ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-368/2021 от 01.07.2021 Козельского районного суда (Калужская область)

УИД 40RS0011-01-2021-000615-49

дело №2а-1-368/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Козельск 01 июля 2021 года

Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего – судьи Борзова И.А.,

с участием административного истца Голошиной С.В., ее представителя Капитонова С.Э.,

представителя административного ответчика ОСЗН администрации МР «Козельский район» Митрошиной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Ворониной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голошиной С.В. к Отделу социальной защиты населения администрации муниципального района «Козельский район» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л:

Капитонов С.Э. по нотариальной доверенности в интересах административного истца Голошиной С.В. обратился в Козельский районный суд Калужской области с административным иском, в обоснование указав, что 27.01.2021г. ОСЗН администрации МР «Козельский район» отказано Голошиной С.В. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Калужской области от 30.12.2004г. №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, специалистов достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) и специалистов, которым назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с законодательством», основанием для отказано послужило, что на момент выхода на пенсию Голошина С.В. к категории специалистов, работающих в сельской местности не относилась, считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку Голошиной С.В. 03.12.1996г. была назначена пенсия по старости, она является педагогическим работником, следовательно относится к категории граждан, имеющих право на предоставление ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, имеет трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, просит признать незаконным отказ Отдела социальной защиты населения администрации муниципального района «Козельский район» в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Голошиной С.В. от 27.01.2021г., заявив при этом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

В судебном заседании административный истец Голошина С.В. административные исковые требования поддержала, суду показала, что является педагогическим работником, следовательно относится к категории граждан, имеющих право на предоставление ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, имеет трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, отказ ОСЗН администрации МР «Козельский район» от 27.01.2021г. считает незаконным и необоснованным, кроме того, ввиду плохого самочувствия она не могла своевременно обратиться в суд за защитой своих прав, считает, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением пропущен по уважительной причине.

В судебном заседании представитель административного истца Капитонов С.Э. административные исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОСЗН администрации МР «Козельский район» Митрошина Н.П. возражала против удовлетворения административных исковых требований, суду показала, что Голошина С.В. имеет необходимый стаж работы в качестве специалиста сельской местности (поселок Сосенский) не менее 10 лет, однако на момент выхода на пенсию (03.12.1996г.) она не относилась к категории специалистов, работающих в сельской местности, т.к. поселок Сосенский в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.12.1991г. №2044-1 был отнесен к категории город районного подчинения.

Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно трудовой книжки ЕТ Голошина С.В., ДД.ММ.ГГГГ с 15.08.1975 года по 24.03.1977г. работала в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты> с 14.04.1977 года по 12.08.1977г. работала в должности учителя русского языка и литературы <данные изъяты> с 23.08.1977г. по 01.09.1978г. работала в должности воспитателя детского сада , 01.09.1978г. по 11.11.1979г. работала в должности воспитателя детского сада ясли с 11.01.1980г. по 27.04.1981г. работала в должности воспитателя детского сада <данные изъяты>, с 27.05.1981г. по 01.02.1991г. работала в должности воспитателя детского сада <данные изъяты> с 01.08.1986г. переведена на должность старшего воспитателя <данные изъяты> с 01.12.1990г. переведена на должность воспитателя – методиста <данные изъяты> с 01.02.1991г. работала в должности воспитателя – <данные изъяты> с 01.02.1991г. по 30.09.2002г., с 01.12.1992г. переведена на должность старшего воспитателя <данные изъяты> с 01.02.1997г. переведена зам.зав. по учебно-воспитательной работе, с 01.09.1998г. переведена старшим воспитателем, 28.05.1999г. присвоена первая квалификационная категория по должности «старший воспитатель».

Согласно удостоверению Голошиной С.В. назначена трудовая пенсия по старости с 03.12.1996 года.

Из сообщения ОСЗН администрации МР «Козельский район» от 27.01.2021г. следует, что Голошина С.В. на момент выхода на пенсию, к категории специалистов, работающих в сельской местности не относилась, в связи с чем, оснований для предоставления ей меры социальной поддержки в соответствии с Законом Калужской области от 30.12.2004г. №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, специалистов, достигших возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), и специалистов, которым назначена пенсия по старости в соответствии с законодательством» не имеется.

Из справки Администрации ГП «Город Сосенский» следует что, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1991 года рабочему поселку Сосенский Козельского района был присвоен статус города Сосенский.

Согласно справке Администрации ГП «Город Сосенский» от 22.06.2021г. Голошина С.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 04.01.1991г., ранее была зарегистрирована по адресу: <адрес> с 15.05.1981г. по 22.03.1983г., <адрес> с 22.03.1983г. по 04.01.1991г.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктов 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.08.1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношения.

