Дело № 2а-1-607/2021
УИД 64RS0042-01-2021-013286-32
Решение
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Григорьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, а также по административному иску ФИО4 признании незаконным уведомления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 522 от 25 ноября 2020 года о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, понуждении к совершению действий,
установил:
ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, а также ФИО4 обратились в Энгельсский районный суд Саратовской области с названным административным иском, в котором просят признать незаконным уведомления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 522 от 25 ноября 2020 года о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, понуждении к совершению действий в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> возложить на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области рассмотреть документы, представленные в адрес администрации Энгельсского муниципального района с входящим номером 22995 от 23 ноября2020 года.
В обоснование заявленных требований указывают, что административным истцам на праве общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № с разрешенным видом использования «под индивидуальную жилую застройку» с ограничением прав и обременение объекта в связи с особыми условиями использования земельного участка и режима хозяйственной деятельности в водоохраной зоне оз. Банное (20 метров от уреза воды.
В целях улучшения жилищных условий административными истцами принято решение о постройке жилого дома на названном участке и в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области подано соответствующее уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 953 кв.м. Данное уведомление зарегистрировано административным ответчиком 23 ноября 2020 года за № 22995, однако 14 декабря 2020 года выдано уведомление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 522 от 25 ноября 2020 года о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика на земельном участке по следующим основаниям:
- «функциональной зоной улично-дорожной сети Генерального плана муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года № 725/56-03 предусмотрено размещение элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок). Улично-дорожная сеть является территорией общего пользования, на которую в соответствии с п.4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент не распространяется. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ на территориях общего пользования могут располагаться линейные объекты, такие как сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи и т.д., и данные территории, - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); градостроительным регламентом территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) Правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельского муниципального района Саратовской области, утвержденных решением Энгельсского городского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года №232/02, вид разрешенного использования «под индивидуальную жилу застройку», не предусмотрен; в соответствии с Проектом планировки территории г. Энгельс в границах ул. Лесозаводская - ул. Ленина – берег р. Волга, - ул. Водная, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района № 768 от 18 февраля 2008 года, участок расположен частично в зоне территории общего пользования, частично в зоне парков, скверов, бульваров.
Административные истцы считают незаконным оспариваемое уведомление, нарушающим их права собственности на пользование названным объектом недвижимости при том, что они намерены осуществить строительство жилого дома в точном соответствии с разрешенным видом использования земельного участка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Абзацем 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ определено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административным истцам на праве общей долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № с разрешенным видом использования «под индивидуальную жилую застройку» с ограничением прав и обременение объекта в связи с особыми условиями использования земельного участка и режима хозяйственной деятельности в водоохраной зоне оз. Банное (20 метров от уреза воды.
В целях улучшения жилищных условий административными истцами принято решение о постройке жилого дома на названном участке и в администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> подано соответствующее уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 953 кв.м. Данное уведомление зарегистрировано административным ответчиком 23 ноября 2020 года за № 22995, однако 14 декабря 2020 года выдано уведомление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 522 от 25 ноября 2020 года о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика на земельном участке по следующим основаниям:
- «функциональной зоной улично-дорожной сети Генерального плана муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 декабря 2008 года № 725/56-03 предусмотрено размещение элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок). Улично-дорожная сеть является территорией общего пользования, на которую в соответствии с п.4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент не распространяется. В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ на территориях общего пользования могут располагаться линейные объекты, такие как сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи и т.д., и данные территории, - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неопределенный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); градостроительным регламентом территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) Правил землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельского муниципального района Саратовской области, утвержденных решением Энгельсского городского Совета депутатов от 18 декабря 2009 года №232/02, вид разрешенного использования «под индивидуальную жилу застройку», не предусмотрен; в соответствии с Проектом планировки территории г. Энгельс в границах ул. Лесозаводская - ул. Ленина – берег р. Волга, - ул. Водная, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района № 768 от 18 февраля 2008 года, участок расположен частично в зоне территории общего пользования, частично в зоне парков, скверов, бульваров.
Как указано выше и следует из положений ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязывающих застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 10 ст. 51.1 названного Кодекса определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Аналогичное положение закреплено законодателем в п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Анализ приведенных положений указывает на то, что в каждом конкретном случае при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.
Решением Энгельсского городского совета депутатов от 18 декабря 2009 года № 232/02 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс.
В соответствии с указанными Правилами для земельного участка
административного истца установлена функциональная зона Ж-2, в которой градостроительным регламентом размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Согласно положениям п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, установленное территориальное зонирование в функциональной зоне Ж-2 не ограничивает использование административными истцами земельного участка по назначению под существующий индивидуальный жилой дом.
Однако, в силу п. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующего объекта капитального строительства, а также строительство нового объекта на данном земельном участке может быть осуществлены только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
При таких обстоятельствах, суд, установив, что в соответствии с действующими на территории муниципального образования город Энгельс Правилами землепользования и застройки индивидуальное жилищное строительство на данном земельном участке в качестве основного или условно разрешенного вида использования не предусмотрено, приходит выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения, в форме уведомления.
Что касается доводов административных истцов о том, что вынесением оспариваемого уведомления они лишена права на соблюдение благоприятных условий жизнедеятельности, на возможность реализации в установленном законом порядке права собственности в отношении принадлежащего им земельного, то они не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку правового значения по делу при наличии вышеприведенных обстоятельств не имеют.
Кроме того, административные истцы не лишены возможности оспорить действующие Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс в порядке, предусмотренном ст. ст. 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, а также по административному иску ФИО4 признании незаконным уведомления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 522 от 25 ноября 2020 года о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, понуждении к совершению действий, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья: С.В.Нуждин
Секретарь: А.С.Григорьева
02 февраля 2021 года.