ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-1427/2022 от 10.03.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-1427/2022

УИД 64RS0042-01-2022-001787-29

Решение

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Григорьевой А.С.,

с участием с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к председателю Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО2, Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, - незаконным, понуждении к устранению допущенного нарушения,

установил:

ФИО1 обратилсаь в Энгельсский районный суд Саратовской области с названным административным иском, в котором просит признать незаконным распоряжение председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером , с целью использования «для индивидуальной жилой застройки» местоположением: <адрес> в аренду без проведения торгов.

Обязать председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО2 вынести распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка , с целью использования «для индивидуального жилищного стротельства», местоположением: <адрес> без проведения торгов.

В обоснование требований указывает, что она (ФИО1) является <данные изъяты>.

В соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области по договору социального найма с составом семьи 1 человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди .

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка без проведения торгов.

Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам -р от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении земельного участка на основании подпункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ (с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).

В судебном заседании административный истец заявленные требования, по обстоятельствам, изложенным в иске, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика комитета по земельным ресурсам

администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО3 административный иск не признал, просила в удовлетворении административного иска отказать, указывая, что ФИО1 состоит в очереди на улучшение жилищных условий под номером 3374 и не исключено, что в данной очереди, впереди ФИО1, имеются иные лица с инвалидностью. Кроме того, испрашиваемый земельный участок имеет ограничения в правах использования, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, - охранная зона инженерных коммуникаций.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40).

К числу таких гарантий относятся и положения части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Закон о социальной защите инвалидов), где закреплено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом установлено, что ФИО1) является <данные изъяты>.

В соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области по договору социального найма с составом семьи 1 человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди .

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка без проведения торгов.

Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам -р от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в предоставлении земельного участка на основании подпункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ (с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).

Согласно правоприменительной практики первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

При этом, предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

Поскольку ФИО6 относится к категории граждан, предусмотренных статьей 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, она имеет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Доводы административного ответчика о том, что в очереди на улучшение жилищных условий могут иметься иные граждане, которые также имеют инвалидность во внимание судом приняты быть не могут, поскольку возникшие между сторонами правоотношения имеют заявительный характер и разрешаются по заявлению лица, обратившемуся за предоставлением земельного участка в аренду. Поскольку заявления от иных лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий и имеющих инвалидность и, при этом имеющих меньший номер в муниципальной очереди, не имеется, у административного ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ.

Факт того, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок имеет ограничения в правах использования, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, - охранная зона инженерных коммуникаций при рассмотрении конкретного дела, правового значения не имеет, поскольку по данным основаниям отказ оспариваемым распоряжением, не принимался.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе административному истцу в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, является незаконным.

Принимая изложенное во внимание, учитывая, что разрешение вопроса о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления, суд полагает правильным возложить обязанность по устранению нарушений прав ФИО1 на Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.

В удовлетворении требований непосредственно председателю комитета по земельным ресурсам и к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области следует отказать.

При этом суд приходит к выводу об определении иного способа устранения допущенного нарушения, отличного от заявленного ФИО1 требования в данной части, исходя из конституционного принципа разделения властей, согласно которому суд не подменяет собой органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, а потому полагает необходимым возложить на Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления ФИО1

Руководствуясь ст.4, 175, 218, 219 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным распоряжение председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером с целью использования «для индивидуальной жилой застройки» местоположением: <адрес> в аренду за плату без проведения торгов.

Обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения, путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , с целью использования «для индивидуальной жилой застройки» местоположением: <адрес> в аренду за плату без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья: С.В. Нуждин

Секретарь: А.С. Григорьева