Дело № 2а-1-145/2017
Решение
Именем Российской Федерации
03 мая 2017 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе незаконным,
установил:
и.о. прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – администрации) о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе незаконным.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки деятельности органа местного самоуправления выявлены следующие нарушения законодательства. Так, в администрации имеется информация о наличии на территории Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района следующих бесхозяйных объектов водоснабжения: 1) водонапорные сети протяженностью 15 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка; 2) водонапорные башни в количестве 2 штук, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка; 3) водонапорные сети протяженностью 3,5 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Большая Гусиха; 4) водонапорные сети протяженностью 1 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Малая Гусиха. Несмотря на наличие сведений о нахождении на территории Липовского муниципального образования указанного выше бесхозяйного недвижимого имущества, администрация в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, в органы Росреестра не обратилась. Бездействие администрации влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Липовского муниципального образования, круг которых определить невозможно, на бесперебойное получение услуг. Непринятие мер по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения со стороны администрации может повлечь за собой прекращение подачи коммунальных ресурсов, нарушению прав граждан.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт вышеназванных бесхозяйных объектов недвижимого имущества и обязать администрацию обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке вышеуказанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учёт.
В судебном заседании помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Глухов М.С. поддержал административные исковые требования в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации по доверенности ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разъяснены и понятны.
Явка указанного лица для данной категории дел обязательной не является.
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 9, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Базарно-Карабулакского района Саратовской области проведена проверка деятельности органа местного самоуправления, в ходе которой выявлены следующие нарушения законодательства. Так, в администрации имеется информация о наличии на территории Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района следующих бесхозяйных объектов водоснабжения: 1) водонапорные сети протяженностью 15 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка; 2) водонапорные башни в количестве 2 штук, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка; 3) водонапорные сети протяженностью 3,5 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Большая Гусиха; 4) водонапорные сети протяженностью 1 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Малая Гусиха.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО "О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области" дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляется организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством российской Федерации.
Как закреплено в части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённый приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701 (далее по тексту - Порядок), устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами (далее пор тексту - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).
Как закреплено в пункте 4 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 8 Порядка заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном законом для представления заявления о государственной регистрации прав.
По смыслу действующих положений нормативных актов органы местного самоуправления являются единственными органами, обладающими правом подачи заявления о постановке на учёт недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
Однако, несмотря на наличие сведений о нахождении на территории муниципального образования указанного выше бесхозяйного недвижимого имущества объектов водоснабжения, администрация в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, в органы Росреестра не обратилась.
Бездействие администрации влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Липовского муниципального образования и круг которых определить невозможно, на бесперебойное получение услуг.
Непринятие мер по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения со стороны администрации может повлечь за собой прекращение подачи коммунальных ресурсов, нарушению прав граждан.
Доказательств подтверждающих, что администрация обращалась с соответствующим заявлением в органы Росреестра, административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, представленными административным истцом доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества в регистрирующем органе.
Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспорены.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в регистрирующем органе следующих бесхозяйных недвижимых объектов:
водонапорные сети протяженностью 15 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка;
водонапорные башни в количестве 2 штук, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка;
водонапорные сети протяженностью 3,5 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Большая Гусиха;
водонапорные сети протяженностью 1 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Малая Гусиха.
Обязать администрацию Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учёт:
водонапорные сети протяженностью 15 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка;
водонапорные башни в количестве 2 штук, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Липовка;
водонапорные сети протяженностью 3,5 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Большая Гусиха;
водонапорные сети протяженностью 1 км, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Малая Гусиха.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.В. Карпачева