов, и переданной по подведомственности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области вынесено распоряжение ... от ... о проведении внеплановой выездной и документарной проверки.

На основании вышеназванного распоряжения, ... проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения Смоленским Ю.В. требований земельного законодательства. При осмотре земельного участка с кадастровым номером ..., с местоположением: ..., на местности и на основании документов, ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского городского округа по использованию и охране земель Дерковой Т.В. выявлено использование Смоленским Ю.В. земельного участка, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером 56..., примерной площадью ... га сельхозугодий на основании договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения от ..., которые заключены сроком на один год, но процедуру государственной регистрации не прошли, тем самым юридической силы представленные договоры не имеют, что подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от ... и схемой расположения земельного участка.

По результатам проверки ... составлен акт проверки ... и выдано предписание ... от ..., которым Смоленскому Ю.В. предписано в срок до 14.06.2018 года устранить допущенное нарушение на земельном участке, расположенном по адресу: ..., кадастровый номер ..., в срок до 14.06.2018 года. Из содержания предписания следует, что в ходе проведения проверки установлено использование Смоленским Ю.В. вышеуказанного земельного участка в отсутствие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, тем самым, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В нарушение вышеуказанных требований Смоленский Ю.В использует вышеуказанный земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Смоленский Ю.В. ... ознакомился с результатами проверки, получил на руки копии документов, представил свои письменные возражения относительно доводов акта проверки ... от ....

Оспариваемое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ ... от ... Смоленский Ю.В. получил ..., в суд с административным иском истец обратился ..., то есть в пределах срока для обжалования оспариваемого предписания.

Статьей 71 Земельного кодекса РФ установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1).

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3).

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Пункт 7 статьи 71 предусматривает, что по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года №457.

В соответствии с пункта 5.1.1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 года №1.

Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года №1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пункт а).

В рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 6).

Согласно пункту 3 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Таким образом, согласно пунктам 1, 5 части 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. Отсюда, Управление Росреестра по Оренбургской области наделено полномочиями по выдаче предписания по факту нарушений земельного законодательства.

Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года №486.

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 года №486, государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушении.

В соответствии с пунктами 63 - 64 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. Юридическим фактом - снованием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является, в том числе: мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о следующих фактах: в) нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 3).

Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Оренбургской области, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.

Оспариваемое административным истцом предписание выдано по результатам документарной и выездной проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения земельного законодательства, а также по обращению Кулуева Р.Ш.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлено нарушение действующего законодательства при проведении проверки, предписание об устранении земельного законодательства от ... ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского городского округа по использованию и охране земель Дерковой Т.В. вынесено обоснованно и в пределах своей компетенции. Проверка проведена по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Смоленский Ю.В. был надлежащим образом уведомлен и присутствовал при ее проведении, копия предписания вручена ему лично.

При этом ... составлен протокол об административном правонарушении ... в отношении Смоленского Ю.В. по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КОАП РФ – использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Постановлением ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского городского округа по использованию и охране земель ... от ... Смоленский Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ..., как лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ. Из названого постановления следует, что Абдулинским отделом Управления Росреестра по Оренбургской области проведена внеплановая проверка в отношении Смоленского Ю.В. на земельном участке, расположенном по адресу: ..., кадастровый номер ... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. По результатам проведенных на вышеуказанном земельном участке мероприятий по контролю, установлено, что Смоленский Ю.В. использует земли сельскохозяйственного назначения, примерной площадью ... га пашни, .... В ходе проведения проверки Смоленским Ю.В. представлены договоры аренды земли сельскохозяйственного назначения от ... на земельный участок площадью ... га. Договоры аренды заключены сроком на 1 год, но процедуру государственной регистрации не проходили, тем самым юридической силы предоставленные договоры не имеют. В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В нарушение вышеуказанных требований Смоленский Ю.В. самовольно использует земельный участок, расположенный по адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером .... Данные действия подпадают под статью 7.1 КоАП РФ – использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Доказательств того, что Смоленским Ю.В. своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований земельного законодательства, в материалы дела не представлено. Доказательств отсутствия у Смоленского Ю.В. возможности соблюдения требования земельного законодательства в материалах дела также не имеется.

