Дело № 2а-1-3925/2016
Решение
Именем Российской Федерации
22 апреля 2016 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Кузьминой Е.В.,
представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о признании незаконным уведомления об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, об обязании продлить срок действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: «блокированные одноквартирные жилые дома»,
установил:
административный истец ФИО3 обратился в суд с иском, просит признать незаконным отказ Заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в продлении ФИО3 срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства № RU 64538101-09-20/14 от 11.04.2011г., содержащийся в уведомлении заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес>№ от 02.02.2016г.
Обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> продлить на 18 (восемнадцать) месяцев срок действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от 11.04.2011г.
Впоследствии требования уточнил, просит признать незаконным отказ Заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в продлении ФИО3 срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства № RU 64538101-09-20/14 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащийся в уведомлении заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес>№ от 02.02.2016г.
Обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> продлить на 22 (двадцать два) месяца срок действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от 11.04.2011г.
Требования мотивирует тем, что на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГФИО3 принадлежат земельные участки площадью 2170 и 601 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, район СХИ.
11.04.2011г. администрацией муниципального образования <адрес>
ФИО3 выдано разрешение № RU 64538101-09-20/14 на строительство
блокированных одноквартирных жилых домов. ФИО3 приступил к строительству, однако срок действия данного разрешения на строительство установлен до ДД.ММ.ГГГГ 13.07.2012г. ФИО3 обратился в администрацию Энгельсского
муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, район СХИ, участок №. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в приеме документов для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с несоответствием форме, установленной приложением № к административному регламенту; непредставлением документов, предусмотренных п. 2.6.3 административного регламента. 23.01.2013г. в адрес главы администрации ЭМР ФИО3 направлено заявление о продлении срока действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от 11.04.2011г. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, поскольку пропущен срок подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. Решением Энгельсского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в продлении ФИО3 срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства № RU 64538101-09-20/14 от 1104.2011г. Обязало администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> продлить на 15 месяцев срок действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от ДД.ММ.ГГГГ Апелляционным определением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Энгельсского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Заместителем главы администрации Энгельсского муниципального района по строительству, ЖКХ, ГЭК, транспорта и связи продлен срок разрешения на строительство до ДД.ММ.ГГГГ В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В июле 2015 года ФИО3 обратился в Управление обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района <адрес> с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство. 21.07.2015г. Управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района <адрес> ему было отказано в приеме документов для продления срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: «блокированные одноквартирные жилые дома», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, район СХИ, уч. №, по основанию, предусмотренному п. 2.7 административного регламента предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. 16.12.2015г. начальником Управления обеспечения градостроительной деятельности
ФИО3 было отказано в приеме документов для продления срока действия
разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства по основаниям, предусмотренным п. 2.7 административного регламента предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№. Устранив все недостатки, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: «блокированные одноквартирные жилые дома», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, район СХИ, уч. 2. 02.02.2016г. заместителем главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи вынесено уведомление об отказе ФИО3 в продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, в связи с пропуском срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, установленный ч.20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства). Решением Энгельсского городского Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>. Согласно ст. 11 Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> для целей регулирования застройки в соответствии с настоящими Правилами установлены территориальные зоны. Земельный участок, предоставленный ФИО3, находится в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1). В соответствии с ч. 1 ст. 22 Правил основной вид разрешенного использования для жилой застройки первого типа (Ж-1): индивидуальные жилые дома, блокированные жилые дома с приусадебными участками. Частью 2 ст. 22 Правил установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальная площадь земельного участка 300 кв.м., максимальная площадь не нормируется, максимальное количество этажей 3, минимальное не нормируется, максимальная высота зданий 12 метров, максимальный процент застройки определяется проектной документацией, минимальный не нормируется. Согласно проектной документации на строительство блокированного жилого дома на участке, предоставленном ФИО3, условия, установленные Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, соблюдены. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен уполномоченным органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления (ч. 20 ст. 51 Кодекса). Таким образом, ни истечение срока действия разрешения на строительство при уже начатом строительстве объекта, ни пропуск срока обращения с заявлением о продлении такого разрешения не является безусловными основаниями для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительством объекта к моменту исчисления срока действия разрешения на строительство. Так как на момент истечения срока подачи заявления о продлении разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства блокированных одноквартирных жилых домов было начато ФИО3, следовательно, оснований для отказа ФИО3 в продлении срока действия разрешения на строительство в соответствии с п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не имеется, потому считает, что обоснование оспариваемого отказа истечением срока действия разрешения на строительство является неправомерным, основанном на неправильном толковании действующего законодательства.