В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно преамбуле Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004 года предусмотрено, что наряду с другими задачей данного Федерального закона является повышение материального благосостояния граждан и системы их социальной защиты, а при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; при этом нормы настоящего Федерального Закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и интересов гражданина. Статьей 153 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Во исполнении вышеуказанных положений был принят Закон Калужской области за №13-ОЗ от 30.12.2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». В соответствии со ст. 2 указанного закона специалисты, работающие в сельской местности, в том числе медицинские работники, и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки: компенсацию расходов в размере 100 процентов от оплаты за жилое помещение; компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за отопление и электроснабжение, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, - на ежегодную денежную выплату в размере стоимости топлива с учетом стоимости транспортных услуг, приобретаемого в пределах нормативов, установленных в соответствии с законодательством.

Согласно ч.3 этого же Закона, специалисты, указанные в статье 1 настоящего Закона, вышедшие на пенсию, а также специалисты ведомственных организаций, вышедшие на пенсию до 2005 года, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона. Меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, сохраняются в случае переезда указанных в пункте 1 настоящей статьи специалистов, вышедших на пенсию, на новое место жительства в сельскую местность, в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случае изменения административно-территориального статуса сельского населенного пункта, поселка городского типа (рабочего поселка) в город. Специалисты, вышедшие на пенсию, проработавшие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Калужской области не менее 10 лет, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что на момент выхода на пенсию они относились к категории специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. № 437, от 24.01.1985 г. № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. № 154/12-22 утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".

Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1.

В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных правовых норм следует, что федеральным и региональным законодательством был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Таким образом, принимая во внимание, что Голошина С.В. на момент выхода на пенсию являлась педагогическим работником (профиль работы не изменяла), на момент изменения административно- территориального статуса рабочего поселка Сосенский имела более 10 лет педагогического стажа, после изменения статуса поселка также продолжала проживать в г. Сосенский, следовательно в силу ст.2 и ст. 3 п.2 Закона Калужской области за №13-ОЗ от 13.12.2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» она имеет право на компенсацию расходов в размере 100% за отопление и электроснабжение.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Законом Калужской области №13-ОЗ от 30.12.2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедшим на пенсию» были сохранены ранее действующие льготы по бесплатному жилью с отоплением и освещением, в том числе педагогическим работникам, ушедшим на пенсию. Положения этого закона подтверждают ранее действующие условия предоставления льгот, а именно в ст. 3 Закона указано, что специалисты, указанные в статье 1 настоящего Закона (в том числе педагогические работники), вышедшие на пенсию, а также специалисты ведомственных организаций, вышедшие на пенсию до 2005, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона.

Согласно ст. 6 этого же закона меры социальной поддержки распространяются на специалистов и членов их семей, проживающих в населенных пунктах, статус которых в 2004 году был изменен соответствующим Законом Калужской области со статуса «рабочий поселок», «поселок городского типа», «поселок сельского типа» на статус «Поселок», «город». Статус же рабочего поселка Сосенский был изменен на статус города в 1991 году, что в силу ранее действовавшего законодательства не препятствовало предоставлению педагогическим работникам, ушедшим на пенсию после изменения административно - территориального статуса мер социальной поддержки.

С 1981 года по настоящее время Голошина С.В. постоянно проживает в г.Сосенский, который с 1991 года приобрел статус города, так как ранее был поселком и приравнивался к сельской местности.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Учитывая, что Голошина С.В. с 1981 года по настоящее время являлась специалистом сельской местности, вышла на пенсию проживая в г.Сосенский, относившийся к сельской местности, имеет стаж работы в сельской местности более 10 лет, поэтому согласно социальной справедливости, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ, ст. 6 ч.3 Закона Калужской области за №13-ОЗ от 13.12.2004 года «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию», ст. 55 ч.5 ФЗ «Об образовании» имеет право на получение мер социальной поддержки, а поэтому административный иск подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обращаясь с заявлением о восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением Голошина С.В. в качестве уважительности причин пропуска срока обращения в суд указала на ее плохое самочувствие и отсутствие в отказе ОСЗН администрации МР «Козельский рай он»срока обжалования отказа, предоставив в подтверждение заключение врача ГБУЗ КО «Калужский областной клинический онкологический диспансер», справку от терапевта.

Поскольку обстоятельства, изложенные Голошиной С.В. в подтверждение причин пропуска процессуального срока на обращение в суд, являются уважительными и подтверждаются представленными им документами, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока на подачу в суд административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Восстановить Голошиной С.В. срок на подачу административного искового заявления Голошиной С.В. к Отделу социальной защиты населения администрации муниципального района «Козельский район» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Признать отказ Отдела социальной защиты населения администрации муниципального района «Козельский район» в предоставлении мер социальной поддержки Голошиной С.В. от 27.01.2021г. незаконным.

Обязать Отдел социальной защиты населения администрации муниципального района «Козельский район» предоставить Голошиной С.В. меры социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации за жилое помещение, за отопление и электроснабжение с 23 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд Калужской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий И.А. Борзов