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01.03.2018 года было отменено постановление ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского городского округа по использованию и охране земель Дерковой Т.В. от ... о привлечении к административной ответственности Смоленского Ю.В. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В судебном заседании судом установлено, что на основании договора аренды земельного сроком на один год, Смоленским Ю.В. использовалось около ... га пашни, расположенных на земельном участке по адресу: ..., земельный участок с кадастровым номером .... При этом земельный участок находится в общей долевой собственности, сами договора аренды государственную регистрацию не проходили. Согласно части 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.2002 года владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельхозназначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Смоленским Ю.В. не было представлено документов, указывающих на то, что он пользовался земельным участком площадью ... га на основании решения общего собрания участников долевой собственности, в связи с чем в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. Вместе с тем, в связи с тем, что в нарушение требований части 2 статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство Смоленского Ю.В. о направлении материалов дела для рассмотрения по месту его жительства в ... ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского городского округа по использованию и охране земель Дерковой Т.В. рассмотрено не было и срок привлечения к административной ответственности истек, производство по делу было прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

То обстоятельство, что вынесенное по делу об административном правонарушении постановление от 14.12.2017 года о привлечении Смоленского Ю.В. к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01.03.2018 годабыло отменено и производство по делу прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, о незаконности оспариваемого предписания не свидетельствует.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 9 вышеназванного Федерального закона в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности, (п. 2 ст. 9 Федерального закона №101-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона №101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона №101-ФЗ участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: 1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков; о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.

Согласно статьям 40, 41, 43 Земельного кодекса РФ и статьям 262, 264 Гражданского кодекса РФ право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам статьи 5, 41 Земельного кодекса РФ относят землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов.

По общему правилу, установленному в статье 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, в том числе право аренды, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с частью 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из материала проверки земельного законодательства, представленного административным ответчиком следует, что в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства Смоленским Ю.В. представлены договоры аренды земель сельскохозяйственного назначения от ..., заключенные Смоленским Ю.В. с каждым арендатором: И.Ф. на использование земли сельскохозяйственного назначения площадью ... га, Х.Р. на использование земли сельскохозяйственного назначения площадью ... га, Л.Р. на использование земли сельскохозяйственного назначения площадью ... га, И.Г. на использование земли сельскохозяйственного назначения площадью ... га, Г.Р. на использование земли сельскохозяйственного назначения площадью ... га, И.И. на использование земли сельскохозяйственного назначения площадью ... га.

Как следует из договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения от ..., заключенные Смоленским Ю.В. с вышеназванными лицами, каждый договор заключен сроком на 1 год и вступает в силу с момента его подписания. Однако в договорах не конкретизировано место нахождения земельного участка, переданного арендатором в аренду. Земельные участки были переданы И.Ф., Х.Р., Л.Р., И.Г., Г.Р., И.И. по договорам аренды земли сельскохозяйственного назначения Смоленскому Ю.В., не зарегистрированным в порядке, установленном действующим законодательством.

В материалах проверки земельного законодательства отсутствует решение общего собрания участников долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения о предоставлении Смоленскому Ю.В. в аренду земельного участка площадью ... га из земель сельскохозяйственного назначения, а также не представлено никаких правоустанавливающих, правоподтверждающих документов о принадлежности вышеназванным лицам на праве общей долевой собственности земельного участка, расположенного в границах кадастрового номера ..., по адресу: ...

Таким образом, установив занятие административным истцом части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, административный ответчик имел право на принятие такой меры реагирования на допущенное нарушение, как вынесение предписания ... от ....

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на гражданина может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

По утверждению Смоленского Ю.В., оспариваемое предписание является незаконным и неисполнимым, поскольку не устанавливает конкретных действий, которые должен совершить он для устранения якобы допущенного им нарушения законодательства. Вместе с тем, содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить Смоленскому Ю.В., поскольку предписание направлено на избрание административным истцом законного способа устранения выявленного нарушения земельного законодательства самостоятельно.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Смоленский Ю.В. использует земельный участок по адресу: ..., с кадастровым номером ..., с нарушениями земельного законодательства РФ, суд приходит к выводу о соответствии предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ ... от ... действующему законодательству.

С учетом совокупности представленных сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии фактов незаконных действий ВРИО главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Дерковой Т.В. по составлению предписания ... от ..., а также оснований для признания незаконным оспариваемого предписания об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание доказанность факта использования Смоленским Ю.В. земельного участка по адресу: ..., с кадастровым номером ..., без правоустанавливающих документов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным, и отказу в удовлетворении заявленных требований Смоленскому Ю.В.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Смоленского Ю. В. к временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Т.В. о признании незаконным ненормативного правового акта – предписания ... об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное ... временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Т.В. в отношении Смоленского Ю.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Ильина

...