Административный истец ФИО3, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес> и Администрации Энгельсского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что в соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ). В соответствии с частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Из содержания изложенной нормы следует, что законодательством установлен срочный характер разрешения на строительство, поскольку заявление о продлении срока действия разрешения на строительство должно быть подано не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. Согласно части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Таким образом, данная норма устанавливает случаи обязательного отказа в продлении разрешения на строительство, если строительные работы не начаты, а также условие, при которых органы местного самоуправления вправе отказать в продлении, а именно по истечении шестидесятидневного срока до окончания действия разрешения на строительство. В частности в решении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по делу № А76-20957/2011 изложена правовая позиция о возможности отказа в продлении срока действия разрешения на строительство в связи с пропуском установленного ГрК РФ срока на подачу заявления. В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается тот факт, что заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подано по истечении срока действия данного разрешения (указанное не оспаривается и самим заявителем). При этом срок действия разрешения на строительство истек ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство заявитель обратился ДД.ММ.ГГГГ Вместе с этим, считаю необходимым обратить внимание суда на то, что первоначально заявитель обратился в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство в июле 2015 г., однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в приеме документов ввиду не представления документов, предусмотренных п.2.6.1. административного регламента, а именно проекта организации строительства объекта с изменениями, учитывающими продление срока действия разрешения на строительство объекта. Таким образом, обратившись в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, заявитель не представил документы, обосновывающие срок, на который разрешение могло быть продлено. Повторно с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство ФИО3 обратился спустя полгода. В связи с изложенным считаю необходимым отметить, что доказательства того, что имели место объективные причины, препятствующие истцу обратиться с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство в предусмотренный законом срок, в материалы дела не представлены. Более того все документы и представленная переписка свидетельствуют о достаточно затяжном характере данной стройки и невозможности ее завершения в установленный разрешением на строительство срок. В связи с чем, истец, действуя более предусмотрительно и ответственно, мог заблаговременно обратиться к застройщику об установлении нового срока окончания строительства и внесения корректировок в проект организации строительства. Таким образом, реализация права органом местного самоуправления на отказ в продлении разрешения на строительство не является в данном случае произвольной, а обоснована фактическими обстоятельствами, свидетельствующими о ненадлежащем использовании застройщиком предоставленных ему прав. В настоящем случае правоотношения между ФИО3 и администрацией, касающиеся выданного ранее разрешения на строительство, были прекращены с момента окончания срока действия этого разрешения, соответственно, данные отношения не могут быть продлены спустя такой длительный срок после их прекращения. Вместе с этим обращаю внимание суда на то, что к административному исковому заявлению ФИО3 не приложил документы, обосновывающие срок, на который необходимо продлить разрешение на строительство. Также, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент подачи заявления данный проект не утратил своей актуальности. Во-вторых. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6). В связи с изложенным считаю необходимым пояснить следующее. Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об управлении обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района, согласно пункта 1.1. которого, управление является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим исполнение полномочий в области градостроительной деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации Энгельсского муниципального района. Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён административный регламент предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство» (далее - Регламент). Из пункта 1.1 Регламента следует, что он разработан в целях повышения качества оказания и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги и устанавливает сроки и последовательность действий уполномоченного органа администрации Энгельсского муниципального района при предоставлении муниципальной услуги. В связи с этим считаю необходимым обратить внимание суда на то, что требования административных регламентов, утверждённых и действующих на территории Энгельсского муниципального района, являются обязательными к исполнению органами местного самоуправления в процессе предоставления муниципальных услуг и осуществления возложенных на них функций по решению вопросов местного значения. Обязательность их разработки и применения закреплена в Федеральном законе № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований осуществляется на основании административных регламентов, представляющих собой нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органом администрации Энгельсского муниципального района был разработан административный регламент предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство», утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 2.8. административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги ФИО3 послужило пропуск срока подачи заявления, установленный пунктом 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства). Учитывая установленный законодателем срок на подачу заявления, а также то, что в норме (п.20 ст. 51 ГрК РФ) указано, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен органами местного самоуправления, соответственно при определенных условиях он может и не быть продлен, утверждённый административный регламент содержит самостоятельное основание к отказу в продлении срока действия разрешения на строительство пропуск срока на подачу заявления о продлении срока действия разрешения на строительство. Принимая во внимание, что административный регламент является нормативным правовым актом, положения которого никем не оспорены и не признаны противоречащими закону, содержащиеся в нем положения являются обязательными для исполнения органом, оказывающим муниципальную услугу. На основании изложенного, считают действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе предоставления муниципальной услуги по продлению срока действия разрешения на строительство законными, и прошу суд отказать ФИО3 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО4, заинтересованное лицо ФИО5, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили отзывы, доверили представлять свои интересы представителю. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие данных третьих лиц. Представитель заинтересованных лиц по доверенностям ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал. В обоснование требований пояснил, что административный истец и заинтересованные лица осуществляют строительство блокированных одноквартирных жилых домов на смежных земельных участках, согласно единого проекта организации строительства по адресу: <адрес>, район СХИ, участок №.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГФИО3 принадлежат земельные участки площадью 2170 и 601 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, район СХИ.
11.04.2011г. администрацией муниципального образования <адрес>
ФИО3 выдано разрешение № RU 64538101-09-20/14 на строительство
блокированных одноквартирных жилых домов. ФИО3 приступил к строительству, однако срок действия данного разрешения на строительство установлен до ДД.ММ.ГГГГ
13.07.2012г. ФИО3 обратился в администрацию Энгельсского
муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, район СХИ, участок №.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в приеме документов для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с несоответствием форме, установленной приложением № к административному регламенту; непредставлением документов, предусмотренных п. 2.6.3 административного регламента.
23.01.2013г. в адрес главы администрации ЭМР ФИО3 направлено заявление о продлении срока действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от 11.04.2011г.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, поскольку пропущен срок подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.
Решением Энгельсского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в продлении ФИО3 срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства № RU 64538101-09-20/14 от 11.04.2011г. Обязало администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> продлить на 15 месяцев срок действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением Саратовского областного суда от 30.01.2014г. решение Энгельсского районного суда <адрес> от 20.06.2013г. оставлено без изменения.
Заместителем главы администрации Энгельсского муниципального района по строительству, ЖКХ, ГЭК, транспорта и связи продлен срок разрешения на строительство до 30.08.2015г.
В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В июле 2015 года ФИО3 обратился в Управление обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района <адрес> с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство.
21.07.2015г. Управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района <адрес> ему было отказано в приеме документов для продления срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: «блокированные одноквартирные жилые дома», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, район СХИ, уч. №, по основанию, предусмотренному п. 2.7 административного регламента предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
16.12.2015г. начальником Управления обеспечения градостроительной деятельности ФИО3 было отказано в приеме документов для продления срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства по основаниям, предусмотренным п. 2.7 административного регламента предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Продление срока действия разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Истцом в 2015 году был разработан Рабочий проект Комплекса блокированных одноквартирных Ж\д по адресу: <адрес>, район СХИ уч-ки № и № и Энгельсский р-он <адрес>, уч-к №. Продолжительность строительства железобетонного блокированного здания определена в соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-85 «Нормы продолжительности и задела в строительстве предприятий, зданий и соороужений». В связи с невозможностью строительства всех 3-х домов одновременно строительство производится очередями. Продолжительность строительства каждого дома в соответствии со СНиП составляет 9 месяцев. Общая продолжительность при этом составляет 27 месяцев. В связи с тем, что строительно-монтажные работы не закончены, в настоящий ПОС внесены изменения, учитывающие ситуацию на ДД.ММ.ГГГГ год. Учтено, что СМР выполнены на 20%, поэтому необходиио еще 22 месяца для завершения работ.
