Дело № 2а-1-128/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Карсун 03 апреля 2018 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жучковой Ю.П.,
при секретаре Аксененко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципальному отделу по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании действий должностных лиц,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании действий должностных лиц.
Из содержания административного искового заявления следует, что она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области в межмуниципальный отдел по Карсунскому Сурскому и Майнскому районам по вопросу выдачи ей копии доверенности из реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на основании которой от её имени действовала при совершении сделки гражданка <данные изъяты>. При обращении должностными лицами УФРС по Ульяновской области были совершены следующие действия: 08 сентября 2017 года начальником межмуниципального отдела по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Россреестра по Ульяновской области ФИО2 ей было отказано в выдаче копии доверенности, на основании которой от её имени действовало третье лицо, на основании ч.15 ст.62 ФЗ РФ от 13.07.2017г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отказ был мотивирован тем, что доверенность не относится к документам, выражающим содержание односторонних сделок. С указанными действиями она не согласна, поскольку они нарушают её права, так как от её имени на основании данной доверенности действовало третье лицо по заключению сделки купли-продажи принадлежащего ей имущества, но данное лицо она на совершение данного действия не уполномочивала. Указанные действия должностного лица были обжалованы вышестоящему руководителю, 27.02.2018 за подписью руководителя УФРС по Ульяновской области ею был получен отказ в выдаче данного документа. Ссылаясь на статьи 218, 220 КАС РФ, просит признать действия Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, межмуниципального отдела по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Россреестра по Ульяновской области об отказе в предоставлении ей копии документа из реестрового дела незаконными. Обязать межмуниципальный отдел по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области выдать ей вышеуказанную копию доверенности из реестрового дела.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть административное дело без её участия.
Представитель административного ответчика межмуниципального отдела по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Россреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
До судебного заседания административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области был представлен отзыв на исковое заявление следующего содержания. 15.08.2017 в Управление посредством почтового отправления поступило письменное обращение ФИО1 с просьбой предоставить копию доверенности от 21.08.2008г., удостоверенной главой администрации Урено-Карлинского сельского поселения Карсунского района Ульяновской области <данные изъяты>., содержащейся в реестровом деле на земельный участок (кадастровый номер №), расположенный по адресу: <адрес> Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости ( далее- ЕГРН) (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов) регулируется статьями 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» (далее- Закон о регистрации) и приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее- Порядок предоставления сведений). Отмечают, что обращение ФИО1 не соответствовало установленной форме запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копии документа. Кроме того, в силу ч.2 ст.63 Закона о регистрации, сведения, содержащиеся в ЕГРН предоставляются за плату. С учетом изложенного, заявителю в порядке, установленном ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был направлен ответ, разъясняющий порядок обращения заявителей с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копии документа. 28.01.2018 ФИО1 также направила обращение по вышеизложенному вопросу в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, вследствие чего оно было перенаправлено в Управление для рассмотрения по существу. 27.02.2018 Управлением в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ФИО1 был направлен ответ с ранее изложенной позицией Управления. До настоящего времени заявитель с вышеуказанным запросом в надлежащем порядке в Управление не обращался. Таким образом, факт отказа в предоставлении ФИО1 сведений, содержащихся в ЕГРН в виде копии документа, в действительности отсутствует. Вследствие чего остаются неопределенными заявленные требования, какие именно действия Управления обжалует заявитель. Обращают внимание суда на то, что заявитель не указала нормативно- правовое обоснование своих требований о признании отказа в выдаче копии документа незаконным. Возложение на Управление обязанности совершить определенные действия (представить копию доверенности из реестрового дела), принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя предусмотрено п.9 ст.227 КАС РФ в случае признания действий (бездействия) и решений Управления незаконными, но в данном случае Управлением прав и законных интересов заявителя не нарушало. Отмечают, что в соответствии с ч.15 ст.62 Закона о регистрации правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме и содержатся в реестровых делах. Действующим законодательством также предусмотрена возможность выдачи сведений в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН (ч.13 ст.62 Закона о регистрации, п.4 Порядка предоставления сведений). При этом, под документом, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, законодатель имел ввиду, документы, содержащие в себе информацию о характеристиках объектов недвижимости. Доверенность не является документом, выражающим содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также не является документом, на основании которого сведения вносятся в ЕГРН, а предоставляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или лицам для представительства перед третьими лицами. С учетом изложенного, Управление не вправе предоставлять заявителям копии входящих в состав реестровых дел доверенностей.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что межмуниципальный отдел по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Россреестра по Ульяновской области не может быть надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку является структурным подразделением Управления. При обращении ФИО1 ей было разъяснено, каким образом следует обращаться с запросом, что предоставление необходимых документов является платной услугой, разъяснено также, что в реестровом деле имеется копия доверенности, которая выдана быть не может поскольку во –первых, не является документом, выражающим содержание односторонней сделки, во- вторых, по всем правилам копия с копии не может быть выдана, кроме того, ФИО1 было разъяснено, куда можно обратится за выдачей необходимого ей документа.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Пунктом 13 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определен перечень лиц, обладающих правом получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости. В данный перечень входят, в том числе сами правообладатели либо их представители.
Согласно части 15 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
В соответствии с пунктом 21 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденного Приказом Министерства экономического развития от 23.12.2015 N 968, органом регистрации прав в соответствии с данным Порядком выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве (далее - правообладатель) согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с названным Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу).
В соответствии с п.52 вышеуказанного Порядка запрос, представленный с нарушениями Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным им, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратилась в Межмуниципальный отдел по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, а впоследствии и в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с запросом о выдачи копии доверенности из реестрового дела.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на указанное обращение от 22.02.2018 в выдаче копии доверенности ей было отказано, поскольку доверенность не является документом, выражающим содержание односторонних сделок.
Согласно статье 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена.
По смыслу указанной правовой нормы доверенность представляет собой одностороннюю сделку, из которой возникает право поверенного выступать от имени доверителя, в том числе заключать договоры по отчуждению имущества доверителя.
Таким образом, доверенность не является документом, на основании которого сведения вносятся в ЕГРН.
Довод истца в части того, что при её обращении (ФИО1) в Управление Россреестра ей не была выдана копия доверенности, в связи с чем, по её мнению, были нарушены её права является несостоятельным, поскольку суд считает, что она не лишена возможности получения заверенных копий у лица, на хранении которого находится оригинал документа.
Административный истец свободен в выборе способа защиты нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, должен обеспечивать восстановление нарушенных прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Таким образом, суд полагает, что из административного искового заявления не следует, что отсутствие доступа к истребуемой ФИО1 из реестрового дела копии доверенности объективно препятствует в реализации и защите своих прав и свобод, в том числе в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межмуниципальному отделу по Карсунскому, Сурскому и Майнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании действий должностных лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья: Ю.П. Жучкова