ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-106/2021 от 16.04.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело №2а-1-106/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Захаровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 16 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Цылина В.В. к Городской Управе города Калуги о признании постановления недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

23 июня 2020 года Цылин В.В. обратился в суд с административным иском к Городской Управе г.Калуги о признании недействующим постановления Городской Управы г.Калуги от 03 декабря 2019 года №454-п «Об установлении публичного сервитута» в части установления публичного сервитута для земельного участка с кадастровым номером со дня его принятия (в исковом заявлении имеется опечатка в указании кадастрового квартала, поскольку кадастровый квартал спорного земельного участка значится как ).

В обоснование административного иска указано на то, что указанным постановлением, опубликованным в газете «Калужская Неделя» №47 (922) от 05 декабря 2019 года, был установлен публичный сервитут постоянного срока действия для прохода и проезда граждан к многоквартирным домам №<адрес> в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , принадлежащих на праве собственности Цылину В.Н. Сведения о публичном сервитуте внесены в ЕГРН в июне 2020 года, о чем административному истцу стало известно из сообщений в социальной сети «ВКонтакте». Полагает, что оспариваемое постановление в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , поскольку он, как собственник указанного земельного участка не получал уведомлений ни о публичных слушаниях, ни об установлении сервитута, полагает, что постановление в оспариваемой части нарушает его права, в связи с тем что данное постановление противоречит нормам действующего законодательства, поскольку сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализации своего права пользования принадлежащим ему участком (объектом), между тем Городская Управа г.Калуги, установив сервитут на земельный участок с кадастровым номером , не учла тот факт, что для свободного прохода и проезда к указанным многоквартирным жилым домам достаточно установления сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами , , . Просит признать постановление Городской Управы г.Калуги от 03 декабря 2019 года №454-п «Об установлении публичного сервитута» недействующим в части установления публичного сервитута для земельного участка с кадастровым номером со дня его принятия.

Административный истец Цылин В.В. и его представитель по доверенности Бабичев А.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Представитель административного ответчика Городской Управы г. Калуги в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела указанной категории, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действия (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. (пп.11 п.1 ст.1 пп.11 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линии электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37, статьями 39.38, 39.39 Земельного кодекса РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Из совокупного анализа положений Земельного кодекса РФ следует, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах.

Решением Городской Думы г.Калуги Калужской области №280 от 27.12.2017 г. утверждено Положение о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее по тексту – Положение).

В соответствии с п.1.1. указанного Положения настоящим Положением регулируется порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Калуга" (далее - публичный сервитут).

Согласно п. 2.1. Положения постановление об установлении публичного сервитута принимается Городской Управой города Калуги по собственной инициативе, а также по заявлению заинтересованных физических и юридических лиц (далее - заинтересованное лицо).

Для установления публичного сервитута заинтересованное лицо обращается в Городскую Управу города Калуги с заявлением об установлении публичного сервитута (п.2.2. Положения).

Пунктом 4.1. Положения определено, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, проведенных в соответствии с разделом 3 настоящего Положения. Результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер.

Согласно п. 4.6. Положения постановление Городской Управы города Калуги об установлении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления города Калуги, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Городской Управы города Калуги в сети Интернет.

Как следует из материалов дела Постановлением Городской Управы г.Калуги от 03 декабря 2019 года №454-п «Об установлении публичного сервитута» на основании письменных обращений граждан, с учетом результатов общественных слушаний постановлено установить на территории МО «город Калуга» публичный сервитут (согласно приложению) постоянного срока действия для прохода и проезда граждан к многоквартирным домам №<адрес>, через земельные участки, находящиеся в частной и муниципальной собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , части земельных участков с кадастровыми номерами , , , а также в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1419 кв.м, находящегося в собственности Цылина В.В..

Приложением к указанному постановлению является схема границ публичного сервитута на кадастровом плане территории.

Заключение по итогам публичных слушаний было опубликовано в газете «Калужская Неделя» №47 (922) от 05.12.2019 г.

Согласно сообщению заместителя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области от 09 июня 2020 года , адресованного заместителю начальника Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги, сведения о границах публичного сервитута постоянного срока действия для прохода и проезда граждан к многоквартирным домам <адрес> МО «Город Калуга» внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый ).

Между тем судом также установлено, что решением Калужского районного суда Калужской области от 15 июля 2020 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора города Калуги в защиту интересов МО «город Калуга», неопределенного круга лиц, Табаковой Т.В., Глуховой Т.Н. к ООО «СК «Евро Строй», ООО «43», Городской Управе города Калуги, ООО «Триумф Девелопмент», Цылину В.В. о признании распоряжения Городской Управы города Калуги о предоставлении в собственности за плату земельного участка недействующим, признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными, применении последствий недействительности сделки, признании результатов межевания земельного участка недействительными исковые требования прокурора удовлетворены. Судом постановлено:

«признать Распоряжение Городской Управы города Калуги от 14.12.2009 года «О предоставлении ООО «Строительная Компания «Евро Строй» в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес> незаконным.