Устранив все недостатки, ФИО3 25.01.2016г. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: «блокированные одноквартирные жилые дома», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, район СХИ, уч. 2.
02.02.2016г. заместителем главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи вынесено уведомление об отказе ФИО3 в продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, в связи с пропуском срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, установленный ч.20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Решением Энгельсского городского Совета депутатов муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>.
Согласно ст. 11 Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> для целей регулирования застройки в соответствии с настоящими Правилами установлены территориальные зоны.
Земельный участок, предоставленный ФИО3, находится в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Правил основной вид разрешенного использования для жилой застройки первого типа (Ж-1): индивидуальные жилые дома, блокированные жилые дома с приусадебными участками.
Частью 2 ст. 22 Правил установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальная площадь земельного участка 300 кв.м., максимальная площадь не нормируется, максимальное количество этажей 3, минимальное не нормируется, максимальная высота зданий 12 метров, максимальный процент застройки определяется проектной документацией, минимальный не нормируется.
Согласно проектной документации на строительство блокированного жилого дома на участке, предоставленном ФИО3, условия, установленные Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, соблюдены.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителю главы администрации Энгельсского муниципального района по строительству, ЖКХ, ТЭК, транспорту и связи ФИО6 делегированы полномочия главы администрации на подписание разрешений на строительство, уведомлений об отказе в выдаче разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 51 ГрК РФ и другими федеральными законами; продление срока действия разрешений на строительство, подписание уведомлений об отказе в продлении срока действия разрешений на строительство и др.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об управлении обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района, согласно п. 1.1. которого управление является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим исполнение полномочий в области градостроительной деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации Энгельсского муниципального района.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органом администрации Энгельсского муниципального района был разработан административный регламент предоставления управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «продление срока действия разрешения на строительство», утвержденный постановлением администрации Энгельсского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.8 административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из которых является пропуск срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ (не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
Данное основание положено в основу отказа в продлении ФИО3 срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: блокированные одноквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, район СХИ, участок №.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Пунктом 19 той же статьи предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен уполномоченным органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления (ч. 20 ст. 51 Кодекса).
Согласно проекту организации строительства (ПОС) продолжительность строительства определена в 27 месяцев. В связи с тем, что строительно-монтажные работы не закончены, в настоящий ПОС внесены изменения, учитывающие ситуацию на ДД.ММ.ГГГГ. Работы выполнены на 20 %, поэтому необходимо еще 22 месяца для завершения работ.
Как указал представитель административного истца в судебном заседании, сложности в продолжении строительства возникли в связи финансовыми трудностями, привлечениями инвестиций и проблемами с подрядчиками.
Им также представлены документы в подтверждение объективности причин, обусловивших необходимость обращения за продлением разрешения на строительство. Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях истца недобросовестности или ненадлежащем использовании своих прав, судом не установлено, соответствующих доказательств не представлено.
А потому довод ответчика об этом суд считает несостоятельным.
Таким образом, как следует из ч. 20 ст. 51 ГрК РФ нарушение срока подачи заявления не является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, если работы по строительству начаты за шестьдесят дней до истечения первоначального срока действия разрешения.
Ссылку административного ответчика на положения соответствующего регламента суд не принимает во внимание, поскольку положения федерального законодательства будут иметь большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает незаконным отказ истцу в продлении срока действия разрешения на строительство.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца путем обязания продлить ему срок действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства № RU 64538101-09-20/14 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащийся в уведомлении заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес>№ от 02.02.2016г.
Учитывая изложенное, требования ФИО3 являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 62, 175-181 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным отказ Заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в продлении ФИО3 срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства № RU 64538101-09-20/14 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащийся в уведомлении заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> продлить на 22 (двадцать два) месяца срок действия разрешения на строительство блокированных одноквартирных жилых домов № RU 64538101-09-20/14 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно
Судья Л.В. Смирнова
Секретарь .
20.04.2016г.