ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-5622/16 от 08.06.2016 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-5622/2016

Решение

Именем Российской Федерации

08 июня 2016 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Коробкиной Д.С.,

с участием представителя административного ответчика Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице Тимофеевой П.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селезнев П.В. к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части,

установил:

Селезнев П.В. обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части прекращения досрочно его полномочий как депутата 16 избирательного округа.

В обоснование административных требований указывает, что он, Селезнев П.В., является депутатом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района (избирательный округ ).

ДД.ММ.ГГГГ на 115-м заседании четвертого созыва Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области приняло решение о прекращении досрочно его полномочий как депутата от 16-го избирательного округа.

При этом порядок и процедура принятия Собранием депутатов Энгельсского муниципального района каких-либо решений закрепленная в Регламенте Энгельсского районного собрания депутатов (далее по тексту - Регламент) были нарушены.

В соответствии с п. 4.1.1. Регламента основной работой Комитета является заседание.

Согласно п. 4.1.2. Регламента о заседании Комитета его председатель уведомляет членов Комитета и других участников заседания не позднее, чем за два дня, а при проведении внеочередного заседания по мере информирования членов Комитета. По вопросам, вошедшим в повестку дня заседания Комитета, её членам предоставляются необходимые материалы не позднее чем за два дня до заседания... Вопросы, рассмотренные на заседании Комитета в срок менее, чем за два дня до заседания Собрания, на это заседание не выносятся.

В силу п. 4.1.5. План работы Комитета содержит перечень подлежащих рассмотрению вопросов, в том числе выносимых на заседание Собрания.

Из буквального толкования указанных норм следует, что Регламентом запрещено выносить на заседание Собрания депутатов вопросы, предварительно не включенные в повестку дня заседания Комитета и не рассмотренные на нём, однако в повестку дня проведенного ДД.ММ.ГГГГг. заседания Комитета вопрос о прекращении досрочно полномочий депутата от 16-го избирательного округа Селезнева П.В. не включался и не рассматривался. О проведении заседания Комитета в предусмотренные Регламентом сроки он не уведомлялся, никакие материалы для заседания Комитета мне не направлялись.

То есть, оспариваемое решение по его мнению было принято Собранием депутатов, минуя предусмотренную Регламентом процедуру предварительного рассмотрения этого вопроса на заседании Комитета.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Регламента основными элементами процедуры рассмотрения вопроса на заседании Собрания являются: включение в повестку дня; рассмотрение и принятие повестки дня; доклад по проекту решения; содоклад; вопросы докладчику, содокладчику и ответы на вопросы; прения по обсуждаемому вопросу; выступления по мотивам голосования и принятие проекта решения за основу; внесение поправок в принятый за основу проект решения; выступления по мотивам голосования и принятия проекта решения в целом. Следовательно, принятие решения путем голосования по тому или иному вопросу возможно только в том случае если этот вопрос включен в повестку дня заседания Собрания и за её принятие проголосовало необходимое количество депутатов.

Согласно принятой повестке дня на рассмотрение указанного заседания Собрания депутатов были представлены 19 вопросов и раздел «Разное».

Из буквального содержания повестки дня следует, что вопрос о досрочном прекращении его полномочий депутата в нее также включен не был.

Как выяснилось, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Селезнева П.В. было принято по результатам голосования, которое проводилось при рассмотрении включенного в повестку дня раздела «Разное».

Однако согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Регламента в раздел повестки дня «Разное» включаются сообщения, носящие информационный характер, по которым муниципальное собрание не принимает решений нормативного характера.

Следовательно, на заседании собрания от ДД.ММ.ГГГГ указанный вопрос не мог быть поставлен на голосование, а у Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области отсутствовало право на принятие по нему оспариваемого решения.

О дате и времени проведения собрания с представлением повестки дня он не извещался. В нарушении п. ДД.ММ.ГГГГ. Регламента проект оспариваемого решения за день до заседания собрания ему не предоставлялся, в связи с чем он был лишен возможности представления мотивированных возражений по основаниям и нарушениям процедуры его принятия с учетом п. ДД.ММ.ГГГГ. Регламента.

При таких обстоятельствах полагает, что оспариваемое решение является незаконным и нарушающим его право на дальнейшее осуществление полномочий депутата Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области.

В судебное заседание административный истец Селезнев П.В. не явился. О времени и месте рассмотрения административного дела извещен в установленном ст. 96 КАС РФ порядке. Представил на электронный адрес суда ходатайство об отложении судебного заседания в связи с его убытием в командировку, которое было судом отклонено, поскольку явка административного истца не является обязательно и не признана таковой судом, в связи с чем суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Селезнева П.В.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице Тимофеевой П.А. административные требования Селезнева П.В. не признал в полном объеме, представив в адрес суда письменные возражения из которых следует, что Собрание депутатов Энгельсского муниципального района осуществляет свою деятельность на основании Положения о Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утвержденного решением СД ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ. и Регламента Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утвержденного Решением СД ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.)