Признать договор купли-продажи земельного участка от 23.12.2009 года, заключенный между Городской Управой г.Калуги и ООО «Строительная Компания «Евро Строй», недействительным.

Признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером недействительными.

Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельных участков с кадастровыми , , , , , ООО «Строительная компания «Евро Строй» в ведение и распоряжение Городской Управы города Калуги.

Признать отсутствующим право собственности ООО «Строительная компания «Евро Строй» на земельные участки с кадастровыми номерами , , находящихся под многоквартирными жилыми домами <адрес>.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 14.12.2015 года, заключенный между ООО «Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Триумф Девелопмент», недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым ООО «Триумф Девелопмент» в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 17.09.2015 года, заключенный между ООО «Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Управление и эксплуатация-3», недействительным.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером от 20.07.2018 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 17.09.2015 года, заключенный между ООО «Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Управление и эксплуатация-3», недействительным.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером от 17.09.2015 года, заключенный между ООО «Строительная компания «Евро Строй» и ООО «Управление и эксплуатация-3», недействительным.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 23.11.2018 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 17.09.2015 года, заключенный между ООО «Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Управление и эксплуатация-3», недействительным.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером от 17.09.2015 года, заключенный между ООО«Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Управление и эксплуатация-3», недействительным.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 18.10.2019 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., в части продажи указанного земельного участка недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги.

Признать отсутствующим право собственности ООО «Строительная Компания «Евро Строй», ООО «43», Цылина В.В. на земельный участок с кадастровым . Прекратить право собственности Цылина В.В. на земельный участок с кадастровым .

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 17.09.2015 года, заключенный между ООО «Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Управление и эксплуатация-3», недействительным.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером от 20.07.2018 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги.

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 14.12.2015 года, заключенный между ООО «Строительная Компания «Евро Строй» и ООО «Триумф Девелопмент», недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровыми ООО «Триумф Девелопмент» в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги.

Признать недействительными результаты межевания земельных
участков с кадастровыми номерами , .

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 17.06.2019 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровыми Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги. Признать отсутствующим право собственности ООО «43», Цылина В.В. на земельный участок с кадастровыми . Прекратить право собственности Цылина В.В. на земельный участок с кадастровым .

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым
номером от 18.10.2019 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровыми Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г.Калуги. Признать отсутствующим право собственности ООО «43», Цылина В.В. на земельный участок с кадастровыми . Прекратить право собственности Цылина В.В. на земельный участок с кадастровым .

Признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от 18.10.2019 года, заключенный между ООО «43» и Цылиным В.В., недействительным. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровыми Цылиным В.В. в ведение и распоряжение Городской Управы г. Калуги. Признать отсутствующим право собственности ООО «43», Цылина В.В. на земельный участок с кадастровыми . Прекратить право собственности Цылина В.В. на земельный участок кадастровым .

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости
записи о государственной регистрации права собственности: от 19.01.2010 ; от 22.01.2016 ; от 02.11.2015 ; от 02.08.2019 ; от 06.11.2015 ; от 03.03.2016 ; от 28.11.2018 ; от 03.03.2016 : от 02.11.2015 ; от 06.11.2015 ; от 02.08.2018 ; от 21.01.2016 ;от 19.06.2019 ; от 06.06.2019 ; от 06.06.2019 ; от 30.10.2019; от 30.10.2019; от 30.10.2019; от 30.10.2019; от 30.10.2019; от 30.10.2019.

Цылиным В.В., не согласившегося с указанным решением, на решение суда была подана апелляционная жалоба.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда Калужской области от 08 декабря 2020 года решение Калужского районного суда Калужской области от 15 июля 2020 года отменено в части удовлетворения исковых требований прокурора города Калуги, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования «Город Калуга»; в части признания недействительными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами , , ; в части признания права собственности отсутствующим; в указанной части принято новое решение, которым постановлено отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Калуги, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования «Город Калуга»; отказать в удовлетворении исковых требований о признании недействительными результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами , , ; отказать в удовлетворении исковых требований о признании права собственности отсутствующим; в остальном указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Цылина В.В. Бабичева А.И. - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года решение Калужского районного суда Калужской области от 15 июля 2020 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 08 декабря 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Цылина В.В. – без удовлетворения.

Таким образом, вышеуказанным решением суда от 15 июля 2020 года разрешены требования, в том числе, о правах на земельный участок с кадастровым номером , право собственности Цылина В.В. на который прекращено.

В указанной связи, доводы административного истца о несоответствии оспариваемого решения требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушении его прав как собственника земельного участка, суд находит несостоятельными.

То обстоятельство, что, по утверждению административного истца были нарушены его права как собственника, поскольку он не получал уведомлений о публичных слушаниях и об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , не свидетельствует о противоречии оспариваемого им постановления Городской Управы г.Калуги федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Постановление Городской Управы г.Калуги от 03 декабря 2019 года №454-пи в оспариваемой Цылиным В.В. части не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов Цылина В.В., поскольку право собственности Цылина В.В. на указанный земельный участок прекращено.

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Цылина В.В. к Городской Управе города Калуги о признании нормативного правового акта недействующим в части - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 30 апреля 2021 года.