Согласно пункту 5.7 Регламента без голосования подлежат включению в повестку дня заседания Собрания депутатов предложения о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов.

Следовательно, включение вопроса о рассмотрении протеста прокуратуры о досрочном прекращении полномочий депутатов в раздел повестки дня «Разное» не является нарушением положений Регламента.

Довод административного истца о его не извещении о дате, времени и месте совместного заседания комитетов Собрания депутатов ЭМР, заседании Собрания депутатов ЭМ несостоятелен ввиду того, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14:00 до 15:00 часов сотрудником аппарата Собрания депутатов ЭМР Кудлай Ю.В. в присутствии сотрудников аппарата Собрания депутатов ЭМР Дроздовой СВ., Тимофеевой П.А., Полторан Е.А. Селезнев П.В. был извещен о дате, времени и месте совместного заседания комитетов СД ЭМР посредством совершения телефонного звонка на принадлежащий ему . Также ему было предложено забрать документы для заседания Комитетов.

Селезнев П.В. выслушал переданную ему информацию, поблагодарил и попрощался.

Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 3.3 Регламента Собрания депутатов ЭМР сообщение о дате, времени и месте проведения очередного заседания Собрания депутатов каждый месяц публикуется в общеизвестных средствах массовой информации.

Так, сообщение о дате, времени и месте проведения 115-го очередного заседания Собрания депутатов ЭМР (ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес>) опубликовано в газете «Наше слово XXI век» от ДД.ММ.ГГГГ(22334) на 1 странице.

В соответствии с пунктом 3.5 Регламента Собрания депутатов Энгельсского муниципального района депутат обязан присутствовать на заседании Собрания депутатов. При невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно, не позднее, чем за сутки, информирует заместителя Главы Энгельсского муниципального района и (или) руководителя аппарата Собрания депутатов. Отсутствие депутата на заседании Собрания депутатов без уважительной причины является нарушением депутатской этики.

Согласно пункту 11.1.5. Депутат Собрания депутатов обязан присутствовать на заседании комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Собрания депутатов заблаговременно информирует председателя комитета, руководителя аппарата Собрания депутатов.

О невозможности присутствовать на заседании Собрания депутатов Энгельсского муниципального района в апреле 2016 года и апрельском заседании комитетов Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и причинах своего отсутствия Селезнев II.В. никого не проинформировал, в связи с чем, нарушил пункты 3.5, 11.1.15 Регламента.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Николаевой М.К. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Аналогичное право предоставлено статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что Селезнев П.В., являлся депутатом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района (избирательный округ ), что не оспаривалось стороной административного ответчика.

ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Энгельсского муниципального района Саратовской области Лобанова Д.Ю. было внесено представление прокурора города Энгельса Саратовской области об устранении нарушений Федерального закона «О противодействии коррупции», выразившееся в частности не предоставлении депутатом в установленный Законом срок депутатом Энгельсского муниципального района (избирательный округ ) Селезневым П.В. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Рассмотрение данного представления прокурора было внесено в Повестку дня 115-м заседания четвертого созыва Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области в раздел «Разное».

ДД.ММ.ГГГГ на 115-м заседании четвертого созыва Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области приняло решение о прекращении досрочно его полномочий как депутата от 16-го избирательного округа (л.д.7-8).

Согласно статье 1 (часть 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 14 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Устав) структуру органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района составляют: Собрание депутатов Энгельсского муниципального района, Глава Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района и Контрольно-счетная палата Энгельсского муниципального района (часть 1).

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

В силу статьи 15 Устава Энгельсское районное Собрание депутатов является представительным органом Энгельсского муниципального района.

Организацию деятельности деятельности Энгельсского районного Собрания депутатов осуществляет Глава Энгельсского муниципального района, исполняющий полномочия председателя Энгельсского районного Собрания депутатов.

Порядок организации деятельности Собрания депутатов Энгельсского муниципального района определяется регламентом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утверждаемым решением Энгельсского районного Собрания депутатов (пункты 7, 8 статьи 17 Устава).

Согласно положениям Регламента Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утвержденного Решением Энгельсского районного Собрания депутатов от 30 марта 2006 № 14/03-03 (ред. от 30.10.2014) проект повестки дня заседания Собрания депутатов формируется заместителем Главы Энгельсского муниципального района, руководителем аппарата Собрания депутатов на основе плана работы Собрания депутатов и предложений о внесении внеплановых вопросов Главой Энгельсского муниципального района, заместителем Главы Энгельсского муниципального района, председателями постоянных комитетов, групп депутатов, отдельных депутатов, главы администрации Энгельсского муниципального района, а также в порядке правотворческой инициативы граждан (пункт 3.8).

4.16. Проекты правовых актов, вносимые на заседание Собрания депутатов, должны быть обсуждены не менее чем в одном из комитетов (пункт 4.16).

Для рассмотрения вопросов на очередном заседании Собрания депутатов должны быть соблюдены следующие сроки внесения документов:

- отчеты об исполнении бюджета Энгельсского муниципального района, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание должны быть представлены в Собрание депутатов не позднее 15 числа месяца, в котором предполагается их рассмотрение;

- документы по прочим вопросам, содержащимся в ежегодно утверждаемых планах работы Собрания, должны быть представлены в Собрание не позднее 1 числа месяца, в котором запланировано их рассмотрение;

- проекты правовых актов, исходящие от органов местного самоуправления, предусматривающие регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, а также тарифов на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, предоставляемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями в рамках их уставной деятельности, должны быть представлены в Собрание не позднее 1 числа месяца, в котором предполагается их рассмотрение;

- прочие проекты правовых актов, исходящие от органов местного самоуправления, должны быть представлены в Собрание депутатов не позднее 10 числа текущего месяца.

Вопросы, по которым не соблюдаются сроки внесения документов, установленные в абзацах втором - пятом настоящего пункта, на очередном заседании в текущем месяце не рассматриваются, и их рассмотрение переносится на следующий месяц.

Исключение составляют проекты правовых актов, требующих незамедлительного принятия. Их внесение регламентируется пунктом 4.18 настоящего Регламента (пункт 4.17).

Проекты правовых актов, требующие незамедлительного принятия, могут вноситься на рассмотрение Собрания депутатов без соблюдения требований пункта 4.16, а также пунктов 4.17, 4.19, 4.20 в части сроков подготовки и предоставления материалов, в том числе, непосредственно на заседании Собрания депутатов в раздел повестки дня "Разное" (пункт 4.18).

После открытия заседания Собрания депутатов председательствующий оглашает проект повестки дня, который принимается за основу открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.

Если проект повестки дня не принят за основу, то по каждому вопросу, включенному в проект повестки, проводится голосование с формулировкой «О включении в повестку дня заседания вопроса ____», которое принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (пункт 5.6).

После принятия проекта повестки дня за основу депутатами могут быть поданы предложения по ее изменению, дополнению или порядку рассмотрения вопросов. Предложения по включению в повестку дня других вопросов принимаются в исключительных случаях, если они подготовлены в соответствии с настоящим Регламентом.

Перед голосованием о включении в повестку дня дополнительного вопроса автору предоставляется до трех минут для обоснования его предложения, после чего председательствующий оглашает пакет документов, приложенных к проекту решения.

Без голосования подлежат включению в повестку дня заседания Собрания депутатов следующие вопросы:

- протесты прокурора на решения, принятые Собранием депутатов;

- предложения о досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов.

В раздел повестки дня «Разное» включаются проекты правовых актов Собрания депутатов, требующие незамедлительного принятия, а также сообщения, носящие информационный характер (пункт 5.7).

Из анализа выше указанных норм права во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд приходит к выводу, что Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области приняло оспариваемое решение в пределах предоставленных полномочий и компетенции, а также в соответствии с Регламентом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, утвержденного Решением Энгельсского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) поскольку внесение в Повестку дня вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата от 16 избирательного округа Селезнева П.В. не требовало предварительного голосования и иных процедур.

Требования административного истца основаны на недействующей редакции Регламента Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, а потому не могут быть приняты во внимание, поскольку данная редакция не имеет правого значения.

Также суд находит несостоятельными доводы Селезнева П.В. о его ненадлежащем извещении и времени и месте проведения собрания с представлением повестки дня, поскольку они опровергаются материалами дела. в частности приобщенным к делу выпуском газеты «Наше слово - газета для всех и каждого» (22334) от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее на первой полосе объявление о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. в зале заседаний администрации Энгельсского муниципального района состоится заседание Собрания депутатов Энгельсского муниципального района четвертого созыва.

Также, суд находит довод Селезнева П.В. о том, что в раздел «Разное» Повестки дня не может включаться вопросы, по которым принимаются решения нормативного характера к коим административный истец относит и оспариваемого им решение, поскольку он основан не ошибочном толковании нормы и права и придании оспариваемому решению статуса нормативного акта, тогда как последний не может быть признан таковым исходя из нижеследующего.

При определении юридической природы оспариваемого акта надлежит исходить из оценки его содержания, принимая во внимание также следующее.

Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, например, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации, принятии носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Решения уполномоченного органа государственной власти, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, принятые в отношении конкретного лица и подлежащие однократному применения не являются нормативными правовыми актами, а потому суд не может признать решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части прекращения досрочно полномочий Селезнева П.В. как депутата 16 избирательного округа нормативным актом, а потому данный вопрос мог быть включен в раздел «Разное» Повестки дня 115-го заседания четвертого созыва Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Исходя из вышеизложенного суд не находит законных оснований для удовлетворения требования Селезнева П.В. о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части прекращения досрочно его полномочий как депутата 16 избирательного округа.

Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Селезнев П.В. к Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части прекращения досрочно полномочий депутата от 16 избирательного округа Селезнева П.В., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>